Солнце внутри

Александр Кувшинов
Если выпить или покурить, привычный мир сразу же исчезает. Вместо него появляется нечто, что никак нельзя назвать, поскольку, что бы ты об этом ни сказал, все будет не то. В такие моменты ни о чем не думаешь всерьез, да и «моментов» тогда никаких нет, а есть нечто невыразимо чудесно разворачивающееся, как огромный алмаз, сверкающий тысячью граней, или калейдоскоп с бесчисленными разноцветными комбинациями, - все течет, переливается, звучит и щекочет. Слова при этом превращаются в сухие оболочки без вкуса и запаха, теряют свою притягательность и свежесть. Они опадают бесполезной шелухой, шелестят о чем-то абстрактном, но не насыщают. А этот наркотический калейдоскоп насыщает непостижимым образом: словно пьешь субстанцию самой жизни, которую и выразить-то никак нельзя, ни пощупать, ни измерить, но, тем не менее, она не только существует сама по себе, но и является важнейшим питательным компонентом для моего тела. Без этой пищи я усыхаю, впадаю в беспредметную тоску, словно житель Крайнего Севера, истосковавшийся по солнцу в январе. Жизнь становится чередой бессмысленных, но необходимых действий, а за всем этим стоит глухая черная тоска. Если эту тоску попытаться выразить звуком, получится глухой вой, словно стонет под слоем льда, земли и снега Черный Волк, тот самый, что глотает солнце в северных мифах. Я его понимаю и очень ему сочувствую – Черному Волку просто необходимо регулярно глотать это солнце, чтобы чувствовать себя живым. Без проглоченного солнца у себя в животе он может только глухо выть, как покойник, обреченный заклинаниями колдуна на тупое безжизненное скитание. Покойнику полагается быть мертвым: не двигаться, не думать, не ощущать, лежать себе смирно и покорно разлагаться. Как это, должно быть, приятно… Простое химическое разложение, без этих метаний, когда все время хочешь почувствовать то, не знаю, что, или пойти туда, не знаю, куда, и при этом все происходящее ощущается как сквозь деревянный корсет, сквозь безжизненную невидимую оболочку, превращающую касание ветерка в оцифрованную запись формата МР3.
Зато, стоит только дунуть травы или выпить первые сто грамм, ощущения жизни меняются удивительным образом. Все становится вдруг интересным, волшебным, непонятным и завораживающим. Причем, ты воспринимаешь это безо всяких заморочек или желания непременно с этим что-то сотворить. Наступает, наконец, отдых от самого себя. Этого самого «себя», которого я знаю всю свою жизнь, которого зовут Коля, русский, беспартийный, неженатый, с высшим образованием и свободным знанием английского языка. К сожалению, этого отдыха никогда не бывает достаточно. Как бы глубоко я ни отдыхал, - во сне, в отрубе или под кайфом, - эта ***ня, которая называется «личность», как костюм из фильма комедии ужасов неизбежно напрыгивает на меня снова, натягивает удила, вонзает в бока шпоры и… продолжается беспросветная гонка за счастьем.
Тут существует великое разнообразие способов и методик. Одни собираются в просторных залах, садятся в позу лотоса, соединяют кончики пальцев и поют беззвучное «Ом».
Другие идут на стадион, бухают пиво и скандируют «Спартак – чемпион», а после матча с облегчением бьют друг другу физиономии.
Другие с горящими глазами глядят в мониторы компьютеров, составляя отчеты, презентации, плетя интриги и прыгая через головы, а то и шагая по этим самым головам.
Третьи перетягивают вену жгутом и вонзают в нее шприц.
Четвертые заводят детей, стирают и готовят обеды. Ждут мужей (жен) к ужину, берут уроки вязания и раз в неделю посещают кружок современного танца.
Пятые сгорают в огне творческого роста, поют, пляшут, снимаются в кино, или  работают на телевидении.
Шестые ебут все, что движется.
Седьмые не ебутся вообще. Голодают, переходят с обычной пищи на вегетарианскую, далее в программе: сыро-, моно- и праноедение.
Время от времени у каждого возникают сомнения в чистоте избранного метода. Эти сомнения сопровождаются консультациями с товарищами по несчастью, а также с авторитетными лицами, как то: шаманы, целители, психологи и просто гуру. Особо здесь ценятся индивидуальные наставления «тех, кто достиг». Помучившись какое-то время, заблудшая овечка, как правило, возвращается в свою таргет групп, или, совершив духовную революцию, переходит в соседнюю. Там все продолжается в том же духе: усилия, ощущения «вот-вот, уже скоро!», сомнения, духовные поиски, депрессия, воодушевление, и так без конца.
И все это делается с одной только целью – избавиться от себя навсегда. Любой из методов, несомненно, приносит временное облегчение, и каждый здесь выбирает на свой цвет и вкус. На мой взгляд, принципиальной разницы здесь вообще нет, все зависит от внутреннего склада индивидуума. Впрочем, и со временем в этом может убедиться каждый, ни один из методов не работает до конца, а все гуру бизнеса, продающие информацию из первых рук, просто мошенники. Но это не меняет дела. Все знают, что истину нельзя купить, а то, что покупается, всегда фальшивка. Как пели в свое время Битлз: «Can’t buy me love, oh!». Впрочем, все, что на самом деле все мы хотим и можем – это просто забыться на время. Если тупо сидеть и думать, что забыться навсегда невозможно, ничего хорошего из этого не выйдет. Если повезет, попадешь в дурдом. А если нет, просто замучаешь себя до смерти.
И потому, в среду я сбежал с работы, вернее, просто не вернулся после обеденного перерыва, а поехал в центр, зашел в туалет какого-то бара, закинулся парой таблеток, запил все это литром пива и вышел на волю.
На улице сияла весна, куча народу валила по своим делам, воробьи чирикали, уличные музыканты выводили свои бесконечные песни, и все это звучало, двигалось, дрожало и пело, как огромная симфония в звуках, цвете, фигурах и запахах. Можно было остановиться и смотреть в одну точку – сторонний наблюдатель сказал бы «на лужу», но для меня в этот момент не было никаких «луж», «прохожих», «неба» или «облаков». Было только невыразимое «вот это», слова проплывали в голове, никак не цепляясь к восприятию, и все было волшебно и интересно, и, не побоюсь этого слова, празднично.
Меня, то пробивало на хохот, то я вдруг останавливался, заинтересовавшись мужичком лет 55-ти, который сидел за столиком с одинокой кружкой пива. И эта картинка вдруг распахивалась, как дверь – в чужую жизнь, в запахи, настроения и вкусы. В неведомые мгновения передо мной пролетало целое кино про этого мужичка, я словно на какое-то время окунался в коктейль из его настроений, ощущений и отношений. Если попытаться выразить это в словах, получится (в лучшем случае) фильм или книга. Но в реальном времени это занимало какие-то мгновения. Под воздействием чувств, возникших от этого «фильма», мне, конечно, сразу же хотелось подойти к нему поближе, что-то сказать, что-то такое… теплое… родное… чтобы показать, как я его понимаю. Какие мы с ним, в сущности, одинаковые, потому что вообще, все, абсолютно все люди совершенно одинаковые в этом стремлении достичь наконец-то счастья и в этой невозможности сделать это навсегда.
Однако, имея некоторый опыт подобных состояний, каким-то неуловимо бессознательным образом я угадывал, что не стоит мне ни к кому подходить, не надо сидеть и молчать с умным или сияющим видом, не стоит этого делать, потому что этот кайф, он такой хрупкий. Такой… пронзительно прозрачный, как стекло толщиной 100 микрон. Стоит его только взять покрепче, и оно треснет, лопнет, как мыльный пузырь. Лучше всего – катиться дальше, как шар перекати-поля, не задумываясь ни о чем и, по возможности, ничего не касаясь.
Вот я и катился себе дальше, по улицам, переходам и станциям метро. Вы знаете, дорогие друзья, какая удивительная штука эскалатор? Это просто кайф-машина какая-то, вот что я вам скажу! В обычные дни я всегда иду по нему вниз довольно бодрым шагом, а тут… Я встал, как вкопанный, очарованный этим медленным наплыванием мира. Было такое впечатление, что я стоял на месте, а весь зал, вместе с людьми и фонарями, медленно надвигался откуда-то снизу. Я задирал голову вверх, и ощущения становились еще более захватывающими. Медленно ползущий потолок словно размазывал меня, как мягкое масло на горячем хлебе. Так приятно было ощущать это разминающее течение, как будто одновременно проходящее и расширяющееся во все стороны.
Долгим медленным движением шейных мышц голова принимала опять вертикальное положение и я вновь видел плывущие навстречу фонари, разноцветные плакаты и людей на параллельных линиях.
После бесконечно долгого спуска я оказался на неподвижном полу, и он подхватил меня и понес дальше, к поездам метро. Толпа всосала меня в вагон и мы ПОНЕСЛИСЬ! Звуки грохота вагонных колес звучали, как музыка на рок-концерте. Голова и все части тела двигались автоматически, я только видел, слышал, обонял и ощущал. Все было просто охуенно. Впрочем, словами этого все равно не выразить.
Меня словно что-то распирало изнутри. Это ощущение распирания было несильным и очень приятным. Словно пузырьки радости, подобные пузырькам газа в газировке, наполняют тело приятной легкостью и драйвом, толкают, веселят и щекочут. Ты испытываешь возбуждение, радость и спокойствие одновременно. Никуда не надо идти. Ничего не надо делать. Некуда бежать. Все уже здесь.
Я вышел на своей станции, поднялся на эскалаторе вверх и очутился на улице. Я по-прежнему плыл, как щепка в потоке. Мимо проплывали торговцы зеленью и раздатчики листовок, звуки, гомон, гудки машин… Я зашел по дороге в пивной магазин и купил еще пива. Добрался до дома, завалился на диван, закинулся еще одной парой таблеток и аккуратно заполировал их пивом.
Потом долго лежал, глядя в темнеющее окно, на красные полосы заката, на огни соседних домов. Течение восприятия постепенно затухало, сворачиваясь в вязкий тягучий ком. Я еще успел посмотреть какой-то фильм в ноутбуке, после чего провалился в глубокий сон.
Мне всегда было завидно людям, которые живут так называемой «обычной жизнью»: не носятся с одного конца города на другой, заводят семьи, работают, отдыхают, рожают детей, ездят в гости к родственникам, рассуждают с умным видом о политике и спорте, ждут с нетерпением отпуска летом, не ширяются, не пучат глаза в лихорадке бессонницы, не переживают простой факт бытия как нестерпимую муку длиной в бесконечность, бессмысленную и неостановимую, которая идет по сценарию, написанному никем, но нет никакой возможности вырваться хоть на йоту за рамки этого сценария. Жизнь держит железной хваткой всех нас, воображающих, что живут эту самую жизнь, в то время как происходит все в точности да наоборот: жизнь живет меня, пережевывает, выплевывает и заглатывает обратно. Ей не слышны ни вопли, ни стоны ужаса, ни возгласы восторга. ЕЙ ВСЕГДА ВСЁ ВСЁ РАВНО. И это бесконечное равнодушие жизни, такой близкой и родной, как дыхание матери, отмораживает больше всего. Но многие живут, не чувствуя этого, радуясь радостям и переживая свои печали. Как я завидую этим прекрасным людям! Иногда мне кажется, что такое полусонное существование – истинный рай, про который рассказывает та самая сказка из Библии. Рай, откуда Бог выгнал Адама и Еву, а, точнее, Адам и Ева выгнали себя сами, начав соображать и прикидывать, думать и понимать.
Сквозь сон до меня вдруг доходит, что все люди чувствуют примерно одно и то же: растерянность и пустоту, надежду и отчаянье, желание найти свое счастье и ясное понимание, что этого счастья нигде нет. Это может быть весело, больно или трагично, когда как. И это не кончится никогда.

Проснулся я среди ночи. Сердце стучало как бешеный заяц, запертый в тесной клетке, который хочет выскочить на волю любой ценой. Шатаясь и причитая, я добрался до кухни, попил воды, потом пописал и снова лег. «Вот и все», успел подумать я, засыпая, - «Вот и кончился праздник. Началась обычная жизнь».