Глава семнадцатая зачем сорвана ты, несчастная роз

Борис Рябухин
Глава семнадцатая
«ЗАЧЕМ СОРВАНА ТЫ, НЕСЧАСТНАЯ РОЗА…»

В Москву теперь Полина ездила часто. Ведь появился внук – Борин сын Максим. Полина почти каждый год выезжала на каникулах для лечения ног в Пятигорск. То дикарем, то Боря доставал для нее путевку у себя на работе. Если какой-то раз не поедет, пропустит, то потом почти весь год – на больничном листе. Так сильно болели ноги, полиартрит их ковал и  травмировал. А из  Пятигорска она заезжала к сыну в Москву.
Берегла внука, как и сына,  до исступления. Даже грозный свекор, глядя на ее старания, разрешил один раз Полине Алексеевне с маленьким Максимом приехать к нему в Киев на отдых летом. Он с женой Верой Алексеевной жили в центре Киева в хорошей трехкомнатной квартире. Жена в это время гостила у дочери в Москве.
Когда-то Георгий Константинович работал в Госснабе  Украины замзавом отделом. Конечно, у такого бывшего начальника в  Киеве Полине  было тяжело, потому что Максим был настолько мал, что еще не понимал страха. Бежит-бежит, а Полина с больными ногами – за ним, и с замирание сердца от страха за него, потому что не успевает. Гаркуши жили недалеко от  Крещатика, на углу улицы Кирова. Мальчик вырвет ручонку – и выбежит из бульварного садика, а здесь нет загородок, и машины снуют, как сумасшедшие. Но Господь спас, все обошлось хорошо.
Полина даже решилась на самовольный поступок, не сказав никому ни слова. Только у Бори, при разговоре по телефону с Москвой,  попросила, чтобы он прислал на главпочтамт ей немного денег.
Боря выслал 30 рублей. У Полины было немного денег, но 50 рублей она сразу отдала деду. И он кормил гостей кроликами. А на базаре столько прекрасных фруктов! Густой настой опьяняет. Полина решила сама покормить  внука фруктами, особенно крупной сладкой черешней (лутовкой). Зашла с ним  в  кафе, попросила у официантки блюдце с ложечкой, помыли руки, сели за стол. А денег, чтобы отблагодарить официантку,  у неё после базара уже не было. Все сделала за спасибо.
Дед тоже угощал внука клубничкой, но мелкой.
– Она кислая, – ёжился Максим. – Кислая. Не буду.
Он его стегнул веревочкой:
– Ешь!
Полина кинулась к Максиму и отняла его у сердитого деда. Полина и у родителей иногда отнимала ребенка, когда они сильно раздражались от его капризов. А Максим  синел в слезах от их шлепков.
– У него младенческая будет! – кричала Полина. – Нервный приступ – смотрите, как закатывает глаза.
Молодые родители, еще не знали подхода к воспитанию ребенка, как хорошо знала учительница Полина Алексеевна.
И в этот раз дед разозлился на Полину Алексеевну.  Но все быстро прошло.
Полина купалась с Максимом в Днепре, загорала с ним на пляже. Покупается – и садится на песочек греться на солнышке. А Максимка  намажет себя грязью и бросится в воду. Полина начеку – бросается за ним в Днепр.  Ребенок не боялся, знал, что бабушка рядом. 
Но однажды случилось непредвиденное. Какой-то пьяный мужик купался недалеко от Полины. И вздумалось ему пройти мимо неё, волоча за собой воду. Музырил ногами – и брызги долетели до Максима, попали ему в лицо. Он испугался, схватился обеими руками за лицо. Полина  его подхватила из-под брызг, и он вцепился в неё. Конечно, оба перепугались.
И однажды Полина узнала из разговоров на берегу Днепра, что церковь находится недалеко от пляжа. Уходя с Максимом из дома, Полина взяла с собой 10 рублей и решила  узнать, сколько стоит крещение ребенка. Но когда подошли к церкви, увидели, что служба уже кончилась, и церковь была полупустая. Полина спросила сначала монашку, сколько стоит покреститься. Она направила Полину к двери  в келью  священника.
Осторожно войдя туда, Полина поздоровалась и спросила батюшку:
– Можно окрестить ребенка?
Он ответил:
–  Нужно согласие отца и матери.
Само крещение, Полина знала, по правилам коммунистов страны, может на работе  выйти боком отцу и матери. Но была готова принять этот поступок на себя. Она стала объяснять, что она бабушка, учительница, в гостях с внуком, что у нее ничего  с собой нет.
Батюшка  задумался, но потом решительно сказал:
–  Зайдите, – и указал Полине на другую приоткрытую дверь, а сам ушел.
Полина с Максимом  вошла в другую комнату, наверное, крещальню. Там стояли купель и висят иконы. Подождала священника. Он вернулся с теплой водой в кувшине.
Крестной матерью Максима назвали Полину, а крестным отцом – Бориного другу Мишу Мамаева.
Батюшка взял  священную книгу и начал читать молитвы. А Полине велел раздеть Максима. Вначале Максим испугался, вцепился в бабушкину шею, прижался к ней.
А Полина стала его раздевать и успокаивать:
– Максимка, я с тобой. Все хорошо.
Максим  успокоился. Священник поставил  его в купель. Читает молитвы и обливает Максима водой. Ребенку понравилось. Батюшка долго читал молитвы, и гладил Максима по голове. А потом спросил, есть ли рубашонка. Полина крестильную рубашку не успела купить. Но она, как  всегда,  взяла ему чистую рубашку на пляж – переодеться  после   купания.
Батюшка кивнул головой и спросил, есть ли крестик на ленточке. Полина  отдала ему 10 рублей, смутившись,  сказал тихо:
– Больше у меня нет с собой.
Батюшка  ничего не сказал. Затем дал поцеловать Максиму крест и иконку. Полине казалось, что Максим все выполнил с большим «пониманием». И Полина  пошла с ним к иконам. Батюшка велел  надеть на Максима чистую рубашку.       Полина,  крестясь, шептала молитвы, какие знала от своей матери Аксиньи. И Максим, подражая, то же самое стал делать и  кланяться.  Что уж он там лепетал, еще говорить, как следует, не умея. Полина и Максим поцеловали иконы и ушли. 
Приехали домой, дед спросил:
 – Что-то вы долго?
Полине пришлось сказать, что трамвая долго  не было. А Максим сказал:
 – А мы были в цике.
Дед подумал, что Полина с Максимом были в цирке,  и успокоился. А цирк действительно был недалеко.
После еды, укладывая Максима,   Полина сняла с его шеи крестик, чтобы партийный дед не видел, а то бы ей попало. Потом сказала о крещении Максима только Боре. А признавшись уже студенту  Максиму в крестинах,  спросила:
– Ты не обижаешься на меня?
 Он обрадовался:
–  Наоборот.
 
Максим отдыхает, а Полина читает и все прислушивается, поглядывая за занавеску. У деда там был какой-то закуток, в виде чуланчика или темной комнаты, куда  они складывали старые вещи. И раз слышит, что-то Максим  кряхтит и не спит.  Полина открыла занавеску, а он стоит на кровати, и рядом с ним лежит груда вытащенного с полок старого барахла.  А он из пузырька поливает всё это каким-то зловонием. Полина схватила Максима, подумав, что хорошо – не задремала, а то ведь ребенок мог задохнуться. Дед был в другой комнате, не чувствовал во сне этот кошмарный запах какой-то жидкости от тараканов или от моли. Полина всё быстро убрала, проветрила комнату. А Максима, умыв,  положила с собой на диван. Ему сделала  тихо внушение, что нехорошо самовольничать, и, кажется, он почувствовал – что за дело. И вот такая нервотрепка была у Полины почти целый месяц, пока не приехали в Москву.

А в Москве  – свои волнения от раздоров молодых. Да, убеждалась Полина, глядя на Валю: есть среди жен такие коварные женщины, как пантеры. Боре на таких везло.  Добрые и умные женщины ему не нравились. А властные, злые, мстительные были в его вкусе. Вот бы сменить ему отношение к ним.  Правильно сказала квартирантка Инна, которую Полина пускала, чтобы иметь хоть какую-то лишнюю копейку, чтобы ездить к Боре или на лечение на Северный Кавказ:
– Ему нужна добрая, тихая, душевная подруга жизни, которая могла бы по-настоящему любить и ценить его ум и талант.
Полина в тайне даже хотела бы поженить Борю на этой скромной молодой женщине. Именно такие, как она, могли бы  ценить и  беречь Борю. А не насмехаться над ним, вроде Вали. Которая его «трудами» в туалете оклеила стены. И после каждого  слова  дураком его называла. От большого ума.  Не понимает, что сама свою дурь выказывает, и свое невежество. Нужно пересмотреть Боре свое отношение к жизни и, наконец,  наладить ее.  Он писал в своем стихотворении, посвященном Полине:
Как только жизнь свою налажу,
Я сеть морщин твоих разглажу…
А Полина уже в таком возрасте, что  особенно ощущает не налаженность   своей жизни, видит, сколько уходило и уходит счастливых минут, дней, лет и десятилетий безвозвратно. И время не остановишь.
Она видела, что в их семье всё делалось Боре назло. Полина решила,  что это проклятие – дело поганых рук Люськиной матери. Первой девочки, с которой в юности  познакомился Боря. Так она в него вцепилась, что решила шантажировать его своей беременностью. И вот ее мать пришла к Полине с претензиями, что Боря должен жениться на Люсе. Приехала сбыть с рук  свою дочь.
С такими людьми надо, по мнению Полины, вести разговор резко и справедливо. И Полина, выразив сомнение в вине Бори, сказала такой свахе:
– Даже если бы что-то и  было. Но вы знаете народную пословицу: «Сучка не захочет – кабель не вскочит»?
И гостья замолчала, а, уходя, пригрозила:
– Ну, хорошо! Будете помнить.
И вот Полина  как-то приехала к Боре, а на полу рассыпано пшено. И она первая прошла по этому пшену, посчитав это колдовством.  Она бы могла подумать, что это пшено рассыпала нечаянно Валя. Но была и вторая порча. Когда  все спали, а Полина утром открыла окно (Боря с Валей жили в полуподвальном доме в центре Москвы на Софийской набережной), то увидела, что  лежит горсть соли за ставней. «Хочешь верь, хочешь нет», – говорила она Боре. Правда, он потом сообщил, что соль кладут между двойными окнами, чтобы стекла не потели в полуподвальном помещении.
Один только светлый случай запомнила Полина в жизни Бори с Валей.
Аксинья  хорошо пела романсы. А Боря ей подпевал. Даже хотел в Москве учиться на певца. И Полина тоже могла спеть Аксиньины песни. По просьбе Бори,  решила их ему записать: «Стаканчики граненые», «Несчастную розу» и другие. Как-то он с Валей упросили Полину спеть ее любимый романс. И где упросили? В метро «Кропоткинская». И она в уголочке перед пустой лестницей  в метро им спела.

РОЗА

Зачем расцвела ты, прекрасная роза?
Зачем сорвана ты жестокой рукой?
Не лучше ль увянуть от вьюги – мороза,
Чем быть позабытой и блекнуть с тоской?

Но ты расцветала, тобой все гордились.
Сорвали, прижали к горячей груди.
Но ты надоела, тебя все забыли.
И бросив на землю, сказали: «Цвети!».

Но как же цвести, когда жизнь вся отнята?
Завял лепесток и погиб черенок.
И то, что помято, не будет поднято.
Ах, бедный несчастный цветок!

Полина, конечно, всплакнула. Эта песня и про нее тоже.

Боря с Валей так и разошлись. И Полина очень переживала, что  в разводе обвиняют её, что она – настоящая злодейка. Господь все видит, верит Полина. Она  не виновата ни в чем. Она не умеет и не способна мстить людям, которые её напрасно обвиняют.  Ангел-хранитель её бережет, как ей  сказала во сне её мать Аксинья, и  помогает во всём.
Полина видела, что Боря выбивался из сил, чтобы сохранить вторую семью. Но жизнь и судьба, считает Полина, у неё и у Бори одинаковая. Об этом ей сказала гадалка – татарка. При подруге Нате. Ната вышла замуж за татарина и жила в Казани. Иногда приезжала в Астрахань, и встречалась с давней  своей подругой Полиной. Ната немного знала татарский язык, научилась  от мужа. Поэтому она поняла и записала слова гадалки, которая читала по-татарски в старинной книге.  Удивительно, что татарка говорила Полине всё правильно – и  что было, и что будет.
Гадалка, после чтения по книге, сказала Полине:
– Ты – несчастная. И жизни замужней у тебя не будет. Твоя семейная, личная жизнь отнята.
Вот так. Верь или не верь.

Оля и Шура хорошо помогали проживающей в одиночестве Полине. И она не оставалась в долгу перед ними. Заботилась о старых тетушках. Как-то тетя Шура заболела – простыла в церкви, стояла на сквозняке. Полина делала ей  горчичники  и йодовую сетку, бегала   к ней два раза в день. Сбила у нее высокую температуру – так она стала рваться на улицу. 
Тете Оле, с помощью Бори,   Полина выхлопотала однокомнатную квартиру, как участнице Великой Отечественной войны. Тете Шуре с больным Виктором местные власти дали  однокомнатную квартиру в микрорайоне судоремонтного завода имени Ленина.  И она выехала из своей трущобы, отдав прежнюю квартиру Лене с женой и пасынком. Шуранька часто клала мужа в сумасшедший дом, когда у него возобновлялись приступы болезни. Но не бросала его, жила с ним по-христиански до его смертного часа. Говорят, на том свете есть только один супруг.   

Полина забывала свои несчастья только  в работе с детьми в школе, отдавала им свою материнскую  любовь. Это ее, в какой-то степени,  спасало от  одиночества. Так, 23 февраля устраивали торжество для мальчиков.  Девочки готовили им подарочные  блокноты, устраивали торжественное чаепитие. Грели два ведра чая и угощали всех. Полина  всегда была у них на почетном месте. После чаепития начинались танцы. Ребята сами приносили  музыку в класс, и веселились всё время, которое было  отпущено дирекцией.  Восьмого марта мальчики делали подарки девочкам и классному руководителю.  Ребята подносили им первые цветы, хоть небольшие букетики.  Покупали торты  и конфеты.  И никогда не было  никаких неприятностей. Повеселились, за собой убрали и разошлись мирно по домам вместе с учительницей. Бывала непринужденная обстановка. Никаких приказов и требований. Все понимали: нужно – значит, нужно.
А, как начинались теплые дни, класс устраивал пикники в воскресные дни за городом. Заходили утром за Полиной Алексеевной к ней  домой. Делегация из трех человек входили в комнату, остальные ждали на улице. И всей гурьбой шли за город к речке. Там – ловля рыбы, игра в волейбол, купание, общая еда, смех. Никогда ни один не подумал принести даже пиво – хотя  были уже взрослые, но не позорились.
Создать такой, по-настоящему сплоченный, коллектив помогали эти  прогулки за город.  Эти прогулки Полина считала очень  полезным мероприятием. Только они должны быть хорошо  организованными,  продуманными и целенаправленными. Дети понимают и оценивают тот факт, что учитель тратит свое личное время на них даже во внеурочное время.  Но это окупится.  Во-первых, дети доверчивей  открываются учителю и друг другу  на воле, чем в классе. Во-вторых,  организовывается дружный детский коллектив. В-третьих,  учащиеся начинают подражать  друг другу, в хорошем смысле слова,  каждый впитывает то доброе, нужное, чего у него нет. Но здесь глаз и умение учителя необходимы, чтобы не передать дурных наклонностей, а естественное подражание учащихся направить по должному руслу. Этот факт называют самовоспитанием.  То есть, когда подросток сам  заставляет себя отвыкнуть от плохих манер и привычек, а впитывать то,  что у друга или товарища есть хорошего.  Наглядные примеры – лучшие помощники в этом деле. Так, некоторые воздерживаются от  грубости, избавляются от трусости и страха.
Но бывают и нежелательные моменты – тогда надо учиться, как в этих случаях себя вести.
Однажды, когда Боря еще учился в школе, Полина взяла его в коллективную поездку всей школы на теплоходе за город. Высадили на берег  около леса всех учащихся, а теплоход отправили до определенного часа  в город.  Все отдыхали очень хорошо. Классных руководителей было   много, и был заведующий учебной частью школы.  Но к вечеру началась гроза, пошел проливной дождь. Укрытия в выбранном месте нет, пристани нет – какой-то небольшой плотик. Дети сгрудились на нем – как только не упали в тесноте в воду.
Полина так переволновалась за всех, что сына  из виду упустила. Это закономерно, когда, отдаваясь делу целиком, человек  забывает о личном.  Вдруг Полина увидела, что Боря стоит на краю этого плотика. Малейший толчок – и он будет в воде. Даже сердце зашлось. Побежала, оттащила его от воды под дерево.
Пока Полина собирала детей по лесу, все столпились  на этой «пристани», ожидая парохода. Срок не подошел, поэтому его нет,  – и все тут.  Так все «отдыхающие» вымокли, что вода струйками текла по телу. Полина всех согнала со скользкого  плотика, расположила на берегу под деревьями. Хотя под деревьями в дождь от грозы прятаться опасно, молнии страшно сверкали и сверкали недалеко.  И никто не подумал из-за дождя  раньше прислать за школьниками теплоход. Пришел он лишь тогда, когда все выбились из сил. Погрузили на нижнюю, закрытую  палубу продрогших и вымокших детей. Но все равно там сквозняки. Пока ехали, немного обсохли. Но по прибытию на пристань гроза пришла в город. И снова дождь всех вымочил. Многие потом  расхворались. Так было всё неорганизованно, что эта прогулка, кроме вреда, ничего не принесла. Еще хорошо, что отделались простудой, а не несчастными случаями.  Страхом гонимые, дети, в основном из 5 – 6 классов, были недовольны такой прогулкой. Все, конечно, прошло безнаказанно, так как само начальство было на этой прогулке. Не  наказывать же себя за свою непредусмотрительность и за опоздание парохода.

Полина относилась к прогулкам творчески, иногда и рисковала. Продолжала  в воскресные дни  выходить со  всем классом отдыхать на Волгу.  Вначале родители организованно подвозили детей в один конец, а обратно дети с учительницей  возвращались своим ходом. Потом стали организовывать прогулку и вовсе  самостоятельно. А это были пяти – шестиклашки. Наберут сумки с провизией и удочки, и всей гурьбой – за город. Небольшой лесок растет вдоль берега Волги, там в жару прохладно. А весной и воблы можно наловить. Сколько крючков, столько и рыбок ребята вытаскивают одновременно из воды удочкой. Полина с девочками чистили  улов, жарили рыбу, кипятили  чай, пекли в притушенном костре картофель. А потом был  пир на весь мир, все вместе – на скатерти-самобранке завтракали или обедали.  А потом купались в реке, от души.
Как любила Полина плавать, ведь всё детство и юность прожила на реке. Любила Волгу, плавала подолгу и дальше буев. Когда она решила научить плавать Борю, оказалось, что он уже давно умеет плавать. Его быстро научил брат Леня. Поддерживал, поддерживал его живот, пока он бултыхался в воде, а потом вдруг бросил на большой глубине в реке Кутум и ушел к берегу. «Я захлебнулся, чуть не утонул, – рассказывал Боря, – но в последний момент он меня спас».
Обычно Полина Алексеевна  ходила на прогулки с ребятами одна, без мужской поддержки. Дети её слушались, и каждый, как мог, помогал. Все проходило хорошо. Но однажды  вдруг появились  из кустов два пьяных  парня лет по 25 – 30. Схватили девчонку и потащили в кусты. Полина, как разъяренная клушка, кинулась на них. Один пьяный подошел к учительнице с угрозой:
– Что тебе надо? Я вот раз стукну – и мокрое место от тебя останется.
Полина  об этом и не успела подумать. И тут все дети бесстрашно окружили парня с учительницей, все, как единая семья. И пьяницы ушли.
 
И вспомнилось это уже  в 10 классе. Тоже ученики пошли на  прогулку на Волгу, только в противоположную сторону от города. Ребята играли в мяч. Полина с девочками, как обычно,  готовили чай и пекли картофель. На этот раз  12 подростков лет по 15 – 17 окружили учеников и стали к ним приставать. Тогда ребята бросили играть, пришли и сели в кружок около Полины Алексеевны. 
Полина строгим голосом прикрикнула на хулиганов:
– Ребята, идите своей дорогой.
А сама шепнула  своим ученикам: «Не разговаривайте с ними. Я поговорю сама».
Хулиганы  посовещались между собой и ушли.  После ученики  сказали Полине, что все эти хулиганы из колонии. И один говорил другим: «Если бы не Комар, мы бы всех порезали».
Что за  «комар» – не известно.
Но ребята и в этот раз сварили уху. Ели кто в чем. Пили уху из кружек, а рыбу ели на чистых листах бумаги. Все было вкусно, с дымком. А сколько попили чаю! Но и второй опасный случай запомнился  на всю жизнь.

Был памятным и третий случай.  Ребята на прогулке расположились на берегу реки Волги – рядом с селением Ватажное. Место хорошее. Было половодье. Вода подмывала берега, но все об этом не знали.  Когда занялись подготовкой к трапезе, одна девочка пошла за водой. Стоял там недалеко от берега пароход, который привез отдыхающих. И вдруг под девочкой край берега обвалился – и она оказалась в воде.  Ее стало относить под колеса парохода.  Полина кинулась, было, ее спасать, но женщина нырнула с парохода и опередила учительницу. Ну, конечно, все напугались, и девочка больше всех. Ведь в классе давнишний девиз: один за всех, все за одного. Поэтому был поднят такой крик. Девчонку буквально вытащили из-под колес парохода. А течение было очень сильное, как всегда бывает при разливе  Волги.  Успокоившись,  ребята  отдыхали хорошо. И ничего больше не омрачало отдых. А Полина Алексеевна всех детей на этом примере предупредила, как опасно вставать на край берега. И, от греха подальше, набирала воду сама с пологого берега реки. 
Со временем эта виновница  происшествия выросла, вышла замуж. И вот в последний год работы в школе, Полина Алексеевна  неожиданно с ней встретилась. Она привела своего сына в четвертый класс, который стал учиться  по новой программе. И эта новая программа, конечно, досталась Полине. При встрече было много слов благодарности замечательной учительнице, прозвучавших особенно  приятно при новых учащихся.
Класс достался Полине  дружный и сильный. Там у неё было 80 процентов учащихся, занимающихся на 4 и 5, в том числе и сын бывшей ученицы. Она  стала работать  в родительском комитете. Много раз вспоминали и  тот «опасный» случай с пароходом, и как Полина Алексеевна волновалась за нее и за всех ребят. Как ученики её любили.
Хорошо – когда дружный коллектив в школе. Вливаясь в большую жизнь, ребята цепко хватаются за жизнь. Это они являются  передовиками производства. Это они выполняют по две нормы на производстве, считала  Полина.  Не смотря на перегибы власти, она оставалась патриоткой.
Она верила, что хорошие специалисты начинаются со школы. И воспитывает их  дружный коллектив и правильная душевная наставница, которая отдает много сил, все свое время и много тепла в эти еще начинающие жить души. После они идут в правильном направлении и по верной дороге. Нет у Полины воспитанника, который бы не стал  хорошим специалистом, и не было никого с кривой душой.
Все выпускники её   десятого класса стали специалистами различных профессий: учителя, врачи,  инженеры, техники-радисты. Даже посредственные, казалось бы, учащиеся, как Лукашева, если бы  не здоровая обстановка в школе,  не стала бы техником мелиоратором. Все её учащиеся окончили вузы. Многие окончили рыбвтуз, пединститут, мединститут. Все вышли в дело. Когда Полина встречает тех учащихся, которые особенно тепло к ней относились, они, не стесняясь окружающих, называют Полину Алексеевну: «Любимая наша учительница».
Много лет, по традиции, ее выпускники встречались с Полиной Алексеевной в школе в своем пятом кабинете. По крайней мере, пока учились в институте, все приходили в школу в этот день. Потом, конечно,  многие разъехались по стране.  Но, когда приезжают в родную Астрахань, то бывают  у своего классного руководителя  дома.  И  учащиеся последнего выпуска – лучше всех любимых  за всю её бытность. Всего в этой одиннадцатой школе Полина проработала 27 лет.

Пытались её однажды дискредитировать. Завистливому завучу хотелось доказать, что были правы, сфабриковав позорную для неё фикцию о недостатках. Да все-таки не удалось стереть её в порошок.
У психологов есть термин – «эффект ореола». Он  обозначает  инерцию восприятия: человек изменился, в нем проявились новые черты, но всмотреться в них мешает давно сложившееся о нем представление.
Коварство «эффекта ореола» так велико, утверждают психологи, что нередки ситуации, когда общаются друг с другом в рамках привычных стереотипов не сами реальные люди, а их маски. Как тут не быть внезапным открытиям, если мало-мальски нестандартная ситуация вынуждает давно знакомых людей на неожиданные поступки! Ведь так легко, так спокойно жить прежним представлением о других, о себе. Но с каким же мужеством, с какой беспощадно честной зоркостью нужно всматриваться в окружающую жизнь и в себя самого, чтобы не обманываться! И – не обманывать.
И Полина преодолела этот неприступный «ореол» недоверия.