Анамнез

Семён Плоткин
Плоткин Семён
Анамнез
                -А что! Спросить нельзя?
                -А Вы спросите!
                разговор на рынке   
               
   Доцент Ицков, по прозвищу "Цык- цык", студентов не любил. " Что за врачеватели получатся из этих недоумков?!- возмущался он,- Сил у меня нет выслушивать дурацкий лепет вместо полноценного ответа!"
-Вы-то сами много лет учились, а не сразу стали доцентом,- возражали ему.
-Во-первых то время я забыл,- признавался "Цык- цык",- Во-вторых,  мы были другими. Вот что сейчас?! "Расскажите нам, объясните нам, разжуйте нам, помогите проглотить и отпустите пораньше! "
  Доцент Ицков был первым, кого встречали в клинике будущие доктора, закончив теоретические курсы в академическом корпусе. Потрескивая крахмалом не разношенных халатов они жались в углу палаты, робея перед больными.   
-Сидение за партами закончилось,- грозно предупредил Ицков,- Хватит протирать штаны, пора заняться делом.
Студенты утомленно переминались с ноги на ногу исподлобья поглядывая  на "Цык-цыка". Предупрежденные предыдущим курсом, они ожидали неприятностей.
-И так,- тянул Ицков,- с чего начинается общение с пациентом? Вот Вы,- вытягивал он первую жертву, -Как Вы себе это представляете. Вы- доктор! Он,- "Цык- цык" ткнул пальцем в корчившегося от панкреатита паренька,-больной!
Рослый студент в чепчике с болтающимися тесемками шагнул к страдальцу и протянул руку: "Будем знакомы, я Паша! Загремел или так, шифруешься?" 
-Хреново мне,- простонал паренек.
-Не зачет,- громко объявил "Цык- цык",- Общение должно начинается с доверительной беседы, установления доброжелательной атмосферы, способствующей врачу лучше понять пациента и в помочь ему.  А вы- сразу ручкаться. Не годиться. Собирать анамнез- это искусство, умение правильно поставить вопрос, а правильный ответ приведет Вас к постановке правильного диагноза!
Студент насупился, сбор камней или картошки было для него занятие понятное и осязаемое.
-Теперь стоит узнать, что уложило молодого и, надо понимать, здорового, человека в больничную койку,- настаивал "Цык- цык".
-Случилось-то что?- сочувственно вздохнув, студент переадресовал вопрос.
- Водка, видать, паленая,- изогнувшись, выдавил паренек,- Взяли мы три на троих и на три дня задраились!
-Вот видите, - назидательно поднял палец "Цык- цык",- Наглядная агитация…Что имеет место быть с человеком после трех бутылок водки…
-Идиот!- охнув, больной, присел, возмущаясь,- Три ящика! Зарплата подошла! Премиальные начислили! Плюс отпускные! И праздников- неделя!
-Гуляй, не хочу,- понимая, согласился студент.
-Продолжаем обход,- раздосадованный "Цык- цык" выскочил из палаты. Потупившись, сдерживая улыбки, студенты не торопясь потянулась за ним. Последним выходил Паша. "Береги здоровье",- участливо потрепав больного за плечо, он еще раз пожал ему руку.
-Послушаем теперь дипломированного лекаря,-  "Цык- цык" резко затормозил возле каталки с историями болезни, застрявшей у входа в палату. Ординатор, оторванный от писания эпикриза, растерянно оглянулся на обступивших его студентов, беспомощно желая раствориться среди них.
-Ну,- напомнил "Цык- цык",- Вы,- обладатель врачебной печати, Вам доверяют здоровье людей. Покажите юной смене,  как правильно надо представлять больного на консилиуме.
-Консилиум или конвульсиум?!- переспросил Паша, путаясь в понятиях.
-Консилиум,- поучительно заключил "Цык- цык",- это беседа нескольких уважаемых коллег, помогающая лучше понять больного, поставить правильный диагноз, определить тактику дальнейшего обследования и целесообразность дополнительных консультаций, в конечном итоге назначить оптимальное лечение.  А конвульсии, это то чем страдаете Вы- повышенная и бесполезная судорожная активность.
Студенты, хихикнув, оживились, рассчитывая на перерыв.
-Цыц,- прикрикнул на них "Цык- цык", - Дайте сказать!
Ординатор, поняв, что не очевидного не избежать, невнятно забубнил под нос,-" Молодой человек шестнадцати лет, полгода страдает диффузными болями в животе. Направлен участковым терапевтом. Дважды осмотрен гастроэнтерологом, анализы нормальные. Запоры, поносы- отрицает. Температура не повышалась, в весе не потерял. Аппетит хороший. Физикальный осмотр   патологию не выявил. Родители настаивают   на госпитализации для выяснения причины болей."
-Понятно!- почему- то обрадовался "Цык- цык" , стремительно бросившись в палату.
   Крупный, хорошо упитанный, подросток лежал в кровати, слушая iPod.   Рядом с ним, на принесённых из коридора стульях, сидели, дородные, похожие на своего отпрыска, родители.  "Караси откормленные. Жирок нагуляли, теперь отрыжкой маются,"- в полголоса предположил Паша. "Цыц",- моментально отреагировал "Цык- цык" .
-Камни в семье есть?- выкрикнул он, ни к кому не обращаясь.
-А то как же,- отец ребенка даже не поднял голову,- Какие душа пожелает.
-Вот и прекрасно!- развеселился "Цык- цык", обернувшись к ординатору,- Гастроэнтерологу стоит напомнить о желчекаменной болезни.  А пока пусть закажут очередь к урологу, поискать песок в почках.
-Нет, песка у нас нет. Камни. Хорошие, качественные, выдержат и мороз и жару,- неторопливо продолжал отец,- Мрамор, гранит, лабрадорит.
-Что?- "Цык- цык" недоуменно уставился на него,- Какой мороз?! Что за лабрадор?!
-Лаб-ра-до-рит, камень с острова Лабрадор. У нас семейный бизнес. Кооператив по производству надгробных памятников.  Если доктору надо, можно сделать скидку,- отец наивно посмотрел на "Цык- цыка",- Хотите записать телефон?
     После этого случая "Цык- цык"  получил повышение, перебравшись в академический корпус в кабинет проректора по науке. "Как мне не хватает работы с молодежью, с больными,- печалиться он, просматривая папки с бесконечными входящими и выходящими документами,- У меня есть опыт накопленный годами. Мне есть чем поделиться, чему-то научить, что-то рассказать…"