.......................................
Третьим полотном триптиха является «Последняя связка». Хотя сюжет этого произведения, его идея также остались неизменными, но композиция, положение героя, окружающий пейзаж претерпели не одно преобразование. На первых эскизах герой находился в лежачем положении, в дальнейшем художник поднимает его, вводит другие персонажи – погибших товарищей. Наиболее удачным оказался последний вариант картины очень емкий сдержанный символичный, фигура матроса, опирающегося о стену. Он прижат к испещренной осколками, полуразрушенной стене, практически распят, но в ярости, выраженной на лице этого матроса, сосредоточен несокрушимый дух человека, идущего на смерь ради жизни и свободы своей Родины.
Во всех своих произведениях Серафим Александрович наибольшее внимание уделяет лицам героев, так и в «Последней связке» лицо солдата-это наиболее выразительная часть картины. Несмотря на то, что фигура его достаточно динамична и стремительна, но сосредоточенное лицо героя – сжатые губы, наполненные злостью глаза, говорят нам о его последнем желании – убить врага. Он уже не думает о себе, о чем-то еще, все его тело, взгляд как натянутая тетива, все подчинено только одному стремлению - уничтожить хотя бы одного своего последнего врага.
Все три полотна триптиха объединены одной идеей - идеей судьбы России. На первом полотне мы видим глумящихся врагов, на втором «горе - победителей», а третье говорит нам о том, что Русь может собрать последние силы и в смертельном прыжке победить, или уничтожить себя и своих врагов.
....................................
"последняя связка"1970-2000 гг., холст, масло.Ле;нино-Снегирёвский вое;нно-истори;ческий музе;й