Последняя связка. Отрывок из книги об отце

Галина Вохоровская
.......................................
Третьим полотном триптиха является «Последняя связка». Хотя сюжет этого произведения, его идея также остались неизменными, но композиция, положение героя, окружающий пейзаж претерпели не одно преобразование. На первых эскизах герой находился в лежачем положении, в дальнейшем художник поднимает его, вводит другие персонажи – погибших товарищей. Наиболее удачным оказался последний вариант картины очень емкий сдержанный символичный, фигура матроса, опирающегося о стену. Он прижат к испещренной осколками, полуразрушенной стене, практически распят, но в ярости, выраженной на лице этого матроса, сосредоточен несокрушимый дух человека, идущего на смерь ради жизни и свободы своей Родины.

Во всех своих произведениях Серафим Александрович наибольшее внимание уделяет лицам героев, так и в «Последней связке» лицо солдата-это наиболее выразительная часть картины. Несмотря на то, что фигура его достаточно динамична и стремительна, но сосредоточенное лицо героя – сжатые губы, наполненные злостью глаза, говорят нам о его последнем желании – убить врага. Он уже не думает о себе, о чем-то еще, все его тело, взгляд как натянутая тетива, все подчинено только одному стремлению - уничтожить хотя бы одного своего последнего врага.
Все три полотна триптиха объединены одной идеей - идеей судьбы России. На первом полотне мы видим глумящихся врагов, на втором «горе - победителей», а третье говорит нам о том, что Русь может собрать последние силы и в смертельном прыжке победить, или уничтожить себя и своих врагов.
....................................
"последняя связка"1970-2000 гг., холст, масло.Ле;нино-Снегирёвский вое;нно-истори;ческий музе;й