хх- агрессия подростков -

Марк Сандомирский
АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Всем нам памятен январский "школьный расстрел", когда ученик одной из московских школ застрелил учителя (и вместе с ним убил одного полицейского и ранил другого). Жестокое убийство, совершенное детскими руками, производит шокирующее впечатление - ведь это жестокость вдвойне. А нынче обсуждается еще одно "детское" преступление, совершенное с недетской жестокостью: в Ленинградской области 12-летний подросток облил ровесника керосином и поджег.

Рост подростковой агрессивности, наблюдаемый в российском обществе в последние годы - печальная закономерность,  имеющая глубокие социально-психологические корни. Агрессия - системное социальное явление, необходимо посмотреть на него системно и бороться с этим явлением всем обществом. Мало признать, что в агрессивности подростков так или иначе виноваты их родители. Надо еще понять, что в этом отражаются как собственные проблемы родителей, так и особенно нарушение семейной коммуникации, общения родителей с детьми. На это влияет много факторов.

1) Агрессивная информационная среда. Особенно агрессивный видеоконтент и игровой контент интернета. Увы... Совсем изолировать детей от этого не удастся, несмотря на законодательные запреты, посыпавшиеся, как из рога изобилия. Виновата еще и цифровая социализация - чем больше в детстве компьютер заменяет родителей и игры со сверстниками, а в подростковом возрасте живое общение, тем больше у ребенка/подростка формируется дефицит ментализации, оборотной стороной которого является жестокость и готовность к агрессии. Вспоминая классиков - человек становится таковым, глядя на свое отражение в зеркале других людей. Если же "зеркалом" для ребенка становится компьютер, с которым (не с гаджетом, конечно, а с экранными героями игр) он себя идентифицирует - каким он становится? Таким же бездушным...

2) Агрессивная, деструктивная социальная среда. Жить в агрессивном обществе и быть свободным от агрессии нельзя. Увы, происходит рост уровня агрессии в нашем обществе в целом, вместе с параллельным падением уровня сочувствия, эмпатии (это убедительно показывают результаты исследований института психологии РАН)). Опережающими темпами происходит рост агрессивности молодежи - "поколения жесть", как социально-психологическое эхо "лихих 90-х", тех стрессов, которые в эти первые годы жизни сегодняшних подростков были пережиты их родителями. Если с молоком матери ребенок не впитал в себя способность сочувствовать, то вырастая, он с легкостью проявляет агрессию - поскольку не умеет сочувствовать людям, просто не может мысленно поставить себя на место жертвы агрессии.

3) Кризис семьи. Влияние агрессивной информационной и социальной среды усиливается вследствие кризиса семьи как социального института. Происходит углубление разрыва поколений, дети и родители психологически отдаляются друг от друга. Формируется пассивная, отчужденная семейная среда, в которой подростки не получают ту поддержку, которая им необходима. Увы, но семья перестает выполнять эту важнейшую функцию - а школа не торопится начать ее обеспечивать.

4) Инфантилизация. Прогрессирующая инфантилизация, особенно заметная у представителей "поколения Z", проявляется в частности задержкой морально-нравственного развития, соответственно неустойчивостью моральных норм, размытостью смысложизненных ориентиров, "убеганием" от взрослой гражданской позиции. Отсюда у инфантильных подростков  и неумение прогнозировать последствия своих поступков, и нежелание принимать на себя за эти поступки ответственность, а в результате - бездумная легкость выплескивания агрессии на окружающих.

5) Психосоматические причины: одним из следствий инфантильности современных подростков является  и "детскость" эмоционального реагирования - неумение различать свои эмоции, а также их "разбаласированность" и интенсивность телесного, психсоматического проявления. отсюда у подростков неумение (и неготовность) справляться со своими эмоциями экологичным способом, без ущерба для окружающих.

6) Неврологические причины: все больше появляется детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), гиперактивностью (СДВГ) - в пубертате у многих подростков это не исчезает полностью, а перерастает в девиантное поведение, депрессии, патологические зависимости и психосоматические расстройства, а также склонность к агрессии.

7) Педагогические причины: рост интенсивности "школьного стресса", связанного как с проблемами взаимодействия подростка в школе, со сверстниками и учителями, так и возрастанием "информационного прессинга" учебной программы в связи с ЕГЭ-ориентированностью обучения в старших классах. 

Нужно подчеркнуть, что подростковая агрессивность не только носит характер социальной эпидемии, но еще и в эпоху интернета "заразительность" этой эпидемии, контагиозность агрессии возрастает.
Необходим системный подход, комплексный социальный проект по снижению подростковой агрессии, созданию системы психологической поддержки для детей и подростков.

а) В школах
Первое, самое очевидное - психодиагностика, задача которой - скрининг, выявление психологически неблагополучных школьников (не только агрессивных), нуждающихся в помощи. Сегодня это существует лишь в зачаточном состоянии.
А то, что еще более необходимо и чего нет сегодня в школах вовсе - занятия для детей и подростков по практической психологической подготовке. Или факультативные, или включенные в курс ОБЖ. Занятия не теоретические, а практические, в доступной игровой форме - разбор (в формате социодрамы) типовых конфликтов школьного возраста (со сверстниками, с учителями, с родителями), способов их мирного урегулирования.
Кроме того, нужна психологическая поддержка и для педагогов, особенно по профилактике эмоционального выгорания.
 
Сегодня предлагается ввести аттестацию школьных психологов. Да, она нужна - но еще более необходима их мотивация, ибо сегодня эта работа непрестижна. Нужна и методическая поддержка школьных психологов, и централизованное методическое руководство их работой. То, в чем они в частности могут найти опору и стать менее зависимыми от административного давления. Нужна и координация их работы - в частности, с психиатрической службой.

б) Занятия для детей и подростков по практической психологии, конечно, потребуют больших затрат труда ведущих их психологов. Для того, чтобы помочь школе, помочь детям, в этой работе смогли бы специалисты, работающие в автономных психологических центрах (на аутсорсинговой основе), либо волонтеры. Пора бы вспомнить и про подростковые клубы, различные формы работы с подростками по месту жительства

в) Нужны, очень нужны "школы" для родителей, краткий курс занятий, призванных помочь им установить эмоциональный контакт с собственными детьми, а также достичь взаимопонимания с педагогами. Многие родители не умеют выполнять важнейшую функцию - давать своим детям эмоциональную поддержку (часто потому, что и сами были такой поддержки в детстве лишены). А многие срывают на детях свои негативные эмоции - так и возникает известный порочный "треугольник", в котором родитель - "преследователь", а ребенок обречен постоянно играть роль "жертвы". И постепенно аккумулирует желание найти на эту роль кого-то другого, за пределами семьи, самому стать "преследователем".
При передаче от родителей к детям агрессия приумножается и меняет свое качество. Агрессия родителей в отношении детей - чаще всего не физическая, а словесная или косвенная. Агрессия же детей в отношении сверстников или других "замещающих объектов" реализуется в физической форме.

г) В информационном пространстве
Нужна массированная социальная реклама в СМИ, направленная как на профилактику агрессивного поведения, так и повышение психологической культуры общества.
Нужен "безопасный интернет" для детей, с соответствующим контентом. И он сегодня появляется (доменная зона "дети"). Но юных юзеров еще нужно туда завлечь, использовать геймификацию, различные конкурсы.
Замечательно было бы, если бы к такой деятельности подключились мобильные операторы (они могли бы действительно широко продвинуть в массы бесплатную телефонную психологическую помощь) и ведущие интернет-ресурсы.

Примечание редакции: Проблемы подростков, описанные в статье, актуальны и для нашего города. По этой причине мы приглашаем к сотрудничеству в их решении заинтересованных, инициативных родителей и педагогов.