Правда 1

Евгения Тучкова
Правда -  № 1 , что  это  такое.  Странный  вопрос.
 А,  что  есть  еще  Правда  №  2; 3; 4; или  № 5?   
Поезд  остановился. Проводник  объявил  громким  голосом:   
-«Станция  им. Калинина!» Из  окна  был  виден  маленький  домик, словно  выдавленный  из  снежной  сопки, больше  похожий на  берлогу. Это  и  была  станция, у  которой  даже  не  было  перрона, а  лишь  три  или  пять  деревянных  доски  возле  рельсов.  С  поезда  сошли, только  три  пассажира:  дочь дежурного,  которая  приехала  навестить  своего  отца  и молодая  женщина  с  девочкой  лет  пяти.
Шел  1965  год. Пройдя  несколько  метров  по  шпалам, они  перешагнули через  рельсы.  Мать, крепко  держала  девочку  за  руку. Они  свернули  в  правую  сторону,  и  вышли  на  дорогу, ведущую  к  двухэтажному  дому, еще  со  времен  японской  стройки.  Его  крыша , едва  виднелась  из-за  сопок. Вдоль  дороги  стояло  несколько  небольших  деревянных  домика.  Снега  в  эту  зиму  выпало  очень  много, и  казалось, что  у этих  домов  были, только  крыши.
Где - то  вдалеке  лаяли собаки.
Мать и  дочь  подошли  к  зданию.  Высоко  над  дверью  висела вывеска:  Детский  дом - «ПРАВДА -  № 1»
Девочка  подняла  голову  и  по  слогам  прочитала  ее. Повернувшись  к  матери, она  спросила:
-«А  что,  здесь  живут  только  дети?
Женщина  ничего  не  ответила, только  крепче  сжала  ее  пухленькую  ручку, словно  боялась   выронить  что- то  самое  дорогое.
Немного  помолчав, она  ответила:
-«Да, Саша, здесь  живут  дети.
Девочка  в  ожидании  ответа, продолжала  удивленно  смотреть  на  маму, словно  боялась  о  чем – то  ее  спросить. Но  все  же  вопрос  прозвучал, от  которого  женщина  вздрогнула:
—«Мама, я  тоже  буду  здесь  жить? 
Женщина  молчала, а   Сашка  глядела  на  нее  своими  широко  открытыми  глазами  василькового  цвета. Из  розовой  шапочки,  выглядывали   смешные  белокурые  кудряшки.   Она  все   время  дергала  мать   за  руку  и  настойчиво  просила  ответить  ей.    Мать  постучала  в  дверь. Послышались  шаркающие  шаги, заскрипел  засов, дверь  открылась   и  на  пороге  показалась  женщина  очень  пышных  форм  в  белом  халате:
-«А,  это  вы? Знаю, знаю. Проходите».
Сашке  эта  тетенька  показалась  немного  смешной: ее  рыжие  волосы  были  собраны  в  большой  пучок,  от  чего    лицо казалось  еще  больше.  Тетенька  впустила  их  и,   крепко  закрывая  дверь  на  засов,  принялась  пыхтеть.
-«Похоже,  его  давно  не  смазывали, от  того   и  скрипит. Назвавшись  Анной  Федоровной, она продолжила:
-«Идемте,  заведующая  уже  ждет.
 Они  поднялись  на  второй  этаж, где  и  располагался  кабинет  заведующей. Мать  и  дочь  вошли  в  кабинет,  и  Сашка  громко  поздоровалась, как  ее  учила  мама. В кабинете  их  встретила  немолодая  женщина.
- «Меня  зовут  Ольга  Сергеевна, а  тебя, как  зовут?- обратилась  она  к  девочке.
-  «Сашка,-  смущенно  улыбаясь, ответила  она.
Мама  протянула  заведующей  какие-то  бумаги. Ольга  Сергеевна  перебирая,  их,  что- то  бормотала  себе  под  нос.
-«Так,- протянула  это  коротенькое  слово  заведующая, все  документы  есть, "метрики" тоже,  справки  о  прививках  и  все  остальное  тоже  имеется.
Сашка  сидела  на  высоком  стуле  и  мотала  ногами, так  как не  доставала  ими  до  пола.
Женщины  долго  беседовали. В  голосе  мамы  были  слышны волнительные  нотки,  которые  она  тщательно  пыталась  скрыть.  Девочка  поняла  одно: маме   ненадолго  нужно  лечь  в  больницу, а  отец  был  на  переподготовке,   родных  больше никого  нет,  и  Сашу  не  с  кем  оставить.
Мама  посмотрела  на  дочку,  и  мягко  сказала:
-«Ты  немного  побудешь  здесь,  а  я  тебя  буду  навещать, а  когда  поправлюсь,  я  обязательно  приеду  за  тобой  и  заберу.
Сашка  испуганно  посмотрела  на  маму,  будто  все,      понимая,  и  кивнула головой.
-«Да,  мамочка,  я  побуду  здесь,  а  ты  выздоравливай. Только не  забывай  меня».
Глаза  матери  заблестели.  Ольга  Сергеевна  увидев  это, постаралась  поскорей  выпроводить  молодую  женщину,  которая  казалось,  вот-вот,  зарыдает, и  чтобы  у  девочки  не  случилась  истерика,  повела  мать  к  выходу. Та  понимала, как никто  другой, что  значит  оказаться  в  детском  доме, ведь  сама  то,  она  после  войны  тоже  осталась  без  родных  и  воспитывалась  там.
-«Мама, - обратилась  к  ней  Сашка, а  ты  книжки  мои  не  забыла?
-«Нет,  дочка! И  протянула  девочке  тряпичную  сумку, в  которой  лежали  ее  любимые  книжки  со  сказками  и  детскими  стихами,  Сашка  с  мамой  их  много  раз перечитывали.
В  коридор    навстречу  вышла  еще  одна  женщина, моложе  тех  первых, которая  назвалась  Марией  Петровной. Она  взяла  Сашу  за  руку  и  повела  в  противоположную  сторону  от  выхода. Мария  Петровна  приоткрыла  дверь,  и  они  оказались  в  большой  светлой  комнате,  в  центре  которой, полукругом  стояли  детские  стульчики,  как  в  детском  саду, куда  ходила до  этого  времени  Саша. На  стульях  сидели  мальчики  и  девочки, так  тихо, будто  они   ждали  ее  прихода. Но  один стульчик  оказался  свободным. Воспитательница  легонько  подтолкнула  Сашку, и  та  смело  прошагала  от  выхода  и  села  на  свободный  стул.
Все  мальчишки  были  коротко  острижены, девочки  же  аккуратно причесаны. А, с  бантами  на  самой  макушке,  были  похожи  на  маленьких  принцесс. Мария  Сергеевна  улыбаясь, предложила:
- «Давайте,  знакомиться»!
  Сашка  сначала  внимательно  разглядывала  ребят. А  потом,  уверенно  назвала  свое  имя:
-«Меня  зовут, Саша, и  мне  пять  лет.
Дети  заерзали  на  стульях  и  наперебой  стали  называть  свои  имена.  Получилось  очень  шумно  и  Сашка,  моргая, завертела  головой  пытаясь  запомнить,  как  кого  зовут. Мария Петровна, стараясь  угомонить  ребят, сказала:
-«Давайте,  не  все  сразу. Поочередно». И  дети  улыбаясь, стали называть  свои  имена.
-«Вот,  так- то  лучше»! – похвалила  их  воспитательница.
Напротив  Сашки  сидела  черноволосая  беззубая  девчонка  по  имени -  Раиса. Она  то  и  дело  вскакивала  со  своего  стула.
Раиса! Ох,  и  непоседа,- поругала  ее  Мария  Петровна. Рядом  с  Сашей сидел  светловолосый  мальчишка, и  казалось, что  он был  выше  всех  на  целую  голову.
-«Леня!- представился  он. – Это  что  у  тебя? Книги? Ты,  что - умеешь читать?
-«Умею,- гордо  ответила  Саша. Меня  мама  научила.
Рядом  с  ним  сидела  какая – то  курносая  девочка, все  время, выглядывая  через  плечо  Лени, пытаясь  разглядеть  по  ближе, Сашку, а  соседский  мальчишка  ее  все  время  толкал  локтем в  бок  и  дразнил  "курносая  Надька.  Девочка  и  в  самом  деле  была  курносая, зато  у  него  самого  уши  торчали  и  вообще, он,  по  мнению  Сашки,  был  самым  смешным  из  всех  ребят. А  Раиса,  похоже,  росла  настоящим  сорванцом, так  как всегда  было  слышно  только  ее  имя.
-«Раиса! Опять  эта  Раиса. Вечно  она  попадает,   
  в   какие-нибудь  истории».
Леня  наклонился  к  Саше  и  спросил:
-«Так  ты  мне  дашь  почитать  свои  книжки?
-«Я, тоже  умею  читать  и  осенью  пойду  в  школу.
-«Я  видел  тебя  из  окна. Ты  была с  мамой?
-«А  моя  мама, умерла. А  отец,  работает. Он  в  экспедиции,  на  севере, а  когда  вернется, тоже  заберет  меня.
-«Так  ты  мне  дашь,  почитать? Сашка  закивала  головой.
-«Да»!
Потом  Мария  Петровна  предложила  девочкам  показать  Сашке  спальню  и  кровать,  на  которой  она  будет  спать. В спальне  стояло  двенадцать  кроватей, кстати,  в  спальне мальчиков  их  было  столько  же.  Все  кровати  были  аккуратно  застелены  розовыми  покрывалами, только  у  мальчишек  синими. Но  спальня  мальчиков,  находилась  напротив.  Время  шло  так  быстро,  и  за  игрой,  Сашка  не  заметила, как  на  улице  стемнело. После  ужина,  девочки  позвали  Сашку  и  попросили  почитать. Мальчишки  тоже  присоединились  к  ним.  Ребята   тихо  сидели,  слушая  ее  рассказы. Следующий  день  и  все  остальные  были  похожи  друг  на друга,  за  исключением  одного  дня.
Прошло  два  месяца, с  того  дня,  как  Саша  оказалась  в  детском  доме.  Приехала   мама,  и  Сашка  очень  обрадовалась. Она  так  надеялась,  что   мама  выздоровела  и  приехала, чтобы  забрать  ее.  Но  маму   отпустили  только  на  два  дня, чтобы  повидаться  с  дочерью. Лечение  проходило  успешно,  вот  только  приходилось  принимать  слишком  много  лекарств. Она  привезла  для  любимой  Сашки  гостинцы: (огромный  кулек  печенья  и  такой  же  карамели, а  еще  большую  бутылку  клюквенного  морса.) Мать  и  дочь  долго  разговаривали, что  в  большей  степени  интересовало  маму,  так  как  та  очень  волновалось  за  девочку,  но  зная,  что  Сашка  очень   общительная,  и  уж  тем  более,  не  даст  себя  в  обиду,  более  или  менее  успокоилась.
Мама  уехала,  а  Сашка, собрала  вокруг  себя  ребят  и  принялась  угощать  их   печеньем  и  конфетами.
Понимая, что  мама  не  скоро  приедет, Сашка  попросила  Марию  Петровну, чтобы  та  поставила  бутылку  с  сиропом  к  себе  на  шкаф. А, когда  она  захочет,  то  будет  пить  чай  с  сиропом  и  угощать  им  ребят.
Почему  то,  Сашка  стала  замечать, что  сироп  каждый  день  убывает  все  быстрее  и  быстрее. И  вдруг, совершенно  случайно,  когда  все  дети  умывались  после  прогулки,  увидела,  как  Раиса,  подставив  большой  стул, достала  сверху  бутылку  и  стала  пить  сироп  прямо  из  горлышка.
Сашка  испуганно  закричала:
-«Поставь  на  место, это  мой  сироп,  мне  его  мама  привезла. Она знала, что  воровать  не  хорошо, но  правда  была  в  том, что  Раиса  взяла  без  разрешения,  и  за  это  должна  будет  наказана. На  крик  Саши прибежали; воспитательница, няня  и  все  ребята. Раиса, стояла  на  стуле  и  испуганно  смотрела  на  всех. Кто -  то  из  ребят  крикнул: - «Воровка»! Раиса  надула  губы, глаза  заблестели  от  слез,  и  она  завыла, как  сирена.  Ей  было  страшно  за  себя, что  ее  теперь  накажут  за  этот  поступок.
Раису  действительно  наказали. Ее  оставили  без  полдника, на  который,  повара  напекли  любимые  всеми  детьми,  пирожки  с яблоками. К  тому  же  никому  из  ребят  Райку  не  было  жаль. Они  показывали  на  нее  пальцем,  дразнили  и, объявили  бойкот.  Райку  не  стали  ставить  в  угол, как  это  делали воспитатели  с  другими  детьми  за  иную  шалость. А  поставили  на  втором  этаже  возле  лестницы, которая  вела на  чердак, и  как  сказал  Ленька, что  всех  детей  пугали  чердаком. И  все, почему  то  очень  боялись  этого  страшного места, дескать,  там  живет « БАР-МА-ЛЕЙ», который  забирает непослушных  детей  и,  съедает  их  на  ужин. Райка  проревела  там, до  самого  отбоя  ко  сну. Сашке  стало  жаль  Раису, она  даже  начала  плакать  от  того, что  ни  чем  не  может  помочь   бедной  девочке. Немного  подумав, все  же  осмелилась,  просить  Марию  Петровну, чтобы  та  простила  ее,  и,  что  она – Сашка  уже  ничуть,  на  нее  за  это  не  держит  обиды. Раису  отпустили, но  ребята,  и  особенно  девочки,  не хотели  ее  принимать  в  свои  игры, хотя  и  не  дразнили  больше. На следующий  день,  перед  полдником, Сашка  подошла к  воспитательнице, и  попросила  разделить  оставшийся  сироп  на  всех  ребят. Мария  Петровна   улыбнулась  и  погладила  Сашку по  ее  белокурым  кудряшкам. 
Самыми  лучшими  ее  друзьями  всегда   были  Леня  и  Надя, самая  курносая  девочка  из  всех  ребят. Вечером  пришел дворник  дядя  Ваня. У  него   была  лошадь, которую   шутя,  называл:- Моя "Ласточка" и  предложил  покатать  ребятишек  на  санях.
Все  ребята  очень  обрадовались. Сашка, тоже  не  скрывала  восторга, так  как  никогда  вблизи  не  видела  живую  лошадь. Ведь  они  с  мамой  и  папой  всегда  жили  в  городе.
На  следующий  день  все  дети, на  удивление  воспитателей  вели  себя  послушно, чтобы  испытать  восторг  от  катания  на  санях.  День  прошел  весело.  Некоторым  удалось  прокатиться  на  санях  по  два, а  кто  и  по  три  раза. "Домой"  все  вернулись  под  впечатлением.
Поужинав, и  посмотрев  диафильм, Сказка - про  «лень", ребята  готовились  ко  сну. Сашка  скучала  по  маме, ей  не  хотелось  спать, она  просто  лежала  с  закрытыми  глазами, вспоминая мамины  глаза,  ее  улыбку, и  не  заметила, как  уснула.
Зима  подходила  к  концу.  Солнышко,  все  чаще  стало  появляться  на  сером  небе,  и   снег  быстро  растаял, но  началась  пора  дождей. И  вот,  в  один  и  апрельских  дней, когда  на  улице  шел  сильный  дождь, дети  играли  на  веранде, а  Сашке  не  хотелось  играть  в  шумные  игры. Она  взяла  свои  книжки  и,   спряталась  в  закутке, за  дверью  заведующей   детским  домом, чтоб  ее  никому  не  было  видно. Сашка, тихо  сидела  в  своем  убежище,  и  вот  уже,  в который  раз,  рассматривала  яркие  картинки.
Выглянув  из  маленького  окна,  под  лестницей,  она  увидела, как  к "ДОМУ" подошла  какая- то  женщина. Ее  проводили  в  кабинет  заведующей.
Дверь  Ольга  Сергеевна  никогда  плотно  не  закрывала, но  Сашка  так была  увлечена  своими  книжками, что  не  успела  выйти  из  своего потайного  места. Ей  было  ужасно  стыдно, что  она  стала  невольным  свидетелем  взрослого  разговора.
Сашка,  слышала  какие- то  непонятные  слова  и  всхлипы.
Потом,  знакомые  голоса: Марии  Петровны  и  Леньки. Саша была  удивлена.
Зачем, это  Леньку  привели  к  заведующей? Ведь  он  хороший мальчик, настоящий  друг,  и  его  не  за  что  наказывать.
Но  через  несколько  минут,  Ленька  выбежал  из  кабинета  и громко  крикнул:
- «Это  неправда»!
Дождя  уже  не  было, но  и  солнце  тоже  не  хотело показываться.
Ленька  убежал  и  где-  то  спрятался. Взрослые  пошли  его  искать, но  их  поиски  не  увенчались  успехом. Мария  Петровна  попросила  ребят  разыскать  Сашу  и  привести  к  ней. Райка первой  нашла  Сашу,  будто  следила   за  ней  и  сказала девочке:
- «Иди, тебя  зовут, Ленька  пропал»!
Мария  Петровна  взяла  Сашу  за  руки  и,  мягко  спросила:
- «Где  может  спрятаться,  ее  самый  лучший  друг  Леня»?
- «Знаю»! – ответила  и  без  того  напуганная  девочка.
- «Я  найду  его,  и  приведу».
Она  вбежала  в  игровую,  газами  отыскала  подругу  Надьку, потом  схватив,  ту  за  руку,  потащила  за  собой.
-«Идем,  Леньку  искать»! — приказала  своей  подруге  "боевая"  Сашка. Эта  троица  была  самой  дружной  из  всех  ребят. Девочки  выбежали  на  улицу.  Кругом  обошли  двухэтажное  здание  и, не  обнаружив  там  своего  друга, побежали  к  сараям. Леня  сидел  на  большой  железной  бочке  и  плакал. Увидев  девочек,  он  отвернулся, чтобы  те  не  видели его  заплаканных  глаз.
Саша  и  Надя  стояли, и  ничего  не  понимали, почему  их  друг  плачет?  Леня  повернулся  к  подружкам, посмотрел  на  них, выдержав  паузу,  влажными  губами  произнес:
- «Папа, умер.  Он погиб.  И  теперь, у  меня  никого  нет».
Саша  схватила  Ленину  руку  и  начала  трясти  ее.
Она  смотрела  на  него  и  кричала  от  обиды:
- «Как  это  никого? А, мы»?- по  щекам  ее  текли  слезы. Надька сначала  стояла  и  смотрела, как  ошарашенная, а  потом  заревела,  размазывая:  «сопли»,  и  « слезы» -  по  своим  щекам.
Ленька  увидев, что  его  самые  лучшие  подруги  воют, как белуги, прикрикнул  на  них,  вытирая,  свои  слезы  рукавом  пальто. Он  был старше  своих  подруг  на  целых  два года.
- «Ну,  что  распустили  « сопли»?  Хватит»! Потом  чуть  тише  сказал:
- «Я  остаюсь  до  завтра.  Меня  заберет  тетя  Нина -  мамина  двоюродная  сестра, которая  приехала  из  Воронежа».
- «Идем  в  дом,  дождь  начинается».
Ленька  держался, старался  больше  не  плакать.
Перед  дверью  Сашка  остановилась  и  снова  прочитала  вывеску: детский  дом " ПРАВДА -  № 1",Она  никак  не  могла  понять, почему  же  все  эти  дети  здесь?
Кто -  то  из  детей,  остался  сиротой, кто -  то  по  воле  судьбы,  оказался "брошенным".  Сашка  долго  думала  над  этим  вопросом, и  ей  показалось, что  она  нашла  ответ.
Так  вот, что  такое,  Правда?- такая  горькая  и  болезненная. На  следующий  день  приехала  Ленина  тетя  Нина, все  дети взяли  свои  стульчики,  поставили  их  посреди  игровой   полукругом  и  ребята  прощались  с  другом. Саша  достала  из  кармашка  своего  платья   дважды  свернутый  лист  бумаги.
Леня  удивленно  посмотрел  на  нее. Он  развернул  его  и  увидел, что    там  печатными  буквами  было  написано:
«МОЕМУ  ДРУГУ.  ЛЕНЯ,  ПОМНИ  ОБО  МНЕ.  САШКА»  Это  была  первая  правда  Сашки, она  сумела, почти,  как  взрослая,  понять  других  детей.
Через  три  дня  приехала  мама Саши. И  так  же,  как  и  с  Леней, дети  на  этот  раз  прощались   с  Сашкой. Сашка,  дождалась  свою  маму,  а  как  сложится  судьба  остальных детей,  Сашка  не  знала. Это  - "наука"  взрослых.