Шевченко и революция

Владимир Середа
Шевченко - великий украинский поэт, национальная трагедия
наша.
Нет, не Тарас Григорьевич выдумал текст похожего на реквием
украинского гимна, но без его участия и здесь не обошлось.
В ответ на шевченковский "Заповит" ( Як умру, то поховайтэ
мэнэ на могыли... ) фольклорист Чубинский сочиняет песню
" Щэ нэ вмэрла Украйина..."

Мистическая связь - налицо: текст, которому суждено было
стать гИмном Украины только в 2003-м, был написан еще в
1861-м, аккурат - в год смерти Тараса Григорьевича.

Трагедийный характер стихов Шевченко всем нам известен.
Не все знают, что при всем при том в быту Тарас Григорьевич 
был большой жизнелюб, можно сказать - эпикуреец.
Скандальные подробности жизни художника и поэта легко
раздобыть в Интернете.
А меня больше интересует общий фон исторической Картины. 

Шевченко -  из тех экстрасенсов, которые чутко слышат
зов небес, голос фортуны, обращенный непосредственно к нему.
Шевченко - великий мыслитель.
Главными его оппонентами являются 3 силы: бог, царь, народ.   

Не было никакой нужды Тарасу Григорьевичу ходить в
крестьянской рубахе (как - Л.Толстому ): он и сам был
"от-сохи", мужчина-натуральный.
Эпоха весеннего обострения любви российской элиты ко всему 
экологическому ( Народничество ) давала крепостному
крестьянину Шевченко реальный  шанс войти в историю.

В Петербурге Шевченко полюбили все-сразу: художники и
писатели, и даже главный гнобитель Царь заплатил как-то
раз пару тысяч рубликов за выкуп нашего "сократа" из его 
рабства.
Природный талант Тараса Григорьевича подчинять магии своей
личности друзей, случайных прохожих и  начальство
( читайте Олеся Бузину ) нуждается в особенно-внимательном
 исследовании.
Может быть, здесь мы обнаружим фантастические параллели:
литературные и исторические.
Ясно одно: перед нами - неординарная личность, самородок,
ворвавшийся в историю с ее задворок.

Нужно понять, что Творческую долю свою, космический брэнд
"кобзаря"  Шевченко выбрал совершенно-сознательно.
 Мені однаково, чи буду
Я жить в Україні, чи ні.
Чи хто згадає, чи забуде
Мене в снігу на чужині –
Однаковісінько мені.

Тем временем  Поэт продолжает открыто демонстрировать
в поэзиях неприкрытую ненависть к Самодержавию, ненависть к
Царю и Царице.
Нет, Тарасу Григорьевичу -  не все-равно: порой он открыто
требует  для себя "злой судьбы" у бога, лишь бы не пропасть в
скучной безвестности.

Декларативное диссидентство - еще один шанс для вознесения из
грязи в князи для крепостного художника.
Революция в России еще только назревает, а Шевченко чует ее 
уже всеми своими фибрами.
Вся продвинутая российская интеллигенция - готовые диссиденты,
 а мужик Шевченко - народный штандарт для революции.

Самым интимным вопросом являются отношения Шевченко с
божьей Церковью.
Церковная власть простила многое народному мыслителю.
При все своем богохульстве ( из гения свободы богохульство
выскакивает само-собой ) поэт инстинктивно выбирает себе в
союзники сильнейшую из сторон Великого противостояния.
В целом Шевченко - на стороне Бога, т.е. - против Царя. 
Портреты Шевченко вывешены в домах и избах рядом с иконами.
И это - классика украинской мифологии.
Без сознательного участия церкви в российской революции
( = канонизация святого страдальца Тараса Григорьевича )
низменное это идолопоклонство было бы невозможно.
Третий и  главный шанс войти в историю для Шевченко был
стратегический его союз с господом Богом.