К вопросу о жизни и службе осетин на Кубани

Егор Брацун
К вопросу о жизни и службе осетин в Кубанской области до 1920 г.

Очень интересна и малоизученна тема жизни осетин в дореволюционной Кубанской области. Из вышедших работ можно выделить только Б.А. Калоева «Вторая родина Коста», Владикавказ 1999 г. те данные, что хотелось бы привести могут дополнить уже ранее вышедшее по этой теме.
Например центром жизни осетин на Кубани до 1920 г. было село (позднее аул) Георгиевско-Осетинское в Баталпашинском отделе Кубанского казачьего войска. Тогда это большая часть территории нынешней Карачаево-Черкесии. Основано село 1870 г. осетинами — переселенцами из Нарского ущелья Осетии, соответственно тогда Терской области. Руководителем переселения и вдохновителем был Леван Елизбарович Хетагуров, отец знаменитого Коста Хетагурова.
Как сообщает справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлова от 1911г. Когда станица Зеленчукская основанная в 1859 г. и населенная казаками прикубанских станиц и переселенцами из Полтавской губернии в 1877 г. с построением нового храма, пожертвовала прихожанам в поселке Георгиевско-Осетинском иконы и утварь из первоначально открытой в станице церкви в 1863 г.
Осетины не входили в число лиц войскового сословия Кубанского казачьего войска, однако в годы Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. как известно из тех данных что приводит Б.А. Калоев в книге «Вторая родина Коста» - к примеру в формировавшийся из горцев Кубанской области Кубано-Горский Конно-иррегулярный полк поступил на службу подпоручик Леван Елизбарович Хетагуров. Полк состоял из представителей горских народов черкесов, карачаевцев, абазин и небольшого числа осетин.  Сотня в которой он служил, была прикомандирована ко 2 – му Урупскому полку ККВ. Из неё в состав знаменитого Марухского отряда «Кубанского Суворова» генерала Павла Денисьевича Бабыча (которому на тот момент было за 70 лет) вошли и 9 осетин: Алексей и Тема Хетагуровы (так в тексте имя), Кавдин и Дзыза Чеховы, Адам и Кудзак Дзанаевы, Казбек Бурнацев, Доца Дзугаев, Анзор Цахилов. Отряд совершил бросок по труднопроходимым горам через Марухский перевал и очистил Абхазию от турецкого десанта.
Вне участия в  войнах осетины вероятно проходили службу в составе сотни Кубанской горской постоянной милиции, охранявшей правопорядок в горных аулах Кубани.
К 1885 г. в поселении кроме молитвенного дома (церкви) была и мужская школа. Рядом с поселением был так же известен и осетинский хутор Колиева, в нём проживало всего несколько человек.
По архивным источникам удалось установить примерное народонаселение поселения к 1885 и 1886 гг. К 1885 г. было 194 двора, 634 души мужского пола и 596 душ женского пола, число домов плативших «подумную подать» определялось в ноль. Честно говоря мало понимаю что это был за налог, но осетины его не платили. Уже ко второй половине 1886 г. в поселке было 223 двора, 698 душ мужского пола и 661 женского пола. Таким образом видна тенденция роста, за год дворов: на 29, населения мужского на 64 человека, женского на 65. речь идёт именно о горском населении в данном случае об осетинах.
В списке землевладельцев Кубанской области  за 1909 – 1911 гг. удалось установить следующих лиц владевших землёй в поселении: Абаевы Хан, Балдан, Мусса Осман Хасанов владели участком в 125 десятин земли, Баскаев Афоко и Дзаран Алоджикоев владели участком в 93 десятины, Байчаровы Хаджи Султан Адамий, Ченхо Сафербий Обраев владели участком в 300 десятин, Кулаев Тимфоей Фёдоров, Дорохов Гавриил и Прокофий участком в 81 десятину.
К 1917 г. в поселении проживало мужского населения 1603 человека, женщин 1499, всего 3102 человека. Рост населения на лицо.
Осетины жившие на Кубани проходили обучение и в Кубанских учебных заведениях, например в Майкопском механико-техническом училище имени императора Александра III. В аттестациях об успеваемости указывалось какого сословия учащийся, были казаки, иногородние, горцы, осетин указывали отдельно. Например несколько аттестатов осетин за 1914 – 1915 гг. учебный гг. удалось найти в государственном архиве Республики Адыгея, например  Георгия Хозиева 2 – го.
Кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев учившийся в училище чуть ранее, вспоминал об осетинах ««В училище я дружил сильно с черкесами. Мне они очень нравились своею стройностью и внешностью лица. Дружил я и с осетинами. Осетин я любил за их непревзойдённую лезгинку, физическую силу и ловкость. Меня они тоже любили и я слыл среди всех техников «завзятым казакоманом», и далее: «Среди них (горцев) были друзья: Дохшоков (зверски убитый большевиками весной 1918 г.), Кетаов, Пшемех, Ажигоев, Шуманоков (погибший в бою) и осетины - братья Баскаевы и Черов - Георгие-Осетинского селения Баталпашинского отдела».
Интересны и небольшие воспоминания кубанского казачьего врача, участника Белого движения Фёдора Ивановича Бандурки. Вот как он вспоминал 1918 г. в ауле (уже к тому времени, вероятно населённый пункт получил статус аула) Георгиевско-Осетинском, месте расположения воинской части – Осетинского конного дивизиона (Кубанской области):
«По дороге заехали в расположение Осетинского дивизиона, где нас приняли очень гостеприимно, по-кунацки. Все осетины Георгио-Осетинского аула, православные. Аул находится у самого подножия Эльбруса, входит в состав Баталпашинского отдела. Один офицер дивизиона, чтобы нас после сытного ужина повеселить, протанцевал идеально лезгинку и, несмотря на своё богатырское телосложение, производил впечатление, что он просто летит над землёй, так были эластичны и легки его движения. Переночевав у гостеприимных кунаков-осетин, мы с прапорщиком Стороженко продолжали наш путь дальше в штаб корпуса». Дивизион о котором идёт речь, вероятно, состоял именно из осетин Кубанской области, хотя об этой воинской части не удалось найти более никаких данных.
Таким образом, некоторые вышеуказанные данные могут дополнить те работы, где уже ранее писалось об осетинах в их жизни в Кубанской области до 1920 г. Могут они рассказать и о традициях добрососедства кубанских казаков и осетин.
Очень был бы благодарен за любые данные о жизни и службе осетин бок о бок с кубанскими казаками.