Художник

Ксения Франкив
   С нами,по соседству, жил художник. Его звали Яков Николаевич. Он разрешал нам называть его просто - дядя Яша. Яков Николаевич сутулый мужчина сорока пяти лет. Жены и детей у него не было. Он говорил:"Моя жена - искусство!",но на самом деле, нам казалось,он одинок.
   Однажды нам посчастливилось попасть в его дом.В нем царил беспорядок,но довольно просторно и светло.В шкафах и тумбочках хранились краски:акриловые,гуашь,пастель;кисточки:большие, маленькие,толстые и тонкие, тушь,перо и многое другое.По углам были расставлены холсты,мольберты,бумага,ватманы.На стенах навешаны холсты с готовыми работами разных времен.На первом - портрет какой - то женщины,довольно красивой,а в углу подпись "Алеся  Миронова". На другом - пейзаж с видом на красивую арку с цветами,на третьем - натюрморт. Их было нескончаемое множество и всех не перечислить. На рабочем столе,стоявшего у окна,было много всего:палитра,краски,использованные кисти,крошки хлеба,грязная кружка с разводами от чая,ложки,вилки,чайник и ваза с конФетами. Несмотря на все это, самыми ухоженными предметами в доме были краски и кисти. Они вымыты поставлены в подставку,а краски были чистые и аккуратные. В доме художника была лестница, идущая на террасу. Мы поднялись по ступенькам.Там было все обставлено холстами и ватманом. Ни уголка свободного. После скромного чаепития мы ушли.
    Через несколько дней дядю Яшу пригласили написать портрет известного всем чиновника. Дом чиновника был в центре города,высокий,двухэтажный,а внутри все было похоже на дворец.На полу виднелось отражение стоявшего на нем. По комнатам бегали молодые девушки-служанки, приносили чиновнику еду и питье.Он,сидя на красном кресле,разговаривал со своим советником.Дядя Яша зашел с холстом,мольбертом и красками. Чиновник улыбнулся,искося оглядел художника,но ничего не сказал.
- Ваше превосходительство, Александр Иванович,не сочтите за дерзость спросить? - молвил советник.
- Спрашивайте,Петр Николаевич-отвечал чиновник- но сперва выпьем!
- Давайте - услуживал советник.
Служанки принесли красного вина,разлили по бокалам,они чокнулись и выпили глоток.
- Так вот,- продолжал советник - Александр Иванович,в чем заключается для Вас великое счастье?
- О,мой дорогой,Петр Николаевич,- улыбнулся тот - для меня мое состояние великое счастье! Я бесподобен!
    Они выпили еще глоток.
- Ведь,- говорил чиновник - деньги-это все в нашем мире.У кого нет денег,тот не является человеком,а я - бесподобен!Я красив!Я умен!
- Полностью с вами согласен,Александр Иванович - опять услужливал советник.
    Дядя Яша стоял перед ними и молчал.
    Действительно,чиновник был недурен собой. Он был молод,лет двадцати семи,белокурый с голубыми глазами. На нем была одета дорогая одежда, а на ногах блестящие кожаные сапоги.В лице его всегда светила улыбка, глаза хитрые,бегающий взгляд.Лицо было приятное,ни одной морщинки,ухоженное и белое.
- Ну чтож,выпьем - предложил Александр Иванович.
- Вино кончилось! - огорчился советник.
- Ничего страшного - чиновник щелкнул пальцами, к нему прибежала служанка - немедленно принеси вина,девчонка!
- Слушаюсь...- дрожащим голосом произнесла служанка.
     Через мгновение она прибежала с вином,взяла штопор, открыла бутылку и подала чиновнику.
- А наливать я сам должен?!- надулся он.
- Извините - служанка взяла бутылку и разлила вино по бокалам.
- Свободна! - крикнул чиновник.
     После еще одного глотка они наконец-то заметили дядю Яшу.
- А,писака, заходи!- встретил его Александр Иванович- ставь свою доску или,как ее там, начинай работать.
     Художник сел на стул перед мольбертом.
- Писака,пиши меня в самом величественном виде, вот так - он принял гордую позу.
     Художник не сказав ни слова взял кисть и принялся за работу.Прошло немного времени.
- Долго еще?!- не стерпел чиновник.
- Готово - сухо сказал художник.
     Александр Иванович весело подпрыгнул к мольберту.Он увидел на холсте старика,худого,с седыми волосами, с заплывшими глазами,морщинами на лице, в рваной одеждах.Его глаза сделались круглыми.
- Это кто?!- вскрикнул он.
- Вы,ваше превосходительство - улыбнулся художник.
- Разве это я?-настаивал чиновник- у меня не такое лицо,я красавец! У меня нет морщин с желтыми зубами!Немедленно переделай,писака!-кричал чиновник.
- Я не могу,ваше превосходительство.
- Это еще почему?!- не унимался он.
- Понимаете - начал дядя Яша - я художник,пишу как вижу.
- Тогда,переделай себе глаза!- возмущался чиновник - ты меня видишь? Молодой!Красивый!Умный!
- Да,не скрою - продолжал художник - вы красивы,но только внешне,а внутри вы уже прогнили. Я не могу увидеть вас иначе.
- Да как ты смеешь!- лицо чиновника покраснело от злости.
- Извините,мне нужно идти,- сказал художник - портрет вышел удачным.
      Художник собрал свои вещи,поставил портрет возле чиновника и отправился к выходу.
- А ну стоять!- закричал чиновник.
      Александра Ивановича держали за руки, чтобы не вырвался.
- Успокойтесь, ваше превосходительство,успокойтесь!
      Художник вышел из дома чиновника.
      Наверно точно говорят,что правда глаза режет.