22. Золотой телец

Кот Базилио 2
К концу дня 16 тамуза 2448 года многим стало ясно, что Моше не вернется. Он непременно умер. Не может человек обходиться 40 дней без воды и еды.
         
Седьмого сивана Моше, по велению Бога, взошел к Нему на гору и оставался там сорок дней и сорок ночей, чтобы получить всю Тору и письменную и устную, а также Скрижали, изготовленные самим Богом. Вместо него с народом и для руководства остались Аарон и сын Мирьям Хур. По преданию Моше всех предупредил, сколько будет отсутствовать, но произошла маленькая накладка с началом отсчета сорокадневного срока.
    
И вот на сороковой день 16 тамуза Моше не вернулся. Зачинщики из народа пришли к Аарону и Хуру и потребовали: «Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами; ибо этот Моше, тот человек, который вывел нас из земли Мицраима, не знаем мы, что стало с ним» (Исх. 32:1).
    
В начале, по преданию, предъявили они это требование Хуру, но тот категорически отказался. Недолго думая, его убили и с этими же словами пришли к Аарону. Как должен был поступить Аарон?
    
Писание не говорит, что Аарон стал их отговаривать. Он потребовал, чтобы ему принесли золото, и не просто абы какое, но именно кольца, которые в ушах их жен, дочерей и сыновей.
    
«И снял весь народ золотые кольца со своих ушей, и отдали их Аарону. И взял он кольца из рук их, и обработал резцом, и сделал литого тельца. И воскликнули они: Вот божества твои Исраэль, которые вывели тебя из земли Египетской».
    
Рядом Аарон соорудил жертвенник и назавтра объявил праздничным днем, но не во имя золотого тельца, а «праздник Богу».
    
17 тамуза с утра народ веселился (1): они принесли жертвы Золотому Тельцу на приготовленном Аароном месте, пали ниц перед ним, а потом сели есть и пить. В самый разгар веселья появился разгневанный Моше, сопровождаемый Йегошуа бин Нуном. В руках он нес сапфировые Скрижали с высеченными на них Десятью Заповедями. Увидев творившиеся безобразия, Моше в сердцах разбил Скрижали и направился поговорить с Аароном.
    
– Что сделал тебе этот народ, что ты навел на него великий грех! – упрекнул он Аарона.
    
Ответ Аарона заслуживает, чтобы привести его целиком:
    
– Да не воспылает гнев господина моего! Ты знаешь этот народ, ибо во зле он.  И сказали они мне: Сделай нам божества, которые пойдут пред нами, ибо этот Моше, муж, который вывел нас из земли Мицраима, – не знаем мы, что стало с ним. И сказал я им: У кого золото... Они сняли и дали мне, и я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
    
Аарон оправдывается и вину всю пытается свалить на народ. Но в следующем же стихе Моше, совершенно справедливо, указывает на настоящего виновника: «увидел Моше народ, что распущен он, ИБО РАСПУСТИЛ ЕГО ААРОН, (так что это стало) поруганием (в устах) поднимающихся против них».
    
А далее Моше наводит порядок, твердой рукой жестоко расправляясь, не щадя никого, очевидно, с зачинщиками и наиболее активными участниками истории с Тельцом. А самого Тельца он бросает в огонь и превращает его в пыль, которую бросает в воду и заставляет сыновей Израиля эту воду пить. На другой день Моше опять отправляется на гору, объяснив, что, возможно, ему удастся вымолить прощение у Господа за грех народа.
    
Вот примерно так выглядит эта история в Священном Писании. И нужно признать, что история эта насыщена странными и непонятными действиями ее участников. Внимательное прочтение ее вызывает удивление и рождает много вопросов, на которые мы попробуем поискать ответы из устной традиции и мнений мудрецов, разобравшим, казалось бы, по буквам эту историю, и все же неудовлетворенность и сомнения остаются. Сомнения, что  сказано далеко не все, и остаются очевидные вещи, о которых комментаторы предпочли умолчать.
    
«Еврейский народ к моменту дарования Торы достиг высочайшего уровня Первого Человека до греха…. Не существовало такого понятия, которое было бы им недоступно, как это было у Первого Человека до греха, когда его разум не был затуманен никакими завесами» (2).
    
Говорят, что даже самые выдающиеся пророки и учители, жившие в Эрец Исраэль, не достигали по своему духовному уровню уровня простого еврея поколения Исхода.
    
Всего сорок дней назад евреи стояли против горы Синай и собственными ушами слышали (3) первые две заповеди Декалога:

1. Я Бог, Всесильный твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя иных богов пред Моим лицом. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли.
    
А особенно, предупреждал Бог, чтобы не делали богов серебряных и золотых. Так как же могло случиться, чтобы народ Израиля, находившийся на самом высоком из возможных для земного человека духовном уровне (уровне приближения к Богу), решился и пошел на такой грех?
    
Некоторые комментаторы и мудрецы пытаются оправдать еврейский народ. Защита обычно строится по двум направлениям. Один озвучил Рамбан. Он считал, что целью сынов Израиля было в первую очередь попросить у Аарона кого-то, кто указывал бы им путь, как до этого делал Моше от имени Всевышнего. Т.е. они просили, прежде всего, не «божество», а замену Моше. И поэтому, когда Моше «вдруг объявился» и уничтожил Тельца, никто ему не воспротивился и не возражал.
    
На несостоятельность такого подхода указал рабби Ицхак Абарбанель. Если бы евреи хотели, чтобы кто-то вел их в пустыне вместо Моше, говорил он, логично было бы, чтобы этим проводником стал Аарон, как брат и непременный участник всех событий, связанных с наказанием Египта и исходом. Однако, по мнению Абарбанеля, они больше не хотели обычного человека, им нужен был именно божественный образ, такой, к каким они привыкли в Египте.
    
Сторонники другой линии защиты говорят, что сыновья Израиля не виноваты совсем. Всю воду мутили, тот самый великий сброд (эрев рав), который вышел вместе с евреями из Египта по доброте душевной Моше. А еще так называемые асафсуф – дети тех евреев, которые не захотели выходить из Египта. Их родители погибли во время наказания тьмой. Но сами они к тому моменту не достигли возраста 20 лет и по этой причине были неподсудны для Небес. Вот эти асафсуф и эрев рав, объединившись, убили Хура и потребовали, чтобы Аарон сделал Тельца.
    
Поддержку этой линии можно найти в тексте Писания (Исх. 32:7-12). Когда увидел Бог, что евреи сделали Тельца, сказал Он Моше:

     – Иди, спустись, ибо извратился твой народ, который ты вывел из земли Египетской.
    
По мнению комментаторов, здесь Господь упрекает Моше, что он позволил присоединиться к еврейскому народу иноплеменникам. Поэтому Он говорит, что это народ Моше, но не Его, который Он избрал. Однако Моше не соглашается с Владыкой, когда он обещает уничтожить их.

     – Зачем, Боже, гневаться Тебе на народ Твой, который вывел Ты из страны Египетской…. Отступись от гнева Твоего и передумай – не губи народ Свой! – умоляет Создателя Моше.
    
Разгадка противоречия видится мне в следующей фразе, сказанной здесь же Господом Моше:

     – Уничтожу Я их, а от тебя произведу великий народ!
    
Т.е. Бог говорит здесь вовсе не об иноплеменниках, но именно о сынах Израиля. А почему Он называет народ народом Моше? Да потому что Он больше не хочет считать их Своим народом, потому что Он уже решил произвести новый народ от Моше, который и станет Его народом. И как смог Моше убедить Создателя отказаться от своего решения? Он поставил Ему ультиматум! Это не слыхано! Но таков Моше и именно потому он стал вождем еврейского народа.
    
Уже наведя в стане порядок, Моше вновь отправился к Господу в надежде получить прощение для народа Израиля.

     – И теперь, если простишь их грех (хорошо), а если нет, то сотри меня из Книги Твоей, которую Ты написал! – поставил Моше Создателя перед выбором.
    
Потрясающе! И Бог вынужден был согласиться с Моше. Так причем тут сброд иноплеменников?
    
Поэтому вполне естественно, что существует взгляд, по которому сыны Израиля все же впали в грех и совершили акт идолопоклонства. Свидетельства есть и в Писании, например, Пс.105:19-20: «Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли Славу свою на образ быка, питающегося травой».
    
И в мидрашах (Пиркей де рабби Элиэзер): «"Пойди, сделай нам божество, которое будет идти перед нами" – через сорок дней, после того, как они получили Десять заповедей, они уже забыли своего Бога и сказали Аарону: египтяне носят с собой своих богов, поют перед ними и могут их видеть; сделай и нам, такого бога, как у египтян, и мы будем видеть его перед собой, как сказано: "Пойди, сделай нам божество"».
    
И в Талмуде (Авода зара, 53б): «Служением тельцу евреи показали, что идолопоклонство их устраивает».
    
И еще. Если еврейский народ не был виноват, за что он наказан? Правда, некоторые считают, что после эпизода с Золотым Тельцом ничего не изменилось: Бог простил народ, Моше сделал новые Скрижали, ман ежедневно продолжал падать с неба, а впереди движущейся колонны все также шел огненно-облачный столп.
    
Да, Бог простил народ, но все же сказал: «А в тот день, когда Мне взыскать, Я взыщу с них за их грех». И с тех пор во всяком бедствии, обрушившемся на народ Исраэля, есть доля расплаты за грех (поклонения) золотому тельцу (Раши).
    
По преданию, во время дарования Торы сыны Израиля обрели бессмертие, но изготовив Золотого Тельца, они его лишились. С тех пор 17 тамуза – день траура.
    
Таким образом, мы вернулись к исходной точке – нашему вопросу, как могло случиться, что народ Израиля, всего через сорок дней, как он стал свидетелем Откровения на Синае, нарушил сразу две (4) первых заповеди?
    
«Предположение о том, что люди, достигшие высшего уровня приближения к Богу, не способны столь низко пасть, увы, необоснованно», подводит неутешительный итог этой истории современный комментатор Торы Нехама Лейбович.
    
Однако мне видится еще одна возможность для оправдания поколения Исхода. Почему Аарон сделал именно тельца? И он ли, вообще, приложил к этому руку?
    
Читаем в Писании: «И взял он (Аарон) из рук их (кольца), и обработал резцом (другое прочтение: увязал в платок), и сделал тельца литого» (Исх. 32:4). Но когда вернулся Моше, оправдываясь, Аарон говорил: «Сказал я им: У кого золото…Они сняли и дали мне, и я бросил его в огонь, и вышел этот телец». Т.е. Аарон и не предполагал, что получится именно телец. Что же случилось?
    
Когда Аарон собирал все кольца и серьги, которые ему принесли, невдалеке стоял молодой человек и внимательно за ним следил. Его звали Миха. Мои читатели, возможно, помнят, как фараон приказал вместо кирпичей в стены укладывать еврейских детей, если они не выполняют план. Так вот Моше по этому поводу высказал претензию Создателю. И Господь ответил на это Моше: «Да они (египтяне) просто истребляют колючки, потому что передо Мной открыто, что если бы они остались в живых, то они были бы полными злодеями. А если ты хочешь, то – попробуй, и вытащи одного из них». И Моше вытащил. Им оказался этот Миха. Он вошел в Эрец Израэль, потому что на момент, когда Господь вынес решение, что никто из поколения Исхода не войдет в Святую землю, ему еще не было двадцати лет, т.е. он был неподсуден. Его историю рассказывает 17 глава книги Судей. Миха стал идолопоклонником и питал слабость к литым изваяниям. А уроком, скорее всего, ему послужила наша история.
    
Так вот. Когда Аарон бросил в огонь собранное золото, у него не было никаких намерений относительно того, что должно получиться (5). В этот момент к огню подошел Миха и бросил в него ту самую серебряную пластинку, которую не использовал Моше, разыскивая гроб Йосефа, и которая тогда куда-то запропастилась. На ней, как мы помним, был изображен символ Йосефа бык. И то ли Миха произнес те самые слова "Але шор!" (поднимись, бык), которые, наверняка, слышал из уст Моше на берегу Нила, то ли это произошло само собой, но из огня вдруг вышел теленок, громко замычал и топнул ножкой.
    
Эта история содержит прозрачный намек, который почему-то не хотят видеть комментаторы. Когда стало ясно, что Моше не вернется, обеспокоенный народ совершенно справедливо решил, что есть только одна историческая личность, равноценная и способная заменить Моше. Это Йосеф. Он однажды уже спас народ, почему бы ему не сделать это еще раз. Но Йосеф давно умер, и никто не в силах был его воскресить. Народ понадеялся, что этот Золотой Телец станет воплощением Йосефа, и поведет народ дальше. И когда теленок так лихо предстал перед ними, все были в восторге. Ему, конечно, как символическому воплощению Йосефа, полагалась определенная дань уважения и почтения. Но поклоняться ему, как Богу, Верховному Владыке, не собирались. Возможно они на каком-то этапе: жертв ли, подношений или празднества, и перегнули несколько палку. Но в существовании Единого Бога, Творца неба и земли, никто из них не сомневался.
    
Когда появился Моше, вокруг него собралось колено Леви. Выхватив мечи, они бросились в толпу, разя всех, кто попадет под руку, налево и направо. Их ввела в ярость эта история с Тельцом-Йосефом, потому что они, как и когда-то их предок Леви, лютой ненавистью ненавидели Йосефа.
    
И если предположить, что народ Израиля желал Йосефа и видел его в Золотом Тельце, почти все загадочные моменты этой истории и странное поведение ее участников становятся яснее. Ну, вот, например. Когда Моше спускался с горы, неся Скрижали, он уже точно знал, что произошло в стане. А поджидавший его у подножия Йегошуа бин Нун, ничего не ведал. Какой-то шум они услышали еще издалека, когда приближались к стану. Йегошуа вслух стал гадать, на что шум похож. Но Моше упорно молчал. Ему нечего было сказать потомку Йосефа.
    
И еще прошу обратить внимание на одну деталь. Возможно, Золотой Телец появился не только потому, что Моше, по мнению народа, исчез и никогда не вернется. Корень этой истории – зреющее в сынах Израиля тихое недовольство своим вождем, которое не раз проявлялось открытым противостоянием во время странствия народа по пустыне. А впервые зародилось это недовольство еще там, у моря Суф. Когда увидели сыны Израиля, что фараон гонится за ними, сказали Моше: «Разве могил недостает в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне? Что это ты сделал нам, выведя нас из Египта?» (Исх. 14:11).
    
У истории Золотого Тельца есть продолжение, в котором также немало загадок. Но об этом мы поговорим чуть дальше.

Иллюстрация: Французский живописец Никола Пуссен «Поклонение Золотому Тельцу». Nicolas Poussin (1594–1665) The Adoration of the Golden Calf. 1633.

(1) Сказано: ваййакуму лецахек  – «и поднялись забавляться». Корень цахак  имеет значения «смеяться, шутить, насмехаться».
(2) Раби Йосеф-Юзл бар Шломо-Залман Горовиц (Саба из Новардока ок.1848–1920 гг.) – выдающийся мыслитель и педагог. Из книги: «Уровень человека».
(3) Остальные восемь заповедей евреи услышали через Моше. Сказали они: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
(4) В первом речении Бог говорит, что Он тот, кто вывел народ из Египта. Однако, когда евреи требовали Аарона изготовить им божества, говорили, что Моше тот человек, который их вывел из Мицраима. Вот эта маленькая неточность стала корнем большого греха.
(5) Вина Аарона была признана Всевышним. В наказание все четыре его сына должны были погибнуть. Однако Моше удалось «отмолить» жизнь двоих: Эльазара и Итамара. Надав и Авигу погибли. Погибли, правда, из-за собственных прегрешений. Их смерть описана в Левит 10:1-2.