Морская авиация как она есть. Надёжность лётчика

Полковник Чечель
    Биография: Родился в семье военного. В 17 дней от роду началась моя кочевая жизнь. Меня из военной крепости города Ленинакана Армянской ССР повезли в Ленинград через столицу Грузии город Тбилиси. Отцу было приказано срочно прибыть на академические курсы офицерского состава. Пока туда ехали, произошёл любопытный эпизод. Поскольку памперсов тогда не было, а дорога длинная, мама  приготовила 500 марлевых пелёнок, чтобы, "уделал" - выбросил, стирать ведь в дороге не будешь. И сложила это всё в отдельный большой германский чемодан. Пока ехали на автобусе до вокзала я уже несколько пелёнок обделал, но возможности их выбросить не было, и маманя побросала их сверху над чистыми пелёнками. А на вокзале, пока батя ходил за билетами, чемодан украли, а по попросту - "спёрли". А через три часа вора нашли по чемодану, он же приметный, здоровый. Милиционер подводит вора к маме, и спрашивает вора: "Ваш чемодан, что в нём?" Тот отвечает: "Чемодан мой, в нём личные вещи". Милиционер: "Открывайте". Вор: "Я ключ потерял". Тогда маманя открывает чемодан своим ключом, а там сверху обосранные пелёнки, и такое впечатление, что ими набит весь чемодан. Так вор заплакал, мол, никогда не думал, что буду сидеть в тюрьме из-за такого прегрешения.
     Когда отец закончил свои курсы через год, меня повезли обратно в Армению, но уже через столицу Азербайджана город Баку. Потом, я пока учился, пришлось поменять 10 школ, от крайнего Запада (остров Саарема в Балтийском море до Дальнего Востока, Сахалина, Забайкалья, в том числе поучился в четырёх школах Москвы. Но это не помешало мне и моему брату Володе закончить курс средней школы с серебряными медалями. Володя стал геофизиком, хотя до этого пытался поступить в лётное училище, а мне удалось пойти по стопам отца. Только батя был танкистом, а я стал лётчиком, потому что, как только стал себя осознавать, мечтал о небе.

    Отлетал 32 года в Морской авиации СССР и в ВВС Украины. Получил квалификацию "Военный лётчик-снайпер" и почётное звание "Заслуженный специалист ВС СССР", которое по "дурости" тогдашнего военного руководства страны сменило в 1989 году звание "Заслуженный Военный лётчик СССР". Правда присваивается "За выдающиеся заслуги перед Советским государством в деле укрепления обороноспособности страны и высокое мастерство в профессиональной деятельности". У меня нет слов, чтобы охарактеризовать этот "маразм" - сменить гордое "Лётчик" на безликое "специалист". А чтобы показать читателю, что заслуги всё-таки были, приведу лишь такой факт - имел честь командовать 12 отдельным морским ракетоносным орденов Кутузова и Александра Невского авиационным полком, который более 30 лет не имел аварий и катастроф по вине личного состава. Таких полков в Вооружённых Силах СССР можно пересчитать по пальцам. Дядю адмирала, чтобы мне по блату присвоили это звание, не имею.

    Кстати, звание "Заслуженного Специалиста..." мне вручал Начальник Штаба авиации ВМФ СССР генерал-лейтенант Будеев в присутствии всего руководящего состава четырёх флотов Советского Союза от командира дивизии и выше. Он сказал так: "Василий Васильевич, Вы не виноваты, что Министр Обороны маршал Язов, который сейчас сидит в тюрьме под названием "Матросская тишина" подсунул Президенту страны Горбачёву бумажку о замене Лётчика на Специалиста, которую тот подписал, не читая. Закажите на заводе себе знак "Заслуженного Военного Лётчика СССР" и носите его с честью. Вы его заслужили". Что я и сделал - выполнил приказ генерала Будеева. Кстати, в России это звание сразу восстановили, а на Украине его нет, потому что авиация развалена полностью, а за полёты на тренажёре званий не дают.

    За период лётной работы налетал около 4000 часов на 7 типах ла официально, т.е. с записью в лётную книжку, и ещё на 15 типах (на данный момент) удалось полетать не официально. После ухода из армии 5 лет проработал лётчиком лайнера АН-2, возил парашютистов "на работу", иногда прыгая сам, в Николаевской областной федерации авиационных видов спорта, это по выходным, а по будням три года преподавал предмет "Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города на военной кафедре Николаевского университета им. В.А. Сухомлинского. Более 50 лет отзанимался экстремальными видами спорта: прыжки на лыжах с трамплина (4 года в спортивной школе в Москве на Воробьёвых горах), 7 лет боксом (КМС), 15 лет Восточными единоборствами (Инструктор Школы Кёкусинкай Будо-каратэ), парашютным спортом (823 прыжка, из них 2 отцепки), горные лыжи с 1974 года без перерыва, только в этом году пропустил, Кавказ не потянул по деньгам, Карпаты сорвались по причине Майдана. По горным лыжам получил корочки "Инструктора", т.к. в 1997 году на Кавказе удалось закончить Российскую национальную Школу инструкторов по горным лыжам Ремизова. Полёты на парапланах, походы на яхтах, байдарках, пешком и т.д. Ясно, что сейчас спорт остался только для здоровья, но я и сейчас без проблем прыгну с парашютом, сделаю переднее или заднее сальто с вышки в воду, а на юбилей 60 лет себе любимому сделал "подарок" - впервые в жизни пробежал марафон 42 км 200 метров, правда снова повторять этот "подвиг" что-то не хочется. Кстати, куда меня несмотря на мою склонность к экстриму можно заманить только под дулом пистолета - это самостоятельные полёты на дельтоплане. Мои два полёта на сём экзотическом аппарате оба раза заканчивались переворотом и последующим падением "сухим листом". Первый раз переворот был через бок, второй по-истребительски, с полупетли. Всё это я написал с единственной целью - показать, что активный образ жизни можно сохранять очень долго, только к нему нужно умно относиться.

    За годы службы поменял 7 гарнизонов. Последнее место службы - 33 Центр Боевой подготовки и Переучивания личного состава в городе Николаеве. Три года назад по состоянию здоровья мамы вынужден был переехать в город Херсон, где и проживаю в настоящее время. Женат, имею сына и дочь с двумя внуками, которые в данный момент живут в Испании.

    Поскольку в первой книге я объяснил, как начали рождаться мои записки Морского лётчика и привёл пример, что я "калякал-малякал" в своих записных книжках, которые очень удобно было носить в кармане комбензона, не будем изменять традиции, приведём ещё одну в качестве примера:

29 июля 1970 года. Сделал два прыжка. Второй с 2000 метров. Должен был идти на 30 сек. падения. Отделился градусов под 45 к потоку, лёг на него. 10 секунд пропадал нормально, начал смотреть на секундомер, вдруг резко вошёл в правый штопор. Земля была неподвижна, а тут закрутило так, что стала мелькать как в калейдоскопе. Поставил руки на вывод. Не угадал. Закрутило ещё сильнее. Поставил в другую, вращение не прекращается. Двумя руками с воплем "мама" дёрнул кольцо. Парашют закрутило "по самые не хочу". Каким-то образом сильно ушиб правую половину лица, скорее всего, когда раскрывал парашют замками на лямках. Поразили сильный свист ветра, упругость потока и сам штопор. Попал в него впервые. Ощущение примерно такое же, когда инструктор мне сделал штопор на "Элке". При приземлении оба раза действовал грамотно...         

    Вот из таких записок и рождаются мои произведения.               

                Предисловие:

    Василий Чечельницкий (полковник Чечель) - человек героической профессии и несгибаемой воли. Лётчик высочайшего класса, спортсмен-экстремал, Человек широкой души и пламенного сердца, безусловный пример для молодёжи.

    Он прожил и живёт яркой насыщенной жизнью, он молод душой и телом, он противостоит времени и судьбе, он всегда занимает активную жизненную позицию.

    Таким людям нелегко, но это путь, который они выбрали сами. Писать автор начал поздно, когда молчать стало невозможно. Он передал информацию своим читателям, и теперь она наша.Поистине, сохраняешь только то, что отдаёшь.

    Автор досконально знает предмет. Поэтому его рассказы - вроде бы житейская проза - выглядят очень профессионально. Ты зримо ощущаешь себя внутри сюжета, не слышишь, а видишь рассказ.

    Такое глубокое проникновение в суть завораживает читателя, ставит его на место героя, заставляет его сопереживать и сочувствовать излагаемым событиям.

    Автор пишет простым понятным языком, описывает своё время,знакомые темы, друзей, девушек, отношения на службе и в быту. Вроде бы всё просто. Но для того, чтобы так писать, нужно сначала прожить такую жизнь. Возможно в этом секрет притягательности прозы Василия Чечельницкого. А возможно в том, что он пишет правду и только правду, а это сейчас дорого стоит.

    Дальнейших Вам литературных успехов, полковник Чечель! Я уверен,Вы ещё порадуете нас своим творчеством.

                Б.Г. Финкельштейн.
                Доктор экономических наук, профессор,
                Лауреат литературных премий,
                Председатель Крымской Республиканской
                Организации "Национальный Союз Писателей
                Украины".

                Всем жителям страны "АВИАЦИЯ" посвящается...

ОТ АВТОРА: эта вторая книга из серии "Морская авиация как она есть" продолжает тему романтики лётной профессии, в которой мне посчастливилось прожить счастливую и долгую жизнь, полетать на многих типах летательных аппаратов от сверхзвуковых "Бэкфайеров" до самодельных СЛА и вертолётов, а также парашютов и парапланов. Более того, мне уже слегка за 60, но я продолжаю летать и сейчас на всём, что подвернётся под руку. Пусть не регулярно, пусть за деньги, или без них, когда друзья дают дорваться до штурвала, но меня всё время тянет в небо. И нас таких "одержимых" тысячи. Приезжайте на гору Клементьева в Крым или на любой полевой аэродром аэроклуба, и вы найдёте подтверждение моим словам. Поэтому эта книга прежде всего для юношей и девушек, выбирающих свою дорогу в жизни. Хочется по этому поводу привести слова из песни моего друга Константина Фролова, которые он написал в Индии, работая спасателем на соревнованиях по парапланерному спорту:

   "Что им визы, таможни, границы,
    Есть погода, полёт и друзья.
    И сквозит на обветренных лицах
    Ими понятый смысл бытия..."

    Я помню, как меня впервые пригласили в школу, где учился в первом классе мой сын, выступить перед школьниками на праздник День Защитника Отечества 23  февраля. Перед каким классами выступать решал сам директор Школы №35 города Николаева. Сначала это были 6-7-ые классы. Я взял с собой фотографии, которые снимались в воздухе при полётах строем, в том числе и самолёты американских, немецких, шведских, английских и "прочих стран НАТО", которые подходили к нам  во время перехватов над морем или океаном. Взял также  фотографии своих друзей: Тимура Апакидзе, Лёши Власова, Юры Лончакова, которого вчера, кстати, назначили Начальником Центра Подготовки Космонавтов России, взял также фото, сделанные во время парашютных прыжков. И когда я рассказывал о жизни лётчиков и вообще в авиации, у ребят горели глаза, была "куча" вопросов, и кончилось тем, что я пообещал их взять с собой на аэродром.

    А потом было выступление перед 10-11-ми классами. Если честно сказать, я ужаснулся. Безликие, не выражающие никаких эмоций глаза. Не было ни одного вопроса, хотя я говорил: "Вот представьте, летом в жару, я взлетаю отсюда с Николаева на сверхзвуковом ТУ-22м3 и уже через два часа прохожу над Эльбрусом, самой большой вершиной Кавказских гор, вижу вечные ледники и снега, которые никогда не тают. Потом прохожу над Каспийским морем, вижу огромный разлив дельты Волги, делаю огромную дугу в несколько тысяч километров, и потом еду с аэродрома в обычной маршрутке среди нормальных пассажиров, а перед мной ещё горы в снегу стоят. Разве это не здорово!!!" Или пытался им рассказать как выглядит северное сияние с воздуха, или киты в океане. А по равнодушным лицам юных отпрысков вижу: "Дядя, скорее бы ты свой "ликбез" кончал, а то уже "жрать" охота.

    Я подумал: "Господи, что же это за система образования такая, что всего три года разницы между школьниками, и они уже превращаются в таких безразличных людей, что если ты им не рассказываешь о сексе или как деньги заработать, то всё остальное им не интересно. Вот тогда я окончательно понял, мы, только мы отвечаем, каким вырастит поколение, следующее за нами. Девиз ВДВ "Никто кроме нас!"- сюда относится в первую очередь. Или опять же куплет из песни "Голубчик", моей любимой, кстати, в творчестве Константина Фролова:

   Мы - невольники истинной веры,
   Это явь, как она ни горька,
   Нашу честь, господа офицеры,
   Не увяжешь, как тюк, в торока.
   И когда над Россиею тучи
   Расползаются вроде чумы,
   Кто-то ж должен вмешаться, голубчик!
   Ах, голубчик! Ну кто, как не мы?"

   Ответственность за судьбы и воспитание молодых людей - одна из главных
причин, почему я взялся за эту "авантюрную затею", не только написать, но и, не имея спонсоров и средств, не побояться издать книгу, и не одну, как видите. Я вспоминаю, какое огромное влияние книги оказали на меня. Я уже писал где-то в одном из своих рассказов, что свою первую книгу я прочёл у бабушки на чердаке в деревне в 5 или 6 лет, точно не помню, но в школу я ещё не ходил, это 100%. Это был роман Гюго "Труженники моря", так я до сих пор помню отрывки из этой книги, как мужчина и женщина, потерпевшие кораблекрушение в океане, выбирались с необитаемого острова. Рассказы моего любимого писателя юности Джека Лондона практически предопределили мою тягу к путешествиям и бродячему образу жизни. А его слова "Жизнь прекрасна ещё и потому, что можно путешествовать" - на долгое время стали моим девизом, пока не появилось жизненное кредо Остапа Бендера "ВСЕГДА!!!" (это, конечно, шутка). Книги моего любимого писателя Ивана Антоновича Ефремова сформировали мой взгляд на то, какой должна быть женщина рядом с мужчиной, и я вам скажу, оглядываясь на пройденный путь, он во многом был прав. И если у меня хватит смелости, таланта, и Боги или звёзды это позволят, то в третьей книге я напишу о своих жёнах, заодно и посчитаем их, а то вечно "сбиваюсь" - шутка. Они все этого достойны, они живы, и пусть у них всё будет хорошо. Чтобы вы поняли, насколько это не простая тема, приведу слова жены, от которой ушёл я, но бывало и наоборот, уходили от меня: "Василий, благодарю за годы, прожитые вместе. Я была счастлива с тобой. Сейчас я тоже счастлива, но совсем по другим критериям. Спасибо, что ушёл от меня, иначе я бы не встретила нужного и дорогого мне человека". Это письмо пришло через год, как мы расстались, а расставание было мучительным для обоих. Все женщины, о ком я писал в первой книге, или во второй были возлюбленными, но в законном браке я с ними не состоял.

    Продолжу ещё мысль о влиянии нужных книг на воспитание, а значит и на судьбу. Такие книги как "Нежность к ревущему зверю" Александра Бахвалова, "Проверено на себе" Юрия Гарнаева, "Взлётная полоса длиною в жизнь" Заслуженного лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, генерала Кандаурова, с кем, кстати, посчастливилось провести ночь за "рюмкой чая", обмывая первый самостоятельный вылет генерала Юрия Жукова на СУ-25 (для потомственного "бомбёра" это было "круто") При сём банкете присутствовал и Тимур Апакидзе, который не пил ни грамма, но и нам не мешал. Сразу видно - настоящий друг. Продолжая разговор о книгах, хочу выделить Николая Степановича Мельникова, отца лётчика-испытателя Героя Российской Федерации Сергея Мельникова. Его "Сожжённые Бураном" вообще стоит как вершина всего того, что писалось об авиации и космонавтике. Т.е. хорошая книга, это целая жизнь, и она многому учит, отсюда вывод - надо стремиться, чтобы такие книги были в вашей домашней библиотеке.

    Вторая причина, почему я взялся "за перо" - это желание передать свой  опыт лётчикам, которые летают. Больно слышать, как периодически СМИ вещают, как падают самолёты с пассажирами только из-за того, что экипаж не научили уходить на второй круг, посчитав, что всё за него сделают автоматы, только пальчиком вовремя "ткни на нужную кнопочку". Или погибает хоккейная команда молодых парней в расцвете сил и лет только из-за того, что "опытный, подготовленный", казалось бы экипаж, оказался не в состоянии принять решение прекратить взлёт, хотя времени на это было "вагон и маленькая тележка", и вся обстановка буквально кричала об этом "прекрати взлёт", раз пробежал огромную полосу и не оторвался. Поэтому умный лётчик, которому посчастливится наткнуться на эту книгу, найдёт что положить в копилку своего лётного опыта, чтобы не повторять чужих ошибок.

    Ну и наконец, в этой книге кроме обычных житейских историй, которые бывают в жизни любого нормального человека, ряд рассказов посвящено выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города. И в следующих книгах я ещё не раз буду возвращаться к этой теме в силу того, что одна из моих профессий после армии была преподаватель этого предмета на военной кафедре Николаевского университета им. В.А. Сухомлинского. Я, готовясь к нему, перелопатил огромную "кучу" учебников по выживанию и прочей литературы, прошёл мини-курсы по выживанию в школах Сундакова и Голтиса, а главное, я с детских лет веду "бродячий образ" жизни. Довелось походить по Уссурийской и Сибирской тайге, по сопкам Сихотэ-Алиня, Сахалина и Забайкалья, полазить по Кавказским горам без всякого снаряжения как дилетант. Но зато я имею полное моральное право рассказывать как бывает, когда в ущелье Терскол ты залез на ледник, чтобы отковырнуть кусок голубого льда, потому что девочки из твоей горнолыжной группы любят пить коктейль со льдом, и ты как джельтмэн, взялся им этот лёд обеспечить. А пошёл один, не сказав никому, зачем и куда пошёл. Залез на ледник, а потом понял, что спуститься не могу. Показалось, что слева, метрах в 20, спуск будет попроще. Я перелез по льду через ручей, а когда добрался до той площадки, где мне виделся простой спуск, понял, что это показалось только со стороны, а на самом деле также опасно. Два часа я там сидел, пока не зашло солнце. А потом всеми клетками тела ощутил, или сейчас, пока ещё хоть что-то видно, или под утро замёрзший труп сам слетит к подножию Эльбруса. Поломал ногти, но сполз. Так у меня не книжные знания, что прежде чем войти, подумай о выходе, как говорит Школа Виталия Сундакова. Или взять школу Выживания в Севастопольском Центре Выживания Морской авиации СССР "Омега". Представьте вы прилетаете с какого-нибудь Севера или Дальнего Востока в Севастополь, а тут море вина и просто "куча" горячих южных женщин. Уверяю вас, выжить в таких условиях после будней военного гарнизона ох как не просто! А чтобы вы не думали, что автор "сгущает краски" приведу пример.

     За неделю до нашего прилёта слушателей Ленинградской Военно-Морской академии им. Крылова один правый лётчик Северного флота выпал с балкона 4-го этажа и разбился насмерть. Ну двери перепутал "слегка во хмелю". Командующий был взбешён. Весь этот заезд "Омеги" немедленно разогнали по флотам. А через неделю прилетаем мы. Собрали всех в актовом зале, на сцену вышел начальник Центра, фамилию уже не помню, но вида очень решительного, и сразу начал нас "воспитывать". Сначала тихим голосом, а потом вошёл в раж, и начал просто орать: "Товарищи офицеры, до чего вы дошли, напиваетесь "до поросячьего визга", выходите пьяные не в дверь, а в окно, а потом разбиваетесь насмерть, как вот этот капитан "такой-то". И главное, вы знаете, что он оказывается пил? Какую-то бормотуху рубль две (коп.),- по видимому, у начальника Центра это было пределом падения этого офицера, в смысле, если бы он выпал с балкона после коньяка, то это бы было нормально. Но в первом ряду сидел замполит Центра, который тоже нес ответственность за воспитание вверенного ему личного состава, и он, чтобы как-то "обелить" лётчика, что тот не такой уж был пропащий, в пол голоса попытался убедить начальника: "Командир, командир, да за рубль две, почти такая же как за рубль четыре (коп)" - народ, который это услышал, "грохнул" от смеха. Это какое знание предмета надо иметь, это во-первых. А во-вторых, оказывается, это не так уж "позорно" пить самое дешёвое вино за рубль две, когда офицеру положено пить за рубль четыре.

     И если я вас не убедил этим примером, вот ещё один из той же серии, что "выжить" в "Омеге" совсем непросто. Когда начальник на сцене кончил орать, выплеснув на нас свою "боль души", он перешёл на спокойный тон и попросил: "Товарищи офицеры, вы поймите, мы с пониманием относимся к тому, что вы прибыли из своих дальних гарнизонов на юг, хочется отдохнуть, в приличный ресторан сходить. Да пожалуйста. Но одна просьба, если вы опаздываете к часу   ночи пересечь финишный створ КПП, то чтобы вам и нам, заодно, перед охранниками не краснеть, проезжайте на такси 100 метров дальше, там дырка в заборе, в неё и лезьте".

     Мы дали слово и на этом вступительная беседа закончилась. Обозначили вяло какое-то подобие физподготовки, искупались в море, пообедали, поспали и народ понёсся, рассредоточившись мелкими группами по интересам в славный город Русской Славы Севастополь. Осмотрели достопримечательности, и закончились они, как вы думаете, где? Правильно, в ресторане. Мою группу занесло в ресторан Крым, который расположен ближе к "Омеге", поэтому мы успели приехать на КПП в 00.40. Соседняя группа гуляла где-то в ресторане на набережной. Поэтому они прикатили на по нулям, т.е. в 1.00, но как оказалось, одного бойца при сборах они потеряли. Тот зашёл в туалет, а ребята прыгнули в такси и уехали. Пропажа обнаружилась уже по приезду на место.

    Этот майор, штурман с ТОФа (Тихоокеанский флот означает) долго ловил такси. В те времена поймать "зелёный огонёк" после полуночи было сложно в любом городе, а не только в Севастополе. В общем, в 1.30 его подвозят к КПП, но он же дисциплинированный, даёт команду таксисту проехать на 100 метров дальше. Тот тоже "дисциплинированный", проезжает, но не рассчитав скорость, проскакивает 50 метров "лишних". Всё ж в темноте. Майор щедро одаривает водителя "чаевыми" - начало командировки - все ж "богатые", и начинает наощупь искать дыру в заборе. А её нет. Да, забыл сказать, сам забор был из металлической сетки метра два высотой, и каждые 10 метров шли столбики, на которые она крепилась. А впереди в 300-х метрах ярко горели огни пятиэтажной гостиницы, бо "душа народа", который прибыл с ресторана, просила "продолжения банкета", и никто спать не ложился.

     Майор, не найдя дырки в заборе, сделал несколько галсов влево-вправо методом "расходящееся коробочка". Дыры всё равно не было. Тогда он сказал: "Нет таких преград, которые бы не брали коммунисты" и, не долго думая, полез через забор, держа направление на гостиницу. Со второй попытки ему это удалось. Держа угол сноса на "ветер и качку под ногами", он бодро преодолел первые 100 метров из тех 300-т, что надо было пройти, и вдруг наткнулся снова на такой же забор, какой он только что преодолел. Что за "чёрт", но деваться некуда, гостиница впереди маячит, преодолел и этот забор, тоже со второй попытки. Прошёл 30 метров, и ноги уткнулись в новый забор. Сил лезть наверх уже не было, пошёл по периметру, а забор нигде не кончается, это же оказался теннисный корт. Но майор об этом не знал. Он сделал круг, оказался носом к гостинице, и заснул, где стоял, предварительно сняв туфли. Короче, утром нас подняли на зарядку, пробегаем мимо теннисного корта и видим внутри спящего на земле, свернувшегося в калачик майора, но головой к гостинице, и рядом аккуратно поставленные туфли. Почему я акцентирую ваше внимание на такой детали? В этом городе по давно заведенной традиции, если матрос в "самоходе" падал пьяный носом к кораблю и так "вырубался с перепития", то его не наказывали, потому что, он стремился к кораблю, но не рассчитал силы.

     Эти два эпизода, уважаемый читатель, я поведал только потому, чтобы Вы знали, что "выживание" - оно бывает разных видов, и раз автор прошёл такую серьёзную школу и остался жив, то ему есть, что "поведать миру". Ну и продемонстрирую, что Вы должны "глаголить" при этих моих словах, опять же на примере. Поскольку данный штурман был с Дальнего Востока, пример возьмём оттуда, хотя я без проблем могу покопаться в "копилке своей памяти" и подобрать соответствующий пример с любого флота, не только Тихоокеанского. Итак, этот случай мне рассказал мой однокашник и "корефан" по лыжным гонкам Генаха Самойлов, командир полка самолётов ТУ-22м2, ТУ-16, дислоцировавшихся в гарнизоне Монгохто Хабаровского края, а моя группа "загорала" там больше месяца, пока техники принимали самолёты (подробности в рассказе Первой книги "Женщины в нашей жизни").

    Я тогда был ещё только зам по лётной подготовке, а Гена уже почти год командовал полком, и щедро поделился опытом своей не лёгкой командирской доли. Описал он, как проходил Военный Совет в штабе Авиации флота, с которого он только прилетел. Поясню для гражданского читателя - Военный Совет - это как "симпозиум" на гражданке, он может быть плановый и не плановый. Помимо каких-то конкретных вопросов на нём обязательно подводятся итоги Б и ПП (Боевой и Политической подготовки) за какой-то период. И начало этому разбору даёт крайний свежий "прецендент", который случился последним из, допустим, нарушений воинской дисциплины в одной из авиационных частей ТОФ. Так получилось, что это произошло в воинской части у самого молодого командира полка, всего три месяца как начавшего исполнять эту не лёгкую, но крайне интересную должность.
   
     Анатолий Иванович Павловский, который тогда был Командующим ВВС ТОФ, поднял этого подполковника и как начал его "чехвостить в хвост и в гриву": "Вы посмотрите на него. Мы ему доверили образцовый полк, он его за три месяца "развалил", дисциплина упала "ниже плинтуса, показатели в Б и ПП упали в два раза"- и тд. и тд. Так он "драл" его минут двадцать. А закончил словами: "Я Вас снимаю с должности как не оправдавшего доверие Военного Совета". В зале повисла почтительная тишина, было слышно, как на окне жужжит муха. И вдруг раздалось лёгкое похлопывание ладошек, похожее на аплодисменты, и голос Члена Военного Совета (по простому - замполита) генерала Серикова произнёс: "Ой, мудро, товарищ Командующий, ой мудро!" Анатолий Иванович минуту подержал паузу, это он умел в совершенстве, потом посмотрел с высокой трибуны на стоящего внизу подполковника, который даже ростом как-то ниже стал и произнёс: "Вот смотрю я на него. Ну ведь в сущности молодой ещё человек, может это он не специально полк "развалил", не со "зла"? Может это у него по молодости получилось? Может, мы ему исправиться дадим?" И опять пауза минуты на полторы. А потом, приговор: "Так и быть, не будем снимать Вас с должности, дадим испытательный срок в полгода, докажите, что мы в Вас не ошиблись и оправдайте доверие Военного Совета". В зале опять воцарилась почтительная тишина, и опять раздался голос генерала Серикова: "Ой, мудро, товарищ Командующий, ой мудро!" Спросите меня, зачем я вам всё это рассказал? А всё для того, чтобы вы, если вы обнаружите какие-то разночтения в моих рекомендациях по выживанию, вспомните пересказанный мною от однокашника по училищу и Военно-Морской академии Гены Самойлова эпизод с генералом Сериковым, и скажите: "Ой, мудро, говорит полковник Чечель, ой мудро" - аксакал ошибаться не может. Его просто могут неправильно понять! А если вы девушка, то вспомнить Кавказскую поговорку: "Когда говорит мужчина - женщины благоговейно молчат". Но это, конечно, шутка.

     А теперь, господа, уважаемые читатели и читательницы, станем чуть серьёзнее - перед вами мой "опус" "Надёжность лётчика". Приглашаю посетить "богатый внутренний мир автора" и поделиться своим не менее богатым внутренним миром. Удачи нам всем, господа!
Прошу в книгу...

P.S. Предвидя критику в адрес обложки, мол, она не стандартная, из двух половин и т.д. скажу так: "Обложку делал мой 19-летний сын Василий, заканчивающий 4-ый курс коледжа по профилю "Прикладная математика" по моему заказу. Это я хотя бы на дизайне решил сэкономить. Задача, которую я ему поставил, выглядела так: "Мне надо, чтобы на обложке были три типа летательных аппаратов, на которых я летал в конце службы. Для лётчиков-испытателей полёты на таких разноплановых типах ла в одну смену - это норма. Для строевого лётчика - это "нонсенс", бо "низзя", вдруг он чегой-то перепутает. Мне удалось и полетать, и не перепутать. Чем горжусь. Поэтому обложка меня устраивает, в ней есть энергетика неба. Посему не будем "ломать копья" по этому поводу дорогие друзья, но ваши советы я учту в следующей книге...

      А пока напоминаю, заявку на приобретение обоих книг (первой и второй) вы можете сделать, отправив короткое письмо на адрес   chechelya@mail.ru
Указав в теме письма "КНИГА", чтобы я сразу обратил на него внимание.