В науке и около

Виктор Мусалимов
Три портрета в зеркале опыта эпистолярного жанра 80 и 81 годов

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Пишет Вам заведующий кафедрой теоретической механики Томского инженерно-строительного института Мусалимов Виктор Михайлович.
В течение ряда лет наш коллектив работает над вопросами, связанными с исследованиями деформаций кабелей, канатов и других подобных конструкций. В своих исследованиях мы основывались на моделях сплошных сред, в частности, спирально анизотропных.
Эффект закручивания при растяжении спирально анизотропных стержней мы используем при разработке рекомендаций при изготовлении и эксплуатации кабелей, канатов-вант экскаваторов, сотрудничая с объединением «Сибкабель» и «Уралмаш».
Эффект закручивания при сжатии используется для разработки рекомендаций при изготовлении поворотных резцов горных машин в совместных разработках с Кузнецким научно-исследовательским угольным институтом.
Успешно работает в этом направлении аспирант Мокряк Сергей Яковлевич, который в июне текущего года заканчивает обучение и работу над диссертацией «Исследование напряженно-деформированного состояния спирально-анизотропных стержней».
Я, как руководитель работы аспиранта, обращаюсь к Вам с вопросами:
-можем ли мы рассчитывать на беседу с Вами;
-если «да», то не смогли бы Вы назначить нам время встречи для нее в мае-июне 1980г.(лучше в июне).
Для нас, Вы знаете, эта встреча имела бы исключительное значение. По Вашему усмотрению мы к встрече могли бы подготовить доклад, либо представить материалы всей работы- нас устроит любой вариант, сообщите нам.
Очень надеюсь на Ваш ответ.
С уважением                В.М.Мусалимов
22.04.1980



13.05.80
Уважаемый товарищ Мусалимов В.М.!

Извините меня за то, что не называю Вас полным именем, но Вы его не сообщили. Ваше письмо я получил довольно давно, а отвечаю, как видите, в середине мая; вторая половина апреля и начало мая были для меня очень напряженными.
Ваше письмо мне представляется очень интересным, хотя я не все понял, так как именно вашим видом анизотропии я мало занимался. Однако, не сомневаюсь, что при встрече мы найдем общий язык. Охотно встречусь с Вами и с Вашим учеником. Вопрос только один: когда именно, да еще может быть-где. Вы-то сами как мыслите эту встречу? Сами- ли Вы приедете в Ленинград(один или с аспирантом) или меня пригласите в Томск? Первый вариант, не сомневаюсь, интереснее лично для Вас, а второй небезынтересен для меня, так как в Томске я никогда не бывал, а хотел бы побывать; этот город меня всегда интересовал.
Давайте пока придерживаться первого варианта(Вы приезжаете в Ленинград). Сейчас я сравнительно свободен до 10 июня включительно, с 11 по 18 июня предполагаю быть на Конференции по оболочкам и пластикам, а с 19 июня и по 31 июля буду в Ленинграде  и готов с Вами познакомиться и побеседовать. С 1 августа по 30 сентября у меня отпуск и я уеду. Так что-милости просим в любое время, за исключением 11-18 июня!
Конечно, желательно представит все материалы и подготовить доклад, но этот доклад будет поставлен не в институте ВНИМИ, где я работаю консультантом, а в Ленинградском Политехническом институте, на кафедре механики, которой руководит очень квалифицированный , а главное- интересующий всем передовым, профессор Прокопов Вадим Константинович. Наш институт занимается только разработкой проблем, относящимся к горному делу, т.е. к извлечению полезных ископаемых.
Получив Ваш ответ и наметив день приезда, я берусь переговорить с Прокоповым. Нужно только заранее знать название доклада и краткие тезисы его, чтобы показать Прокопову.
Итак, будем считать, что мы в первом приближении договорились! Сообщаю необходимые справочные сведения.
Мой домашний адрес:199026.Ленинград,...
Арес для телеграмм- такой же, но без индекса(199026).
Мой домашний телефон: ...; звонить после 20 часов московского времени.
Адрес института ВНИМИ: 199926.Ленинград,В-26, Средний проспект,82 (Васильевский остров). Директор, проф, доктор Омельченко Александр Николаевич.
Если прибудете Самолетом, придется взять такси, указа непременно, что Вы поедете на Васильевский остров. Если прибудете поездом, то сообщение очень хорошее: а) троллейбус №10 (в направлении «Адмиралтейской иглы»), остановка «Косая линия» или «22 линия»; в) автобус №7,остановки те же. От остановки пройти 1 квартал. Вход во ВНИМИ по пропускам; войдя, нужно позвонить по местному телефону «...» и спросить меня. Приехав в Ленинград, позвоните по служебному телефону ..., а я позабочусь о пропуске.
P.S.-Пишите или телеграфируйте мне только на дом. К сожалению, я не знаю, как у Вас обстоит квартирный вопрос. Гостиниц в Ленинграде очень много, но и приезжих более чем достаточно и забронировать для Вас место я не берусь. Устроиться на площади, принадлежащей ВНИМИ, в принципе возможно, но сейчас в институте тоже много приезжих горняков. Во всяком случае, постараюсь.
Итак, до скорого, надеюсь, свидания.
13.05.80 С. Г. Лехницкий


Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Со времени получения Вашего письма и последующего разговора по телефону прошло довольно много времени. Я рассчитывал написать к началу октября, к моменту окончания Вашего отпуска, но осень внесла коррективы.
Когда созванивался с Вами, я рассчитывал, что Вас устроила бы встреча с нами в Томске, но Ваши планы, к сожалению, не совпали с нашими.
Дорогой Сергей Георгиевич. С этим письмом с направляю Вам для ознакомления аннотацию работы Мокряка Сергея Яковлевича.
С докладом в ЛПИ мы готовы выступить в январе (числа 28-31) 1981 года. Более  ранняя дата была бы нежелательной; поздняя, вплоть до 10 февраля, может быть назначена по Вашему усмотрению. Не скрою некоторых надежд, связанных с докладом.
Во-первых, это ориентация на Совет ЛПИ по защите диссертаций;
Во-вторых, ориентация на то, что работа может заинтересовать, и Вы согласитесь быть первым оппонентом.
С нетерпение жду Вашего ответа.
До свидания,
С уважением Ваш                Мусалимов В.М.
05.11.80


Глубокоуважаемый  Виктор Михайлович!

Ваше письмо от 05.11.80г. я получил. Мне неудобно, что Ваши планы, как Вы пишите, не совпали с моими. В этом деле большую роль сыграли болезнь жены и моя болезнь, благодаря которым у меня совершенно пропал летний отпуск; он был буквально равен нулю.
Аннотация диссертации Мокряка С.Я. меня заинтересовала, но я хочу внести некоторые уточнения, так как Вы, по-видимому, не совсем ясно представляете себе моё положение. Прежде всего, я не имею никакого отношения к Ленинградскому Политехническому институту(ЛПИ), а работаю в Институте горной геомеханики и маркшейдеского дела (ВНИМИ), т.е. в чисто научно-исследовательском институте, к тому же далеком от моих научных интересов. Это последнее обстоятельство играет известную роль в моей жизни.
Вы предлагали встретиться в Томске. Я охотно бы приехал, заслушал доклад, познакомился бы с Вами и Вашим учеником, осмотрел город, но…не находите ли Вы, что Томск довольно далеко от Ленинграда? Мой институт командировку в Томск не оплатит; в этом я совершенно уверен. В этом деле заинтересованным лицом являетесь Вы и Ваш ученик, а мне ехать к вам за свой счет не имеет никакого смысла. Даже если бы Вы предложили мне приехать бы сейчас, т.е. в зимнее время, и за счет вашего института, то я крепко подумал бы, прежде чем дать  ответ. Я совершенно не знаю зимних сибирских условий и плохо переношу морозы.
Я имею смелость еще уточнить некоторые пункты и дать Вам деловые советы. Прежде всего, должен заявить, что я не считаю возможным выступать в качестве официального оппонента в Ленинграде и окрестностях, в каком бы то ни было институте. Это заявление окончательное и никакими обстоятельствами изменено быть не может. В любом другом городе- я к Вашим услугам, а Ленинград категорически исключается. И если Вы хотите, чтобы я был оппонентом, то обратитесь не в ЛПИ, а в другой подходящий институт в другом городе.
Вы, вероятно, знаете, что в Москве есть Институт проблем механики Академии наук СССР, который регулярно проводит семинары по различным разделам механики. Таких семинаров много, но Мокряк С.Я. может доложить свою работу, с одинаковым успехом, на доном из двух семинаров:
1) Семинар по механике сплошной среды (руководители- чл.корр.АН СССР Галин Лев Александрович и академик Армянской Академии наук Арутюнян Нгуш Хачатурович) и
2) Семинар по упругости, пластичности, ползучести (руководители академики Христианович Сергей Алексеевич, Арутюнян Нагуш Хачатурович, Ишлинский Алексадр Юлиевич и Работнов Юрий Николаевич).
На семинарах докладываются исключительно новые работы. Обстановка на семинарах до сих пор была здоровой. Каждый семинар обсуждает доклады и если нужно, дает рекомендации. Если доклад понравится, то институт может поставить защиту у себя.
Мой совет: напишите письмо в Институт проблем механики и попросите поставить доклад Вашего ученика на семинаре. Пожалуй, лучше взять Семинар по механике сплошной среды и письмо адресовать Галину Л.А. Пошлите аннотацию доклада. У Галина на 1980-й год план составлен.Думаю, что доклад можно будет сделать в январе 1981-го года. Конечно, лучше всего будет, если Вы сами приедете в Москву и поговорите с Галиным или Аратюняном, но если трудно, то напишите. Интересные для меня доклады я посещаю; приеду и на доклад Мокряка.
Адрес института; 117526.Москва, проспект Вернадского, 101. Директор-академик Ишлинский Александр Илиевич.
В институте меня хорошо знают. По-моему, это будет самое лучшее. Впрочем, не смею настаивать. Если Вам больше нравится ЛПИ, обратитесь туда к профессору Прокопову Вадиму Константиновичу.
Уважающий Вас                С.Г.Лехницкий.
11.11.80
P.S.-Есть ли у Мокряка С.Я. печатные работы по тематике диссертации? Если есть, то пусть пришлет мне оттиски.


Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

К этому письму, которое я пишу в ответ на Ваше от 110.11.80 , прилагаю работу Мокряка С.Я. Депонировать ее в ВИНИТИ мы решили по понятным причинам: возможность представить весь материал; возможность ускорения публикации. Ближайшие статьи ожидаем в 1981 году: в трудах НИИ ПММ Томского госуниверситета; в сборнике «Вопросы механики и прикладной математики»-изд. ТГУ; выходит  также монография Мусалимова В.М., Соханева Б.В. Мокряка С.Я. «Элементы механики кабельных конструкций»-изд. ТГУ. Высыла., кроме того, наш кафедральный сборник научных работ.
О встрече в г.Томске. Её можно было бы организовать следующим образом: наш институт официально обращается к руководству ВНИМИ, чтобы они командировали Сергея Георгиевича Лехницкого, ведущего специалиста по теории анизотропного упругого тела, в Томский инженерно-строительный институт для чтения лекций преподавателям и научным сотрудникам. При этом ТИСИ гарантирует оплату командировочных расходов. Конечно же, зимой у нас холодно. Но прекрасны весна и ранняя осень!
Теперь об оппонентстве. Как Вы находите такое учебное заведение, как Рижский политехнический институт? С РПИ у нас давние связи, там функционирует Совет по специальности «Механика деформируемого твердого тела! Если бы Вас устроил этот вариант, мы бы запланировали в январе-феврале месяце 1981 г.приезд в Ленинград с последующей поездкой в Ригу. Ваш ответ даст мне основание начать переговоры с РПИ. Одновременно, по Вашему совету, я направляю письмо Льву Александровичу Галину с просьбой включить в план семинара 1981 года доклад Мокряка С.Я.
До свидания,
Уважающий Вас                В.М.Мусалимов
01.12.80







10.12.80
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Ваше письмо и работу Мокряка С.Я. я получил. Вероятно, работа-черновик диссертации, так как содержит много пропусков и опечаток. Прежде чем, согласиться быть оппонентом, я должен убедиться, что она находится на должном уровне, а для этого она должна быть доложена, и не лично мне, а на семинаре, где кроме меня, присутствовали бы и другие специалисты. Два семинара я назвал Вам(в Москве).Могу добавить еще два в Ленинграде: 1) известный Вам семинар Прокопова (ЛПИ) и 2) семинар по теории упругости в Ленинградском университете (руководитель профессор Черных Климентий Феодосиевич; адрес: Ленинград, Дачное, улица Зины Портновой, ...; телефон домашний ...). На ленинградских семинарах я могу быть только в виде слушателя, а от оппонирования откажусь.
Работу Мокряка я начал изучать. Итог двух первых дней- как будто ничего некорректного она не содержит, но окончательный ответ об оппонировании я дам только тогда, когда буду убежден в этом. Между прочим, я не понимаю, зачем ехать так далеко, тратить деньги (свои и казенные), когда у вас почти рядом находится такой крупный научный центр, как Новосибирск? Встречу в Томске я считаю ненужной. Нужно, чтобы Ваш ученик рассказал о своей работе не только мне, но главным образом- другим; ведь голосовать-то буду не я. А именно другие и нужно убедить их (а заодно и меня).
Присланный Вами сборник «Вопросы механики…»вызвал у меня серьезную тревогу. Я вижу, что у вас в институте работает оригинальная и своеобразная школа механики, оперирующая с понятиями теории групп. Мне стыдно в этом признаться, но больше половины статей из сборника я не понял, так кА недостаточно владею теорией групп и своих исследованиях пользуюсь совсем другими математическими методами (более элементарными).
Относительно Рижского политехнического института. Я ничего против не имею, но к сожалению я никого не знаю из его работников. В Риге я имею знакомых, но это исключительно «полимерщики» до президента Академии наук Латвийской ССР Малмейстера Александра Кристаповича включительно. «Полимерщики» приглашают меня на ихние Съезды и Конференции по механике полимеров и композитных материалов, и я приглашения обычно принимаю; вот только на последней конференции не был(октябрь 1980),так как был оппонентом в Белорусском университете (Минск) сразу по двум диссертациям.
Если у Вашего ученика явится возможность сделать доклад на каком-нибудь семинаре в Риге, тоя приеду. Рига всё-таки немножко ближе Томска, так что перенести путешествие в Ригу для меня труда не составит (а я не очень молодой человек- докторскую защитил в 1940-м году, то есть более 40 лет тому назад).
Отметьте ещё, как возможное место защиты Белорусский госуниверситет,-зав. кафедрой теории упругости- мой большой друг профессор-доктор Прусов Иван Алексеевич.Адрес:Минск,52,Восточная ул...Индекс 220052.Телефон домашний-Минск,...Я его уже запросил об обстановке.
Итак, жду дальнейших сообщений, а тем временем, не спеша, поизучаю диссертацию - да учтите: я-доктор физ. мат. наук, а Мокряк, вероятно, хочет быть кандидатом технических наук? Или нет?
С приветом                С.Г.Лехницкий


Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Ваше письмо от 10декабря я получил. Отвечаю на поставленные Вами вопросы.
Какая ориентация у нас по защите диссертации: физ.-мат. науки или технические? С самого начала работы мы планировали выход на физ.-мат. науки, хотя не исключали возможности защищаться по техническим наукам. Это в том случае, если бы Совет, принявший работу на рассмотрение, имел право оценивать, как представленную на соискание степени кандидата технических наук по специальности-механика деформируемого твердого тела. К слову, я кандидат технических наук, работу представлял и защищал в 1972 году в Совете СО АН СССР по теории упругости и пластичности. Моими оппонентами были Е.И.Шемякин и С.А.Батугин. Себя я считаю воспитанником Ленинградского университета, где проучился первые три курса на физическом факультете, а затем по семейным обстоятельствам перевелся в Уральский университет, который окончил по специальности физика твердого тела. В аспирантуру я сознательно поступал на специальность- теория упругости и пластичности.
Второй вопрос - почему мы не ориентируемся на Новосибирск? Это, в основном, связано с моей установкой по представлению материалов работ, не замыкаясь географией Сибири. Да и главный специалист по анизотропии упругого тела находится в далеком Ленинграде.
В настоящее время С. Я. Мокряк находится в Москве, где следуя Вашему совету договаривается о выступлении на семинаре Л.А.Галина- я ему написал письмо.
Через неделю - Новый год! Поздравляю Вас, желаю счастья, здоровья, успехов во всем.
До свидания,
Уважающий Вас                В.М.Мусалимов
20.12.80


05.01.81-телеграмма:
Должен Вас предупредить- лежу больной гриппом. По выздоровлении извещу. Лехницкий.


Здравствуйте, дорогой Сергей Георгиевич!

Я решил воспользоваться случаем, чтобы передать Вам письмо при посредстве моего студента, поехавшего на каникулы в Ленинград. Вместе с письмом я пересылаю комплект видовых открыток г. Томска. Надеюсь, Вы выздоровели,  открытки поднимут настроение.
Сообщаю о новостях.
Программный Оргкомитет Пятого съезда по теоретической и прикладной механике (Алма-Ата,май,1981г) сообщил, что наш доклад «Задачи механики деформируемого кабеля» включен в программу .В этой работе рассмотрены некоторые проблемы механики кабеля: приведены модели сред, адекватно описывающие поведение кабеля как сложной конструкции при нагружении-это спирально анизотропная среда и моментная среда; решены задачи о колебаниях кабелей с учетом рассеяния энергии; приведены кривые усталостной прочности кабелей; приведены задачи спиралеобразования гибких стержней; описаны схемы экспериментальных установок для физико-механических испытаний кабелей.
С.Я.Мокряк в настоящее время оформляет решенные задачи: консольный изгиб стержня; осесимметричное радиальное загружение стержня. Поездка Мокряка в Москву оказалась неудачной- в дороге он заболел гриппом и не сумел даже встретиться с Л.А.Галиным.
Сейчас жду Вашего письма, чтобы окончательно решить вопрос уже о представлении работы либо в институт проблем механики, либо в БГУ (предварительно, конечно,  списавшись с Галиным Л.А. или с Прусовым И.А.).
До свидания.
С уважением                В.М.Мусалимов
Томск,29.01.81.



09.02.81
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Вот он, мой ответ, но я не уверен, что он Вам очень понравится. Мне кажется, что Вы слишком спешите, а это, на мой взгляд, не вызвано необходимостью. И мне и Мокряку не повезло: мы сделались жертвой стихии. Не знаю, как чувствует себя Ваш ученик, а я ещё болею(1 месяц+1 неделю) и когда выйду, не знаю.Так вот, работа Мокряка С.Я. является очень оригинальной и необычной и вместе с тем- трудной. Ничего подобного я нигде и никогда не видел. А потому, прежде чем представлять её как диссертационную работу . совершенно необходимо доложить и подвергнуть обсуждению. И ничего, если его пощелкают; это будет ему только на пользу: он увидит свои слабые и сильные места и учтет их в окончательной редакции. Где доложить? На мой взгляд, лучше всего на семинаре Л.А.Галина в Институте проблем механики (Москва).В предыдущем письме Вы сообщали, что написали письмо Галину. А в последнем письме Вы ничего не говорите, ответил- ли Вам Галин или нет, пообещал включить в программу семинара или отказал. Это же всё очень важно! Во всяком случае, в плане семинара на март, который мне прислали, доклада Мокряка нет. Но может быть Вы договорились? Другой московский семинар, которым руководят четыре академика, на мой взгляд менее серьёзен, а на занятиях бывают максимум 2 академика, а то и один. Конечно, на доклад я приеду, если состояние моего здоровья улучшится. В данный же момент(вечер 09.02) я еще настолько слаб, что оппонентом быть не могу. В общем, давайте смотреть правде в глаза: ленинградский грипп-вещь очень опасная и затяжная. И я уж думаю: не лучше ли Мокряку и Вам обратиться к семинару В.К.Прокопова Ленинградский политехнический институт)? На семинаре докладчика хорошо примут, подберут и оппонентов, но среди них меня не будет (т.е. я откажусь)-это точно.
Вы пишите, что хотите «…решить окончательно вопрос уже о представлении работы» (подчеркнуто Вами). Категорически не советую! Лучше пусть Мокряка  «побьют» на докладе, чем провалят диссертацию.
Окончательное мое слово: ищите место, где Мокряк мог бы доложить свою работу. Если это место будет не очень далеко, постараюсь приехать, если позволит состояние здоровья.
Большое спасибо за фотографии Томска! Очень симпатичный городок; Новосибирск, на мой взгляд, с ним не сравнится - тяжеловесный и вообще хуже. Жду Вашего письма с Вашим мнением и с фактами, которыми Вы располагаете.
С приветом                С. Г. Лехницкий
P.S.-Пока я писал основную часть письма, мне пришла в голову идея: а не обратится ли Вам в Московский университет на кафедру теории упругости ,которой заведует чл.-корр. АН СССР профессор-доктор Алексей Антонович Ильюшин? У них на кафедре более или менее периодически проводятся семинары по теории упругости. Может быть Ильюшин согласится заслушать и обсудить диссертацию(проект) С. Я. Мокряка. Конечно, если у них не очень большая очередь и не придется терять много времени на ожидание. Попробуйте! Попытка- не пытка и Вы ничего не теряете. Заодно поздравите Алексея Антоновича с юбилеем (70 лет). Думаю, что это будет ему приятно (день рождения не то 20 января, не то 29 февраля- в соответствующих извещениях написано по-разному).Могу и я попросить Ильюшина поставить доклад С. Я. Мокряка. Если доклад одобрят, то можно здесь и диссертацию защитить. Адрес: 117234.Москва,Ленинские горы, Моск. гос. универсистет им.Ломоносова. Чл.-корр.АН СССР А.Н.Ильюшину.





21.02.81
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Ну, что вы решили делать- Вы и Ваш ученик Мокряк? Согласились ли Вы со мной, что работу необходимо сперва доложить, а уж потом, после одобрения, предпринимать дальнейшие шаги по защите? Но лучше я сначала скажу о себе, поскольку Вы в этом деле мне уделяете известную роль.
Так вот, с момента посылки последнего моего письма (с Сергеем Лукьяновым), кое что изменилось: я чувствую себя гораздо лучше. Более 1.5 месяцев я болел пневмонией, но всему прекрасному приходит конец; кажется приходит конец и моей болезни, и если не привяжется другая, я уже сейчас готов быть оппонентом. Но повторяю и настаиваю: работа должна быть предварительно доложена и обсуждена на каком-то семинаре. Мне казалось бы, что лучше всего доложить на семинаре Л.А.Галина в Институте проблем механики (Москва). Но Вы ничего не сообщили, завязалась ли у Вас переписка с Галиным и каковы её результаты. Слушать Мокряка я приеду в Москву. Если Вы сговоритесь с руководителями в Минске, то я приеду(прилечу) и в Минск, но мне очень желательно, чтобы доклад был в те дни, когда я не бываю в моем институту ВНИМИ: четверг, пятница, суббота, воскресенье. В другие дни придется отпрашиваться, а я и так очень много дней «прогулял». В Минске зав.кафедрой теории упругости И.А.Прусов- мой хороший друг и в Минске я не пропаду. Так и быть, приеду, если будет нужно, и в Ригу. Пожалуй, кроме Москвы, являющейся моим родным городом, где дети, внуки и родственники, Минска и Риги, никуда не поеду. Наиболее «приветливым» я считаю семинар Ленинградского политехнического института, которым руководит профессор Вадим Константинович Прокопов, но как я уже Вам говорил, выступать оппонентом в Ленинграде и окрестностях я не считаю возможным. Это мое окончательное и последнее слово.
Виктор Михайлович, я жду ответа. Напишите, как Вы решаете судьбу Вашего ученика. Жду, привлекаете Вы меня или нет?...
А теперь изложу мою очень важную просьбу. Недавно вышел перевод моей последней книги «Теория упругости анизотропного тела», издание 2, 1977. В переводе книга получила название :S.G. Lekhnitski. Theory of elasticity of an anisotropic body. Переведена и издана у нас в Москве издательством «Мир», 1981г. Мне прислали полагающиеся по договору 2 (два) экземпляра-и это всё.Купить её в Ленинграде невозможно; говорят, что на такой город прислано всего лишь 5(пять) экземпляров-«н.з.». Но я по опыту знаю, что если нет в Ленинграде и в Москве, то может быть сколько угодно в отдаленном городе. Пожалуйста, Виктор Михайлович, если книга есть в магазинах Томска, то купите для меня хотя- бы 5010 экземпляров и пришлите. Один экземпляр немедленно вернется к Вам с теплой надписью.
С уважением                С.Г.Лехницкий


Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Одно за одним я получил оба Ваших письма. Сразу на них отвечаю.
Очень рад, что состояние Вашего здоровья улучшилось. К тому же дело идет к лету, во всяком случае, у нас в Сибири это быстро чувствуется. А в Ленинграде, по моему, решающим является психологический перестрой на другое время года.
Сообщаю, что мои коллеги приступили к поискам Вашей книги, изданной на английском языке. Надеюсь, что Ваша просьба будет выполнена- если книги появятся в городе или в ближайших городах.
В письме, которое Вам передал студент С.Лукьянов, я написал, что Мокряк не сумел встретиться с Л.А.Галиным и не отдал написанное мной письмо. Сейчас я уже без посыльных подготовил для отправки письмо в Институт проблем механики с просьбой поставить в план доклад Мокряка. Из Вашего последнего письма я узнал, что Москва- лучший для Вас вариант; сориентировался я и в сроках- это середина апреля. Теперь всё зависит от временных возможностей семинара Л.А.Галина.
В Вашем послесловии Вы обратили мое внимание на семинар А.А.Ильюшина. Мне кажется, что «лишнее» выступление перед защитой работы С. Я. Мокряку не повредит. Вот и Вы все время говорите о необходимости обсуждения работы. Не пересеклись бы сроки выступлений. Может быть будем действовать так: я получаю ответ от Л.А.Галина, звоню Вам, и в разговоре уточняем программу действий? Вот тогда, очевидно, я неизбежно попрошу Вас лично обратиться к А.А.Ильюшину, чтобы поставить доклад на апрель.
Большое спасибо за корректировку наших шагов. Жду Вашего ответа.
До свидания.
С уважением                В.М.Мусалимов
03.03.81


16.03.81
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

В нашей переписке по поводу С. Я. Мокряка  образовалось «окно»,так что я не знаю, в какой стадии находится этот вопрос. Вы не находите, что он слишком затянулся и нужно его закруглять? Ответил ли Вам Галин? 11 марта я написал Галину письмо с просьбой включить в программу семинара доклад Мокряка. Но включит- ли он- не знаю; эти люди из высших научных сфер могут просто забыть ответить. Звонил я и профессору Прокопову Вадиму Константиновичу; он выразил согласие в ближайшее же время поставить на семинаре его кафедры доклад Мокряка (в Ле6нинградском политехническом институте). Он предложил написать ему по домашнему адресу, который я прилагаю: Ленинград, Тверская ул.,3/1, кВ.16. Почтовый индекс 193015. Профессор Вадим Константинович.
К названию доклада нужно приложить краткую аннотацию, чтобы руководитель семинара имел представление о докладе. А я бы хотел получить анкетные данные С. Я. Мокряка; обычно я выступаю оппонентом, имея данные о соискателе. И ещё: переписка у нас идет давно (около года), а результат пока равен нулю. Я подумал; не потому- ли, что я очень много давал вам обоим советов и тем самым сбивал вас с толку? Поэтому я думаю, что мне лучше всего воздержаться от дальнейших советов и предоставить вам действовать по вашему усмотрению. Мне кажется, что за длительный период нашей переписки я все сказал и добавить мне больше нечего. Семинар Прокопова работает по понедельникам.
С уважением                С. Г. Лехницкий
P.S.- Я просил Вас посмотреть ,не продается ли моя книжка («Теория упругости а, т,» на английском языке),так как в Ленинграде достать её невозможно даже через официальные каналы. Но сейчас мои ученики достали мне в Москве несколько экземпляров, так что некоторое (небольшое) количество их я имею. Поэтому свою просьбу я «снимаю» и прошу больше не утруждаться.



Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Для ускорения нашей переписки я решил ещё раз воспользоваться нарочным -в данном случае -это моя супруга Людмила Николаевна, прибывающая в родной город в командировку.
Только что получил Ваше письмо. Ваши вопросы встревожили меня. Отвечаю по порядку. 3 марта я отправил Вам письмо, где сообщил, что как только у нас появится Ваша книга на английском языке, мы сразу же приобретем указанное Вами количество. Более того, мои друзья из Новосибирска сообщили, что книгу они не прозевают. А после всего я надеюсь получить экземпляр, подписанный Вами.
В тот же день, 3 марта, я отправил письмо Л.А.Галину. Сегодня 21 марта ответа на него я еще не получил.
Анкетные данные С.Я.Мокряка: год рождения -1952, окончил мехмат Томского госуниверситета в 1974 г., три года работал ассистентом на кафедре теоретической механики Томского инженерно- строительного института, в 1977 году поступил в аспирантуру Томского политехнического института - специальность «Механика деформируемого твердого тела. В 1980 окончил аспирантуру и вернулся на работу в ТИСИ. Дополнительно сообщаю, что обучаясь в ТГУ Мокряк выполнял курсовую и дипломную работу по анализу групповых свойств уравнений теории упругости под моим руководством- в это время я читал там спец.курс по групповым свойствам дифференциальных уравнений. А через ТПИ и ТГУ мне приходится осуществлять набор в аспирантуру, потому что в ТИСИ нет набора по данной специальности. Надеюсь на встречу на семинаре. Как только получу сообщение, сразу же позвоню Вам.
До свидания,
Ваш                В. М. Мусалимов
21.03.81



Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Виделся  и говорил с Вашей супругой. Она, при её чудовищном знании языков, очень помогла мне, прочитав (выборочно) мою книгу, переведенную на английский язык. Людмила Николаевна находит, что перевод сделан более чем удовлетворительно. Это меня очень радует , так как я думал, что перевод, сделанный выжившей из ума старухой, просто безграмотный. В общем, я очень доволен встречей с Людмилой Николаевной. И для Вашего ученика приезд Людмилы Николаевны в Ленинград и Москву очень полезен. Она договорилась с В.К.Прокоповым, что он поставит доклад Мокряка на 20 апреля в Ленинградском политехническом институте, а кроме того, по моему совету будет вести переговоры с Галиным о докладе Мокряка в Институте проблем механики. Ничего страшного нет в том, что Мокряк сделает 2 доклада- в Ленинграде и в Москве; наоборот, это даже полезно- ведь московские люди отличаются от ленинградских (иначе мыслят). Ну, а Вас я прошу известить меня телеграммой о дне доклада, когда всё будет окончательно ясно. Еще раз о книге- не нужно, не покупайте и не утруждайте Ваших сотрудников поисками. То, что уже куплено, я, разумеется приму и оплачу, но больше искать и покупать не нужно- мне хватит. Очень хочется увидеть Мокряка, какой он есть, так как Ваши анкетные данные очень неполны. Ну, надеюсь, увижу на его докладе.
С приветом                С.Г. Лехницкий
31.03.81
P.S.-Всё это хорошо, однако- же не забывайте, что я Вам говорил о моем выступлении в Ленинграде.



Ленинград,
8 апреля 81 г.
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

1.Доклад С.Я. Мокряка состоится по плану 20 апреля 1981 года в 14 (или в 15) часов. Изменения могут быть лишь при отсутствии докладчика.
2.Для поселения кого - бы то ни было в ЛПИ (гостиница или общежитие) необходимо командирование на этот срок в ЛПИ. Обычно, устройство в общежитие трудностей не вызывает, за исключением случаев массовых экскурсий в ЛПИ.
До встречи                В.К.Прокопов


Глубокоуважаемый Вадим Константинович!

Большое спасибо за то, что Вы поставили в план семинара доклад Мокряка С.Я. Отсылая Вам письмо, я хотел бы уточнить ряд моментов.
День и время-29 апреля 1981 г., 14-00-не изменилось ли что-нибудь?
Цель выступлении: заслушать и обсудить проект диссертационной работы по специальности: механика деформируемого твердого тела.
Со мной в Ленинград приедут два аспиранта- можно ли будет на время нашего командирования поселить их в общежитие?
Сергей Георгиевич Лехницкий порекомендовал представить аннотацию доклада- к письму я её прилагаю.
Коротко о себе: окончил университет по специально физика твердого тела, защитил по окончании аспирантуры диссертацию по специальности: теория упругости и пластичности; в настоящее время нахожусь в творческом отпуске для завершения работы над докторской диссертацией по специальности :механика деформируемого твердого тела.
Мокряк Сергей Яковлевич- окончил университет по специальности математик- механик, окончил аспирантуру Томского политехнического института по специальности : механика деформируемого твердого тела.
До свидания,
с уважением                В.М.Мусалимов
14.04.81


ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Поздравляю Вас с праздником-Днем победы 9 мая.
Письмо, вероятно, запоздает, но ничего теперь не  сделать.
Где-то Вы будете в День победы? В Томске или совсем наоборот?
Желаю хорошо провести праздник- и Вам, и Людмиле Николаевне, и Вашему ученику Мокряку.
07.05.81
P.S.-Прошло  немного времени с неудачного доклада С.Я. Мокряка, а у меня появилась «переоценка ценностей». Я вижу, что доклад в ЛПИ прошел не так, как следовало бы; принял уродливые формы. Я сам забыл о «методе Прокопова», который едва- ли можно одобрить, так как он дает возможность трепачам поупражнять языки- и не по делу, а так себе, из любви к искусству. Они, эти болтуны, и на Прокопова повлияли, как Вы сами видели. Правда, Мокряк докладывал скверно, небрежно,  не заготовив для такой сложной и не сразу доходящей темы достаточное количество иллюстраций. Что можно было понять из его доклада? Да почти что ничего! И для меня ясно, в чем тут дело. Не в обиду Вам будет сказано, он находится во власти иждивенческих настроений. Он привык считать, что в любом случае руководитель его выручит и не даст в обиду. А получилось вот что…Нет, если бы он знал, что должен сам бороться, защищаться, то подготовился  бы лучше.
Я считаю, что Мокряк С.Я. не безнадёжен; он только должен извлечь уроки из неудачного выступления. Да и я теперь в его работе вижу то, чего не видел и не понимал раньше. Конечно, много у него неверного, но основа, я считаю, верна. А из моих слов Вы видите, что я не отказываюсь от него. Хотелось бы только, чтобы защита прошла в теплом месте. Очень уж у нас, в Европейской части СССР, холодно. Прямо изводят эти холода! Холод, дождь, снег, ветер, а температура к ночи- около нуля. Ничего подобного раньше не было. А от холода и сырости спится невероятно, так что работоспособность стремится к нулю.- Ну, всего наилучшего. Ничего. Пусть С.Я. Мокряк поймет, что счастье его –в его руках.


Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Получил Ваше теплое письмо.
Во многом Вы правы. Действительно, моя чрезмерная опека Мокряка приводит к нежелательным результатам. Но я тоже учусь на ошибках и стараюсь их исправлять.
Признаюсь, что получив Ваше письмо, я воодушевился: Вы не забраковали работу и не отказываетесь от Мокряка. Ну, а Мокряк в течение последних полутора месяцев работал над устранением неточностей в работе, перерабатывал плакаты, доклад. 15 июня по согласованию с кафедрой сопротивления материалов РПИ он будет делать доклад по работе. В этот раз он поедет один. Протокольную запись вопросов-ответов привезет Вам и мне. Если Вы категорически не будете возражать, то его приезд в Ленинград будет намечен на неделе15-21 июня,- после доклада. Кроме протокола заседания он должен будет привезти официальную просьбу Совета РПИ по оппонированию работы, автореферат на согласование с Вами. Мокряе также, должен будет ответить Вам на все вопросы, которые возникнут (и возникли уже) у Вас- эту задачу, я надеюсь, Мокряк решит.
Для меня этот год, как Вы правильно отметили, разъездный. Мне предстоит делать доклады в Алма-Ате (май), Иркутске (июнь), Владивостоке (сентябрь). В октябре-ноябре, если все будет нормально- у Вас, у меня, у Мокряка,  да и во всём мире- надеюсь встретиться с Вами в Ленинграде-Риге.
Большое спасибо за поддержку.
Людмила Николаевна передает большой привет Вам и целует Фаину Михайловну.
До свидания.
Ваш                В.М.Мусалимов
20.05.81.



07.06.81
Добрый день, Виктор Михайлович!

Надеюсь, Вы у себя дома в Томске. Я тоже дома, в Ленинграде. Полон впечатлениями от посещения Алма-Аты. Даже не верится, что я преодолел такое расстояние и столько этапов и сижу сейчас рядом с женой в садике…
Виктор Михайлович Ваш беспутный юный помощник (Э.С.М.) сделал ряд снимков во время поездки к Медео, о которой я навсегда оставлю хорошее впечатление. Я очень благодарен Вашим алма-атинским друзьям, поездка доставила нам, и особенно мне, огромное удовольствие. Вот только конец был немного подпорчен- Ваш аспирант (Э.С.М.) совершенно не умеет пить,-выпил на копейку, а всякой гадости и садизма вывалил на весь рубль. Я, знаете ли, этого не люблю и не понимаю. Если бы он рассказал анекдоты с упоминанием матерей и названий частей тела, то я бы понял и вероятно смеялся. И может быть больше всех. А там…Какое-то явление, совершенно новое и непонятное для меня. И знаете что? Ну его…подальше! А Вам не мешает его воспитывать, чтобы умел пить и не распускался после первой же рюмки.
Виктор Михайлович! Мне очень хотелось бы вспомнить, как зовут наших милых водителя и гида. За обилием впечатлений я совершенно забыл, как зовут и её, и его, а адреса их, вообще, не знал. Сообщите мне, пожалуйста, имена и адрес; я хочу поблагодарить их за доставленное огромное удовольствие, а заодно- извиниться за проявленную мною горячность. Фу ты, как это неприятно! И всё Ваш «филозоф». Пожалуйста, пришлите мне фото. Для меня интересны и фото всей нашей компании, и фото пейзажей. А кроме того, расскажите про С.Я.Мркряка- в каком он состоянии, когда, по- Вашему, созреет для защиты и прочее. Вы меня знакомили с рижским деканом, с которым я не знаком. Я прямо скажу, растерялся и сказал фразу из Фауста: «До этого путь долог, не тернист», а это можно понять по-разному. Так Вы скажите мне прямо: хотите Вы, чтобы я был оппонентом у Мокряка, или нашли замену. А я на это отвечу: да, я согласен ( если, конечно, буду здоров и в форме). Но при Вашей помощи  вплоть до того, что Вы мне сами дадите отзыв о некоторых наиболее трудных местах диссертации, то есть поможете мне. Это мне очень сэкономит время. Согласны на это? В моей практике это бывало.
В общем, жду от Вас ответа. Думаю, что я и Фаина Михайловна пробудем в Ленинграде до 15 июля, а может быть и до 1 августа. Дачу не снимаем. Далеко, на расстоянии порядка 100 км. и более ездить трудно (лень), а ближайшие дачи на расстоянии до 30 км. переполнены с зимы. Но даже, если нас вдруг пригласят, то мы ещё крепко подумаем- мы оба очень любим тепло и не любим холод. А температуру в Ленинграде и окрестностях никак не назовешь «высокой». Похоже, что в пятый раз подряд лета не будет. Уж не приближается  ли 5-ый ледниковый период?..
А интересно, где Вы с семьей отдыхаете летом? Уезжаете в теплые края? Или остаетесь вблизи Томска? А интересно, какие у вас под Томском условия для отдыха? Об этих краях я не имею ни малейшего понятия. Так как был в Сибири  2 раза (Новосибирск и Кемерово). Ну, до свидания окончательно.
Передайте привет Людмиле Николаевне!
Жду Мокряка, если Вы не раздумали.
С.Г.Лехницкий




22.06.81
Дорогой Виктор Михайлович!

Ну, ангелы мои, вот уж это мне не очень нравится. Обещал Мокряк из Риги приехать в Ленинград и показать мне одобренную работу, но не приехал. Он только позвонил по телефону, когда меня не было, и разговаривал с моей женой. Я очень рад, что как я понял, в Риге его одобрили. Но ведь очень важно, чтобы одобрил я! А вдруг материалы , которые он мне пришлет, мне не понравятся? Тогда что? Я не хочу покупать кошку в мешке. И вообще, если сейчас многие оппоненты халтурят, относятся к делу шаляй- валяй и даже совсем не читают диссертаций ( был такой случай в Ленинграде этак года 1.5 тому назад, когда оппонент- академик- заявил на Совете, что он диссертацию не читал, но по его мнению соискатель заслуживает степени доктора), то я относился и отношусь к обязанностям оппонента честно и стараюсь дать объективный отзыв. Это мой принцип. А тема диссертации-трудная; некоторые места мне не понятны. Так как быть?...Заставлять его опять лететь в Ленинград? Так он не миллионер. А посылать диссертацию «на-ура»- это значит рисковать.
И ещё я Вам напоминаю о двух вещах:
1) Могу ли я в принципе быть оппонентом по диссертации на соискание степени кандидата технических наук, тогда как я сам доктор физ.-мат. наук. Это необходимо выяснить.
2) Еще я просил сообщить Вас фамилии и имена наших хозяев, катавших нас в Алма-Ата и окрестностях.
Жду ответа                С.Г. Лехницкий



Здравствуйте, дорогой Сергей Георгиевич!

Сразу же адрес и имена наших алма-атинских друзей:
г.Алма-Ата,Орбита-2,…, Ртищевы Светлана Григорьевна и Александр Иванович, тел. ….
Я только что вернулся из Иркутска, где выступал с большим докладом по механике деформируемого кабеля. Конференция приняла решение о содействии и организации у нас в институте отраслевой лаборатории по этому направлению. Ездил на дикий Байкал, купался в его 10-ти градусной воде- ошпарился. Очень трогательна забота иркутян о местах, связанных с именем декабристов- город в этом смысле уникальный- десятки памятников.
Все лето мы собираемся пробыть в Томске. Вся наша подвижная семья будет делать вылазки на окрестные реки: Обь, Томь, Ушайку, Басандайку- это в черте города и далеко за его пределами- до 200-300 км. Мы любим активный отдых. Но есть в Томске возможность отдохнуть и в других условиях: дома отдыха в борах, на реках, в горах- есть такой «Синий утес», Всесоюзный дом отдыха. Лето же у нас короткое, в августе ночами бывают заморозки.
Но вернемся, как Вы любите говорить, к нашим баранам.
После получения Ваших писем я еще раз проконсультировался по поводу вопроса, может ли доктор физ.-мат. наук быть оппонентом по диссертации на соискание степени кандидата или доктора технических наук. Мне ответили, что может. Об этом мне сказали в Томске, звонил я также в Новосибирск, в Ригу. В рижском Совете, кроме того, половина членов Совета- со степенями по физ.-мат. наукам.
Как  и для Вас, для меня полной неожиданностью было сообщение Мокряка С.Я. о том, что он не сумел встретиться с Вами. Я его отправлю в командировку в сентябре для обязательной встречи с Вами. После этого, как только он вернется из Ленинграда, я вышлю Вам вариант отзыва о некоторых местах диссертации, а за неделю-полторы до защиты приеду в Ленинград для окончательной доработки вместе с Вами отзыва. Вы согласны?
На этой неделе будут готовы алма-атинские фотографии, негатив получился удачным. По готовности вышлю.
До свидания. От всех нас привет Фаине Михайловне.
Ваш                В.М.Мусалимов
30.06.81.



Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Знаете ли Вы, что я делал в последние 2 дня-26 и 27 июня? Нет? Хорошо. Я скажу. Я тратил драгоценное время на то, чтобы сочинить мотивированный отказ от оппонирования диссертации Мокряка. И как видите, работа ещё не окончена. Я перепробовал несколько вариантов и, наконец, (вчера вечером) решил: «А! Всё равно…Пейте моё мясо, ешьте мою кровь…». Но сегодня, проспав 10 часов, я стал более здраво мыслить и решил, что с этим делом надо кончать. Так или иначе.
Вы, похоже, уже считали меня оппонентом Вашего ученика и может быть уже записали меня, где следует. Давайте же, Виктор Михайлович, разберем всё по пунктам и взвесим, прежде чем печатать меня в автореферате.
1. Я согласен со многими возражениями, которые высказывались на семинаре Прокопова. «Им» диссертация определенно не понравилась. Но она должна понравиться мне. Я не желаю проваливаться вместе с Мокряком, да еще в Риге. Мокряк прислал мне все материалы, вопросы, высказывания и должен сказать, что рижские деятели вроде Лавендела, Роценса, Озолса и др., задававшие вопросы, во многом правы, а Мокряк не сумел их удовлетворить.
2. Обратимся к диссертации. У меня есть 2 экземпляра- переплетенный (142 стр.) и непереплетенный, предназначенный для депонирования. Будем говорить о первом. Диссертация мне определенно «не очень нравится». Чувствуется неопытность соискателя. Виктор Михайлович, не слишком ли рано Вы его выпускаете «на арену»?. Не лучше было-бы подождать годик-другой?
3. Конкретно кое-что, что  не нравится. а) Не сразу поймешь, что такое ; с индексами и без. в) Причем тут ГОСТ, Госнадзор и тому подобные организации? с) У автора идет постоянно смешение элементов «чистой» науки и чистой техники- это производит неприятное впечатление. d) Очень уж много модулей и коэффициентов с нижними индексами и верхними. На мой взгляд, материал неоправданно сложен и в этом проявляется неопытность и «научная молодость» автора .е) На мой взгляд безобразно составлен список литературы. Чего тут только нет! И материалы 25 съезда КПСС, и общие курсы и монографии по теории упругости, и труды по динамике (которой автор не занимается), и чисто технологические труды (канаты, волокнистые материалы), и чисто второстепенные курсы. Зато нет Н.И.Мусхелишвили. Впечатление такое, что автор тащит в список литературы всё, что увидит, не интересуясь, нужно это или нет. Ну, зачем он привлек курс Блоха, отличающийся своей заумностью и нигде не используемый? Или работы таких деятелей, как Саркисян, Абрамчик, Деев? И множество других? Вот и видно, что автор по своей молодости не научился различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо» (или иначе, что важно и нужно, а что-«мусор»). И, наконец, кто разрешил автору использовать без всяких ссылок чужие схемы? Как это называют?
Виктор Михайлович! Я был лучшего мнения о диссертации Вашего ученика (хотите-обижайтесь, хотите- нет). Занимаясь диссертацией, я стал обнаруживать в ней всё больше и больше дефектов. Для меня совершенно ясно: товарищ еще  не дозрел до кандидата. Так не портите же его, дайте ему спокойно дозреть! Пройдет год-другой- и он «выдаст» диссертацию-высокий класс! Человек он молодой и видимо с хорошей головой. И спешить ему некуда.
Давайте закруглять. Вы, может быть, будете по-прежнему просить меня быть оппонентом. На это я скажу следующее. Мне будет очень трудно работать над чем бы то ни было. Почему- лучше скажет моя автобиография за последние 2 года.
1979-80 учебный год. Страшные гололеды в Ленинграде. Я несколько раз падаю на улице и повреждаю себе колено, которое болит уже 1.5 года.
Лето 1980 г. Мы с Фаиной Михайловной приехали в Москву навестить детей. Жене внезапно делается плохо. Скорая помощь. Операция. После этого она- в больнице, я- у сына в Москве, затем оба до сентября сидим на 8-ом этаже в Москве. У меня появилась пневмония.
1980-81 учебный год. Я два раза болею пневмонией. Длительное лечение. У Фаины Михайловны в результате травмы (гололед) разбаливается рука. У меня в результате травмы опять разбаливается колено. Болезнь жены прогрессирует, несмотря на лечение.
Далее Алма-Ата. Отсутствие очередного отпуска создает у меня страшное переутомление. По возвращении из Алма-Аты в Ленинград я почти не могу работать и засыпаю на ходу. Я забыл сказать, что в 1978-81 году я написал второе издание «Теории упругости анизотропного тела». В книге масса опечаток, которые в процессе их обнаружения редакция почему-то не выправляет, несмотря на отметки автора. Книга переводится на английский язык при активном участии автора. Но самое главное- я стремился выправить все опечатки, особенно в формулах. В результате переутомление достигло предела. Я не хотел- бы, чтобы Вы испытали это.
Вот таково мое положение на сегодняшний день. И если Вы все-таки будете меня просить быть оппонентом, то я соглашусь (надеясь, что в последней редакции диссертации, которую я получу, значительно меньше дефектов по сравнению с той, которая у меня на руках). Но при этом поставлю 3 обязательные условия:
1.Вы мне помогаете составить отзыв- в той части, которая мне не известна- канаты, тросы и прочее и заблаговременно присылаете инее на дом.
2.Вы заставляете Мокряка переделать весь список литературы и изъять из него весь мусор, зато внести первостепенно нужное (Н.И.Мусхелишвили и др.)-то, что используется.
3.Вы заставляете Мокряка пересмотреть каждую строчку, каждое слово, каждую букву диссертации и исправить бесчисленные опечатки.
Но если я всё-таки обнаружу в ней достаточно серьезные дефекты, то молчать не буду, а дам отрицательный отзыв. Я ненавижу халтуру и не допущу её со своей стороны. Срамиться, тем более перед латышами, которые меня хорошо знают и уважают, я не буду.
Несколько слов о «текущих делах». Я беру отпуск на август и сентябрь. Обычно в августе мы уезжаем на дачу, в сентябре едем на юг.
Своей дачи у нас нет, а поэтому, к счастью, приходится снимать. Где мы будем в отпуске (08-09) сейчас не имею ни малейшего представления. В этом почтенном институте ВНИМИ достать более или менее приличную путевку фактически невозможно и приходится ехать «дикарями».Такого места , где можно было бы достать приличную путевку на Юг, мы сейчас не знаем.
Я думаю, мы договорились? Передайте привет Людмиле Николаевне. И очень хотелось бы поблагодарить ту милую пару, которая возила нас по городу о окрестностям. Жаль только, что так хорошо начатое путешествие окончилось скандалом (из-за одного деятеля- Э. С. М., который выпьет на копейку, а нашкодит на рубль).
Всего наилучшего                С.Г. Лехницкий
28.06.81



06.07.81
Глубокоуважаемый Виктор Михайлович!

Похоже, что Вы не получили моего последнего письма, так как получается противоречие. Если бы получили, то Ваше письмо не было бы таким оптимистичным. Я собираюсь окончательно огорчить Вас- я не буду оппонентом у Вашего ученика (по крайней мере, в 1981 году). И это не мой каприз, а действительно очень серьезная причина. Дело в том, что вернувшись из Алма-Аты, я заболел. Болезнь проявляется в страшном головокружении, которое достигает временами такой силы, что меня бросает вперед и назад, направо и налево. Что это за пакость, наши питерские сапожники, которые понаехали сюда со всей страны, распознать не могут, а поэтому дают самые противоречивые назначения. Это может быть у вас в Томске- врачи, а у нас- сапожники. Да и немудрено: в многомиллионный город –гигант устремилась огромная лавина эскулапов- о каком тут качестве может идти речь? Это самых высокопоставленных людей лечат хорошие врачи, а рядовых граждан, в том числе и рядовых докторов- невежды. Вот уже более двух недель я сижу на больничном листе, не работаю, а «воз и ныне там»…Правда, смешно?..
Итак, о работе в качестве оппонента в этом году не может быть и речи. Но может быть это и к лучшему? Уж очень Вы горячий человек и не видите элементарных вещей. Зачем Вам торопить Мокряка? Неужели Вы не видите, что диссертация никуда не годится? Да дайте Вы время товарищу Мокряку, и я уверен, что «сотворит» действительно хорошую диссертацию, за которую ни Вам, ни оппонентам не придется краснеть. А ведь то, что у меня имеется-это же черт знает что! Одна литература чего стоит! Но может быть Вы рассчитываете провести диссертацию за спиной известного ученого? Напрасно. Её неизбежно разоблачили бы, как разоблачили в ЛПИ. Так что мой совет: не обижайтесь, а лучше послушайте голоса разума. Конечно,  не присылайте ко мне Мокряка. Ничего не выйдет- болезнь затяжная.
Привет супруге                С.Г. Лехницкий.




16.08.81
Добрый день, Виктор Михайлович!
Я долго сомневался, написать- ли Вам письмо. Ведь я подвёл Вас, хотя не могу взять на себя 100% вины. О том экземпляре диссертации Мокряка, который есть у меня, я остаюсь при прежнем мнении: автор такой работы ещё не дорос до степени кандидата. Диссертацию нужно заново переделать. По моему мнению, нет никакой надобности настаивать, чтобы диссертация непременно была готова в сентябре. Не мучайте своего ученика! Но если Вы всё-таки решили провести защиту в кратчайший срок, то я возражать не буду, но никакого касательства к этому делу иметь не буду. Если Вы уже нашли оппонента вместо меня, то в добрый час; пусть он поступает так, как подсказывает ему совесть ученого. А Ваше дело, прислушаться ко мне, или не прислушаться.
Я уже сообщал, что по возвращении в Ленинград заболел-23 дня прожил на бюллетене. И если это есть влияние Алма-Аты (в чем я отнюдь не уверен), то это явилось для меня полной неожиданностью; до сих пор я считал себя умеренно здоровым и выносливым. Что это было- я не знаю, так как наши врачишки ровно ничего не могли подсказать и даже поставить диагноз. Оставляю дело под вопросом.
С сегодняшнего дня я в отпуске по 10 октября, так что в любом случае посылать ко мне Мокряка в сентябре месяце бесполезно. И хотя мы с женой не знаем, где проведем сентябрь, постараемся уехать. Куда- нибудь. Куда-сейчас не знаем. Может быть что-нибудь обрисуется дальше (тёплое, конечно). Если нет, то запишем, что пятый отпуск пропал. Надеюсь, что хоть Вы с семьей хорошо отдохнули.
Всего наилучшего. И если можете, то не очень сердитесь. Я не хотел и не хочу Вам зла. Я стал жертвой непонятной стихии. Сейчас мне почти совсем хорошо.
Привет супруге.
Ваш                С.Г.Лехницкий



25.08.81-Телеграмма:
Пятого сентября улетаем Крым до 12 октября. Если есть настроение напишите как дела ученика. Лехницкий.




29.08.81
Здравствуйте, Виктор Михайлович!

Казалось бы, ещё так недавно была весна, 5-й Всесоюзный съезд, Алма-Ата  со всеми её красотами и, к сожалению, неприятностями. А сейчас в Ленинграде- 1-й акт Осени: холод, северный ветер, ночные заморозки и дожди, дожди, бесконечные дожди… Я почти совершенно поправился и приобрел работоспособность. Голова кружится немного и только временами, преимущественно ночью, а в остальном- вот только сонливость не прошла; могу сесть за стол, посидеть неподвижно пару минут и совершенно незаметно заснуть, Ну, да Вы это явление наблюдали в Алма-Ате. Помните, как Вы будили меня одним прикосновением ладони? Но я пришел к выводу, что Алма-Ата здесь ни при чем- просто это возрастное явление. После перенесенного ещё во время войны сыпняка я должен принимать прописанное мне лекарство-до последнего часа моей жизни. Ну, тут уж ничего не сделаешь- терпи, раз Богу было угодно. Но других неприятностей лекарство совершенно не причиняет, так что единственная «аномалия»-небольшое расстройство сна, которое Вы наблюдали. Не буду принимать- не смогу работать.
Прошло, если не ошибаюсь, почти 3 месяца после получения мною Вашего последнего письма. Оно и понятно, так как мои письма- июньское и июльское – никак нельзя назвать веселыми и располагающими к приятной беседе. Да и не мудрено- самочувствие ужасное само по себе, да еще наши эскулапы из «полуклиники университета» открыли у меня …перелом правого колена! А как лечить весь этот гнусный комплекс- не знали. И я начихал на них и хорошо сделал. « Избави нас Бог от таких врачей, а от болезней мы сами как-нибудь избавимся»- сказано в какой-то старинной пьесе.
По моим письмам Вы можете подумать, что я плохо отношусь к Вашему ученику С.Я.Мокряку. Ничего подобного! Как раз наоборот- я от души желаю ему добра и исполнения желаний. Ну, что делать, если имеющаяся у меня диссертация очень плохая? Неопытный человек, а опыт не сразу приобретается. И я уверен, что переработав диссертацию, он из плохой сделает её хорошей. Так что я взялся- бы быть оппонентом у Мокряка, но только не по такой диссертации (подробности были в предыдущих письмах). Вот другой серьезный вопрос- время. Качество не приобретается за счет одного лишь времени, необходимо проделать большую работу. И если работа проделана добросовестно, то я –пожалуйста! Кому же, как не мне оппонировать диссертацию по Теории упругости анизотропного тела? Конечно мне! Заканчивая это письмо, я извещаю Вас, что 03.09 я и Фаина Михайловна уезжаем в Крым. Вернуться предполагаем 15 октября. И я буду очень рад получить от Вас письмо со всеми подробностями, касающимися Вас и Мокряка. Но может быть он давно уж защитил? Если нет и Вы хотите пригласить меня, то я к Вашим услугам. Если сочтете нужным, то встретимся в октябре.
Привет супруге                С.Г.Лехницкий



Здравствуйте, глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!

Очень рад за Вас, что Вы наконец-то отдохнете в теплом Крыму. Признаюсь, ещё ни разу там не был, но говорят, что в сентябрь-октябрь  там бархатный сезон: фрукты, ласковое солнце, немноголюдно. Желаю Вам окончательного выздоровления.
Я же неделю мотался по Оби, ловил на блесну окуней и щук.
Дочь ушла в турпоход на Телецкое озеро, А Людмила Николаевна работает, у неё отпуск в октябре.
Тов. Мокряк занимается проработкой текста и выкладок, в частности, в соответствии с теми неоспоримыми требованиями, на которых Вы настаивали в письме от 28 июня 81 г.: корректирует список литературы, уточняет обозначения, обязательно ссылается в тексте на автора схем, которые используются в работе.
И вот передо мной два Ваших письма от 6 июля и 16 августа. Знаете, Сергей Георгиевич, после первого из них я как развел руками, так только Ваша телеграмма свела их. Смешно? А мне было не до смеха, когда я прочитал, что у меня есть расчет провести диссертацию за спиной известного ученого. Видите ли, у меня был единственный расчет, чтобы работу оценил крупнейший ученый в области механики деформируемого анизотропного тела. И Вы эту работу оценили вначале положительно. А затем был семинар в ЛПИ. Мокряк докладывал безобразно, но сама работа не потеряла ценности. Меня удивляет только, что оказывается  «работу разоблачили в ЛПИ», а мне-то, наивному, казалось, что истина выступает в одной ипостаси.
Конечно же, я вижу огрехи в работе, они исправимы и в настоящее исправляются. Но это детали. Главное: то, что составляет «соль» диссертации, непротиворечиво и вписывается в научное направление, развиваемое с 40-х годов профессором С.Г. Лехницким. А теперь самое время спросить, как это тов. Прокопов может открыть глаза пионеру указанного направления, когда должно быть наоборот?
И всё же я надеюсь на Вашу широту и терпимость, надеюсь на благословление работы С.Я.Мокряка,- пусть не в сентябре-октябре.
Счастливого Вам отдыха. Привет Фаине Михайловне.
До свидания.
Ваш                В.М.Мусалимов
26.08.81



02.09.81
Здравствуйте, Виктор Михайлович!

Ну вот, «они обиделись». Да, конечно, не стоило бы мне писать так грубо. Но это только Светлана из Алма-Аты считает меня человеком очень хорошо воспитанным и  глубоко интеллигентным. На самом деле это не так. И если я написал о расчете провести ученика за спиной известного ученого, то сделал это без злого умысла, а по простоте души своей. И напрасно Вы так обиделись. Хорошо! Я обидел Вас, сознаю это, и прошу у Вас извинения за обидное для Вас заявление. Хотя…честное слово, Вы  преувеличиваете Вашу обиду. Я не хотел Вас обидеть, и если моего извинения недостаточно, то поступайте, как хотите. Хотите- передайте Мокряка другому, хотите-оставьте за мной. Я на все согласен. Но если буду оппонентом, то буду рассматривать диссертацию со всей объективностью. Это мой принцип и может быть поэтому меня побаиваются. А Вы скажите-ка ему, чтобы не поленился и изобразил собственные схемы, а не сдирал их у меня.
Так вот, Виктор Михайлович. Из второй половины Вашего письма я вижу, что Вы склонны защищать Мокряка и при этом допускаете заявления, обидные для меня. За короткое время я не мог разобраться в диссертации, и она в целом показалась мне удовлетворительной. Но если Вы помните, именно я настоял на том, чтобы Мокряк доложил свою работу в коллективе ученых. Их высказывания меня вполне убедили и напрасно Вы ищете с моей стороны коварства, неискренности и т.д. Вы доходите до прямой обиды в мой адрес (похлеще, чем моя «обида» в Ваш адрес).И напрасно Вы стараетесь натравить меня на Прокопова. Прокопов В.К. известный ученый-механик. Да, именно он открыл глаза «пионеру указанного направления», а не наоборот. У него достаточно широкий диапазон научных направлений и я его уважаю.
Откровенно говоря, я не понимаю, зачем Вы торопите Мокряка, рискуя выпустить брак. Много раз я писал Вам об этом: не спешите! Дайте человеку войти в курс науки, так как сейчас он ещё не вошел. А сейчас я не понимаю, умный он человек или совсем наоборот. Если «совсем наоборот», то никакой приличной диссертации он не создаст. Вы пишите, что «видите огрехи , но они исправимы и исправляются». Слушайте, Виктор Михайлович! Говорите по-русски. Я не понимаю слова «ипостаси». У меня есть только один машинописный экземпляр и он, повторяю, никуда не годен. А насчет моих «широты» и «терпимости», то не надейтесь. Будет работа хорошей- и оценю её хорошо, будет плохой- оценю плохо.
С.Г. Лехницкий.

Это было последнее письмо Сергея Георгиевича. По приезду в Крым он скончался. А Мокряк С.Я. 21.12.81 успешно защитил диссертацию в РПИ. Оппонентом выступил специалист по композитам доктор физ.-мат.наук Брызгалин Г.И.