1

Тихонова Ольга Васильевна
Из школы она пошла через парк. На ней была красная курточка с колокольчиками на завязках и с большущим железным кольцом на поясе. А солнце висело над самыми верхушками деревьев, как рыжий насмешливый зверь. Это было такое душистое солнце. Оно пахло весной.
Макс остановилась на своем любимом мостике над оврагом. Мостик был с витыми, тонкими, как кружево, перилами, такой невесомый.
Солнечные лучи скользили по склонам оврага – вниз, превращая пространство в карнавал света. На миг Макс показалось, что внизу нет земли, что ее мостик летит в золотом сверкании сквозь сплетение веток – в синеву. Захватило дыхание.
Но видение рассеялось. Макс вздохнула.
Сумка с книгами была ужасно тяжелой, и, пожалуй, стоило бы поторопиться домой. Там мама жарит отбивные, и аромат наполняет всю квартиру. А у Макс сегодня наконец-то свободный вечер, потому что математичка заболела. И можно бы сходить к Светке, но она, конечно, останется дома, сварит какао и заберется с книгой на балкон – туда, где побольше света и весенней свежести.
–  Привет, – прозвучало у нее за спиной.
Макс оглянулась.
–  Здрасте, дядя Боря.
Он был мужем маминой подружки, жил на другом конце города и был единственным, кто называл Макс ее настоящим именем – Настей.
–  Красиво, – сказал он, глядя вниз.
–  Что и говорить… А вы к нам?
–  Вообще не собирался, но домой тебя могу проводить.
Макс любила ходить одна и намеревалась отказаться, но он как-то уж совсем решительно подхватил с земли ее сумку.
–  Идем?
Она сморщилась и зашагала рядом, уставившись в землю. Ждала, что он заговорит, как говорили все взрослые, – о школе, о том, как Макс выросла, о родителях. Но он вдруг сказал:
–  Ты не знаешь, есть художники, которые рисуют небо?
–  Что? – удивилась она.
–  Маринисты рисуют море, а как называются те, которые рисуют небо?
Тут она посмотрела на него как будто впервые: высокий, серьезный, со смешными усами – и поняла со всей неизбежностью, что влюбилась. А поняв это, не слишком удивилась. Только сказала себе: «Ну, Макс, ты как всегда». А вслух произнесла:
–  Небо нельзя нарисовать.
–  Почему?
–  Потому что потом никто не поверит, что в природе бывают такие краски. Наверно, небо рисуют сюрреалисты, и их никто не понимает.
–  Тогда давай мы с тобой станем сюрреалистами. Ты любишь персики?
–  А у вас в кармане для  меня припасен персик?
–  Антонина варит из них варенье. А у Ксени потом аллергия.
Антониной звали его жену, а Ксеней – двенадцатилетнюю дочку. Это было так странно, что у него могут быть жена и дочка… Макс покусала губы.
–  А что такое овердрафт? Нам сегодня на экономике объясняли, но я так и не поняла.
–  Это не дано понять простому смертному.
–  Вы тоже не знаете?
–  Я уже давно не простой смертный.
–  А кто?
–  Экономист. Вот это твой дом?
–  Есть такое детское стихотворение, где какой-то зверек потерялся. Его водили по городу и спрашивали: «Эта твоя улица»? А он говорил: «Эта!… А может, и не эта, а может, не моя…»
–  Тебя м;ма учила?
–  А еще помню: «…мы оставили Трезора без присмотра, без надзора…» А еще: «дело было в январе…»
–  В декабре, – поправил он неуверенно.
–  Пойдем к нам. Вдруг там тетя Тоня у мамы…
–  Нет, дорогая, спасибо.
Он слегка пожал ей руку и зашагал прочь.
Она еще с минуту постояла, а потом решительно обернулась и ступила в прохладу подъезда.

Дома Макс забралась в любимые тапочки-собачки, кинула сумку под кровать и села за пианино. Хотелось играть что-то воздушное, но на такое не доставало техники. Поэтому она обыденно взялась за этюды. Надо было подумать. Или, скорее, просто пережить…
–  Макс, – позвала мама с кухни.
–  Что? – спросила она, старательно попадая в ритм.
Она всегда так говорила, когда играла: по слогу на долю, просто, чтобы не сбиться.
–  Бабушка звонила и просила, чтоб ты к ней заехала.
–  Хо-ро-о-шо, мам.
–  Заедешь? – уточнила мама.
–  После ужина.
–  Поешь у нее. А то слишком поздно возвращаться.
–  Тогда после этюдов, – она сняла руки с клавиатуры. – У меня завтра музыка.
–  Как в школе?
–  Нормально.
Ля-до-ми. Ля-до-ми. Ля.
Макс шевелила губами.
Хорошо, что надо идти к бабушке. Легче будет разобраться…
Макс резко опустила крышку пианино, встала. Жалко, что она не курит. Говорят, это успокаивает, и отвлекает от плохих мыслей, и заполняет лишние паузы в разговоре… Надо будет попробовать…
–  Ладно, мам, я пошла.
–  Счастливо.

Бабушка смотрела телевизор.
–  Привет, красавица! – крикнула она из гостиной, щелкая каналами и скармливая что-то своей драгоценной кошке Ириске.
Макс помялась в прихожей.
–  Приветик.
–  Ну, поцелуешь, может?
Девочка вбежала в гостиную и чмокнула бабушку в щеку.
–  Цветешь, как всегда, – резюмировала та ворчливо.
–  Мама тебе опять ничего не передала. Забыла, наверно.
–  А что ж ты не напомнила?
Макс только отмахнулась.
–  Ну ее. Тебе ведь все равно ее пицца не нужна.
–  Вдруг именно сегодня я захочу пиццу.
–  Тогда тебе не повезло. Что мы сегодня смотрим?
–  Что-то связанное с цветами. Либо «Дочка садовника» либо «Дикая роза».
–  По весне на цветы потянуло?
Макс выключила телевизор.
–  Давай я попью чаю и – домой.
–  Я сварила какао. А что ты такая сияющая?
–  Сама же сказала: как всегда.
–  Нет, дорогая. Я вижу, что больше, чем всегда.
–  Значит, весна прогрессирует.
На кухне у бабушки было светло и просторно, не то, что дома. Белая, с красными цветами по краям, скатерть. Такие же, белые, в красных цветах занавески слегка вздрагивали, будто окна дышали. Макс любила думать, что окна – душа дома, эту воздушную мысль она где-то вычитала давным-давно.
Оказавшись в этой кухне, она всегда чувствовала себя ребенком, забывала все плохое, чему уже успела научить ее жизнь.
–  У тебя веснушки, – сказала бабушка недовольно.
–  Пусть себе.
–  Они же твою красоту портят.
–  Ничего подобного.
Бабушка тяжело опустилась на стул.
–  Скоро зацветет сирень. Ты знаешь, где ее лучше рвать?
– Ты мне каждый год рассказываешь. И потом еще нескоро.
Подумать не получалось.
Спускались лиловые, ароматные сумерки.
–  Мне пора…
–  Приходи, дорогая.
Макс кивнула и, как всегда, чмокнула бабушку на прощанье, а потом всю дорогу несла в себе легкое прозрачное ощущение детства.