Боевые награды труженикам тыла

Валентин Котюх
В приказе №21/н от 2 февраля 1942 года по войскам Юго – Западного фронта подписанном командующим войсками Юго-Западного фронта Маршалом Советского Союза С.К. Тимошенко и членом Военного Совета Н.С. Хрущевым за образцовое выполнение заданий командования по производству вооружений и боеприпасов для частей фронта  семнадцать жителей Воронежа награждены орденами Красная Звезда и медалями «За боевые заслуги».

  Среди награжденных большинство железнодорожников. Орденом Красной Звезды награжден начальник Воронежского паровозоремонтного завода имени Феликса Дзержинского Александр Васильевич Синица.

В характеристике на награждение орденом, подписанной секретарем Воронежского обкома ВКП(б) В.И. Тищенко сказано, что он родился в  1902 году на Украине в семье служащих. Член ВКП(б) с 1941г., партбилет № 4170383 партвзысканий не имеет. Окончил в 1930 году Харьковский институт инженеров транспорта, по специальности инженер-механик.
Александр Васильевич трудился с 1923 по 1925 год слесарем, помощником машиниста, машинистом в депо Дербент Северо-Кавказской железной дороги. С 1925 по 1926 год он работает помощником мастера сборного цеха на Ростовском паровозо - ремонтном заводе. Отсюда Синица  уходит в Красную Армию. После демобилизации с 1928 по 1930 год он машинист в депо Люботин Южной железной дороги и студент железнодорожного института.
 С 1931 по 1938 год Синица трудится  инженером производственного отдела, инженером бюро рационализации, инженером по котлонадзору, заместителем начальника сборочного цеха Харьковского паровозо-ремонтного завода.
В 1938 году семья переезжает в город Мичуринск, где А.В. Синица становится техническим директором Мичуринского паровозо - ремонтного завода.  С октября 1938г. по февраль 1940 года он заместитель начальника треста, а затем главный инженер центрального треста паровозо - ремонтных заводов в городе Москве.

В феврале 1940 года его направляют в отстающий Воронежский паровозо -ремонтный завод имени Дзержинского. Здесь он трудится вначале техническим директором, а с августа 1940 года начальником   завода.
С назначением нового начальника завода  улучшились производственные показатели. Завод выполняет и перевыполняет план по ремонту паровозов и производству запчастей к ним.
В начальный период Великой Отечественной войны при меньшем количестве рабочих завод выпускает больше отремонтированных паровозов. Производительность труда повысилась на 25 %. Молодой начальник назначен командиром 1-го Воронежского полка на¬родного ополчения. Он руководит строительством оборонительных укреплений в городе Воронеже.
К октябрю первого года войны на заводе начинается ремонт и производство бронепоездов. Шестьдесят двухлетний начальник котельного цеха Александр Григорьевич Мастюкевич, работающий на заводе с 1906 года и  награжденный значком "Почетному железнодорожнику", вместе с рабочими досрочно оборудовал 7 бронепоездов, сделал 100 штук топливных бачков к танкам, 60 лафетов для пушек.
 Слесарный цех, где мастером работал Федор Иванович Свиридов, 1897 года рождения, приступил к изготовлению поворотных рам для машины М-13 «Катюша» по кооперации с заводом имени Коминтерна. Чтобы увеличить производительность труда слесарь Леонтий  Иванович Попов  изготовил автоскоп (аппарат для автоматической газовой резки) с водяным охлаждением. Его изобретение в  несколько раз ускорило изготовление деталей для реактивного миномета. Занимаясь сборкой автоматов ППШ, Попов достиг рекорда. Автомат в его руках собирался за двадцать два часа, при норме шестьдесят часов. За декабрь 1941 года его смена выпустила пистолетов-пулеметов вдвое больше, чем другая смена.
По заданию фронта рабочие производят масловодогрейки, противотанковые надолбы, окопные печи, походные кухни, передвижные артиллерийские мастерские. Бронепоезд «Дзержинец», выпущенный и укомплектованный рабочими завода в августе сорок первого ушел на фронт.

Среди награжденных были и представители завода имени Тельмана.  Начальник завода Александр Васильевич Савин. Он родился в 1907 году в го роде Калинине, в семье рабочего. В 1936 году Савин окончил Московский электромеханический институт инженеров транспорта и был командирован на работу на за¬вод старшим инспектором Народного комиссара путей сообщения (НКПС). В тридцать один год он возглавил завод.
 В короткий срок способный и  инициативный руководитель, ликвидировал имеющийся убыток восемь миллионов  рублей. К концу 1941 года завод увеличил выпуск готовой продукции в два раза.
За 6 месяцев первого года войны выпуск боеприпасов увеличился в три раза. Рабочие завода организовали выпуск противотанковых ружей.

 Слесарь  Владимир  Иванович Попов, 1893 года рождения не имея чертежей, и приспособлений, инструментов и опыта, выполняя работу по окончательной пригонке деталей и сборки узлов ружья, предложил и осуществил целый ряд приспособлений и усовершенствований, направленных на ускорение обработки деталей и повышение качества. Для изготовления корпуса коробки ствола ружья, Попов применил приспособления и способ протяжки винтовой нарезки канала ствола.  В результате если, ранее на изготовление комплекта этих деталей шло 20-40 часов, то теперь за сутки изготавливается 3-4 комплекта. Владимир  Иванович добился бесперебойного качественного изготовления затворов. Своим премудростям он обучил пятьдесят слесарей, которые стали лучшими стахановцами завода.

 Его товарищ слесарь Петр Николаевич Недосекин, 1898 года рождения, имеющий  производственный стаж с 1910 года руководил производством ствольных коробок противотанкового ружья.  Предложенные им  специальные фрезы для обработки наружного диаметра затвора, приспособление бормашины для обработки откосов в ствольной коробке значительно ускорили технологический процесс обработки деталей противотанкового ружья. Вместо одного комплекта в день, как было в первых днях работы цеха,  теперь он довел комплектование деталей до трех в день. Недосекин занимался приладкой деталей и сборкой затвора, оказывал практическую помощь другим рабочим по приладке мушек, шептал и предохранителей.

Среди награжденных орденом Красной Звезды, был начальник  паровозного депо Лиски  Анатолий Павлович Мантуров. Он родился в  1909 году. Окончил Ростовский Институт инженеров транспорта. На железной дороге работал с 1927 года, в  должности   начальника депо с 1939 года.
Под его руководством с 10 ноября 1941 года, силами коллектива депо отремонтировано семь бронепоездов, покрыты броней два паровоза, построен один типовой броне¬поезд. Рабочие депо начали производство за свой счет минометов и автоматов.
 За производство вооружений Анатолий Павлович получил благодарность от командования Юго-Западного фронта.    За хорошую организацию работы депо он награжден Наркомом путей сообщения  в 1941 году значком «Почетному железнодорожнику».

    Технорук шорно-седельной артели имени  Буденного в городе Воронеж Иван Афанасьевич Бардыкин награжден медалью «За боевые заслуги». Удалось узнать, что он  родился в  1896 году, работал  в артели с 1935 года. В 1938 году был назначен на должность технорука. Под его руководством производственные цеха артели выполняли и перевыполняли все специальные  задания фронта. Артель выполняла срочные задания фронта по выпуску солдатского снаряжения и производству конной упряжи. Иван Афанасьевич внес несколько рационализаторских предложений как по ускорению выпуска продукции, и по использованию местного сырья для изготовления снаряжения для РККА.

Все дальше и дальше в историю уходят военные годы. С каждым годом все больше попыток переписать историю, принизить великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства. Чтобы этого не случилось современники, должны помнить об уроках прошлого, о людях спасших мир от коричневой чумы.

на фото Александр Васильевич Синица