Разгром местного самоуправления в Ленобласти

Владимир Леонов
Я уже писал о том, что в Ленинградской области губернатором Дрозденко осуществляется антиконституционная реформа местного самоуправления (http://www.proza.ru/2014/02/13/1367). При этом административный ресурс оказался столь силён, что эта реформа, существенно ограничивающая местное самоуправление, практически не встречает сопротивления со стороны местных депутатов и государственных органов, призванных стоять на страже законности. И протесты общественности просто игнорируются.
Очередным звеном этой реформы стала передача функций администрации муниципального образования (МО) «Город Гатчина» районной администрации.
Совет депутатов Гатчины 26 февраля этого года принял решение о передаче полномочий собственной городской администрации на районный уровень. Решение, надо сказать, было вынесено безо всякого юридического обоснования. И основывалось оно на так называемом «здравом смысле», который, как известно, есть «сумма предрассудков своего времени».
Хотя на самом деле всё свелось, как это почти всегда бывает, к борьбе за власть. Губернатор Дрозденко с самого начала исполнения своих полномочий чистосердечно признался, что его не устраивает выстроенная двухуровневая система местного самоуправления (МС). Она, мол, мешает ему «управлять» областью, слишком разными и слишком самостоятельными являются органы МС на нижнем уровне. Поэтому надо бы, мол, МО городских и сельских поселений с богатой налоговой базой объединить с депрессивными МО, где налогов не хватает для нормального развития и которые необходимо дотировать. А самостоятельность самых крупных городских МО, являющихся районными центрами, ограничить путём передачи полномочий их администраций на районный уровень.
При этом законность подобных реформ никого нисколько не волнует.
От передачи полномочий городских администраций на районный уровень выигрывает не только губернатор, но и глава администрации района, который приобретает гораздо большую власть, при этом городской Совет депутатов практически превращается в рантье.
Конечно, осуществить подобную реформу можно только руками самих депутатов, которые, казалось бы, должны видеть и её антиконституционную сущность, и существенное ограничение и своих полномочий и полномочий своих избирателей. Но наша власть уже давно «научилась» работать с депутатами, которые, как правило, предпочитают предавать интересы жителей, чем оказывать сопротивление административному ресурсу.
На сессии Совета депутатов Гатчины 26 февраля были представлены два проекта решений. Причём, видимо, сознательно, сначала предложили без принятия решения о передаче полномочий городской администрации на районный уровень рассмотреть проект решения о внесении поправок в Устав МО «Город Гатчина», где предусматривалось передача полномочий и изменение структуры органов местного самоуправления, а затем - проект решения о передаче части полномочий.
Вторым решением было запланировано, не дожидаясь принятия поправок в Устав, передать почти все полномочия уже сейчас, что является грубейшим нарушением Устава, который таких полномочий депутатам не предоставлял, что можно однозначно характеризовать, как захват властных полномочий.
В начале заседания депутат Сергей Павлов обратил внимание на то, что данные решения вынесены на рассмотрение Совета депутатов с нарушением регламента, и предложил исключить их из повестки дня. Но депутаты почти единогласно проголосовали против его предложения. Тогда депутат Павлов демонстративно покинул зал заседаний.
Докладывал по данным вопросам председатель постоянной комиссии по вопросам МС депутат Юрий Макаревич. Своё выступление он начал с того, что, оказывается, «вся логика развития МС в России требует указанных изменений». Но не смог найти ни одного конкретного аргумента в пользу этих изменений, и не смог ответить ни на один заданный ему вопрос.
Из выступивших депутатов Законодательного собрания Ленинградской области только В.Ершов (представитель КПРФ) был против. Л.Пункина и Л.Тептина (представители «Единой России») поддержали предложение о передаче полномочий. Причём, главный аргумент, который заявила Пункина, - население не будет теперь путаться в том, в адрес какой администрации обращаться для решения вопросов МС (?!). А депутат Тептина увидела преимущества новой структуры МС в Гатчине в том, что глава районной администрации, который теперь будет защищать интересы Гатчины, обладает более высоким уровнем для общения с губернатором.
Выступление Ю.Ф.Ярова (работавшего в правительстве и администрации президента Ельцина) от почётных жителей Гатчины было также посвящено не законности, а видимой целесообразности намеченных кардинальных изменений в деятельности местной власти, хотя он и подчеркнул, что это «тяжёлый, сложный вопрос, одних плюсов здесь, конечно же, нет».
Выступивший глава МО «Город Гатчина» (он же – глава района) Андрей Ильин подвёл итог: «Я уверен, что мы всё делаем правильно». Обычно так говорят тогда, когда серьёзные аргументы отсутствуют.
Результат голосования оказался предсказуемый. Против проголосовал только один депутат –  Юрий Назаров.
В упомянутой статье на эту тему я уже говорил, что решение депутатов о передаче полномочий собственной администрации на районный уровень противоречит и Конституции РФ, и некоторым положениям закона о МС. А сейчас мне хотелось бы ознакомить читателей с текстом моего выступления на этом заседании Совета депутатов. «Видео» данного выступления было размещено в тот же день в «Живом журнале» Гатчины.
Итак, моё выступление: «Меньше всего мне хотелось бы защищать какую-то там администрацию. Но сегодня речь идёт не об администрации, а о защите Конституции, нарушение которой по законам любого государства приравнивается к уголовному преступлению. В данном случае речь идёт о захвате власти у населения, у народа Гатчины, который в соответствии с частью 1 статьи 131 структуру органов МС определяет самостоятельно. Но его и не собираются спрашивать.
Необходимый в таком случае референдум проводить вы, депутаты, отказываетесь. Вы ведь способны делать что-то лишь по подсказке. Налицо – властное присвоение полномочий, по существу – захват власти, который в соответствии с частью 4 статьи 3 Конституции преследуется по уголовному закону.
На днях уже аналогично надругались над народом Луги, и губернатор Дрозденко, не понимая, видимо, что он творит преступление, причём, руками местных депутатов, заявил, что Гатчину он оставляет «на закуску». Каково?
Конституция РФ провозглашает обязательное осуществление МС в городских, сельских поселениях (статья 131), налагает запрет на ограничение прав МС (статья 133), а передача функций городской администрации на уровень района есть самое настоящее ограничение прав МС. Доказывается это элементарно.
Закон о МС вводит два независимых (самостоятельных) уровня МС: нижний (уровень городских и сельских поселений) и верхний (районный). Если Конституция РФ гарантирует МС в городских, сельских поселениях, а в соответствии с частью 1 ст.132 Конституции «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют … и исполняют местный бюджет», то таким органом МС на нижнем уровне может быть только местная администрация, как городская, так и сельская, а не районная. Для районной администрации местным уровнем является районный уровень.
Очень похожая вакханалия происходила в 2005 году под диктовку губернатора Сердюкова, которому всё сошло с рук, видимо, на это надеется и Дрозденко, который продолжает ликвидацию МС в Ленинградской области. Отстаивая свои интересы, своё стремление к наиболее простому для себя способу командования, он даже не стесняется показывать собственную юридическую безграмотность.
Но вы-то, депутаты, куда смотрите? Конституцию самостоятельно прочесть не можете? Не видите, что поправка в закон о МС, принятая по инициативе депутатов Законодательного собрания Ленинградской области 4-го созыва, которая, якобы, позволяет творить этот беспредел, противоречит Конституции и некоторым положениям этого же ФЗ, в том числе и тем, о которых я уже говорил?
Если полномочия городской администрации будут переданы районной администрации, то, уже исходя из принципов единоначалия руководства, которое провозглашает закон, глава администрации района должен назначаться Советом депутатов МО «Город Гатчина». Но он также должен назначаться и Советом депутатов района. А такого быть не может. Представим, что будет, если указанные Советы депутатов не договорятся о единой кандидатуре.
И как в таком случае досрочно прекратить полномочия главы администрации, утратившего доверие у одного из Советов депутатов? Ведь глава администрации в этом случае будет подконтролен и подотчётен каждому из Советов депутатов, что в принципе недопустимо.
В общем, бред всё это. Тем более что каких-либо преимуществ для населения новая схема управления городом не содержит. А видны лишь одни недостатки и нарушения Конституции и законов.
А народ должен знать, кто и как сегодня проголосует. Надеюсь, что голосование будет открытым.
Теперь непосредственно о проектах решений. Сразу видно, что тот, кто готовил эти решения, вообще понятия не имеет о функциях представительного органа МС и функциях любого хозяйствования, это – согласование, управление, надзор.
Точнее можно сказать, что тот, кто это готовил (а готовилось это, наверняка в аппарате у губернатора, а наши ничуть не сопротивлялись), скорее всего, либо сознательно, не глядя на Конституцию и законы, решил превратить в рантье Совет депутатов, или же, что менее вероятно, он - абсолютно неграмотный человек.
Во-первых, какими словами начинаются проекты этих решений: «В целях оптимизации структуры органов МС и повышения эффективности управления территории…». И что, хоть где-то это доказывается. Конечно же, нет. Всё голословно, словно рассчитано на идиотов.
Причём, проект первого решения касается поправок в Устав. Но решение о необходимости внесения этих поправок даже не принимается. А так никто не поступает!
А что стоит вот этот выдающийся перл из второго решения:
«В соглашении предусмотреть: контроль за исполнением переданных полномочий оставить за Советом депутатов МО «Город Гатчина» путём заслушивания отчётов о результатах деятельности главы администрации района в части исполнения переданных полномочий». А в изменениях в Устав вообще предлагают отчёт заслушивать раз в год.
Это ж ведь надо было такое придумать: собственник отдаёт всё свое добро управляющему и контролирует его изредка (раз в год) путём заслушивания устных отчётов.
И ведь все эти решения согласованы. И что нам теперь думать о тех, кто всё это подписал? Видимо, всё это действительно подписано не глядя. Взгляните на ч.6 проекта решения о передаче полномочий. Там вообще отсутствует предписываемое действие.
А решение о внесении изменений в Устав? Чего стоит преамбула: «в целях приведения устава в соответствие с ФЗ, реализуя положения абзаца 3 …» и т.д. Лицемерие и ничего другого. Всем известно, что положения этого абзаца закона носят характер предложения, и никто не обязывает реализовать его преступную сущность, ограничивающую МС и отбирающую властные полномочия у депутатов и у населения Гатчины.
Вообще все эти поправки в Устав – это какое-то безграмотное и противозаконное недоразумение. Например, полномочия контрольно-счётного органа могут передаваться контрольно-счётному органу Гатчинского района. Это глубоко ошибочно, поскольку нельзя эти функции передавать тому органу, который вам не подотчётен. Это вопиющая безграмотность.
А чего стоит то обстоятельство, что, как следует из нового Устава, глава администрации теперь уже не будет даже назначаться депутатами Гатчины, а только согласовываться? Во-первых, это - противозаконно, во-вторых – а если потребуется отозвать?
Тот, кто проголосует за этот бред, должен понимать, что он предаёт население города Гатчины и совершает в соответствии с Конституцией РФ уголовное преступление.
И, я уверен, и по первому и по второму решению, в связи с их незаконностью, появятся судебные процессы».
Кстати, видимо, учитывая последнее предложение моего выступления, через несколько дней на заседании районной администрации была приглашена председатель городского (на самом деле - районного) суда И.Богданова. Это лишний раз заставляет задуматься над тем, является ли у нас независимой судебная власть.
Очередная сессия Совета депутатов Гатчины состоялась 26 марта, которая и завершила разгром местного самоуправления в Гатчине. Все присутствующие депутаты единогласно проголосовали за уничтожение собственной администрации.
При этом, как выяснилось, в связи с расформированием администрации МО «Город Гатчина» и увольнением, в том числе на пенсию, её сотрудников, в бюджете пришлось дополнительно изыскать более 10 млн. рублей. К тому же на какое-то время дестабилизирована ситуация по управлению городом.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть свою позицию. Как известно, в России борьба за власть всегда была борьбой без правил. Поэтому у нас почти все, в том числе и население, чаще всего наплевательски относятся к соблюдению требований законов: мол, главное, насколько целесообразно то или иное изменение. Вот и живём мы в сплошной череде реформ, при которых, как кто-то остроумно подметил: «перемены у нас следуют с такой скоростью, что ничего хорошего не успевает прижиться». В результате у нас большая часть законов, в том числе и Конституция, не исполняются. А принимаются всё новые и новые законы и поправки к ним, которые также не работают.
И не будут работать до тех пор, пока не придёт обещанная Путиным в самом начале своего президентства «диктатура закона». Когда будет видна «дурь» каждого закона, и каждая поправка в закон будет действительно обоснована.