Другая Армия 2. Цунами за нашей спиной?

Виталий Голышев
Продолжаю знакомить читателей с публицистикой моего отца, Голышева Юрия Прохоровича. О нём самом мной написано в предисловии к первому разделу цикла "Другая" Армия.

      

     Страшные природные катаклизмы в Юго-Восточной Азии в конце 2004 года потрясли весь мир. В результате катастрофического землетрясения силой до 8,9 балла по шкале Рихтера и обрушившегося гигантского цунами на тринадцать стран Индийского океана погибло более 200 тысяч и пострадали свыше 5 миллионов людей. Нанесён колоссальный материальный ущерб. А экологические последствия в пострадавшие страны принесут беду гораздо больших масштабов, нежели то, что они испытали при этих грозных явлениях природы.


По данным Камчатского института вулканологии ДВО РАН на Курило-Камчатской сейсмодуге землетрясения силой 8 баллов и более наблюдаются раз в 150-160 лет. Так, последние подобные землетрясения у Петропавловска-Камчатского были в 1841 году, а на острове Суматра и Ява – в 1883 году. Тогда в Индийском океане западнее о. Суматра взорвался малоостровной вулкан Кракатау. Погибли от землетрясения и цунами более 36 тыс. островитян.

       По расчетам академика С.А.Федотова, директора Камчатского института вулканологии возможность крупноразрушительного землетрясения (и цунами) на Сахалине, Курилах и на Камчатке в ближайшие годы велика. За 12 лет увеличилось число сильных землетрясений в этих сейсмоопасных зонах (Окусири, Итуруп, Кобе, Нефтегорск, Ниигата, Тайвань, Магадан, Индонезия, Хоккайдо, Камчатка). Поэтому, видимо, в октябре 2004 г. в Петропавловске-Камчатском подразделения МЧС провели специальные учения. Это сейчас необходимо.

Последние грозные явления природы воскресили в моей памяти и нашу катастрофу 1952 года. После окончания военного факультета Ленинградского гидрометеорологического института я поначалу был направлен в Белорусский военный округ, а вскоре, летом 1951 года, переведён служить на Чукотку, в бухту Провидения на должность офицера гидрометеорологической службы армии.

И я с головой ушёл в изучение особенностей Северо-Восточного театра военных действий.

…5 ноября 1952 года один из пароходов при подходе к дальнему рейду г. Северо-Курильска выдал в эфир открытым текстом радиограмму: «Северо-Курильск уходит под воду!». Радисты нашей армии, приняв её, немедленно доложили о случившемся командующему.

Командующий войсками 14-й армии генерал И.Рубанюк срочно вызвал меня к себе и спросил: «Ну, что, военный гидролог, нас затопит эта опасная волна?». Я ответил, что Чукотка далеко от активного сейсмического пояса и частям армии беда не грозит. «Спасибо тебе, старший лейтенант, за твою профессиональную уверенность, но я, на всякий случай, уже отдал приказ полевым караулам побережий усилить наблюдения за океаном», - продолжил командующий.

Итак, что же тогда произошло в 2400 километров южнее Чукотки? В ночь с 4 на 5 ноября 1952 года в 160 км к востоку от северных Курил напряжение земной коры у морского дна достигло критических параметров, и произошла его разрядка. Поверхность морского дна на глубине 6 км деформировалась: его резкие выклинивания и провалы потревожили спокойствие 6-километровых толщ воды Тихого океана, и он ответил на своей поверхности рождением гигантских волн – цунами.

Подходя к мелководью побережий распластанные океанские волны вздыбились и свой губительный гнев обрушили на северные Курилы (острова Парамушир и Шумшу) и юго-восточное побережье Камчатки. Больше всего досталось Северо-Курильску и южному побережью острова Шумшу.

Появившиеся с востока громадные океанские волны, увеличиваясь в своих размерах ещё и в силу открытого воронкообразного входа во Второй Курильский пролив со стороны эпицентра землетрясения, рушили всё на своём пути в прибрежной зоне. Они накрыли ночное освещение части города так, что у подходящих к порту моряков создавалось впечатление неожиданного провала города в море!

В 1953 году надобность в пребывании 14-й армии на Чукотке исчезла – её расформировали. Меня направили для прохождения службы в 43-й армейский корпус в Петропавловск-Камчатский. Там по горячим следам я стал собирать информацию о Курильской катастрофе 1952 года. Нам пришлось подробно знакомить личный состав  воинских частей с природой сильных землетрясений и цунами, с тем, что произошло во время невиданной стихии с 6-й пулемётно-артиллерийской дивизией генерала Дуки, штаб которой располагался в Северо-Курильске.

Больше всего пострадал её сапёрный батальон. Казармы и склады батальона были построены недалеко от причальных пирсов для того, чтобы уменьшить время выхода личного состава на разгрузку пароходов, прибывающих с грузами для дивизии. Такое размещение батальона стало роковым – большинство его военнослужащих погибли.

Пострадали люди и боевая техника танкового полка дивизии, парки которого и склады располагались недалеко от берега плоского острова Шумшу. Землетрясение и цунами погубили 243 военнослужащих дивизии, а гражданских лиц погибло в несколько раз больше.

В 1953 году в Петропавловске-Камчатском мне довелось встретиться с командиром пострадавшего сапёрного батальона. От него узнал жуткие подробности стихии.

Понятно, если бы военные и гражданское население на островах знали природу этих явлений, знали, как от них защититься, то погибших и пострадавших было бы гораздо меньше. Особенно от цунами.

Обезумевшие от сильных подземных толчков люди покинули жилые помещения. Однако вскоре стали возвращаться в них – чего делать было нельзя, потому что могли последовать повторные толчки – не исключено – и большей силы.

Через 10 - 15 минут после подземных толчков начался чудовищный отлив прибрежной акватории. Этот момент тогда заметил пограничный наряд -  внезапно обнажилось дно Второго Курильского пролива! Пограничники удивились, но, не зная этого признака приближающегося цунами, тревоги не подняли. Через 10 – 12 минут пришла первая разрушительная волна высотой 8 – 10 метров. Сила её удара – 10 тонн на 1 кв.м. После её схода уцелевшие люди, не думая о возможности её повторения, бросились в дома. А через 10 – 15 минут обрушилась вторая – уже высотой 12 – 14 метров, принесшая ещё больше разрушений и смертей. Затем с таким же временным интервалом нахлынула третья волна высотой 6 - 8 метров. Но третья волна могла быть и больше.

Корабли и суда, стоящие у незащищённых причалов, обязаны в этом случае уходить в океан на 50-метровую глубину.

Эти внезапные мощные ноябрьские толчки землетрясения предметно ощутили и жители Петропавловска-Камчатского. Страх и чувство самосохранения заставили их мигом покинуть дома. Они почувствовали, что эта тряска не вулканического происхождения. От грозного цунами столицу Камчатки тогда защитил узкий проход в обширную акваторию Авачинской бухты. Скалистые берега её входа умерили агрессию губительных океанских волн.

…В конце ноября и начале декабря 2004 года природа вновь ополчилась на Японию. На сей раз основательно раскачало северо-восток острова Хоккайдо. Здесь землетрясение силой в 7 баллов произошло в 70 километрах к востоку от города Немуро. Дисциплинированные японцы сразу же начали отселение жителей из опасных мест, на которые могло обрушиться цунами. Ожидаемые морские волны не появились – через полтора часа был дан отбой тревоги.

Одновременно с японцами жители наших южных Курил тоже ощутили эти большие толчки. Им постоянно приходится ждать от природы неприятных сюрпризов.

Юрий Голышев.


(Статья была напечатана 19 января 2005 года в Хабаровской
  общественно-политической газете «Тихоокеанская Звезда»).