16. Амалек

Кот Базилио 2
Прошла ровно одна неделя. Евреи прибыли в Рефидим и разбили стан. А 23 ияра вновь закатили истерику Моше.

– Дай нам воды напиться! Зачем ты вывел нас из Египта – чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждой?! Если Бог среди нас или нет?! – вопили они.

Евреи не просто пришли к своему вождю с требованием дать воды, но, как сказано, «ссорились с Моше». Видимо дело зашло далеко, и Моше по-настоящему испугался. Испугался, что еще немного и его побьют камнями. И возопил Моше к Богу.

Бога не пришлось просить дважды. Повелел Он Моше собрать старейшин, пойти к горе Хорев (1) и ударить в нее своим сапфировым посохом. Все так и вышло. И полилась вода, и пил народ.

Писание очень скупо освещает этот эпизод. Всего несколько строк. Но конфликт, очевидно, был очень серьезным. Скорее всего, самый серьезный со времени выхода из Египта. Почему? Потому что, во-первых, Моше «увековечил» это место, назвав его "Масса и Мерива", т.е. «Искушение и Раздор». А во-вторых, на стан израильтян напало войско Амалека. И случилось это, по единодушному мнению комментаторов, в наказание за то, что искушал народ Бога, говоря: «Есть ли Бог среди нас или нет» (2).

Понимаете, что происходит? Уже вторую неделю весь Израиль выходит по утрам собирать ман, и, тем не менее, язык повернулся сказать: «Есть ли Бог среди нас?». Какие еще нужны свидетельства. Пряника оказалось недостаточно, поэтому нужно испробовать кнут.

С тех пор так и повелось. Как только сыны Израиля начинали сомневаться или забывать, что они народ Господа, что только Он их защитник и опора, что только упованием на Бога жив народ, тут как тут появлялся Амалек, чтобы наказать, как следует, евреев.

Кто такой этот Амалек? Для ответа на этот вопрос нам придется вспомнить историю двух братьев Эйсава и Яакова.
 
Дело было в Хевроне. Эйсав женился в сорок лет, подражая своему отцу.  Сказано в Берешит раба 65:1: «Все сорок лет охотился на мужних жен и насиловал их (3); когда же достиг сорока лет, уподобил себя отцу своему. Сказал он: Как отец взял жену в сорок лет, так и я возьму жену в сорок лет».

Хотел уподобиться отцу, но взял двух жен. Первую по имени Йегудит, дочь Беэра-хеттийца, вторую Басмат, дочь Элона-хеттийца. С этими именами жен Эйсава существует некоторая путаница. В 36 главе, где описано родословие Эйсава, сказано, что жен его звали: Ада, дочь Элона-хеттийца и Аголивама, дочь Аны, дочь Цивона. Через некоторое время Ада родила Эйсаву первенца его Элифаза. Того самого, что из преданных друзей Иова.

А 14 нисана 2171 года Яаков, завладев благословением отца, предназначенном Эйсаву, был вынужден бежать от гнева брата своего.

Южнее Мертвого моря расположена гористая местность, названная в Писании Сеир. Обитал там народ хореи. Жили они в пещерах и были излишне волосаты. Развитие их было, как говорят, не очень, но все же некими ценными качествами они обладали. Были они успешными земледельцами, потому что могли вынюхиванием определить, какая культура должна быть высажена на исследуемом участке, чтобы принести максимальный урожай.

У хореев был царь по имени Сеир. Естественно, что у него были сыновья – вожди родов. А еще была дочь по имени Тимна. Происхождение ее весьма туманно. С одной стороны, она названа сестрой Лотана, первенца Сеира, и, следовательно, является его дочерью. С другой, по преданию, она была дочерью Элифаза, сына Эйсава. Он вроде бы путался с женой Сеира, результатом чего и явилась на свет Тимна.

Когда Тимна подросла, явилось у нее жгучее желание воссоединиться с народом Израиля (стать еврейкой), который, заметим, еще не существовал. Она якобы обращалась с такой просьбой к Аврааму, Ицхаку и Яакову. Но они прогнали ее прочь. Что касается Авраама, то это вряд ли, он умер задолго до ее рождения.

Раздосадованная Тимна стала наложницей Элифаза, своего фактического отца. Вот от этой интересной связи и явился на свет Амалек.

Когда Яаков бежал от гнева Эйсава, тот послал в погоню за ним Элифаза с наказом прикончить его где-нибудь в дороге. Вскоре у Шхема Элифаз нагнал Яакова. Но он не выполнил приказания отца. Хитрец Яаков нашел выход из опасной ситуации. Он предложил Элифазу обобрать его до нитки, а «нищий – все равно, что мертвый». На том и порешили.

В 2205 году Яаков с семьей и богатым имуществом вернулся в Кенаан. Состоялось нечто вроде примирения между братьями.

Ицхак умер в Хевроне в 2228 году в возрасте 180 лет. Похоронив отца в семейной усыпальнице в пещере Махпела, Эйсав и Яаков вступили в наследство. Все имущество, по взаимному соглашению, досталось Эйсаву.  А Яакову только право на землю Кенаана – «от египетской реки до Евфрата». Яаков остался в Хевроне, а Эйсав ушел в землю Сеир. По преданию, за то, что Эйсав добровольно уступил Яакову Кенаан, Бог вознаградил его. Он отдал ему во владение 100 стран, в том числе и Рим. Москва, объявляя себя третьим Римом, становится вотчиной Эйсава, и, следовательно, ненавистницей Израиля. Вот где, на самом деле, собака зарыта.

Как показывает несложный расчет, Амалек не мог явиться на свет ранее 2180 года от сотворения мира. Некоторые считают, что родился он уже после смерти Ицхака в земле Сеир. Его имя толкуют по-разному. Например, состоящему из двух слов: «ам» – народ, «лек» от корня лакак со значением «лакать, лизать». Т.е. амалек – народ-кровопийца.

По преданию он прожил очень долгую жизнь, и был еще жив, когда амаликитяне напали в пустыне на евреев, как раз вышедших из Египта. И было ему тогда никак не меньше 218 лет.

Амалек стал родоначальником совершенно особого народа, как сказано первого среди народов. Но и Израиль первый среди народов – избранный народ. Противоречия нет. Потому что Амалек полный антипод Израиля. Он главный духовный противник Израиля до сего дня.

Мировоззрение Амалека – полная противоположность Торе. Никакого Бога нет, как нет и Божественного управления. Даже существование мысли о Боге невозможно. Все, что происходит в мире, простая случайность, никакого предопределения, ничего святого, никакого наказания. Можно все. Не правда ли – знакомая философия?

Главная особенность мировоззрение амалекитян иррациональная ненависть к Богу, который открылся Аврааму, Ицхаку и Яакову.  Они готовы мирно и терпимо сосуществовать с любым мировоззрениям, каким бы нелепым это мировоззрение не было, но только Бог из Торы и народ Израиля доводят их до исступления. Яркий пример из современной жизни, который сразу приходит на память, – профессор Оксфордского университета биолог Ричард Докинз.

Примерно 2500 лет назад ассирийский царь Санхерив перемешал народы и племена, населявшие Ближний Восток. Это он, разгромив царство Израиль, увел в плен десять населявших его колен, которые с тех пор канули в бездну. После Санхерива нельзя с полной уверенностью говорить о чистоте и исторических корнях того или иного народа. Вот таким образом закваска Амалека может быть обнаружена среди любого народа и национальности, не исключая самих евреев. Любого вида и рода антисемитизм и есть проявление этой закваски.

Но давайте вернемся в пустыню, в 2448 год, в местечко Рефидим (4), где народ Израиля, мучимый жаждой, усомнился в существовании Бога.

- Есть ли Бог среди нас? – в отчаянии «пытали» они Моше.

Вот после этих слов на исторической сцене впервые появился Амалек. Амалекитяне напали 28 ияра, в пятницу. Они пришли неожиданно и стали охотиться на тех, кто отбивался от стана.

Тогда Моше призвал Йегошуа и сказал:

- Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком!

А сам, в сопровождении Аарона и племянника Хура взошел на холм.

В этом эпизоде впервые появляется на страницах Писания Йегошуа бин Нун, которому суждено было стать вождем еврейского народа после смерти Моше. Но в тот момент он об этом даже не догадывался. И звали его несколько по-другому: Гошеа. Почему именно ему доверяет Моше возглавить войну против Амалека?

Вопрос непростой. Мидраш говорит, что на то было прямое указание Бога. Надеюсь по ходу повествования, частично я отвечу на него.

Йегошуа происходил из колена Эфраима, младшего сына Йосефа. Он родился в Египте в 2406 году. При рождении получил имя Ошеа (Гошеа). Когда Моше по велению Бога пришел в Египет, чтобы вывести народ из рабства, Ошеа исполнился 41 год. Он сразу поддержал Моше и всячески оказывал ему содействие и помощь. Вскоре он стал его учеником, и заодно прислуживал ему. 

И вот Йегошуа с отборным отрядом вышел воевать против Амалека, а Моше взошел на холм. И было, когда Моше поднимал руку свою, побеждал Йегошуа, а когда опускал – одолевали амалекитяне.

Но дело, естественно, было не в руках Моше. Здесь не было никакого колдовства. Сказано в трактате Рош га-Шана 3, 8: «И было: как поднимет Моше руку свою, то одолевал Израиль..." (Шмот 17:11) – Да разве от рук Моше зависит война или перелом в войне?  Нет, Тора хочет сказать тебе: все время, пока сыны Израиля всматривались ввысь и смиряли сердца пред своим Отцом в Небесах – они побеждали, а если нет – терпели поражение».

А когда устал Моше держать поднятыми вверх руки, встали по бокам его Аарон и Хур и стали поддерживать руки его с двух сторон. В конце концов, самые сильные из амалекитян полегли, а остальные разбежались.

И сказал Бог Моше, чтобы записал он в книгу и передал Йегошуа, что сотрет он память об Амалеке. Но мы еще встретимся с ним и не раз.

Иллюстрация: Полотно английского живописца Джона Эверетта Милле John Everett Millais (1829–1896) « Victory O Lord!».

Примечания:
 
(1)Это другое название горы Синай. Хорев – означает «сухость, одиночество». Обратите внимание: говорит Бог Моше: «Вот Я стою перед тобой там, на скале в Хореве» (Исх. 17:6).

(2)Откуда видна связь между сомнением народа в Боге и нападением Амалека? Гематрии слов Амалек и сафек (сомнение) равны (240). Интересно, что корень сафак еще имеет значения: «ударять по бедру в знак недовольства и негодования, или всплескивать руками с теми же эмоциями».

(3)В устной традиции всегда подчеркивается, что Эйсав законченный злодей.

(4)Рефидим – название состоит из двух слов раф и ядаим, что значит «слабость рук». Это идиома означает душевную лень.