Как бьются русские, или Первое поражение Манштейна

Олег Юдин
Сольцы - маленький городок на Шелонь-реке, впадающей в Ильмень-озеро. До Великого Новгорода по шоссе от Сольцов ехать 75 километров на северо-восток. До Санкт-Петербурга по железной дороге – 200 километров строго на север. Речка Шелонь, скорее всего, берёт своё название от слова «солёная». По её берегам немало солёных ключей, а солецкая минералка по вкусу и составу идентична кавказским нарзанам. В моём сердце Сольцы - соль Земли Русской.

На берегах Шелони в непосредственной близости от Сольцов дважды происходили судьбоносные битвы.

14 июля 1471 года малая дружина воеводы Данилы Холмского, состоявшего на службе у московского государя Ивана III, наголову разбила новгородское войско, имевшее семикратное численное превосходство. Если учесть, что в распоряжении Холмского было 6500 сабель, а новгородская рать, растянувшаяся на несколько вёрст вдоль левого берега реки, насчитывала около 40 000 человек, то можно смело говорить, что по числу участников Шелонское избиение - второе после Куликовской битвы сражение в истории средневековой Руси. Неожиданное форсирование Шелони через брод в районе деревни Любитово (Людобитово), привело к тому, что бойцы Данилы, прошедшие горнила многих сражений, посеяли в рядах неопытного новгородского ополчения панику и, преследуя бежавших с поля боя, уничтожили 12 000 человек. Официальная версия указывает, что битва произошла в районе деревень Скирино и Велебицы. Но там нет и не было брода. Автор этих строк на резиновой лодке прошёл 9 порогов Шелони от Лемёнки до Невского и лично может подтвердить, что самый удобный брод на реке - чуть выше деревни Любитово.

Этот же брод мог послужить путём отхода попавших в окружение фашистских танков. И тут начинается самое загадочное в солецкой истории. Судите сами: солецкий контрудар был осуществлён советскими войсками 14 июля 1941 года! Тот же день! 470 лет спустя! То есть, с начала второго тысячелетия прошло 470 лет - и 14 июля произошла Шелонская битва, в которой сторона, обречённая, казалось бы, на поражение, одерживает ошеломительную победу. Проходит ещё ровно 470 лет - и история повторяется: тот же день 14 июля, то же место, то же неравенство сил и тот же результат.

Автор настоящего повествования не претендует на то, чтобы отразить картину контрудара под Сольцами в полной мере. В Сети существует об этом немного информации, но она есть.

Стоит отметить, что сотрудник Краеведческого музея городка на Шелони С.В. Скирченко собрал немало информации о первой победе Красной Армии над фашистами. Победа эта свершилась с 14 по 22 июля 1941 года, фактически в четвёртую неделю Великой Отечественной Войны. Имена героев, первыми остановивших танковую армию Манштейна, достойны того, чтобы их знали патриоты России. И благодаря поискам Сергея Владимировича Скирченко они ныне известны. Известны и события, произошедшие в первое лето войны на дальних подступах к Ленинграду.

В этих строках - лишь впечатления человека, слышавшего рассказ замечательного солецкого краеведа.

Командующий 56-м моторизованным корпусом в составе группы армий «Север» Эрих фон Манштейн, автор тактики танковых прорывов и выжженной земли, не знал поражений. Покоритель Польши и Франции, он в первые дни войны против СССР начал весьма успешно, выбив части Красной Армии из Прибалтики.

Тактика Манштейна заключалась в том, что его войска шли в наступление тремя волнами. После авиационных налётов и ударов артиллерии линию обороны противника прорывали танки. Следом шла волна мотопехоты, закрепляя успех механизированного авангарда. И третьей волной, уничтожая остатки противника и собирая пленных, двигались части СС.

12 июля 1941 года партизаны на территории псковщины захватили штабную машину фашистов, в которой находились распоряжения о предстоящем наступлении на Новгород. Эти документы были доставлены советскому командованию. И буквально через день советским войскам удалось сосредоточить на солецком направлении остатки отступающих частей и совершить первый успешный контрудар, подаривший Ленинграду драгоценный месяц для подготовки к оборонительным боям. На границе современных Псковской и Новгородской областей, между городками Дно и Сольцы, отступающие советские части совершили невозможное: они отбросили на 40 километров значительно превосходящего их по всем параметрам противника, взяли в окружение танковый корпус, состоявший из 170-и единиц и уничтожили почти треть из них.

Эти сухие фразы мало о чём говорят. Как всё происходило на самом деле, С.В. Скирченко рассказывал нам, возя группу слушателей по окрестностям Сольцов, показывая на местности ту железную дорогу, которая заменила линию обороны (ведь окопы большинству красноармейцев рыть было просто некогда - для выхода на оборонительные позиции отводился минимум времени).

Одним из главных авторов первой победы над Манштейном был полковник Серафим Григорьевич Штыков. Он возглавлял сильно потрёпанную в первые дни войны 202-ю мотострелковую дивизию, которая заняла центральную позицию на линии обороны Сольцов. После солецкого контрудара фашисты оценивали голову полковника Штыкова в полмиллиона рейхсмарок. Погиб этот талантливый командир в январе 1943-го года во время контрнаступления на Северо-Западном фронте.

Советские войска, на своей шкуре испытавшие метод танкового прорыва Манштейна, решили использовать полученный в Прибалтике урок и особенности местности. На пути к Новгороду, в 20-и километрах от Сольцов в глубокую в тех местах Шелонь впадает непреодолимая для танков речка Мшага. Единственный мост через Мшагу был взорван незадолго до подхода фашистских танков.

Если взглянуть на карту, то можно увидеть, что в устье Мшаги танковый корпус попадает в тупик, выход из которого единственный - возвращение в Сольцы. Но для того, чтобы убедиться, что моста через Мшагу уже нет и вернуться назад, танкам необходимо было проехать 40 километров, а это - время. То самое время, в течение которого штыковцы могли нанести удар по второй волне наступления.

Именно так всё и произошло. Советские воины, спрятавшись в окрестных лесах, пропустили танки в тыл и ударили по идущей следом мотопехоте. Враг обратился в бегство и был отброшен на 40 километров на запад к городу Дно. Танковый корпус Манштейна оказался в западне.

Документы, которые показывал нам Скирченко и по которым солецким Отделом культуры в 2011 году составлена брошюра, хранящаяся теперь в районной библиотеке, рассказывают, сколько у какой из сторон было самолётов, танков, пушек, солдат, какие именно части противостояли друг другу под Сольцами. Так, известно, что на короткий срок советским войскам удалось добиться превосходства в воздухе.

Однако, читая брошюру и сопоставляя её с живым рассказом краеведа на местности, автор этих строк чувствовал разочарование: брошюра передавала общую картину событий, но за пределом её страниц осталась та атмосфера мужества и самоотверженности, в которую Сергей Скирченко сумел окунуть нас с головой, красочно и увлечённо описывая детали происходящих событий.

Сказать, что 16-й танковой армии фашистов противостояла 11-я армия генерала-лейтенанта Морозова в составе 70-й, 202-й и 237-й стрелковых дивизий, значит не сказать почти ничего. Сольцы защищали остатки разбитых подразделений. Вооружения почти что не было. Отсутствовало и тыловое обеспечение. Командиры, ведя красноармейцев на боевые позиции, отдавали приказы выбрасывать продукты питания и брать с собой лишь боеприпасы. По максимуму. Все участники контрудара знали, что идут на верную гибель. И шли.

Как воевали русские с Манштейном в июле 1941?

Об этом сохранились разрозненные рассказы и записи.

Растворившись в лесу, красноармейцы пропустили к Мшаге танковую колонну. На окраине Сольцов был военный аэродром. 10 танков арьегарда остановились на открытой площадке для дозаправки. Июль, жара. Из машин повылазили наружу танкисты. Смех, немецкая речь, обливание водой...

В распоряжении красноармейцев, спрятавшихся в близлежащем лесу, всего одна пушка и несколько снарядов. Вручную бойцы выкатили пушку на пригорок, с расстояния около 100 метров, как в тире, прямой наводкой расстреляли фашистскую бронетехнику, после чего также вручную увезли пушку в лес.

Прототип рядового Алёши Скворцова, которого сыграл актёр Владимир Ивашов в фильме «Баллада о солдате», убегал от немецких танков по полю от деревни Большое Заборовье в сторону улицы Володарского города Сольцы. Убегая от миномётного гнезда, устроенного поблизости от железнодорожной насыпи и прячась за неровности местности, красноармеец сумел уничтожить три фашистских танка. Это уже - эпизод обороны Сольцов от вернувшихся от взорванного моста ударных сил гитлеровцев.

Сергей Владимирович Скирченко рассказывал в подробностях о многих эпизодах солецкого контрудара, перечисляя имена, звания и подвиги советских бойцов. Здесь описаны лишь те моменты, что глубоко врезались в память слушателя того рассказа.

История сохранила запись одного из командиров взводов, занявших оборону вдоль железнодорожной насыпи. Молодой офицер пишет во время короткой передышки, что отбита очередная атака врага, сердце просит поднять бойцов в наступление, но у подразделения кончились боеприпасы и помощи ждать неоткуда...

Бой за Сольцы продолжался до 22 июля. Немногочисленные оставшиеся в живых красноармейцы через леса уходили на север к Ленинграду и на восток к Демянску. Было и организованное отступление остатков трёх дивизий через Мшагу и Шелонь.

Фашисты не ожидали от советских войск столь быстрого ответа. Мотопехота отступила к городу Дно для перегруппировки. Танки яростно рвались из окружения, но штыковцы, пока были силы, удерживали их между Мшагой и Сольцами. Известно, что потери фашистов в этом противостоянии составили около 70-и танков. 22 или 23 июля уцелевшие машины врага форсировали Шелонь через брод и ушли на соединение с гитлеровскими частями.

Интересно, что в самих Сольцах у автодорожного моста есть брод, который открывается в конце лета, когда Шелонь, богатая порогами, сильно мелеет. Однако, известно, что немцы искали брод. Скорее всего, в июле брод у моста был ещё непроходим для танков. В таком случае, фашистская техника форсировала Шелонь в том же месте, что и конный отряд Данилы Холмского пятью веками раньше - выше по течению реки, в пяти километрах от города, в районе деревни Любитово. Разница лишь в том, что головорезы Данилы ударили по новгородским ополченцам, переправляясь с правого берега на левый. Немцы же перешли реку в обратном направлении.

Круг времён замкнулся.

В Сети сведений о солецком контрударе крайне мало. Автор этих заметок надеется, приехав в Сольцы, вернуться к теме и осветить события более подробно.