Маленький кораблик. Белла Дижур

Эмма Брамник-Вульфсон
 
Нью- Йорк.1997.Я, наверное, немного удивила величайшего скульптора современности  Эрнста Неизвестного во время  нашей встречи в его  нью-йоркской  студии на Манхэттене.

Обычно журналисты ищут встречи с ним, а мне  очень хотелось познакомиться с его мамой-95-летним литератором и философом Беллой Дижур. Я была потрясена ,когда узнала, что книга  ее стихов «Тень души»,200-страничный сборник с иллюстрациями  Неизвестного , изданный  в 1991 году ,был назван в Америке  среди  двадцати  лучших книг года.

Покойный Сергей Довлатов говорил:"У немололой писательницы,приехавшей в страну,где поэтическую книгу можно издать только за свой счет, выходит сборник стихов и  на двух языках: на одной странице  русский текст, на другой , рядом, «глаза в глаза»- стихи в переводе на английский".

А Василий Аксенов откликнулся  такими словами:"У русского зарубежья появился еще один значительный поэт и философ". "Тень души" стала сенсацией в Америке, и я  мечтала познакомиться с автором.

РОМАНТИК  И  РЕАЛИСТ

-Вообще-то мама –биохимик, закончила ленинградский университет,-сказал Эрнст.

-Во времена Сталина  генетика считалась "продажной девкой империализма", но  мама ухитрялась  проводить научные эсперименты  дома-она замаскировала под домашний зоопарк  подопытных морских свинок, кроликов и птиц. Написала много книг  о природе, животных.Но это не было ее единственным интересом. Она работала журналистом , писала стихи, интересовалась археологией и часто  с уральскими геологами ездила на раскопки. Они до сих пор держат ее в курсе археологических новостей и присылают материалы.

У мамы есть монографии о стекле,куклах.Она любила легенды, предания,сама писала  детские сказки и назвала меня Эриком по имени короля из скандинавской саги. Это  взрослым  я сам переделался  в Эрнста.Научные занятия генетикой  не мешали ее  склонности к мистике:она изучала  антропософию Р.Штайнерта,тибетский мистицизм, теософские учения  Елены Блаватской и Анни  Безант. В ней всегда сочетались реализм,романтизм и философичность. А сейчас, на мой взгляд, она пишет свои лучшие стихи и замечательную прозу. Живет она  в Бруклине. Я ей позвоню.

Белле было 84 года, когда она перелетела поближе к сыну из латвийской  Юрмалы в Америку, в Бруклин,."Немалой отвагой  надо обладать, чтобы  в 84 года рвануть  в одночасье в космополитические пространства  и приземлиться в немыслимом  Нью-Йорке. В этом мне видится некая близость  к прорыву ,совершенному моей матерью Евгенией Гинзбург",-так отозвался об этом поступке  Василий Аксенов.

У нее  обыкновенная квартира в жилой высотке ,заполненная  картинами  Неизвестного, сувенирами, которые он привозит матери  со всего света. У окна-пишущая машинка  начала века,подарок Эрнста. Приехав в Америку, Белла решила: стыдно в век компьютеров  посылать в редакцию материалы ,написанные от руки, как она  делала почти 70 лет. И научилась печатать.

"Знакомство начнем с чаепития!"-безапелляционно заявила она  и не позволила мне  помочь накрыть на стол. 85-летняя Белла охотно рассказывала о своей жизни, вместившей не одну эпоху, а мне оставалось только восхищаться и слушать ее.

ПОМОЛВКА с ЗАБОЛОЦКИМ,а СВАДЬБА с НЕИЗВЕСТНЫМ

Белла с юности  писала стихи и в литературных кругах Ленинграда познакомилась с поэтом Николаем Заболоцким. Вскоре они  обручились.Но студентка Дижур стала женой не Заболоцкого, а Иосифа  Неизвестного, будущего врача-педиатра.

 Отец отца, Моисей Неизвестный, в свое время был миллионером -до  революции ему принадлежали  типографии во всех уральских городах, рудники. Он дружил с известным латышским скульптором Теодором Залькалнсом и принимал его у себя. А Никодай Заболоцкий и Белла на всю жизнь остались друзьями. И когда  в 1938 году поэта арестовали, он из ГУЛАГа смог тайно  переслать Дижур свои стихи, которые она сохранила.

Вспоминает Белла.
- Я много  разъезжала по заданиям редакции, а дом вел муж.Он все и покупал, даже белье и бюстгальтеры.  Я не была  избалована бытом.Много  работала. Но магазины не любила никогда. Иосиф был более практичен.Даже в студенческие годы  в Ленинграде он  часто готовил и покупал все по хозяйству- у меня деньги не держались.

 Недавно  в американском "Новом журнале" я опубликовала  свои студенческие  воспоминания, где признаюсь сама себе: то, что не вышла замуж за Заболоцкого- к лучшему. Я очень любила своего мужа. Мы прожили вместе  почти пятьдесят лет. Он умер  в 1979 году в Свердловске в 82 года.

СОЮЗ  ПИСАТЕЛЕЙ: ВХОД И ВЫХОД

Во время Великой Отечественной войны  поэтесса Ольга Форш и писательница Мариэтта Шагинян, с которой Белла дружила, рекомендовали ее в Союз писателей СССР.

Рассказывает ДИЖУР
-Принимал меня  Бажов, патриарх  уральской литературы. Шагинян была , в общем-то,сталинистка, но именно она в свое время нашла еврейских родичей Ленина. Все "переживали"-мол , только этого нам не хватало!-и , конечно, не афишировали.

В уральской организации Союза писателей было всего  три еврея-лауреат Сталинской  пресии  Иосиф  Ликстанов, недавно  вернувшийся с войны молодой  Хазанович, и я. Когда началась  борьба  с космополитизмом, про нас писали: "...характеристика этой  антинародной  группки была неполной,если бы мы не сказали о ее  так называемом  поэтическом  ответвлении...". 
 
Я как раз и была "ответвлением",  а других называли чуть ли не бандитами. В книге Ликстанова "Малышок" в каждой строчке  по десять раз упоминался Сталин, ну и что? Требовали "поставить под сомнение" искренность "Малышка" только за то, что автор  был евреем, а значит-космополитом. То, что мы  пережили, молодым не понять.

Благодаря Белле Дижур мы знаем о  Януше  Корчаке-директоре варшавского сиротского дома, который  избрал смерть в газовых камерах Освенцима, но не оставил своих воспитанников.Он мог спасти свою жизнь-немецкий офицер ,узнав Корчака, предложил ему остаться в Варшаве. Но Януш поехал с детьми, чтобы  им не было страшно в последние дни жизни, и был  с ними рядом до конца.

После войны во многих странах организовывались  Корчаковские  комитеты и общества, в Иерусалиме, в музее Холокоста стоит  скульптурная группа-Корчак своими тонкими,  исхудалыми руками  обнимает испуганных детей, стараясь их  защитить ,

Осенью 1943 года  Белла работала  в уральской молодежной газете. На станцию Монетная  под Свердловском  привезли  группу польских детей-сирот , для которых организовали детский дом.По заданию редакции она поехала  туда,чтобы написать-рассказать  о нем.Директор  детского дома Александр Левин, в будущем профессор Варшавского  университета, рассказал ей  о Корчаке , и Белла  оказалась первой , кто назвал  в советской печати имя героя-гуманиста. Она написала поэму « Януш Корчак», которую даже напечатали-правда, в укороченном виде.  А когда началась борьба  с космополитизмом , в одной из газет она прочитала:"Дижур нашла себе героя, некоего  Януса, который  упал на колени перед Гитлером". Затем ее "обозвали" уральской  Ахматовой и исключили из Союза писателей.Перестали печатать.

После войны Левин тайно вывез полный текст поэмы в Польшу, там ее  перевели на польский и другие языки.

 "Мамочка!-писал ей в Юрмалу  Эрнст Неизвестный в 1980 году.-На днях в Нью-Йорке  оказался на концерте, где исполнялась "Кантата о Януше Корчаке". И меня  впервые в жизни чествовали не как художника за мое творчество. Зал стоя аплодировал мне, как сыну автора поэмы  о Януше".

В это же время в Юрмалу на имя "отказницы" Дижур пришло приглашение прибыть в Гессен, Германия,  для вручения ей премии Корчаковского комитета.

"Спасибо, но прибыть не смогу по независящим от меня причинам",-написала она  президенту комитета, профессору –богослову , католическому священнику  Адольфу Хемпелю - Союз писателей Латвии  отказал Дижур в помощи.Тогда Комитет  в полном составе  во главе со священником приехал в Ригу сам , чтобы вручить  юбилейную медаль к 100-летию со дня рождения Януша Корчака. Гости устроили  торжество в гостинице "Рига", а  Белла-ответный обед  у себя в Юрмале, на первом этаже старого деревянного домика  без удобств по улице Ригас,42. Белла с улыбкой  вспоминает, как под окнами  в крепкий мороз несколько часов «гулял» ответственный человек из серьезного  учреждения...

"Пригласите  и его!Что он там мерзнет!",-пошутил профессор Хампель.
-Ну и как, пригласили?-спросила я.
-Ну что вы!-улыбнулась она и перешла на серьезный лад.

 "Мы все очень любим Ригу,хотя там  прожиты  не очень легкие семь лет ,-говорила Белла.- Не очень приятно  вспоминать  и  как  мы уезжали. В квартире  не было  ни ванны,ни душа,и  я ездила в баню.Как-то  засиделась в автобусе  , пришлось спрыгнуть  почти на ходу,попала под колеса автобуса. Медики сначала  испугались,что пальцы- в порошок, но оказалось, что просто очень сильно переломаны.

Когда мы получали выездные визы, в ОВИРе  нужно было подняться на второй этаж, а я с забинтованными ногами. Внук Андрей  попросил служащую спуститься ко мне, но она  не пошла, и  Андрей с другом поднимали меня на руках. Я спросила, нельзя ли мне подождать, пока дочь тоже не получит разрешение на выезд (они могли  выехать только через полгода), но мне ответили :»Мы и так  делаем вам одолжение-отправляем прямым самолетом".

О ДЕТЯХ И ВНУКАХ

Мои дети  уже вступили  в пору полной зрелости.  Сын перешагнут  70-летний рубеж, а дочери  Люде-за 60. А я  все еще живу, общаюсь с ними –и не на уровне старушки—«божьего одуванчика», которую надо  пестовать, а как с друзьями. В Америке  родители и дети  месяцами даже не перезваниваются. Некогда,время-деньги... У нас же нормальные семейные отношения,слава богу, сохранились. Живу я одна, по дому-хозяйству помогает  социальный работник-здесь это без проблем.

Мы все используем каждую возможность встретиться,этим я и счастлива. Эрик часто приезжает, звонит каждый день где бы ни был- с любого конца света.Охотно езжу в его чудесный сказочный дом – студию- музей на острове Шелтор в Лонг- Айленде. Там великолепно! Люда  ежедневно приходит и несколько раз в день звонит. В Свердловске она  закончила педагогический институт, в Америке получила  звание  бакалавра и работает  учительницей. А вот ее муж Ефим  Ливсон, который  был режиссером Ленинградского театра комедии, не работает по профессии и  очень тоскует.

У нас полный контакт с 36-летним  внуком Андреем.

У  Эрика в России осталась дочь Ольга, она художница,приезжала в Америку и  8 месяцев жила у меня.
 Ольга немного ревнует отца к его молодой жене Анне, ведь они почти одного возраста.

 О СТАРОСТИ

Сейчас живу как герой Иосифа Бродского, который "будет благодарен, пока глиной рот не закроют". Так как моя жизнь подходит к концу, много думаю  о Боге,о бессмертии и многому учусь у свох детей. У Людмилы-высокой религиозности, у Эрнста-мудрости  и своеобразному, неординарному отношению к политике, людям,оценке событий.

О РЕЛИГИИ

 Я считаю,что христианство вытекло из иудаизма,Иисус Христос и первый апостол  были евреями.Христос повторил то, что  было хорошего  в иудаизме:возлюби ближнего своего, почитай родителей. И другие мудрости человеческие. Я это поняла и приняла. Но моя дочь-на крестилась, и я за ней-хочу быть рядом и где-то в вечности.  Меня крестили в бассейне, как  в купели, в присутствии моих детей и друзей. А мне тогда было уже за 90 лет! После крещения чувствую себя еще более еврейкой-Бог един. Мой внук Андрей, у которого отец русский,"объевреился" настолько, что празднует все еврейские праздники  и соблюдает традиции,постится в Йом-Кипур, ест кошерную пищу.А его жена врач Лори-негритянка и католичка.

О  СКУЛЬТУРАХ  ЭРНСТА

В Свердловске Эрик делал скульптуру из триптиха "Треугольник страдания". Вершиной этого треугольника –Свердловск, Воркута и Магадан. Работа пока не закончена.

Китаец Леонг уже семь  лет  пишет книгу про Эрнста,она вот-вот должна выйти. Леонг объездил все города, где Эрик когда-либо учился или работал, посетил даже квартиры, где мы жили много лет назад, и  все снял на пленку.Он ездил с Эриком  на открытие памятника в Магадане и сделал 4-часовой фильм . Вообще в Магадане на открытии памятника Эрнста собрались десятки тысяч людей, ведь это было  историческое событие-открытие в России памятника жертвам сталинизма.

Скульптуру "Древо жизни" российское правительство  купило у Эрнста и подарило ООН. Папа Иоанн Павел Второй, Марсель Марсо,Пабло Пикассо, семья Хрущевых,Арманд Хаммер,Артур Миллер,Мстислав Ростропович,Ирвинг Стоун,Жан Поль Сартр, Лев Ландау,Франсуа Миттеран,семья Ельциных- все эти люди купили  или получили в подарок  работы Эрнста. У Фиделя Кастро  тоже есть его скульптура,подаренная Евгением Евтушенко.

Евтушенко я знаю очень давно. Он очень сложный,чрезвычайно интересный и неоднозначный человек. Он и плохой, и хороший, и истеричный, и  добрый. Он настолько талантлив, что может все: он поэт,публицист, ставил кино и сам был актером. Мне прислали  из России последнюю поэму Евтушенко «Тринадцать».По языку она ужасна, это вообще анти поэзия...
Знаю и Вознесенского, и по Москве, и по Америке,  не ко всей его поэзии отношусь хорошо, но человек он талантливый,  и я его уважаю.
 
О БУДНЯХ

Я  в Америке уже почти 10 лет, но еще не зашла ни в один магазин.Мне это не интересно, как и в молодости . Всю свою жизнь я ем то, что хочется, и не соблюдаю никакой диеты,не считаю калории,как американцы. Почти не ем супов. У меня был язва, от которой избавилась  только здесь, в Америке.Доктор посадили меня на жесткую диету-я не еле ничего сырого. Сейчас здоровье  в порядке, если не считать  плохого слуха. Левое  ухо у меня с детства неважное.

По телевизору смотрю только новости,литературные и интересные  религиозные передачи. Иногда по американскому телевидению показывают и московские передачи,правда, в записи. Мне нравится,например,"Герой дня",где участвуют ведущие политики.

Утром я выхожу на улицу, в это время собачники прогуливают своих собак.Я очень люблю смотреть на собак. Заметила, что многие из них похожи на своих хозяев:есть собаки с умными лицами,есть и с глупыми. Некоторые добродушные, другие –серьезные.
 
У Эрика есть большая собака,бульдог,такой свинообразный,толстый и очень похож на Черчилля.Его так и зовут-Уинстон. А еще  в мастерской у него живут кошки.

МОНБЛАНЫ и КОЛИБРИ

Сейчас готовлю стихи для следующего сборника. Если они чего-то стоят-не пропадут, издадут дети. Жизнь в любом возрасте должна иметь какой-то смысл.

 В поэзии есть Монбланы-Пушкин,Шекспир,Мандельштам, Цветаева, Ахматова, но есть и великое множество таких, как я, стоящих у подножия Монбланов. Это меня  не  огорчает. Я написала рассказик о маленьких корабликах, которые плавают рядом с большими лайнерами в одном океане. Простор тот же.Эти кораблики  перевозят не бомбы, не пушки, не ракеты и даже не апельсины или табак.  Мы несем в мир добро, любовь, нравственность.Положение маленького кораблика меня вполне устраивает,

Вы знаете колибри? Это прелестная  птичка-ювелирное произведение природы. А здесь есть птицы казарки.К зиме колибри прячутся им под крылья и казарки переносят их через океан в теплые края. Доброта большой птицы меня увлекла и потому пишу о птицах и детях. И еще пишу о Пушкине.

Кстати,Белла получила первую премию на конкурсе  пушкинистов  Америки,в котором участвовало 240 авторов. Ее стихотворение попало  в  »Антологию русской поэзии ХХ века», изданную Евгением Евтушенко.

Истончается время,дыхание,движение...
Увлажняется глаз, цепенеет рука,
И какие-то длинные белые тени
Заслоняют  лицо старика.
Он сидит за столом,молодец молодцом,
Он еще балагурит  о том и о сем,
Он еще не в аду, не в раю, не в больнице,
Но невидимый свет над висками струится,
За сутулой сприною-два белых крыла,
И два ангела белых стоят у стола.
 
  Истончается быт, и  привычные вещи
  Уплывут нивысомо в туман голубой,
  И  появится  сон неожиданно  вещий,
  Белокрылым виденьем, склонясь над тобой.

Истончаются  связи и с дальним,и с ближним ,
И поток  долголетия, застыв на бегу,
Прерывает земное  движение жизни,
Зажигает лампаду на другом  берегу.

БЕЛЛА ДИЖУР


ЮРМАЛА-КРАЙ МОИХ ОЧАРОВАНИЙ

Пробыв на Земле целый век, поэтесса убеждена, что жизнь в любом возрасте должна быть наполнена смыслом

30 июля 2003  писательнице Белле Дижур исполнилось 100 лет.
 «Я мог состояться только у такой мамы, - убежден ее сын, скульптор Эрнст Неизвестный. -- Она либеральна и демократична. Была биохимиком, поэтом и автором детских книжек, имела склонность к философии, изучала разновидность теософии Штейнера, тибетский мистицизм и теософские учения мадам Блаватской и Анни Безант. Начав писать стихи, дружила и была обручена с Николаем Заболоцким, который, попав в ГУЛАГ, переслал ей свои произведения. Сказочница и детская писательница, Эриком она меня назвала по имени короля из скандинавских саг, и только став взрослым, я переделался в Эрнста. И сегодня мама полна оптимизма, жизнелюбия, потому что романтик и философ. Пишет свои лучшие в жизни стихи и прозу, побеждает в литературных конкурсах и с особой теплотой вспоминает Юрмалу, где провела семь лет в ожидании разрешения воссоединиться со мной в Америке».


ТРИ ГОРОДА, ТРИ БОЛЕВЫХ ТОЧКИ

В 1980-м в Юрмалу, в домик без удобств по Ригас, 42, Белла с дочерью и внуком перебрались из Свердловска, откуда эмигрировать тогда было невозможно.
- У меня было три города, три болевых точки в жизни: Ленинград - город юности, Свердловск, где остались могилы мужа, родителей, и Юрмала -край моих очарований сродни уральским красотам. По Юрмале, где прошли хотя и нелегких семь лет, очень скучаю и хотела бы там пожить еще, - говорит Белла Абрамовна нынче и читает свои посвящения - одно лиричнее другого.


ИЗ ПЕРЕПИСКИ

Рига,14 января-2001.
     Дорогая  Беллочка  Абрамовна!
   Вот и наступили   и новый век  и новое тысячелетие. Действительно ,здорово   , что мы   оказались в  них. Я тоже когда-то думала, что все это будет уже после меня. Однако же…Но на как долго, это уже зависит  от Всевышнего.
Что  рассказать о нашей жизни? Сегодня здесь ( а где нет?)довольно  трудно всем и русским, и другим. Капитализм зря денег не платит никому, с работой  трудно  всем. Квартиры, особенно  отопление,медицина, лекарства-постоянно дорожают.Пенсионеры  и русские , и латыши , и все другие доживают  и выживают с трудом.Как и повсюду. Но не  унывают- придумать что-то другое трудно. Кому помогают дети, кому  друзья, а кому-то  просто  взаимопонимание.

Но все это  повсюду  примерно так.

Мы с Мавриком  постоянно в  делах и творчестве-муж начал работать над немецким вариантом  своей книги- заинтересовалась  и обещала помощь   графиня Марион фон Дойнхофф- известная  журналистка, писательница  и многолетний  издатель   весомого еженедельника   «Die  Zeit” (Гамбург, Германия),  с  которой  он дружит  десятки лет.

Так что мы  опять в запарке. Без этого было бы  просто скучновато.
Когда прибудем в  США, Нью-Йорк? Пока точно не знаем. Сейчас холодно и неуютно повсюду. Словом, когда  не будут «зимние  холода». О сроках , как станет известно, напишу.

Очень хочется  встретиться и наговориться вновь.
Надеюсь у Вас все  нормально.

Целую и обнимаю  Ваша  Эмма.
Сердечный привет от моего мужа.7 января мы справили его 83-летие.Тьфу-тьфу.
 До встречи!

***
Рига,20 августа 2003.

 Дорогая Беллочка Абрамовна,
 Низкий Вам поклон и сердечные поздравления  с прошедшим юбилеем!
 Надеемся, у Вас все  в порядке -здоровы и как всегда оптимистичны.
 
Нам очень хотелось в Ваш знаковый праздник быть  in-corporo, рядом, поэтому  к этому дню  в одной из наших больших газет были опубликованы  материалы о Вас и Эрнсте.
 Посылаем их Вам с надеждой, что не будете на нас в большой обиде.
Мы очень старались быть  объективными.

Публикации имели большой резонанс:  в Ваш  адрес и  адрес Эрнста  было множество звонков - поздравлений   от  друзей и читателей .
Это  еще раз доказало, что Вас здесь хорошо  помнят и  гордятся  тем, что  Вы  и сегодня  почти  «наши»- рижане и юрмалчане, что  помните о Латвии: и дарите  всех нас своей дружбой.

Будем очень рады  получить от Вас весточку .
Хотелось бы надеяться  на новые встречи.

      С большим уважением   и любовью, нежно обнимаем  Вас и целуем
Маврик и Эмма  Вульфсон.

***

«ПОЛИТИКА – ЯДОВИТАЯ ПАУТИНА,а ЛЮДИ ВСЕГО ЛИШЬ БЕСПОМОЩНЫЕ МУХИ»

Дорогие Эмма и Маврик!
Спасибо за фото, за память, за добрые слова, но при всем при этом у меня к Вам огромная просьба. Больше всего на свете страшусь громких слов. Меня пугают всякие преувеличения, обращенные в мой адрес. Пожалуйста, прошу Вас: будем дружить, избегая излишних восклицательных знаков.

Книжечку Маврика я прочитала и попробую сказать о впечатлении, которое она на меня произвела.

        Я человек абсолютно аполитичный. Мой покойный муж пытался объяснить мне, как я ошибаюсь, недооценивая роль политики в жизни наших детей и т.д. и т.п..
Я, конечно, с годами «поумнела», время показало, что мой муж прав: политика – страшная сила, она, как ядовитая паутина, а люди всего лишь беспомощные мухи.
Да, головой я это поняла. Да и факты жизни подтвердили, жертвами политических игр оказались мой сын, мой муж, да и я сама.

Пришлось все это принять как неизбежность. Но и только. Более глубокого интереса по-прежнему не возникло. У меня были другие боги: литература, природа, искусство. И среди моих друзей не могло быть политиков. Мы жили на разных планетах.

Но вот мне попадается книжечка Маврика. Признаюсь, я принялась за нее с опаской. Что я скажу человеку, который мне как-то лично симпатичен, а дело, о котором он пишет, мне не только не интересно, но какое-то совершенно чужое и не очень чистое. Но книжка подарена, я ее читаю, втягиваюсь, заинтересовываюсь не столько событиями, сколько ЛИЧНОСТЬЮ автора – участника событий. И чтение превращается в дорогой подарок: передо мною несомненно политик, но совсем не той породы ядовитой паутины, передо мной высоконравственная ЛИЧНОСТЬ, конечно же, дипломат, в политике это неизбежно, но он высоко человечен и божественно великодушен.

Милый Маврик! Возможно, я выражаюсь не достаточно ясно. Могу добавить: политикой Вы меня не заинтересовали. Мое отношение к ней не изменилось. Но Вам лично я благодарна. Я рада нашей дружбе.

Обнимаю Вас обоих. Белла.

2003 год

Опубликовано в газете.Телеграф 25 июля 2003 г.

***

8 .02.2005.
Получила письмо от Беллочки Дижур-Нью-Йорк. Ей уже 102-1 год! Молодец! Ума палата!Дай Бог ей  много еще сил  и здоровья.
Она не знает о кончине Маврика. Написала прекрасное письмо и прислала в подарок
« книжечку»-  Белла Дижур  „ Американская тетрадь», выпущенную в Екатеринбурге,
2004.тиражом 300 экз.

***
"Дорогие Эмма и Маврик!
Посылаю вам книжечку, которую напечатали в Екатеринбурге. Обратите вниминие на выходные данные. Ее выпустил «Банк культурной информации». Я даже не знала  о его существовании , пока они не обратились ко мне  с предложением прислать стихи для издания миниатюрной книжечки.
Тираж неболшшой-300 экземпляров. Но теперь м не стало известно, что в Москве  есть « Музей миниатюрной книжки» и моя книжечка  туда попала. Кое-кто из моих московских друзей купили ее в этом музее.
Напишите о себе.

 Обнимаю, целую,
 Белла , Нью-Йорк, февраль 2003."

***
Ну каково!

В книжечке есть и стихи, которые она нам подарила и Маврик перевел на латышский.

«ПУСТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ СВЯТОЙ ОБО МНЕ ПОМОЛИТСЯ".
По мотивам поэзии Беллы Дижур.(На латышском языке).

Lai k;ds no sv;tiem t;viem par mani aizrun;,
Jo bie;i  s;j; dz;v;  es  j;tos aiz;og;.

Pat apkampieni   p;rtop  tik mirk;a kailum;,
Kaut sirds man alkst ik bridi p;c tav; maigum;.

T; stundas rit un aizrit un  atg;din; ,
ka diena pazudusi – ikdienas  s;tum;.
               
Ik reizi, kad aiz tevis ;rdurvis veras ciet,
Man atliek tikai dzej; m;s abus  piemin;t.

M;s piemin;t ar m;lu, kas br;nu maini plauks,
Kad zvans pie m;su durv;m uz m;j;m tevi sauc.

                Mavriks  Vulfsons.

Ps.  Черточки над буквами -удлинения
гласных.


Журнал "ЛИЛИТ". Латвия.


 В ссылке ниже фотографии в тему

http://share.shutterfly.com/action/welcome?sid=0AZOWbZk0cuWrIeg