Ч. 4 Макс и Ноэль спешат на помощь

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/03/29/2342


Гибель «Паллады» произвела такое тягостное впечатление на командование Балтийским флотом, что все крейсера спрятали в Ревельской гавани, закрыв вход в неё бонами с подвешенными к ним противолодочными сетями.

Можно продолжать подробно рассказывать о тяжелой службе на русских подводных лодках и мужестве моряков, которые на них плавали, что, без всякого сомнения, будет соответствовать истине.

Но на войне, в отличие от некоторых других известных занятий, важен не процесс, а результат. Война – это всегда расход первоклассной стали. Англичане рассчитывали, что русский флот сможет прервать снабжение Германии прекрасной рудой из Швеции, но эти надежды не оправдались.

Германские суда спокойно бороздили воды Балтийского моря, а русский Балтийский флот отсиживался в Финском заливе, прикрывая с моря столицу, и лишь совершая редкие вылазки.

Тогда Адмиралтейство решило всерьёз заняться «задним двором», так между собой называли английские моряки Балтийское море, для чего договорилось с русской Ставкой о присылке на Балтику своих подводных лодок для оказания помощи Балтийскому флоту.

Предварительно  командир подводной лодки Е–1 капитан-лейтенант Ноэль Лоуренс получил задание вместе с подводной лодкой проникнуть в пролив Скгеррак и проверить, можно ли скрытно пройти из него в Датские проливы.

Лоуренс произвёл разведку и доложил в Адмиралтейство, что проникнуть в проливы можно. Ну, а раз можно, вот первым и пойдёт, решило мудрое начальство. 17 сентября 1914 года адмирал Джон Джеллико отдал приказ об отправке на Балтику подводных лодок Е-1 и Е-9.

Плавание в Датских проливах исключительно сложное и в мирное время – течения, рифы, песчаные мели и небольшие глубины. Положено брать лоцмана для прохождения проливов. Добавьте к этому германские корабли, которые зорко стерегли вход в Балтийское море. Несмотря на все эти трудности Ноэль Лоуренс сумел прорваться в Балтику.

21 октября 1914 года в Либаву вошла подводная лодка с развевающимся «Юнионом Джеком». Это была Е-1. На следующий день пришла вторая лодка, прорвавшаяся сквозь германскую блокаду,  Е-9 под командой капитан-лейтенанта Макса Хортона. Горожане и балтийские моряки восторженно встречали смелых английских подводников.

Узнав о появлении на Балтике английских подводных лодок Е-1 и Е-9,  германское морское командование приказало большим судам укрыться в портах и приостановило пароходное сообщение на линии Любек-Копенгаген-Мальме и паромное сообщение Треллеборг-Зассниц.

Командование Балтийским флотом назначило в качестве базы для англичан Ревель, куда они немедленно перешли, а обеспечивающим судном, плавбазой, - учебное судно «Рында».  Когда две подводные лодки и «Рында» вошли в бухту, горожане восторженно встречали смелых английских подводников, а на кораблях их приветствовали криками «ура!».

Русские подводники были удивлены, когда узнали, что в отличие от них, англичане не возвращались в базу для отдыха, а отдыхали, если это можно было назвать отдыхом, в море.

После тяжелейшего перехода из Англии в Либаву, обе подводные лодки снова вышли в море. Подводник Василий Александрович Меркушев довольно нелицеприятно отозвался об английских лодках и о знаниях офицеров.

Он писал: «По первому впечатлению, англичане не хватают звезд с неба, не обладают широким образованием (Адмиралтейство, признавая слишком низкий общеобразовательный уровень офицеров английского флота и их слишком специальное, узкое профессиональное образование, открыло при Кембриджском университете специальные вакансии для морских офицеров), а также какими-либо особыми познаниями».

Но была ещё одна черта у английских морских офицеров, которую отметил Василий Александрович: «они всегда думают по-морскому, а мы — по-береговому; отсюда и все качества».

Прошу читателей меня простить за то, что не могу удержаться от того, чтобы не привести ещё одну, довольно большую цитату. Дело в том, что высказанная подводником мысль звучала и продолжает звучать очень злободневно, и как бывший военпред, я не мог не оценить её: «Присланные подводные лодки программы 1912 года являются последним словом британской техники, но при их осмотре мы не почерпнули для себя чего-то нового.

Проекты русских подводных лодок, ровесников прибывших, ничем не хуже, а во многом выше английских; но общая техническая отсталость России не позволила претворить их в жизнь, и у нас еще нет, ни одной подводной лодки программы 1912 года. Вот в чем наша постоянная трагедия! Вот почему даже при хороших проектах мы обладаем кораблями худшего качества, чем за границей».

Продолжение http://www.proza.ru/2014/04/02/920

На фотографии: два друга, два будущих адмирала, капитан-лейтенанты командир Е-1 Ноэль Лоуренс (справа) и командир Е-9 Макс Хортон (слева)