Гараж. Личный выбор

Вячеслав Суханов
В дни, когда рубль дешевеет, Европа никак не справится с экономическими проблемами, а долларов напечатано больше, чем в мире произведено товаров, один из немногих способов сохранить накопленное – это вложиться в предметы искусства…

Что и делают сегодня многие известные люди – кто из желания спасти свои капиталы, а кто - просто из чистой любви к искусству. Выставка «Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства», на которой были представлены по одному (самому значимому, по мнению обладателя) произведению из коллекций известных российских бизнесменов – весомое тому доказательство.

Мистификация

Центр современного искусства «Гараж» в Парке культуры им. М. Горького, где проходила выставка, был открыт последней женой российского миллиардера Романа Абрамовича Дарьей Жуковой. Цель создания, как пишет брошюра Центра, – развитие и популяризация современной культуры.
Сам Центр – это три небольших здания: выставочный павильон, образовательный центр и  офисное здание. В выставочном павильоне находятся несколько залов, книжный магазин с очень интересной подборкой книг по искусству и кафе, которое успело стать, как утверждает все та же брошюра, любимым местом, как у ценителей современного искусства, так и у любителей кулинарного направления simple food.

Коллекция произведений известнейших и  богатейших людей страны, представленная на выставке «Личный выбор», очень тщательно охранялась. Фотографирование тоже было запрещено. Поэтому поделюсь сугубо прозаическими наблюдениями об увиденном.

Признаюсь сразу, насчет качества и культурной ЦЕННОСТИ представленных экспонатов у меня возникли большие сомнения. Насчет ВКУСА зкспонатообладателей, миллиардеров и миллионеров в долларовом исчислении, тоже.
Почему?
Потому что подавляющее большинство «произведений» свидетельствует о явно КВНовском происхождении своих авторов. Веселые и не очень, но всегда НАХОДЧИВЫЕ художники МИСТИФИЦИРОВАЛИ культурную общественность мира. И мировая общественность эту мистификацию СКУШАЛА. А вслед за искусствоведами и владельцами аукционов, подхватившими эту волну, поддались массовому психозу и люди богатые, и люди от искусства, уставшие от классицизмов, консерватизмов и традиционализмов.
Включая и некоторых моих знакомых художников, воочию увидевших, ЧТО реально ПРОДАЕТСЯ, да еще за ТАКИЕ деньжищи…

От Ленина до Рубинштейна

Но признаю, были и шедевры. Например, дюжина скульптур позолоченных голов восточных животных и пресмыкающихся работы замечательного китайского художника Вэйвэя (коллекция Леонида Фридлянда, президента компании Mercury и Дома Phillips). С них начинался осмотр экспозиции.
Еще мне понравилась скульптура «Растянутая женщина» южно-африканского художника Эвана Пенни – вытянутое, искаженное лицо женщины с очень-очень грустными глазами (коллекция Маргариты Пушкиной (однофамилицы той, о которой вы все сейчас подумали), искусствоведа с МГУшным образованием, основателя и директора ярмарки Cosmoscow). Образование – есть образование, тем более искусствоведческое! Явно виден незаурядный вкус специалиста и коллекционера.
Классная вещь – вагон московского метро за спиной человека в некрасивых советских очках  и с глазами, искаженными мукой за окружающую безысходность. Это глаза «Поэта Льва Рубинштейна» - так называется полотно Семена Файбисовича (коллекционер Ольга Слуцкер, известная бизнес-вумен, основатель и владелица фитнес-сети World Class).
Еще меня остановил возле себя портрет молодого Ленина на черном фоне, исполненный в манере какой-то сатанинской мистики. В глазах затаенное презрение и надменно поджатые губы. Будущий вождь, которому суждено было навсегда изменить человеческое общество и переосмыслить многие из его ценностей. «Благодаря» тирании которого, появилось и такое понятие, как «права человека».
Создал эту без экивоков гениальную картину американский художник словацкого происхождения Энди Уорхол, имя которого даже мне, дилетанту в искусстве, откуда-то известно (коллекция Владислава Доронина, председателя совета директоров и совладельца девелоперской компании Capital Group). 

От проволоки до стриптиза

Из непонятых мною вещей отмечу картину из коллекции основательницы «Гаража» Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича под названием «Наташа с бюстом Сталина».
Обнаженная девушка привстала на постели и протягивает руку с подсвечником к постаменту, на котором гордо стоит бюст Сталина. Лица ее не видно, а, значит, не видно и ее эмоций, поэтому о смысле произведения можно только догадываться. То ли он, бюст, возбудил девушку в сексуальном плане, и она к нему потянулась (помните, Армянское радио спросили: «Можно ли спать с открытой форточкой?» – «Можно, - ответило Армянское радио, - Если больше не с кем»), то ли Иосиф Виссарионович ей приснился и во сне напугал – до конца так и не ясно…   
Одним словом, картина в стиле «лобок» - не путайте с лубком – это другое, это народное, это святое…
У картины, как ни странно, оказалось аж два автора – оба российские художники, основатели направления «Соц-арт», Виталий Комар и Александр Меламид, ныне живущие и работающие в США. И, как я уже сказал, два, видимо счастливых, обладателя – Жукова и Абрамович.

Из КВНовских вещей запомнилась медная проволока, ровными рядами намотанная на стену. Один ее конец штепселем воткнут в розетку, другой подключен к обычной лампочке. Не так гениально, как дорого. Для того, кто купил эту незамысловатую композицию.
Другой находчивый «живописец» изобразил шестиконечную еврейскую звезду, составленную из полицейских дубинок. И так далее…

Моралитэ

И все-таки хорошо, что люди тянутся к искусству. Хорошо, что есть, где посмотреть на это самое искусство – и в традиционном его исполнении, и в современно-авангардном. И в Москве, и у нас, в Сергиевом Посаде. Посмотреть, оценить, поспорить.
И замечательно, что есть люди, не равнодушные к культуре, которые приобретают эти самые произведения искусства, украшая ими свои жилища и тем самым давая возможность художникам поверить в себя, в свои идеи, да и просто получить средства на жизнь и на продолжение своего творчества…