Человек, который ни за что не отвечает

Доротея Продерсен
«Ермолов, витязь юный,
Ты ратным брат, ты жизнь полкам,
И страх твои перуны»
В.А.Жуковский

Генерал Алексей Петрович Ермолов, талантливый полководец, артиллерист, герой Отечественной Войны 1812 года, Заграничного похода, Персидской войны, покоритель Кавказа – уникальная личность. Был храбрым патриотом и настоящим офицером. Некоторым покажется неожиданностью тот факт, что когда на Совете в Филях Ермолов горячо высказал мнение, что необходимо дать новое сражение и не сдавать столицу без боя, Кутузов в ответ сказал:
- Так может рассуждать только человек, который ни за что не отвечает…
Без всякой цели очернить или обелить личность Алексея Петровича, автор расскажет об участии нашего «Человека, который ни за что не отвечает» в Бородинской Битве.
***
26 августа 1812 год… Этот день стал роковым для многих достойных людей – в этот день у села Бородино состоялась битва между Русской Армией под командованием фельдмаршала Голенищева – Кутузова и Французской «Великой Армии» под командованием Императора Наполеона I Бонапарта. Битва была кровавой, дрались не на жизнь, а насмерть. Одна из самых кровопролитнейших схваток произошла на центральной позиции русских войск – Батарее Раевского. Упорные атаки французской пехоты в конце концов сделали своё дело – 7 корпус под командованием генерал – лейтенанта Раевского, любимца всей армии, героя Салтановки и Смоленска не смогли сдержать натиск противника и отступил, оставив батарею. Французы торжествовали – они ударили русскую армию в самое сердце, в самый центр! И рана, нанесенная бойцами бригадного генерала Бонами, казалось смертельной. Но неожиданно пришла помощь…
Рядом с батареей оказались начальник артиллерии 1 Западной Армии граф генерал Кутайсов и начальник штаба 1 Западной Армии Ермолов, следовавшие по распоряжению Кутузова на левый фланг. Они не могли не заметить, что неприятель завладел центральной позицией, что было большой угрозой для войск Кутузова. Два верных Отечеству генерала решили спасать батарею и предпринять попытку отбить её. Они взяли батальон Уфимского пехотного полка, 18 Егерский полк и повели их в штыковую контратаку. Впереди скакал Ермолов. За ним – Кутайсов и взятые ими для этого рискованного предприятия пехотинцы. Это контр – наступление было красивым и поэтичным. У Ермолова в кармане мундира оказались георгиевские кресты и, увлекая за собой солдат, он мчался и разбрасывал кресты по всему пути. Солдаты подбирали их и без остановки не шли, а летели за обожаемым в армии генералом. С первого же раза русские взобрались на курган и отбили укрепление. Из бригады Бонами в строю осталось лишь 300 человек, сам генерал был взят в плен. Неожиданно разорвалось ядро рядом с Кутайсовым. Ермолов ничего не увидел в дыму. Лишь когда из клубов дыма вырвалась обезумевшая от страха лошадь Кутайсова, и генерал увидел, что седло всё в крови и мозге, он понял, что талантливого молодого графа больше нет в живых. Вдруг сам Ермолов почувствовал адской силы удар в шею. Это была картечь. Ермолов потерял сознание и был отправлен в лазарет.
Кутузов отправил на оборону батареи, потерю которой французы не оставляли попыток возместить, 24 дивизию генерала Петра Гавриловича Лихачева. Батарею французы всё равно взяли, Лихачев попал в плен. Но противник, абсолютно изнеможенный  атаками на батарею, продвигаться дальше не стали…
***
О Ермолове сохранилось множество высказываний, и не всегда положительных. Отзыв Кутузова, приведенный выше, мы уже слышали. Барклай – де – Толли характеризовал  Алексея Петровича так: «Человек с достоинством, но ложный и интриган». А сам император Александр I считал, что: «Сердце Ермолова так же черно, как его сапог». Автор не был знаком с Алексеем Петровичем, и судить о нем в данном плане ему трудно. Но всё же, даже пусть так всё и было, подвигов и заслуг генерала от артиллерии Ермолова перед глубоко любимым им Отечеством забывать и не учитывать при оценке его личности нельзя и невозможно. Ермолова необходимо помнить, прежде всего, как героя и как воина, покрывшего себя вечной славой на полях битв.
16.01.14