Не спрашивайте, сколько времени

Матвей Гуселётов
                «Иногда удается спросить себя
                только после того,
                как  спросишь другого.»
                Э.М.Ремарк
                "По ком звонит колокол"
                Э. Хемингуэй
Да...
 - А сколько времени?...
 - Не будете ли вы так любезны... сказать?
 - Ну Вашего?.. Лично-го...
 - Оно, конечно, можно, но уж больно субстанция серьёзная.
И вообще, это женщинам труднее даётся, сказать, СКОЛЬКО...
Хочется поторговаться. Убавить, притормозить.
Всегда...
И я...

- Хм... А что, что, вопрос затрудняет?
Вы, простите, сами  то больше-сильнее  за кого?
эМ - Жо?... За тех или за этих?...
Сейчас, знаете,   модно.
Девиации, толерантности, отклонения...

 - Идите Вы со своими культурностями и опросами ...
знаете куда?!!!
....
Ожидание и любопытство - всегда пара.

Это что-то, напоминающее очередь.
Очередь за НИМ.
Из-за плеча сзади кто-то заглядывает вперёд, пытаясь понять, что ТАМ.
Понять, но ТУДА не спешить.
Успеется ещё.
И никто не гавкает: "Вас здесь не стояло!..."
Стояло-стояло и как ещё,
и нас и вас и всех тоже!

Как говорится,
были, есть и будем, как миленькие!!!

- Так что, - за вами буду, предупредите,  если кто  появится.
- С меня станется, доведу, конечно! Не волнуйтесь...

Время...
 - Сколько времени?...
 - Не будете ли вы так любезны сказать...

Плевать против ветра и всякое там подобное - бесполезно!
Законы физики не позволяют....
Но что поделаешь, люди есть люди.
Всегда.
     И всегда очень хочется
ПЛЮНУТЬ ИЛИ ПОСЛАТЬ
т.е. во всяком случае, не обращать на свои "сейчас" особенного
внимания. Дальше – больше!

 - Любопытно однако, что будет.
 - Да будет уже как-нибудь. Уверяю вас.
Не пропадём, точно не пропадём!
Пока есть семья, дети, друзья, государство в конце концов...
Вон   Крым  обратно прирезали…
А вы говорите, - остановится.

Время...
 - Сколько времени?...
 - Не будете ли вы так любезны сказать...

-What Time Is It?
- Five o'clock !

Да...

А спешить некуда, тем более что  во второй половине
да и дальше всё получается как-то само, без усилий,
по понятной схеме.
Как в аквапарке, по трубе.
Только руки по швам и скользи по желобу с водой.
   Зажмурившись себе...
                Счастливый...
                И жди...
                щас...
                ка-а-к...
                Жахнет!!!


- И, всё-таки, сколько на Ваших,  уважаемый?
- А что, так очень уже по мне сильно заметно?
- Ладно, Это я  так...
- Ну в этом смысле – живу в пятом измерении и ощущение времени в основном дома забываю.
Ну, нету!
Ремешок порвался, знаете ли на часиках.
Не оглядываюсь я. Так сказать.
Пока...

Я вырос в деревянном доме с печкой.
Снег, вёдра, зима-дрова, мыши знаете ли...
Среди запаха дыма от старых досок и
развешенного по воскресеньям на шестах белья.
Сыщики-разбойники, белочки-собачки, 
пчёлы у ручья, текущего вдоль двора,
одуревшие от жары куры под кустами малины,
ранец с учебниками, рогатка, школьная форма и
рыжие косички соседки - Наташки Колчиной,
одуванчики, собаки,  голуби, 
недопечённая картошка  в костерке из травы и
жалких прутиков  (где уже дождаться!)…

Первая классная руководительница с удивительным
редким  именем,  Еликанида Ивановна,
казавшаяся мне в свои 40 совершеннейшей бабушкой,
а нам, теперь с гораздо большим уже багажом в  50 кажется,
ничего, не так уж, чтобы это очень сильно.

Нет, хоть зарежьте!
МЫ  Не бабушки!!!
Изнутри не ощущается!

Время, 
      времён,
             времени...

Напротив двора школа, родная 93-я.
Тройки с красными карандашными  птицами на  неровных тетрадных полях.
И я больше двоечник, чем фашист-хорошист и это при маме, работавшей в школе завучем.
М...да-с!...
"MY WAY"
-  О,  я  Вас умоляю!
 
 - Wie spat ist es bitte? (Нем. сколько времени? Пожалуйста)
- ZWOLF    UHR   UNTER    NULL!!!(нем. Двенадцать часов ниже нуля!)

- Ещё?...   
         уже?......

Да ... идите вы!...
Что за вопросы?...
Головам другим занята, а вы мне опять про вечер!


- Горе ты моё луковое!
В гроб ты меня загонишь!!!- срывается,  хватаясь за сердце мама.
Шмыргаю, падаю  глазками и, сидя в трусах у печки,
в четвёртый раз переписываю Д.З.
На круглом раздвижном столе.
И опять,  как на зло - Бац!
Опрокидывалась стеклянная чернильница-непроливашка. 
О... Клякса!
И  становится непонятно за что её,
эту чёртову чернильницу так назвали.
Фиолетовый уже по локоть  переписываю  Д.З. в пятый.

В ту же ночь мне снится...
                МАМА В ГРОБУ.

Всё там какое то синее.
И кровь стынет в жилах.

Бедная моя мамочка!!!
Бедная, бедная, бедная!...

и такой раз-виноватый во всём этом
опять я ...

Что ж делать, если такой уродился!!!...
негодный какой то...

- И как ты  думаешь жить дальше? - возмущается отец.
- С такими оценками только в дворники с метёлками пойдёшь
или на всю жизнь  к станку... на цепь, чумазым...
Тупица!...
Бестолочь!...
Куда ещё?...
Вот если бы не война, я учился бы эх,
на одни пятёрки… в институте.
                И дальше бы ...

  Каждый раз всё начинается заново.
В каждой жизни.
С ничего.
С кажущегося НИЧЕГО.
Но есть главное.
Думаю, что это главное - направление.

И спасибо родителям.
Всё как-то наладилось и в шестом
я впервые  получил табель без троек.

Генка, Юрка, Сашка, первый приёмник на трёх транзисторах.
Дом пионеров, радиокружок, техникум, армия, институт.
Завод, соответственно. Куда ж от него!!!
Любовь,  жена, дети...

Верите ли,самое быстрое из течений жизни - это СРЕДНЕЕ
то самое, что больше насыщено планами, мечтами и ступеньками,
которые удаётся перешагнуть.

Потом прыткости убывает.
И про  «сесть на шпагат»  уже можно только мечтать.

Однажды, когда уже не было отца, я предложил,
- мама, давай съездим в старый двор.
Не то снесут там всё.
Знаю уже,   подбираются, черти.
Когда на следующее утро помогал ей выбраться из машины
над оставшимся от нашего дома "буреломом" ветер разгонял пыль.
Мы опоздали на сутки...
Нас не спросили..

Жаль….

Да  «…У каждого из нас
на свете есть места….»

Теперь только перекрёсток у Зелёной Рощи, 
придавленный огромным домом с чем-то элитным сзади.
Где  это вы,  конечно и сами  знаете.
Это самое "место" я помню, чувствую и могу точно показать.
Одна беда - туда не пускает охрана.

И пусть.

Пережитое;  памяти, праздники, любОви, страсти и ненависти
живут и хранятся внутри.

1975-й. Дембель.
С вокзала с Юркой решаем идти до дома пешком.
Увидеть наново город,  как за два года всё изменилось.
Интересно!   
Идём заворожённые.
Свердловск  дарит   мягким  пушистым  ноябрём.
У меня дома никого, так что движемся дальше
и у Юрика нас встречает  его мама.
На пороге у дверей плачет и обнимает нас обоих.
Господи, маленькая такая!
Прижимает к себе искренно, радостно, просто!

Незабываемо!

Ощущаю себя её сыном.

МЫ ДОМА!

Да... время...
Вы не скажите?...
А лучше и не спрашивайте, дешевле получится!...
Вам же.  Самим.
Живите себе, насвистывая дырочкой в боку!
Жарьте свою камбалу. Забудьте!

В свои давно за 75 мама лежит с давлением.
Из-под ладони щурится, - Не стой.
Садись-ка поближе, на кровать, тебя  плохо видно.
- Вот, хорошо! Теперь и поговорить можно.
- Матушка мой, уже совсем седым становишься.
- И вид уставший. Есть хочешь? Сейчас до кухни доберусь, погрею.
Картошечки отварила. С селёдкой.
По стеночке добирается за мной до кухни.
- Нет-нет. Сиди, не мешайся. Сама всё, так удобнее.

- Так сколько гришь тебе нынче стукнуло?...
Ого-го!...
Поздравляю! И себя!
А бледный что?
Ну посиди ещё немного!...
Торопишься?...
Тогда- проваливай!
Дай поцелую.
Ну пока, храни тебя!...
Стоит у двери, крестит,  пока не скроюсь из вида.
- У всех своя жизнь... у всех... своя.

Мама всю жизнь была "на посту".
Преподавала экономическую географию.
Школа, комиссии, районо и облоно,
то самое наше такое близкое и  далёкое социалистическое прошлое.
Директор, успеваемость, тетрадки, носки, заштопанные на лампочке…
Было, всем, да ...

Как бы они с отцом порадовались за меня сегодня.
Я в бороде, с профессией, семьёй, крышей
и, кажется, к моим годам всё в порядке.
И, оказывается, всё  не зря.

Время...
 - Сколько времени?...
 - Не будете ли вы так любезны сказать...

 - Да идите-отвяньте,  Вы ! На  любезности тратиться...
Спросите ещё кого нибудь.
Некогда мне.

 - Ну-ну!
А мы  спрашиваем не для того, чтобы Вы отвечали!
Мы, чисто риторически...

Ясно одно  :  - Всё продолжается!

Всё будет и будет до тех пор,
пока остаётся желание
плюнуть против ветра
или
приехать к месту где когда-то стоял твой дом.

Поговорить с мамой, своей и не своей.

Пройти   босиком по первой траве.

Прикоснуться к детской макушке.

Вернуться...

Вспомнить…

Да, время... годы, месяцы... часы и минуты.
Время террора, репрессий, оттепелей...
Ушло,  истрачено,   осталось, добавилось,
потерялось,  выпало, нашлось.
Время разбрасывать и время собирать, уходить,
встречаться, время любить.
Время одинаково ценное и такое разное для всех.

Время, время, время.
Оно приходит и уходит, а мы остаёмся.

Да, с чего я начинал...

Пожалуйста,
никогда не  спрашивайте,
сколько времени,
потому что однажды …
спросят и у вас!

Да-да-да,  и именно
в этом самом смысле!