Кабинетная наука

Ольга Олевская
Моя новая должность звучала так красиво, а место работы находилось в таком шикарном здании, что я, подписывая договор о сотрудничестве, словно в тумане видела на бумаге слова “нормированный рабочий день”, “материальная ответственность” и прочие скучные казенные формулировки, но в их суть не вникала. Новая начальница тоже казалась необыкновенной: улыбалась ласково, кивала поощрительно, когда я пыталась огласить свой подход к нашему общему теперь делу…

Проза жизни наступила быстро. Впервые в жизни я получила в свое распоряжение стол в кабинете, телефон, стопку бумаги и подставку для ручек. За все эти предметы пришлось расписаться на складе, и я поняла, что такое “материальная ответственность”.

Что такое “нормированный рабочий день” я поняла не сразу. Почти неделю я приходила на работу ровно к девяти, усаживалась за свой персональный стол и начинала ждать указаний, но указаний не было. Душа же жаждала подвигов на новом поприще

- Сидите спокойно, - говорила мне моя соседка по кабинету Галина Ивановна. - У нас хорошо, тихо. В обед на рынок сходите. Если надо, всегда к врачу можно записаться…

“Я не хочу на рынок, а тем более к врачу, - ныла душа. - Я хочу действовать! Иначе зачем здесь я, такая тонкая и творческая ? Для сидения на стуле нужна совсем другая часть организма…

К концу недели я начала чахнуть: заболела поясница, прорезался кашель, стало дергаться веко.

- Вот уже пора к врачу записываться - , мрачно подумала я, глотая слезы, и переворачивая листок календаря с надписью “пятница”. - Если я так и буду тут сидеть, считая часы, то превращусь в неврастеничку, а из часов, между прочим, складывается жизнь…

Галина Ивановна услышала мой всхлип и оторвала голову от кроссворда.

- Что это вы расклеились? Вы, я вижу, просто не можете правильно организовать вашу работу, от этого и мучаетесь.

- Да какая работа? - взвыла я. – Перенести две бумажки в день из одного кабинета в другой? Отсиживаться за этим столом до обморока? Нет, я не выдержу…

- Зря вы так говорите, - Галина Ивановна назидательно подняла палец. - Если у государства есть необходимость платить вам ставку, значит, ваша должность ему нужна и важна. Просто вы еще не вошли в курс дела.

- А вы вошли? - закусила я удила. - Вам разве не скучно?

- Конечно, нет, - Галина Ивановна не обиделась. - У меня весь день расписан по минутам, мне тоску гонять некогда.

- Ну и чем же вы заняты? - язвительно спросила я, так как весь день Галина Ивановна так же, как я, читала газеты или переписывала рецепты консервирования, или просто тихо куда-то сваливала, а возвращалась с полными авоськами, из чего я заключала, что ходила она не по службе, а по личной надобности.

- Легко объясню, - моя напарница открыла толстый ежедневник, в который, как я подозревала, она тоже пишет рецепты, но, оказывается, я ошибалась…

- Вот, к примеру, 3 июня, - в голосе моей соседки по “камере” зазвучал официоз. -9 - 00, беседа с сантехником о текущем ремонте…

Я вспомнила, что недавно Галина Ивановна, действительно, висела на телефоне, вызывая домой сантехника…

- С 9-ти пятнадцати до девяти сорока обзор прессы по теме. Вот тут в скобках записано: “Труд ” – о новых формах страхования, “Городские известия” - о требованиях по технике безопасности и т. д. С 10 - ти до 12 - ти - визит в управление. Опять же записано: поговорила с женщиной из смежного управления насчет сметы, потом виделась с завотделом, потом зашла в кадры… И так каждый день расписан, понимаете? В нашем деле нет мелочей. Важно все.

- Зачем вы это пишете? - еще не понимала я. Тем более в памяти вставало то, что скрывали лаконичные строки. Совсем недавно, действительно, Галина Ивановна ходила в управление и потом рассказывала, что встретила там соседку, которая работает в том же здании, и полчаса с ней проболтала, а в отделе кадров она узнавала насчет возможного трудоустройства зятя, да на обратном пути еще купила свежего творога, то есть сходила ненапрасно … для себя. “Для себя” - это я так думала, а, выходит, визит этот принес ощутимую пользу и нашему общему делу…

- Как зачем? Вы еще не поняли? - Галина Ивановна уставилась на меня удивленным взглядом. - Вот спросит меня начальница, что да как, а я ей за каждую минуту могу отчитаться. За каждую! Это очень важно, уверяю вас. Вот, например, сегодня…

- Обзор прессы, - подсказала я, глядя на кроссворд.

- И это тоже, но главное, я уже связалась с департаментом. Видите, пишу: беседовала по вопросу, но там идет ремонт, поэтому решение откладывается… Буду звонить через две недели. Все на карандаше. Никто не упрекнет…

- А мне-то что писать, если я ничего не делаю, - мне уже стало казаться, что я просто не понимаю, какую нужную и бурную деятельность рядом со мной ведет Галина Ивановна, и быть аутсайдером не хотелось.

- Как ничего? – она всплеснула руками. – Вы вчера Титову звонили? Так? Об августовской поездке договаривались? То есть над перспективным планом вы уже начали работу. И связь с шефами осуществляете, что необходимо. Еще вы при мне анкету потребителя составили…

- Там три вопроса, - вяло махнула я рукой.

- Ну и что? Вы же не из трех три сделали, а думали, отбирали, редактировали? Это ведь огромный мыслительный процесс! Надо свой труд уважать, - Галина Ивановна даже встала из-за стола. - Я за вами наблюдаю, вы очень перспективный работник.

- Да? - я почувствовала, что от похвалы мои щеки зарделись. - Вы так правда думаете?

- Конечно. Послушайте меня. Сегодня же купите ежедневник и начните систематическую деятельность. Скучать вам будет некогда. Попомните мои слова: такими местами не бросаются, у нас тут можно сидеть до пенсии очень даже неплохо. Главное - правильно организовать трудовой процесс.

… Теперь передо мной лежит толстый ежедневник в тигровой обложке. Он уже наполовину исписан. Моя мудрая коллега оказалась права. Это чрезвычайно захватывающее занятие: заполнять свой день нужными делами. Сразу возрастает самооценка, а один раз эти записи очень пригодились, когда меня вызывала к себе на ковер начальница. «Я же вам говорила», - строго хмуря брови, начала она … «Нет, извините, я все записываю, - послюнив палец, я открыла нужное страницу. - Вот, смотрите. С 10 до 11 - обзор прессы, потом беседа с корреспондентом» (корреспондент - моя школьная подружка, но об этом я, конечно, не докладывала).

Самое удивительное, что начальница посмотрела на меня с уважением, и буря пронеслась мимо.

С Галиной Ивановной мы живем очень дружно, в обед пьем чай, в четыре часа полдничаем. Лично я в ежедневник эти мероприятия вношу под шапкой «беседа по обмену опытом» и «пятиминутка по текущим делам». Что пишет моя коллега, не знаю. Но в том, что эти часы и у нее не пропадают даром, я уверена.