Неправильная жизнь

Маргарита Вышенская
По мотивам жизни моей родной тёти Оли

     Оле повезло родиться четвёртым ребёнком в благополучной семье русского дворянина в 1907 году.

    Мать – выпускница института благородных девиц – не работала, а занималась воспитанием детей, дома была гувернантка, няня и повар. Старшая сестра к этому времени уже училась в гимназии, а у брата был домашний педагог по музыкальному образованию, который обнадёжил родителей, что их сын благодаря своим способностям, прославит их как Моцарт или Фёдор Шаляпин.

    Оля была любимицей и родителей и старших детей, ей дали прозвище «Чижик». С малых лет у Оли проявился талант художника и поэта. Она исписывала своими стихами толстые тетради, а рисунками разрисовывала специальные альбомы для рисования.
      
    С приходом Революции жизнь семьи изменилась. Старшая дочь к этому времени окончила гимназию и вместе с матерью они пошли преподавать в советскую школу. Сестра стала учителем младших классов, а мама преподавала иностранные языки в старших классах, благо в совершенстве владела английским, французским и немецким. Олю записали в художественную студию при школе
   
    Старшую сестру и родителей удивляли вполне зрелые стихи и замечательные рисунки. Им казалось, что младшей дочке уже светит слава художника и поэта... Но в 1920 году по анонимному доносу их отца – работника государственного банка расстреляли без суда и следствия, как иностранного шпиона. Брат Оли наскоро окончил курсы бухгалтеров и устроился бухгалтером в ресторан, чтобы семье не пришлось голодать.
      
    Когда Оля окончила школу, на семейном совете решили, что «Чижику» надо поступать в Университет. Оля выразила желание стать ботаником и с успехом осилила конкурс на соответствующий факультет в Ашхабадском Университете.
   
    Вступительные лекции читал командированный из Ленинграда  тридцатипятилетний Профессор, сотрудник ВИР (Всесоюзный институт растениеводства) – соратник академиков Н. Вавилова и Т. Лысенко. И Оля влюбилась до потери памяти в этого красивого, умного, высокого человека, который очень напоминал любимого отца...
    
    К этому времени старшая сестра уже вышла замуж за директора школы – вдовца с маленьким ребёнком, и больной и старой матерью, которая  потеряла своего мужа  - военного инженера во время Революции...
    Средняя сестра тоже вышла замуж за оператора киностудии Ленфильм, который приехал в Туркмению снимать первый мультфильм в СССР под названием «Белое золото», о хлопке. Сестра уехала с мужем в Ленинград уже будучи беременной.
    Брат Оли тоже женился и у них уже появился очаровательный малыш...
    
    Мать и старшая сестра Оли - Чижика  были в настоящем шоке, когда заметили изменения в её поведении и фигуре... Профессор был женат, его жена – кандидат наук, работала вместе с мужем в ВИРе и у них росла дочь. Но Оля сумела убедить их, что Профессор её очень любит, а с женой давно не живёт и квартира у него в Ленинграде отдельная есть и что он обязательно разведётся, когда они вернутся в Ленинград...

    Оля чуть не рассталась с жизнью при родах, ей пришлось делать кесарево сечение, но всё обошлось и мать и дочка остались живы. В Ленинграде Профессор уговорил свою молодую жену перейти на геологический факультет Ленинградского ВУЗа, и пока растёт их дочка получить профессию геолога.
    
    Профессор обожал своих «девочек» и даже в честь Ольги назвал одно из «открытых» им дикорастущих растений с красивыми цветами... Оля была счастлива и продолжала рисовать и писать стихи в свою толстую тетрадь...

     В 1934 году, после гибели С.Кирова, в Ленинграде
прошла волна репрессий в среде интеллигенции, особенно из «бывших», которых было легко заподозрить в ненависти к власти рабочих и крестьян.Профессор попал в эту мясорубку одним из первых, как друг и соратник Н.Вавилова, в то время всемирно известного учёного.
     Оля с маленькой дочкой поехала с мужем в ссылку, сначала в Казахстан, а потом ещё дальше – на остров Сахалин. Даже работая дворником и садовником Профессор не бросил своих научных изысканий по изучению дикорастущих растений и продолжал их исследование при каждом удобном случае. К сожалению его «Любимые девочки» не отличались хорошим здоровьем, а он чувствовал себя виноватым, что не может обеспечить их достойной жизнью. После окончания срока ссылки на Сахалине, врачи посоветовали семье перебраться на Байкал, где найдутся врачи, которые помогут вылечить болезнь дочери. В Иркутске дочка немного окрепла, а Ольга, вспомнив о своей профессии геолога, смогла устроиться в экспедицию по обследованию Сибири в поисках алмазов.
    
    Ссылка и унижение подорвали здоровье и самого Профессора.  Он умер в 1952 году, не дождавшись внуков от своих дочерей и не ощутив Хрущёвской оттепели и разоблачения «учения» Трофима Лысенко.
    Смерть мужа выбила Ольгу из колеи, она впала в настоящую депрессию и много плакала, чем очень раздражала свою дочь и её мужа. Дочь уговорила свою маму поехать во время трудового отпуска к тёте Люле – старшей сестре Ольги, которая в это время  жила в Алма–Ате - столице Казахской ССР.
   
     Старшая сестра Ольги – Мария была для неё второй матерью и няней маленькой дочки, которую она оставляла на сестру и свою маму на время экспедиций со своим мужем – Профессором во время их жизни в Ленинграде. Мария с мужем, двумя детьми и двумя бабушками тоже попала в ссылку в глубинку Казахстана, как враги народа... В ссылке у Марии родились две дочки, бабушки вскоре после войны скончались от тяжёлых болезней и старости, а Мария с мужем и тремя детьми после отбывания ссылки переехала в Алма–Ату.

      Мария встретила свою дорогую любимую сестрёнку-Чижика после 20 лет разлуки с огромной радостью и с распростёртыми объятиями. Ольга показалась ей такой же маленькой и беззащитной девочкой, как в юности, после гибели их отца. Она твердила, что не сможет жить без мужа и рыдала на груди у сестры, проклиная Сталина и Т.Лысенко, сгубивших Великого учёного и её любимого Человека. Мария гладила свою сестрёнку по чёрным волосам и утешала, как умела... Наконец, она не выдержала и строго сказала:
    - «Хватит! Ты просто жалеешь себя! Конечно, ты была слишком маленькой в Революцию и не могла понять идей настоящих революционеров, которые готовы были отдать свою жизнь за угнетённый и униженный народ, а вот я прекрасно помню эти годы полные свободы и равенства, помню горящие глаза своих босых и нищих учеников, тянущихся к знаниям... Бог наградил тебя романтической натурой и талантами,  которые сумел оценить твой муж, обожающий тебя и дочку до последнего вздоха... Теперь тебе стоит помочь своей дочке вырастить внуков – ваше продолжение...»
      
     Слова сестры подействовали на женщину, как ушат холодной воды. Она перестала рыдать и сказала:
    - Надо же, ты говоришь один в один как моя Светка и её муж, недаром видимо она догадалась меня к тебе отправить.

     Двадцать дней отпуска пролетели быстро, племянницы были в восторге от рисунков тёти Оли и её рассказов о геологических экспедициях по Якутии. А по возращению домой в Иркутск дочка и её муж не могли нарадоваться новому настрою в поведении мамы и тёщи.

     Второй раз пообщаться с сестрой Ольга смогла только через 10 лет, когда сама уже вышла на пенсию, а её внук вырос. На этот раз Ольга по договорённости с сестрой приехала на всё лето и не одна, а со знакомым профессиональным художником из Иркутска. Муж Марии умер два года назад, и Мария жила с младшей дочерью, её мужем и последним маленьким внуком.
      
     Ольга похвастала сестре, что дочь с мужем уже кандидаты наук и уважаемые учёные не только в Иркутске, а уже выходят на мировую арену и готовят докторские диссертации. У них прекрасная квартира, дача и большая зарплата. Они поддерживают людей искусства и художников Иркутска, которые собираются у них в квартире на творческие вечера. Вот один из друзей дочери попросился сопроводить Ольгу к сестре в Алма-Ату, с целью сделать эскизы в горах Заилийского Ала-Тау.
    
     Художник был в восторге от гостеприимства Марии, от её вкусных пирогов и прочей еды, да и всей атмосферы тёплого южного города и его архитектуры.

     Осенью, перед отъездом и Ольга и художник искренне благодарили Марию за три месяца беззаботной счастливой жизни, как на курорте!
     Ольга оставила на память сестре свои альбомы с карандашными рисунками Алма-Аты и портретными зарисовками своих племянников и их детей, а художник подарил небольшую акварель с видом Байкала на листочке ватмана.

     Через три года племянница Марии Светлана сообщила о смерти своей мамы Оли, которая последнее время сильно болела, и у неё случилось прободение язвы желудка. Светлана написала, что Ольга просила переслать Марии её альбомы с акварелями, которые она рисовала в геологических экспедициях, а также предлагала тёте купить одну из картин, гостившего в Алма-Ате художника...

      Мария всплакнула, помянув вместе с детьми свою младшую сестру, написала племяннице длинное тёплое письмо, в котором просила не обижаться в отказе от приобретения картины, объясняя отсутствием денег у её детей. Мария добавила, что старшая дочка  оформила подаренную акварель художника с видом Байкала рамкой, поместила под стекло и для их квартиры этого достаточно, да и места на стене больше нет...


ПОСЛЕСЛОВИЕ

       Вчера по каналу Россия 24 я слушала Н. Михалкова, предложившего нам размышления Захара Прилепина, написанные в эпистолярном жанре, да ещё закончил стихотворением моего любимого поэта С. Надсона, написанным им в 19 лет... Я не имею возможности поблагодарить Никиту Сергеевича и послать ему свои аплодисменты не только как актёру, режиссёру, но и как мудрому редактору, оценившему анализ событий на Украине З.Прилепиным, поэтому и решила добавить к моему рассказу послесловие.

      Моей маме было 19 лет, когда по анонимному доносу сослуживца расстреляли её отца, гражданского человека и экономиста. Ей пришлось взять на себя ответственность за троих младших детей и беспомощную больную мать – бывшую барыню. Мама дожила до 92-х лет и посвятила свою жизнь мужу, детям и внукам...
      
      В в унисон с Н.Михалковым я хочу сказать, что подаренный Богом Талант не делает человека Великим и не позволяет ему бороться с Царями и Президентами и определять политику Страны, а главное не даёт ему право судить позицию другого Таланта...
   
     Когда-то артисты, художники и писатели не имели возможности стать Великими при жизни... А сколько и сейчас настоящих, подлинных талантов живут в нищете и о них никто никогда не узнает? В Советское время любой подлинный талант мог взойти на свою вершину, вне зависимости от национальности, статуса родителей и уровня обеспечения семьи... В настоящее время главной ценностью для большинства людей стали деньги – ценность стран Запада....

     В качестве иллюстрации к моему рассказу привожу репродукцию картины моей тёти Оли. Вероятно, она могла бы стать известным художником и популярным поэтом, но жизнь её сложилась иначе...