Я, конечно, вернусь!

Мая Рощина
Фотографии, стихи, воспоминания о Владимире Семёновиче Высоцком уже доступны всем. Бессчетное количество воспоминаний, сборников стихов издано, напечатано, размещено в Интернете. Не говоря уже о выставках. Кажется, что так было всегда.


« Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ! »
( Первая в СССР фотовыставка Владимира Высоцкого )

Давным-давно фотографии, стихи, воспоминания о Владимире Семёновиче Высоцком уже доступны всем. Бессчетное количество воспоминаний, сборников стихов издано, напечатано, размещено в Интернете. Не говоря уже о выставках. Кажется, что так было всегда…

Но когда-то была первая. В Симферополе. В то время каждое фото, песня, стих добывались, хранились, вызывали восхищение. Высоцкий был под запретом властей СССР. Его влияние считалось вредным. Запрет исходил с самой верхушки идеологической пирамиды – ЦК КПСС. Крым тогда, между собой, называли коммунистическим заповедником. Там проходили встречи на высочайшем уровне, там отдыхали члены ЦК, там должна была быть чистая атмосфера. И именно там родилась первая в СССР выставка, посвящённая Владимиру Высоцкому.

Её закрывали, арестовывали. Но, как летучий голландец, изгнанная из одного города, она возникала в другом. Не смотря ни на какие препятствия – она РАБОТАЛА.
И всегда рядом с ней был её создатель, опекун и защитник, – Анатолий Тавровский.

Передо мной две толстые красные книги. Отзывы тех, кто посетил
выставку.


А.Т. – Это самые искренние мемуары о Владимире Семёновиче Высоцком. Это мемуары народа. Вся география СССР. Ведь Крым – это улей, куда слетались все. Была ещё одна книга, но куда-то « улетела »… Вторая. Есть первая и третья.

– С чего всё началось?

А.Т. – Как всегда – с идеи, желания что-то сделать. Смерть Высоцкого не просто всколыхнула народ. Произошло морально-физическое превращение события. Его смерть – удар колокола, вызвавший резонанс в миллионах сердцах-колокольчиках, настроенных на его волну. Резонанс этих миллионов колокольчиков прокатился гулом по всей стране. Потревожил и заставил прислушаться к нему миллионы, ранее не понимавших его. Произошла переоценка ценностей. Со всеми дальнейшими последствиями. Уже безвозвратно люди поняли, что так глубинно, чисто и точно может быть только гениальное. Многие пытались, старались по-своему. Но камертоном был Владимир Высоцкий. Им и остался. На фоне высказанного им – кристаллы оставались кристаллами, а жижа становилась жижей. Этого уже нельзя было перепутать.

– Анатолий, когда и где открылась выставка?

А.Т. – В фойе кинотеатра « Космос » 24 июля 1983 года, г. Симферополь. А вечером 26 июля её уже закрыли.

– Чем аргументировали?

А.Т. – О, это вопиющий факт. Почти анекдот. К директору кинотеатра приехал деятель из горкома партии: « Убрать немедленно! Разобрать! Накануне 80-летия 2 съезда РСДРП это не тема для выставки в городе! »

– Кто ж этот деятель?

А.Т. – Какой-то посланник от секретаря горкома партии Аникия.

– Знакомое имя… Ну, а ты как среагировал?

А.Т. – Рванул в Москву, в приёмную ЦК КПСС. Там удивлённо: « Зачем вы сюда приехали? Это не наша компетенция. Вопрос должен решаться на месте ». Пинг-понг. Мол, чеши в свой Симферополь, к Аникию. Что говорить, вся партия состояла из аникиев…

– А в обкоме что? Обращался туда?

А.Т. – Конечно! После « Космоса » выставку удалось показать в Доме культуры УВД. « С большим тактом, со вкусом, от души! Подобного нет нигде. Молодцы, спасибо вам! 1.09.83 г.» – эту запись в Книге отзывов оставил Игорь Каримов, в то время председатель Клуба Самодеятельной песни Москвы. Он привёз свой слайд-фильм о Высоцком. В ДК УВД сделали закрытый просмотр для сотрудников КГБ и УВД Крыма. Под шумок и Выставку там установили. Там она и пожила некоторое время… Было человек триста. Битком забит зал. Я им объяснил, что ничего крамольного в творчестве Высоцкого не было! А в экспозиции – и подавно! Там даже не упоминались создатели выставки. Только Владимир Семёнович. Это уж я настоял. Ребята хотели, но я был категорически против. Чтобы ничего не отвлекало.

Да, обком. К Багрову допущен не был. Письменно попросил, чтобы разрешили сделать такой же закрытый показ в Обкоме. Я ещё надеялся, что удастся залитовать тексты. Получил УСТНЫЙ отказ.

– Но, несмотря на запреты, выставка всё же жила. Как это удавалось?

А.Т. – Были и среди них люди. Рисковали. В апреле 1984 года я поехал лечиться в Феодосию, санаторий « Восход ». Знакомый город, служил там. Решил прощупать почву. Главврач согласился, и мы привезли туда выставку. Путёвка на 24 дня, и всё время с 10 утра до 10 вечера шли люди. Я пропадал там. Ежедневно проходило не менее тысячи человек.


Некоторые отдыхающие помогали – считали посетителей. Один даже стихи писать начал. Восемнадцать стихотворений написал. Спонтанно проходили и литературные чтения. Разговор о Высоцком был интересен людям. Ловили каждое слово. В основном в крымских здравницах её удавалось размещать. Люди хотели слышать стихи Высоцкого. Ну, а когда оставались самые-самые зрители, то им я и песни пел. В Военном санатории Алушты однажды мой моноконцерт о творчестве Владимира Семёновича продолжался четыре с половиной часа – не пошли на ужин, слушали. Но это отдельная тема. Главное – Выставка была живой!

– Понятно. Вернёмся в Феодосию. Лечился ты когда?

А.Т. – Пил какую-то водичку, иногда… Да, там лечилась одна партийная дама. С такой башней на голове – причёска называется. Сопровождала её всегда свита партийных мужиков. Тоже пришли. Весь её вид излучал шок. Проходят мимо меня, и она громко с какой-то растерянностью, чтоб я слышал: « Высоцкий – это эпидемия! » Мужички согласно кивают. Тут я не выдержал: « Извините, эпидемия – это холера. А Владимир Высоцкий – это жизнь! » Холера тогда была актуальной темой в Крыму.

Или учительница русского языка и литературы из Ленинграда. Такая серая мышка, явно, в школе троечницей была. « А чего – Высоцкому? Кто он такой? » Я ей ответил: « Вы не спешите. Прочтите всё, посмотрите ». Мы рассчитали, что осмотр выставки в среднем продолжался минут 25. Смотрю, убежала. Через некоторое время опять пришла. С тетрадкой. И, как прилежная студентка, всё переписала: « Спасибо вам большое! Я своим ученикам буду рассказывать ».

– Толя, так информации ж не было! В институте её не знакомили с творчеством Высоцкого.

А.Т. – Она не одна была такая. Помню, уже вечер поздний, должны были всё выключить и закрыть. Тут группа местной молодёжи заходит. От нечего делать. Пусть простят меня за их вид, ещё тот.

– Не знаю как сейчас. Но в Феодосии тогда вечером грустно было. Помню.

А.Т. – Вот они и зашли поразвлечься. Ну, думаю, будет драка. Уже приготовился. Один, явно, вожак, небрежно вдоль выставки прогуливается, остальные копируют его реакцию. Вдруг взгляд главного за что-то зацепился. Подошёл, почитал. Уже медленнее идут. Вернулись в начало Выставки. Сопляки, лет 17 – 20… Что сказать? Вышли совсем другие ребята. Плечи расправились, взгляды стали осмысленными. А ведь пришли подурачиться.

– Повезло тебе. Хоть курс лечения не прошёл, зато выставку там не закрыли.

А.Т. – Иногда проносило. Не все ж под козырёк… Знаешь, как мы её собирали? И где? В художественной мастерской у Александра Бжезинского, на территории троллейбусного парка! Главный инженер – Эдуард Македонов. Он насторожился, когда я разговор завёл. А потом сам помогал. Накладные какие-то выписывал, чтоб ВОХР-шмохр не настучал, вывозили ж на машинах. Там всю столярную работу делали, всю мебель для Выставки.

Помогла очень директор алуштинского клуба Строителей В.Н. Кривусева. Подписалась под заказом на 80 экземпляров афиш.

– Это подвиг. Ведь не залитовано ж было?

А.Т. – Конечно! Не помню, где-то в 1985-1986 гг. я обратился в Симферопольский горком партии. Уже к первому секретарю, к Покровскому. Время другое, хотелось легализоваться. Он мне: « Не понимаю, какое отношение Высоцкий имеет к Симферополю? Даже в Москве такой выставки нет. Давайте сделаем так. Я вам немедленно выделяю вагон, отправьте её в Москву, на Таганку! Пусть они думают, что с ней делать! »

– И как тебе его идея?

А.Т. – Даже в мыслях не было рассматривать это предложение. Если они идиоты, так что? Это значило бы предать Высоцкого! Переступить через людей, которые его любят!

– Давай представим, что ты согласился. Как думаешь, дал бы вагон?

А.Т. – Два бы дал! И грузчиков бы дал, чтоб погрузили эту « мерзость ». И зелёный свет включил бы до самой Москвы! Багровы, Покровские и Аникии вздохнули бы спокойно. Им, людям, близким к « чаяниям народа », ох как это было поперёк.

Он сказал, как отрезал: « Этой выставки в Симферополе не будет! » Но, несмотря на этот запрет, Выставка в Симферополе была. И не раз.

А в Ялте, в Доме книги, в 1987 году, когда перестройка вовсю, выставку арестовали! Местный идеолог по фамилии Спис. Я в Симферополе был. Звонят. Так и так. Я туда. Всё в подсобке книжного магазина сложено. Я в горком, к Спису: « Представьте, я в это верю, придёт в Ялту теплоход « Владимир Высоцкий» с выставкой на борту. Вы ж первый приползёте засвидетельствовать своё почтение! Свою « официальную » радость! Почему сейчас вам не стыдно?»

– Представляю эту картину. Спис со слезами умиления бросается тебе на грудь. Прошибло? Что ответил?

А.Т. – А ничего. Позвонил, выставку мне вернули. Он, кстати, по профессии – библиотекарь…

– Да, круто ты ему!

А.Т. – А с ними иначе говорить нельзя было! Только на их языке! Если б по-другому – давно в бараний рог свернули бы. Но, повторюсь, были и среди них нормальные люди, без идеологической маски. Ещё в самом начале, в августе 1983 года Иосиф Кобзон обратился к Р.Н. Чепуриной, облисполком, чтобы посодействовала. Вот с ней разговор был понимающий. Призналась: « Помочь я вам не могу, экспонируйте ее, как сможете и где сможете. Но не в Симферополе ».

– Римма Николаевна человек уважаемый среди работников культуры. Знаешь, точно в августе, не помню 1982 или 1983 года, в « Зелёном театре » Парка культуры и отдыха был концерт Кобзона. И он спел несколько песен Высоцкого. Шок! Пел – тишина, потом – гром оваций. Я обалдела тогда. Все всё понимали…


А.Т. – Вот отзыв Иосифа Давыдовича: « Безусловно, эта экспозиция порадует сердца всех поклонников Владимира Высоцкого. Здесь представлен в фотографиях В.Высоцкий в разные годы своей жизни. Хотелось бы помочь всячески расширить эту экспозицию. Нужно всячески широко её пропагандировать и пополнять дополнительными материалами. Спасибо всем, кто так бескорыстно и искренне поработал над ней. Иосиф Кобзон. 22.08.1983 г. » А это первый отзыв в третьей книге: « Добра Вам, так обычно подписывал Володя. О Вашей выставке я сегодня же расскажу Нине Максимовне. 08.08.87 В. Туманов ».

– Толя, я его обожаю!!!!! Подробнее расскажи, а? Он меня поразил ещё в первом варианте документального сериала Эльдара Рязанова о Высоцком. На таких Россия держится. Тогда почувствовала, что он самый-самый настоящий и самый близкий Высоцкому был.

А.Т. – Воспоминания Вадима Туманова – лучшие, которые я читал и слышал. Да он – человек! Приехал с товарищами по работе посмотреть выставку, она тогда в центральном Военном санатории в Алуште была. А там – обеденный перерыв. Для них открыли, конечно. Я с волнением наблюдал, как он всё рассматривал, как читал. В полной тишине. Фото Туманова в экспозиции не было. Хотели, но, то, что добыли на момент создания Выставки, не годилось. Любительское, некачественное. А после мы ничего в экспозиции не меняли.

Он в этот день улетал в Москву, поэтому так написал.

– Да, выставка-скиталица получилась. Попутешествовала она по Крыму.

А.Т. – Сорок мест установки. Сотни тысяч людей посмотрели. Более десяти тысяч раздарили фотографий, визиток с Выставки.

– Кто-то, может, ещё хранит. Как память о Высоцком и о Крыме… И ты везде был с ней?

А.Т. – Конечно. Предварительные переговоры. Что-то надо было подкрасить, что-то исправить, что-то подклеить. И проследить, чтоб закрывали, открывали, охраняли. Вандалов всегда хватает.

- Толя, а где выставка сейчас?

А.Т. – Последняя экспозиция состоялась в 1991 году в Алуште в помещении Детской художественной школы. Там она и осталась

– Толя, как возникла сама идея?

А.Т. – Возникла, как все идеи возникают. Я ведь коллекционер. К этому времени у меня много уже было материала. С Ниной Максимовной, мамой Владимира Высоцкого, был уже знаком. В процессе создания Выставки познакомился и с Семёном Владимировичем, отцом. Ездил в Москву, в Питер.

– Нет, расскажи, как возникла сама идея создать выставку.

А.Т. – Это был 1982 год. Я жил на ул. Менделеева, 12. В бомбоубежище нашего дома работал молодёжный фото-клуб « Юг ». Вышел во двор, сел на скамейку покурить. А там сидит и курит руководитель клуба. Слово за слово, познакомились. Он тоже любитель Высоцкого. Общая тема, общие интересы. Так я познакомился с Валерой Акишевым – умным, думающим, талантливым человеком. Всю фотоработу он сделал. Сам слышал высочайшую оценку его работы известного фотохудожника Валерия Плотникова. Вот этот фото-клуб и стал первым местом претворения нашей мечты. Появились ещё люди, которым это было интересно. Были и скептики. То, что власти нам не помощники – это ж было ясно с самого начала. Готовили выставку для фойе кинотеатра «Спартак ». Помнишь, там барельеф Спартака вверху? Вот под ним она и должна была стоять. Монтажное расстояние 6 метров 60 сантиметров, между дверьми. Сразу же решили, что будет разборная. Учли, как из этого фото-клуба готовые модули, крупные блок-тексты вытаскивать. Но когда дело дошло до установки, директор « Спартака » отказал. Искали другое место, директор кинотеатра « Космос » дал добро. Забыл его фамилию, жаль. Он строгача получил, но не переживал: « За такое дело ещё три выговора согласен получить! ».

.

– Назови всех создателей этой выставки.

А.Т. – Валерий Акишев – сказал. Конструктор завода « Продмаш им. Куйбышева » – Володя Ушаков. Ветеран Великой Отечественной Смирнов Пётр Иванович. Художник Вадим Огневой. Художник-оформитель Александр Бжезинский. Светлана Бравая – все тексты печатала. У неё день рождения в один день с Высоцким… И брат мой, Владимир Тавровский, помогал. Это симферопольцы. Огромная благодарность моему сослуживцу Валерию Борисовичу Меркулову из Ленинграда. Случайно там встретились. Я ловил попутку – он остановился. Не сразу и узнали друг друга – столько лет прошло! Оказалось, тоже коллекционер и фанат Высоцкого. Он дал много фотографий. Были ещё люди. Всех уже и не помню. Владимир Барабицкий и Пётр Павлович Надоличный, оба из Алушты.

Вот такая история. Кто бы мог предположить, что я услышу её спустя столько лет, да ещё в Израиле? Нет, Владимир Высоцкий продолжает творить чудеса. Спасибо ему за это.

PS. Совсем сумасшедшие мысли.

А если директор кинотеатра « Спартак » не струсил? Это Владимир Семёнович не захотел быть под Спартаком? Ему в космосе комфортно?

И запретители ни в чем не виновны! Не оказал им чести Владимир Высоцкий, не подпустил к своему творчеству.

И Крым Владимир Семёнович сам выбрал. Такой вот приз заповеднику лицемерия и ханжества! И число 40 (столько мест посетил) вряд ли случайно. Но тут специалистам по нумерологии и гематрии простор, есть над чем поработать.

И ещё один факт. Анатолий Тавровский давно уже не курит. Знаковая встреча с Валерием Акишевым состоялась. В 1982 году, в прошлом веке.

PPS. Совсем недавно в Симферополе появился сквер им.Владимира Высоцкого. Официально...