Щекина о Мелехиной

Рецензия-рекомендация Мелёхиной Наталье
для вступления в Союз российских писателей

Открытие Натальи Мелёхиной как нового вологодского прозаика и критика  состоялось для меня на литературном  фестивале  «Плюсовая  поэзия»  в 2011 году, где она участвовала в семинаре прозы. Казалось бы - новичок, но она не только поразила весь  семинар  своими рассказами, но и сама глубоко и  увлеч1нно  комментировала работы коллег по перу. Сразу стало  понятно, что перед нами не случайный  человек в  литературе. Филолог по образованию, профессиональный журналист популярной областной  газеты  «Премьер» - все это определило удачный  старт  автора.

Рассказ про мишку с заплатой – ключевой в первой  книжке Мелехиной, Ценность и актуальность его очевидны. Он  является отпечатком  времени,  а время выжигает на людских душах свои  знаки. Рассказ о бессилии  медицины, о  социальном  бесправии людей и об их непосильной работе. Страшный рассказ. Если бы  лет на  тридцать раньше -  автора могли бы  упечь за очернение, за «антисоветчину». То есть за правду. Обвал ценностей. Герой повествования Саша,  видите ли, в Бога не  верил, но знал,  что он есть...  Перед нами целая галерея образов. Все мученики, каждый  терпит  сверх своих сил, Они неверующие, но  живут  как христиане. Лапушкин и Матюшкин похожи. Они пьют вместе, поскольку сотрудничество. Толстый  добрый врач  с расцарапанной  физиономией и доходяга журналист с гастритом, симпатичные  люди. Хотя   чего-то  не договаривает автор. Где  душа? Он  день и ночь думает про онкобольных. Только одну  половину  Саши мы  видим, остальное скрыто.... Событийная линия тут преобладает.
Откуда  это? Из социализма. Это там было принято  думать день и ночь о работе. Уж и социализма  давно нет, а привычка осталась. Хороший - значит, думает только о работе:)) Ух,  эти хорошие  люди.
Роль потерявшегося  мальчика в рассказе чисто отвлекающая. Благодаря  ему  Саша не впал в жёсткую  депрессию и  очередную  выпивку. Теперь о главном герое - Медведе. Медведь не умещается в портфель. Потому  что это миссия  с больными непосильна. Затем  девочка и подарила  ему мишку. Медведь сыграет свою роль в  как  воротник  у  Тэффи. Всё уравновешено. Трагизм «Медведя...» удивительным образом дополняется позитивным  весёлым рассказом «Наследники». Наталья  Мелёхина привыкла  доверять жизни, ее  правилам,  ее  фактуре, она неистовый реалист. Важно: она умеет  строить  фабулу, стыковать повороты  сюжета  и расставлять этические  акценты.

О второй  книге «Забывай как  звали». То, что  книга  начинается «Тягой» -  симптом. Это не просто хороший охотничий рассказ  «Тяга», текст  воспевает беловский  «Лад» - тот   исконный уклад жизни, который был для русского сельского жителя  основой  жизни. Это попытка  сказать о главном, найти зерно: чти старших и будет  всё  хорошо. Заповедь, как видим, работает,   есть и другие плюсы. Действительно, тут  создана гармоничная картина, в которой  люди  всему меру  знают. Детали красноречиво говорят о знании среды, подчеркивают  подлинность  событий на  охоте. Недаром  же  рассказ так понравился журналу «Охотничьи просторы» и попал в финалисты  на конкурсе  «Сестра  таланта» в Петрозаводске. На  фоне умирания  деревни и тем  более  хорошей  прозы  о  деревне Мелёхина избирает  тему  деревни, ибо там родилась и  выросла. Это по-человечески  честно.
Неспешный рассказ «Все  перемелется» про Деда  Гришу и внука Гришу тоже многослойный и тоже о традиционном занятии деревенского человека - о сборе грибов. Но  здесь  есть чёрный  фон – кроткое молчаливое угасание  деда  от онкологии и угасание  деревни. Будто все лушее скоро  исчезнет, и  Гришка останется  один.  Картина  драматичная, печальная и никак не соответствует названию «Всё перемелется». Вот в случае «Забывай как звали» - поговорка прочтена наоборот. Это сразу вызывает интерес и  реально работает.
Природная тема в литературе на особом  месте, это одна из  важнейших  традиций. У многих теперь снижен интерес е теме,  да  связи с природой утрачены,  а Мелёхина пытается вернуть людям  эту утраченную связь. Природная  тема    развёрнута почти во всех рассказах   Мелехиной -  «Тяга»,
«Как Байкала  хоронили», «Сердце  без лапок», «Весна  задержалась», «И падали листья»... Рассказ про Байкала хорош, хотя и  ожидаем. И человеческий фактор сильный, и судьба собачья не легче человеческой, и о природе, и о деревне все честно и грустно... О братьях меньших и другой нашумевший рассказ – «Сердце без лапок». Опять  история  со слезой, и опять в центре  событий собака, обездоленная,  вызывающая сочувствие, опять же - самим фактом. Автор идет  за  фактом, который говорит сама за себя. Но  этот  факт  вызывает  бурю эмоций.
Вот как  оценила  рассказ «Сердце  без  лапок» известная череповецкая писательница, лауреат «Русского  буккера»-2010  Елена  Колядина:
«Какое название! «Сердце без лапок». Эти слова врываются в мое, сердце, и щемят, и ворочаются в душе, не отпускают, до слез. Талантливый, гениальный образ это сердце без лапок. Всё время вспоминаю его, это словосочетание, и как писатель завидую коллеге, писателю Наталье Мелёхиной. Рассказ даже не с первой строки, а с заголовка, сумел вызвать яркие эмоции — а ведь именно для этого (эмоционального, эстетического переживания) читатели и покупают книги. Автор создал трогательную историю, полную жизни. Подкупают образы всех героев и самого главного из них — собачки Пуньки. Такие рассказы, прочитанные в детстве, оставляют в душе читателя след на всю оставшуюся жизнь. И я уже никогда не забуду слова «сердце без лапок». Если автор к тому же эту историю не из жизни взяла, а придумала — она настоящий писатель». Но в том-то и дело, что взяла их жизни.
«Весна  задержалась». Бомжиха, забытый ключ и рваные ботинки (опять настойчивые приметы нашего  времени)  нужны были для переоценки  ситуации героями. Человек переосмыслил и согласился еще пожить. А это какая мука - жить, когда не хочешь. Ну и сын, видя, что отец его не понимает - тоже себя  смиряет.  Общая атмосфера уступок, мягкости и добра, царящая в этом тексте, настраивает читателя на какую-то гуманистическую волну. Сразу хочется  верить, что всё не зря и что Бог все видит. И хотя я лично этому не верю, все равно текст вижу прекрасным, добрым и не напрасным. Какая-то ещё тонкая нота есть, недоумение, но что - не могу сформулировать. Может, это рассказ про второго «непохожего» брата? Он здесь как вставной. Рассказ внешне прост, а есть в нем слои, подтексты... Слои  есть и в  других рассказах.
«И падали листья». Рассказ о силе искусства, о том какая у него незримая и мягкая власть, о том, что повезло ребятам столкнуться с ним, а величину этого события они оценят позже. И еще о том, какие эти маленькие люди большие. Если это учитывать, все становится просто. Интонация рассказа приглушённая, ровная, без вспышек, и это благотворно действует на читателя. Думаю, это и красивый рассказ, и
убедительный. Мне как всегда не хватило портретов людей, но зато есть портрет
леса. Сомнение  - уж слишком  всё красиво. Лично  я таких ангелоподобных детей  в  жизни не видела (хоть мне и говорят что деревенские - совсем  другие).
«Забывай ка  звали». Да, это реальность, провинция так называемая, и описано все честно. Нет другого спасения, как уехать. Хорошо уже то, что герои относятся к этой жуткой данности спокойно, не лезут на стену. Но здесь нужен  какой-то еще довод, чтобы он уравновесил ужас пустоты. Жизнь никчемная,  липучая.... Читая  этот рассказ, обнаруживаешь противоречие. С одной  стороны в прозе Мелёхиной   твердая  и ясная установка на  добро. Но поскольку  этот рассказ избран ключевым, а он  мрачен  до невозможности, я  смею предположить что это выбор издателя, но не автора. А вот лично  я назвала бы  сборник по  другому  рассказу –«Паутинка любви». И не  столь жёстко, и дает надежду. «Потому что все мы, несмотря ни на что…»  Героини Тася и Фая  и разные, и похожие одновременно. Они приговорены к одной деревне, к одному  мужчине и к вечному соперничеству, несмотря на  свой  древний  возраст. В один момент появляется сомнение - почему-то ждёшь, что после удара все поменяется в  их жизни. Но нет, горбатого могила исправит. И читатель снова  водовороте чувств – ирония,  жалость, отчаяние. Рассказ держит внимание, он запоминается. Он художественно состоятелен. И прежде  всего потому,  что пронизан невероятным авторским сочувствием к  героям. Несмотря н  простые  сюжеты в рассказах  выведены  самые разные герои, которые отнюдь не просты.
Да, проза эта – зеркало жизни. И в ней подчас верность факту преобладает над переживаниями. Но где  художественность начинает перевеивать хронику? Там, где автора  больше. Но  пока  что автор не везде осмеливается говорить о своем  личном мироощущении, говорит устами героев.
Картины  Мелехиной как  будто написаны  яркими красками на черном  фоне. Они остросоциальные. Умение автора броситься в  лирическое  отступление скрашивает  давление социального фона. Пока  еще автор колеблется:  то  правда  факта побеждает, то собственные чувства.  Мне кажется самые  сильные страницы - это  миниатюры,  где  меньше социальных проблем и больше  личных переживаний.  ольше осмысления  фактап. чем  его  описания. Кажется  самое оптимальное - это сюжет вкупе  с сердечным голосом. Автор как на верном  пути.

Обобщая  сказанное по поводу прозы  Мелехиной, надо подчеркнуть, что  отдельные ее минусы  можно воспринять и как  плюсы. Избыток социальности, приверженность одной теме – все  это не  мешает оценить силу новой русской  прозы Мелёхиной.
Для  нее  житие русского человека – важнейший  вопрос  современности.
Проза Мелехиной написана   хорошим русским языком. Имея  такаое  легкое и твердое перо, автор  вправе рассчитывать на популярность и читательскую любовь.
Не единожды  подтверждена  эта  сила этой прозы публикациями в  толстых литературных журналах и  победами в  различных литературных конкурсах. Помимо прозы  Мелёхина пишет убедительную и разнообразную критику, что свидетельствует о ее  больших аналитических возможностях. Уже  сейчас  накоплен  большой  материал для  книги критики, которая поможет  усилить не только вологодскую региональную, но  российскую критику. 2013 год стал для  Мелехиной необычайно плодотворным. Несмотря на  загруженность творческую, на объемную работу в прессе, она активно участвовала  в работе  семинаров  прозы фестиваля «Плюсовая поэзия» и 2012, и 2013 года, а 2011-2012 еще вела занятия  в Школе  критики.
Поэтому считаю необходимым принятие Натальи Мелехиной в  ряды Союза российских писателей.

Галина  Щекина, член  Союза  российских писателей с 1996 г.
членский  билет № 00741               


Рецензии