Босоногий жених

Руслан Закриев
Босоногий жених
Чечня. Конец XIX века.
Нат. Вечер. Во дворе одного знатного горца идет ловзар. Большой круг. Фатима, первая красавица в ауле кружится в танце с молодым джигитом.  Он завершает свой танец и идет к девушкам и встречает на своем пути Тимура, сына муллы. Она скромно отводит взгляд и пытается пройти, но  Тимур не дает ей прохода.
ТИМУР
Добрый вечер Фатима! Ты даже не представляешь какое восхищение я испытал от твоего грациозного танца…

ФАТИМА
Добрый вечер, Тимур! Спасибо, но у меня нет времени, скоро за придут мной придут.

ТИМУР
Сестра может и подождать… А вот мое сердце ждать не намерено…

ФАТИМА
Тем и лучше для него. Мне пора.

Фатима обходит его и идет к девушкам.  Тимур смотрит ей в след. Рядом с ним оказывается Булат, сын пристава. Булат улыбается в лицо застывшего от неловкости Тимура.

БУЛАТ
Ну, что Тимур? НЕ твой день сегодня?

ТИМУРА
Кто бы говорил? (улыбается) Сам уже полгода с замиранием сердца следишь за ней и не находишь в себе силы даже подойти и поговорить с ней. А ведь сын пристава, можно сказать сам будущий пристав. Как ты собираешься с народом общий язык находить если даже с девчонкой заговорить не можешь.

БУЛАТ
Так это, я не хотел друга мечты его лишать. Смотрел что у тебя получиться. И так как видимо ничего у моего друга не получилось придется мне уже действовать.

ТИМУР
Ну, давай! Посмотрим, что у тебя получиться.

БУЛАТ
Смотри и запоминай, в будущем пригодиться, не с ней правда. С ней уже все ясно, может в будущем…

ТИМУР
(толкает Булата)
       Да иди уже.

Булат подходит к Фатиме.


БУЛАТ
Здравствуй Фатима!

ФАТИМА
Здравствуй Булат!

БУЛАТ
Вижу этот сын муллы прохода тебе не дает.

Фатима засмущалась.

БУЛАТ
(улыбается, смотрит на Тимура который за всем наблюдает)
Знаешь, а ведь можно сделать так чтоб он тебя больше не побеспокоил. Ты же знаешь, ты мне давно нравишься, да и я уверен тебе большим уродом не кажусь, может нам уже пора признаться друг другу, а? что скажешь?

ФАТИМА
Булат, пожалуйста. Давай как-нибудь в другой раз поговорим?

БУЛАТ
(ПЕРЕСТАЕТ УЛЫБАТЬСЯ)
А если другого раза не будет?

ФАТИМА
Было бы неплохо.

БУЛАТ
Хорошо. Договорились. В Другой раз так в другой раз. (далеко не искренняя улыбка)

Тимур смеется во все горло, когда Булат возвращается к нему.

ТИМУР
Ну? И чему мне нужно было учиться? Как сделать так чтоб Фатима осталась ко мне равнодушна? Смею тебя расстроить, друг мой это я и без твоего жалкого примера знал.

БУЛАТ
Знал или нет, она просто сказала, что ей некогда. А это значит, что в следующий раз…

ТИМУР
Да ладно тебе, девушка, воспитанная не видишь? не станет же она тебе напрямую отказывать в простом разговоре.

БУЛАТ
(смотрит через плечо Тимура и видит там босоного парня)
Подожди. Смотри кто пожаловал! (ехидно улыбается) Это же Жатик, сын вдовы они живут рядом с кузницей.

ТИМУР
Что? (оборачивается видит Жатика) Он что босоногий? (начинает смеяться) ОН что, носит невидимые сапоги?
 
БУЛАТ
(не прекращая смеяться)
Видимо да! Интересно, что это бедолага здесь забыл?

ТИМУР
Он наверно пришел предложить для продажи свой отменный товар из невидимого материала.

Оба молча наблюдают за Жатиком. Жатик подходит к Фатиме. Тимур и Булат перестают смеятся.

БУЛАТ
Интересно на что он рассчитывает?

ТИМУР
Действительно, этот бедолага начинает меня раздражать.

Жатик приглашает Фатиму на танец и после танца вступает с ней в разговор.

ЖАТИК
Добрый вечер, Фатима!

ФАТИМА
Добрый вечер!

ЖАТИК
Не могла бы ты мне уделить несколько минут.

ФАТИМА
Я слушаю тебя, Жатик.

ЖАТИК
Ты, не поверишь Фатима, но моя мать о тебе только и говорит. Говорит насколько ты хорошая девушка, насколько ты красивая и скромная и с тех пор как я увидел тебя в первый раз я понял насколько права была моя мать. Я понимаю, что тебе наверно скоро нужно уходить и долго разговаривать ты не сможешь, могу я как-нибудь увидится с тобой у родника?

ФАТИМА
Спасибо Жатик. Мне очень приятно слышать такие слова, но к сожалению я пока не желаю ни с кем встречаться, прошу меня понять.

ЖАТИК
Да, Фатима. Я все понимаю. Желаю тебе спокойной ночи.
Жатик уходит с грустным выражением лица.

ТИМУР
(наблюдая за Жатиком)
Даа, чуда не произошло. Даже Жатик не смог купить ее своим добрым сердцем. (улыбается)

БУЛАТ
Я Бы скорее сказал, что Фатима не совсем хотела бы ходить в обуви-невидимке.
ТИМУР
Ладно. Ловить здесь нечего…

НАТ. Ночь. Дождь. Поле. На коне скачет всадник в черной бурке и папапхе. Конь останавливается у одного из домов. Всадник слезает с коня и стучится в окно. Со двора выходит Тимур.

ТИМУР
Это кто в такой час пожаловал?

ВСАДНИК
Ассаламу-алайкум! Зовут меня Мовсур. Мне нужна помощь. Я пригнал табун лошадей с запада, сейчас за мной идет погоня, один я не справлюсь.

ТИМУР
Ва алайкум-ассалам! Что ж, я бы с радостью помог тебе, но сегодня я болен и мне лучше остаться дома, потому что помощи от меня все равно никакой не будет, желаю удачи!

Всадник скачет дальше. И останавливается у другого дома и так же стучится в окно. Выходит Булат.

БУЛАТ
Что тебе надо в такое время?  

ВСАДНИК
Ассаламу-алайкум! Зовут меня Мовсур. Мне нужна помощь. Я пригнал табун лошадей со стороны терека, сейчас за мной идет погоня, один я не справлюсь.    

БУЛАТ
Ва алайкум-ассалам! Нет, я тебе в этом не товарищ, мой отец работает приставом и нам обоим не поздоровится если он узнает.

Всадник скачет дальше. Останавливается на окраине аула и стучится в окно самого ветхого жилья в округе. Выходит Жатик.

ЖАТИК
Добро пожаловать! Проходи в дом, кем бы ты не был буду рад видеть тебя у себя в гостях.


ВСАДНИК
Ассаламу-алайкум! Спасибо за приглашение, но меня очень мало времени. Зовут меня Мовсур. Мне нужна помощь. Я пригнал табун лошадей со стороны терека, сейчас за мной идет погоня, один я не справлюсь.

ЖАТИК
Подожди немного. Я только оденусь.

Жатик выходит вместе с оружием, а дальше оба скачут в сторону терека. Доехав до терека Жатик не обнаруживает табуна.

ЖАТИК
  Где же лошади?

ВСАДНИК
Видимо за время пока я искал помощи, хозяева нагнали лошадей и увели их.

ЖАТИК
Подожди, я приблизительно знаю где они.

Жатик переплывает через терек. Находит табун лошадей вместе с несколькими всадниками. Между ними происходит перестрелка. Жатик убивает охранников и пригоняет лошадей к мосту, а потом через него приводит их к всаднику.

ВСАДНИК
Спасибо тебе, парень. Прими в знак благодарности половину этих лошадей.

ЖАТИК
Я не могу принять эту награду. Ты пришел ко мне в дом и попросил о помощи, и я просто выполнил свой долг.

НАТ. Вечер. Ловзар. Фатима танцует. А Тимур и Булат смотрят на нее и разговаривают.

ТИМУР
К тебе он тоже приходил? Нужно было его поймать и как следует проучить. Ему повезло что я был в хорошем настроении.

БУЛАТ
Да, точно. Всякие дикари совсем совесть потеряли.

Фатима завершает танец и идет на свое место. Тут же к ней подходят Тимур и Булат.

ТИМУР
Фатима, признайся ты же до сих пор не можешь определить кого среди нас двоих тебе выбрать.

ФАТИМА
Я уже сделала свой выбор. (она смотрит в сторону босоного Жатика который только что появился на ловзаре)
БУЛАТ
Интересно и кто же этот счастливчик?

ФАТИМА
Этого счастливчика нет среди вас!

БУЛАТ
Как это нет? Разве есть в этом ауле кто-то кто мог бы сделать тебя такой же счастливой, разве в этом ауле есть кто-то кто сможет дать тебе все что ты захочешь кроме нас двоих?

ФАТИМА
Мне не нужны ваши богатства!  От них мало толку если в вас нет благородства, отваги и отзывчивости.

ТИМУР
Что ты умеешь ввиду?

ФАТИМА
Вчера к вам обоим приходил всадник. Всадник просил о помощи, но вы ему отказали, но нашелся человек который не отказал в помощи. Имя этого человека Жатик.

ТИМУР
Жатик? Ты про этого босоногого?

ФАТИМА
Да! Про этого босоного! А что касается всадника. Этим всадником была я!

ТИМУР
Булат, отойдем на минутку, нам надо поговорить.

Булат и Тимур отходят.

БУЛАТ
Что… Что она имела виду?

ТИМУР
Я сам ничего не понял. Но похоже это действительно была она.

В тот момент пока они разговаривали, они не заметили, как к девушке подошел Жатик.

ЖАТИК
Добрый вечер Фатима! Это снова я. Я пришел к тебе последний раз и если ты мне сегодня откажешь то я…

ФАТИМА
Жатик, я согласна!

ЖАТИК
    Что?

ФАТИМА
Я согласна стать твоей невестой!

Тимур и Булат подходят к ним.

ТИМУР
Это что тут происходит?

ЖАТИК
(улыбаясь)
Парни, вы вовремя. Я как раз хотел пригласить вас на свадьбу.


Автор идеи Руслан Закриев, Редакция Анзор Газиев.