Беседы о покаяние. глава 5

Игорь Доронин
- Здравствуйте Батюшка, благословите!
- Бог благословит! Здравствуйте, здравствуйте, Георгий! С возвращением!

- Спасибо батюшка. Да, возвращаться домой, откуда бы ни было, всегда радостно. Отчий дом, как и малую Родину, ничем не заменишь.
- Как съездили, Георгий?
- Отлично Батюшка. Правда отдохнуть не довелось, зато почти все дела насущные решил. А заодно, в свободное время, выпадавшее вечерами, смог поразмыслить над многим.

- Следовательно, назрели новые вопросы?
- Да, так и есть. Я не сильно отвлеку вас Батюшка?

- Нет Георгий, я весь во внимании.
- Батюшка, я начал понимать, что своими беседами со мной, вы не только разъясняете непонятное мне, но и даете предпосылки, некое подвижничество на попытки самостоятельного осознания. Не так ли?

- На все воля Божия. И что вас смутило на сей раз, Георгий?
- Перед тем как я исповедовался в вашем храме, вы посоветовали мне выучить молитву «Исповедание грехов повседневное», читаемую на сон грядущий.

- Так.
- Я выучил ее, и теперь всегда произношу, читая «Вечернее молитвенное правило». Но знаете, Батюшка, у меня постепенно возник вопрос – а для чего она? Ведь благодаря этой молитве, я могу исповедоваться Господу не только в Церкви, но и дома. И значит, также дома, могу получить отпущение грехов?

- Очень своевременная мысль Георгий! И как вы сами считаете?
- Честно? Не знаю Батюшка. «Исповедание» ведь написано значительно позднее Евангелия, кем-то из Святых отцов.
   Значит оно, не только по содержанию, но и по смыслу, не должно противоречить Писанию.
   Так оно и есть. Но для чего тогда Церковь, призывающая к покаянию в храме, не отрицает «Исповедание», включив его в «Правило»? Стало быть, Господь все-таки отпускает грехи в домашней молитве?

- Вот видите, Георгий, как я уже говорил, Господь, Духом просветляет ваш духовный взор, поднимая на новую ступень духовного развития. Все от Бога, и естественно, Церковь не просто так включила молитву в «Правило».
   «Исповеданием», каждому христианину дается возможность не оступиться на дальнейшем жизненном пути, и не искуситься неустанным бесовским соблазном.

- Но в чем тут соблазн, Батюшка?
- В прельщении исповеданием.

- Батюшка, так это и есть то самое прельщение, о котором вы говорили мне, кажется во второй беседе?
- Да. Бесовское коварство неизменно и неусыпно. И каждый миг, нам навязчиво предоставляются все новые искушения, усиливающиеся по мере нашего духовного роста. Главное, что нам всегда надо помнить: чего так настойчиво добивается сатана?

- Чего же?
- Того, что он добивался от самого Иисуса Христа – поклонения ему! Отпадением от Господа, через отпадение от Церкви, - «которую Он приобрел Себе Кровию Своею» - как сказано в Деяниях Апостолов.
- Простите Батюшка, не совсем понимаю.

- Бог простит. А истина, она всегда проста. Ощущение вами Георгий, духовного потрясения после исповеди, означало прощение Спасителем ваших грехов. Вы очистились от всего, что оскверняло вашу душу, и не давало ступить на путь в вечную жизнь в Царствии Небесном.

   Однако и земная жизнь, меж тем продолжается. И постоянно забываясь в ее круговерти, мы также постоянно согрешаем, как сказано в молитве «Делом, словом, помышлением».

   Но как нам тогда опомниться, и осознать содеянность греха? Как остановиться, и стараться не совершить его вновь? Как не забыть про этот грех, придя на исповедь? Не водить же всюду за собой, летописца наших деяний?

   Для этого, и существует молитва «Исповедание грехов повседневное». Она позволяет нам, остановившись, замерев в молитвенном смирении, вспомнить прожитый день, и со стыдом осознать свершившееся грехопадение, озвучив его в молитве.

- То есть, получается, я произношу эту молитву только для себя, а Господь не слышит меня?
- Почему? Если ваша молитва искренна, то всегда слышима Богу.

- Тогда значит, мне не дается прощение?
- Нет, и это не верно. Господь милосерден, и на покаяние согрешившего, отвечает отпущением греха. Потому молитва и заканчивается словами: «И разреши от всех сих, я же изглаголах пред Тобою. Яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

- Батюшка, я совсем запутался. Если как вы говорите, я все же могу исповедоваться дома, перед иконой, для чего мне идти исповедоваться в храм?
- Скажите Георгий, что по-вашему есть Бог?

- Вы имеете ввиду мое понимание?
- Ваше, мое, всех христиан, всех сынов и дочерей Божиих.

- Бог есть любовь.
- Вот вы и сами ответили Георгий на свой вопрос. Бог есть наш Создатель, наш отец. Любящий нас настолько, что для очищения нас от наших грехов, для нашего же спасения, Он отдал на распятие своего Единородного безгрешного Сына!

   Такова сила всепрощающей любви Божией к своим созданиям. Но какова наша, ответная любовь к Богу? Можно ли назвать любовью, предпочтение по лености, ссылке на занятость, любому другому поводу, не прийти к Отцу, в родной душе дом, а скажем так, ограничиться звонком по телефону?

   И будет ли тогда соблюдена первая заповедь Иисуса Христа «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим»?
   Конечно нет. Покаянная молитва, потому и повседневная, что ниспосланная нам милостию Божией, позволяет нам не отпасть от Бога, забываясь в буднях хлопот и забот житейских.

   Она, как и любая другая молитва, обязательна для обретения смирения, не ослабления нашей Веры и поддержания Духа. О чем наставлял Апостол Павел во втором послании к фессалоникийцам: «Духа не угашайте».

   Но есть «День субботний», заповеданный нам Господом, посвящаемый не только и не столько отдыху, но общению с самим Богом. Для всех христиан, этим днем является воскресенье, день Воскресения Иисуса Христа.

   В этот день Господь, с безграничной любовью ожидает нас, грешных, поникших, огорченных, запутавшихся в самих себе, обессиленных от извечных проблем, израненных грехопадением.

   Ожидает, чтобы Таинством Покаяния очистить и исцелить разум, Таинством Причастия утвердить Дух и пробудить любовь, Божественной литургией укрепить Веру, словом Божиим просветить разум.
   «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» - учил Апостол Павел в послании к римлянам.

   Потому, после Богослужения, и приходит ощущение невиданного прилива сил, необъяснимой душевной легкости, неподдельной радости, искренней любви к окружающему миру. Чему никак не быть при домашнем покаянии.
   Только Церковь дает вразумление бесчинным, утешение малодушным, поддержку слабым, долготерпение всем верующим.

   Таким образом, можно сделать вывод, что «Исповедание грехов повседневное», является нашей путеводной звездой в дни, когда мы не имеем возможность прийти в храм, спасительной тропой, ведущей от покаяния до покаяния пред Господом.

   Благодаря «Исповеданию», на следующее покаяние, человек приходит не просто для скажем так галочки, не зная, что сказать пред Писанием на аналое, но ясно осознавая совершение им не доброго, но греховного, и с твердым желанием избавления себя от греха.

- То есть, несмотря на покаяние в грехах перед иконой, мне следует вновь покаяться на исповеди?
- Обязательно следует! Ибо в домашнем покаянии не произошло самого главного – Таинства исповеди, дающего очищение и исцеление, и происходящего только в лоне Церкви Христовой.

- Батюшка, но как быть тем, кто порой, в литературе, интернете, по телевизору наталкивается на достаточно грамотные обоснования покаяния не в Церкви Христовой, а вот именно дома, перед иконами? Да и с прочими, отличными от церковных, трактовками вопросов, связанных с Верой?

- Обращаться к Евангелию, писаниям Святых, и избегать ложного стеснения поиска ответов у братьев и сестер во Христе, о чем написано в Святом Благовествовании от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

   Кроме того, необходимо постоянно учиться различать Духа Божия от духа заблуждения, как этому учил Апостол Иоанн в своем первом Соборном послании: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».

   Если же не удовлетворившись, человек продолжает иметь хоть малейшее сомнение в правильности своих помыслов, как это случилось с вами, Георгий, то ему, должно обратиться к церковнослужителю, самим Господом рукоположенному на наставление.

   Ибо про служителей Церкви, Апостол Иоанн говорил далее: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения».
   А когда придет познание истины, не следует более возвращаться к источнику своего сомнения, дабы не искуситься вновь.

   От этого, предостерегал и Апостол Иоанн во втором Соборном послании: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

- Благодарю вас, Батюшка! Вы знаете, в ваших ответах, я получил наставление на еще один вопрос, занимавший меня – а как часто будет правильно исповедоваться?
- И каков же он?

- Как только я осознаю свой грех. Пойму, что в чем-то отступил от заповедей Божиих.
- Все правильно Георгий. Но хотел бы вас сразу поправить. Помимо собственного осознания, ваш духовник может предложить вам и другую, более частую периодичность исповедания.

- Почему?
- Потому, что его на это может подвигнуть Дух Божий, имеющийся в каждом из нас, и несомненно, лучше нас знающий наши духовные потребности.
   Наша с вами беседа, также ведь проходила не спонтанно, а была незримо направляема Духом Божиим. Но об этом, я хотел бы поговорить с вами в следующий раз.

- Спасибо Батюшка! До свидания!
- До свидания Георгий! Да хранит вас Господь!

Беседы о покаянии – глава 1 - http://www.proza.ru/2014/04/02/1960

Беседы о покаянии – глава 2 - http://www.proza.ru/2014/04/02/1958

Беседы о покаянии – глава 3 - http://www.proza.ru/2014/03/16/4

Беседы о покаянии – глава 4 - http://www.proza.ru/2014/03/18/2