Взлёт и падение чемпиона

Аркадий Иосевич Боганов
                Взлёт и падение чемпиона                Человек упал со стены.  Не упал, его, пьяного, сбросили со стены стадиона « Юных пионеров» на Беговой улице… Быстро набежала толпа, и оказавшийся случайно в ней спортивный тренер Лёвушкин воскликнул:
      -  Да это же Трофим   Ломакин! Он приходил к нам в спортивную секцию смотреть, как тренируются дети. Подумать только, всего 49 лет!
    На земле мёртвый лежал один из самых выдающихся штангистов, многократный чемпион и рекордсмен СССР, Европы, Мира, Чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки. На этой самой первой для страны олимпиаде, он, 28 – летний, нёс флаг Советского Союза. 
  Шёл 51 год. Начались государственные экзамены в Военно-физкультурном институте.  За кулисами я  ждал вызова. На сцене стоял помост в свете юпитеров с ярко блестящей штангой. Мне оставалось выполнить последнее упражнение –толчок – взвалить снаряд весом 110 килограмм на грудь, а  затем толкнуть на прямых руках вверх.  Дважды брал на грудь, а послать его вверх не получалось. Я нервно натирал магнезией руки, готовился к последнему подходу. На помосте в роли судьи стоял мой друг чемпион Мира по штанге  Трофим Ломакин. «Неужели, зачёт не сдам?»- думал я. -   
- Боганов, к снаряду!- объявил диктор.
Я вышел на помост и оказался рядом с богатырём
Ломакиным. Хоть я и не был щуплым, но, наверно, в глазах многочисленных зрителей имел вид ноперившегося цыплёнка. Увидев моё смущение, Трофим вплотную подошёл, и как бы  поправляя на плече лямку, тихо сказал:
- Аркаша, слушай меня: когда будешь  брать штангу на грудь, не спеши выпрямлять колени, а после моего хлопка, а я его сделаю чуть раньше, быстро их выпрями. Это придаст ускорение.
Спасибо Трофиму. Сделал так, как он сказал, и выполнил норматив.
В общежитии мы с Трофимом спали рядом. Открытый, весёлый, молодецки  бесшабашный. Хотя  был уже офицером, продолжал пожинать плоды своих спортивных успехов, не кичился  ими. Чтил Бога Бахуса, чем доставлял нмало хлопот начальству.   
   И эта громада мышц прикрывала сердце мягкого честного, чистого душой человека.
   Как – то в осеннюю дождливую погоду, поздно вечером, мы уже спали, он притащил замёрзшего котёнка. Достал его из – за пазухи и укутал своим махровым полотенцем, а потом сказал:
   - Ребята, бедолага от голода может сдохнуть, нужно достать молоко.
   - Трофим, уже ночь, только в нашей столовой можно его раздобыть, - ответили мы.
Ни секунды не колеблясь, он отправился туда, разбудил повара и принёс банку сгущёного молока.
   Мы знали из его жизни удивительный случай. Как – то в Сибири в тайге бригада старателей набрела на избушку староверов. Старики накормили, обогрели и оставили их ночевать. А утром, отдохнув, ребята отправились в тайгу. Когда ушли уже далеко и остановились на обед, самый младший Кузьма вдруг из вещмешка вытащил здоровый кусок сала.
  - Где, парень, взял? – спросил Трофим.
  - Да у стариков в погребе нашёл, - оправдывался Кузьма.
  - Стащил, сука! Беги, гадёныш, обратно и отнеси. Когда будем возвращаться, я узнаю. Если ты не отдал сало, ноги из задницы вырву!
   Прошло несколько лет. Я приехал на первенство Вооружённых сил по борьбе в Москву и встретил Трофима. В помещении спорткомплекса «Крылья Советов» он стоял на ступеньках и издали смотрел в зал тяжёлой атлетики, где тренировались молодые штангисты. Я его сначала даже не узнал. Это был совершенно другой человек: одутловатое распухшее лицо, чёрные круги под глазами… Увидев меня, он в знак приветствия поднял руку, и , опустив голову, подошёл.
  - Привет, Аркаша! Что здесь делаешь, на соревнования приехал?
  - Да.
  - А что ты так на меня уставился? Я сильно изменился?
Что я мог ответить?
  - Ты знаешь, есть немного, - поведя плечами, ответил я.
  - Да, знаю. Доброхоты пытаются лечить.
И, помолчав, доверительно добавил:
  - Вот хочу приструнить себя… Потом смущённо продолжил:
  - Понимаешь, руки стали трястись… Они меня ещё не знают, не конченный я человек!
Я сказал:
  - Молодец!
  - Будет трепаться,  - прервал он меня. Может отметим встречу? И, прищурив глаза, лукаво улыбнулся.
Вскоре его не стало…
Я часто думаю о том, что судьба чемпионами распоряжается по разному, порою, очень жестоко. Ведь в Древней Греции перед олимпиониками  жители разбирали стены, а нашего Трофима сбросили со стены… Не выиграл он борьбы с « зелёным змием», самого главного поединка своей жизни.