Маркус Зузак Книжный вор

Лана Балашина
Очень не люблю читать книги, когда они на пике популярности. Именно поэтому так тянула с этой. А тут вдруг встретила отзывы подруг – и решилась.
С первых строк понятно – тема страшная. Та самая – когда дети, смерть и война.
Поэтому читала книгу и все время боялась, до самого конца почти.
Как автор решился на эту книгу – уж и не знаю. Это такое надо через себя пропустить, таким поделиться. Понятно, что автор этого пережить не мог – думаю, это кто-то из близких родственников – мама, бабушка – выжившие тогда и сумевшие рассказать это так, чтобы и автор смог разделить эту историю с нами.

История камерная – 1939 год, мать отвозит  девятилетнюю Лизель  Мемингер с братом в приемную семью. Отец Лизель был коммунистом, и мать тоже, она надеется, что в приемной семье девочка выживет.  В дороге брат умирает – и это надолго становится ночным кошмаром Лизель. Тогда и происходит первая встреча Лизель со Смертью – главным рассказчиком этой истории.

Обычно смерть представляют старухой с косой – в романе я ее представляю уставшим молодым мужчиной, не старше 35 лет, заваленным работой: война, и у смерти работы столько, что только успевай подхватывать души… Часто он симпатизирует своим подопечным, и всегда понимает их. Иногда он милосердно прерывает муки раненого, иногда  молча стоит и ждет, когда человек накинет петлю. Мне даже показалось, что он тоже полюбил жителей улицы Химмельштрассе, на которой жила Лизель с приемными родителями, полюбил ее серебряноглазого отца Ганса, и Маму, и Руди, и ему особенно тяжело приходится той ночью…

    « Пожалуй, верно будет сказать, что за все годы правления Гитлера никто не смог послужить ему так верно, как я. У людей не то сердце, что у меня. Человеческое сердце — линия, тогда как мое — круг, и я бесконечно умею успевать в нужное место в нужный миг. Из этого следует, что я всегда застаю в людях лучшее и худшее. Вижу их безобразие и красоту и удивляюсь, как то и другое может совпадать. И все же у людей есть качество, которому я завидую. Людям, если уж на то пошло, хватает здравого смысла умереть.»

Книги в этом романе играют роль героев – Лизель крадет их, начиная с попавшего к ней в руки руководства для могильщиков, по ним она учится читать, книги она получает в подарок на Рождество, рукописную книгу от Марка, от жены бургомистра… В конечном итоге они спасают ей жизнь – во время бомбежки она пишет свою собственную книгу в подвале.

Книга написана рваным, особенным языком – но надо помнить, что часть истории пишет Смерть, часть – полуграмотная вначале девочка, часть – живущий в подвальной темноте юноша-еврей, которого прячет семья Лизель.

В общем, понятно, что книга не могла закончиться хорошо – но если бы я встретила Маркуса, я бы, как читатель,  все-таки сказала ему спасибо за две вещи.
За историю , в которой  Маркус сшил иглой повествования две войны, игру на аккордеоне и укрывательство еврея. И за то, что он вернул Лизель ту книгу.
Нет, за три – он показал мне войну, о которой я столько читала и смотрела, с другой стороны. Сидя с Лизель в подвале, я ведь боялась русских бомбардировщиков. Вообще – читая эту книгу я очень достоверно увидела, что в любых условиях можно остаться человеком.