Отзыв. П. Качур. Счастье - это когда нет несчастья

Мирон Веклюк
  Рецензия на «1ч. Русь не канувшая в Лету» (Мирон Веклюк)

Спасибо Вам за рассказ. Я с огромным интересом читал и думал: "Как всё похоже с судьбой моих дедов и родителей, да и моей (в "Счастье - это когда нет несчастья)!" Одного моего деда звали тоже Штефаном (Степаном), а второго Филимоном. А село называется Нетребовка. Почему? Есть несколько версий. Но судя по именам и отдельным словам нельзя исключать версии о том, что село заселено выходцами из разных районов (возможно - из Закарпатья (Прикарпатья) и из других районов (из Запорожской Сечи). Не узнать теперь уже. Но слов и имён таких как Вы упоминали очень много. Спасибо ещё раз. С уважением, П.Качур

Пётр Качур   29.03.2014

Здравствуйте, Мирон! Ещё раз спасибо за ваши исторические миниатюры. В школе так бы учили! А то в истории много политики и мало истории. О Закарпатье я знал когда-то из книги "Сказки народов Закарпатья" (так по-моему она называлась. И в ней было много рассказов об Олексе Довбуше (если не забыл?). А после прочтения Ваших рассказов я всё думал: а не из Закарпатья ли прибыли в Винницкую область наши предки? Ведь имена похожи. Штыфан, Олекса, Хима, Санда (оказывается это Олександра)и другие. И фамилии. Когда-то я думал, что это люди по неграмотности своей так искажали имена, но из Ваших рассказов понял - нет. Ещё я увидел, как Вы любите Закарпатье. Спасибо Вам ещё раз. С уважением, П.Качур

Пётр Качур   30.03.2014
 
Думаю, Петр, что Ваши догадки имеют под собой почву. Это могло произойти в Первую мировую войну... Многие пленные могли остаться в Российской империи. Она им по духу и вере была ближе Австро-Венгерской.
С Вашего позволения, Петр, я помещу Вашу рецензию в свой архив.)
С уважением и признательностью, Мирон.

 Здравствуйте, Мирон! Спасибо за ответ. Нет, первая мировая исключается. Они здесь были задолго до войны. По рассказам моих дедов и родителей дед Штефан и дед Филимон воевали на стороне России. Помню, дед Штефан рассказывал, как он бросил курить на фронте: он закурил в траншее, а тут вдруг появился унтер-офицер, накричал, мол, "ты, хохол, хочешь, чтобы тебя убили немцы?". "С тех пор я не курил" - рассказывал дедушка. А дед Филимон тоже воевал с немцами, но я его знал меньше - он стал молчаливым и замкнутым после того как его с семьёй лишали жилья в период коллективизации. Переселение было гораздо раньше. И если бы моя жизнь была стабильнее и не метала меня по СССР, то я у старожилов непременно узнал бы какую-нибудь версию или легенду появления их здесь. Но то, что в окружающих сёлах было по-другому, я заметил ещё в детстве после Великой Отечественной. А теперь уже я стал самым старым представителем нетребовчан, и самым незнающим, наверное. Я был когда-то в Западной Украине, но не заметил сходств. Возможно, не обратил внимания. Теперь уже поздно гадать. Меня приглашают дети моих друзей посетить Нетребовку, но, как говорил мой отец, когда мы приглашали его к нам -"боюсь завдаты вам клопоту". Нет уже здоровья для путешествий. Ну а Вами я восхищаюсь, Мирон. За Ваш глубокий анализ исторических событий и за любовь к родным местам. Желаю Вам успехов, удачи, здоровья. Привет от меня (виртуальный, конечно) Северо-Енисейску, Красноярску, Тее, Викторовскому и моим одноклассникам в Лесогорске.
Первые сведения о селе Нетребовка появились в 1756 г. Отмечается, что проживало тогда 1753 прихожан - 861 мужского пола и 892 – женского. Это уже довольно большое село.
Прошу прощения, Мирон. Я почему-то всё прихожу к мысли, о переселении людей сюда на Винничину после подавления восстания опришков и убийства Олексы Довбуша в 1745 году.
С уважением, П.Качур.
Пётр Качур   31.03.2014 13:11 
Это не исключено, Петр. Дело в том, что мы все знаем Олексу Довбуша, но не знаем многих десятков других таких  же бунтарей. После гибели их предводителей опрышки, а именно так в Карпатах называли лесных братьев, как правило они самораспускались и скрывались в чужих краях.Некоторые могли вернуться домой, конечно, если там не подозревали о их занятиях в горах. Многие, видимо, подавались в ваши края. Это очень правдоподобная версия.

Мирон Веклюк   31.03.2014