Галопом по Европам 8

Людмила Волкова
                Ну и название! КУЙВАЫУЫЕ!
                Мы даже приостановились, чтобы я могла списать грамотно это дивное название на указателе.  Но проехали  это селение.
Ничего интересного, только ветер… Крошечные перелески, пустынно. Где же тут ночевать?
                Вот близкое нашему сердцу   название  – Анна,  затем  –  Пайде.
                Здесь решили остановиться для заправки машины. А бензина-то нашего нет! И гостиницы тоже не видно… Проехали еще несколько населенных пунктов, гостиницу нашли в  Тюри, но  та оказалась на ремонте.
Еще два пункта   позади, и  предсказуемый  результата: есть гостиницы, но нет мест. Словно эти, не блещущие красотой поселки, – знаменитые курорты, переполненные отдыхающими!
                Вокруг  кромешная тьма…  Такого еще с нами не случалось.  Вот какой-то заросший кустарником  лесочек. Остановились. Витя и Денис  ушли  искать полянку. Напрасно. Снова  садимся в машину…
                Тормозим возле очередного  островка леса и пытаемся проехать вглубь. Дождь  и ветер, темно и холодно…  Но ехать дальше нет смысла. Мы останавливаемся, привязываем к машине палатку и прямо на ее капоте ужинаем – под зонтиками. . . Одной рукой посылаем в рот бутерброд, в другой держим зонт.
                Вокруг нас дикий кустарник,   а в темноте не поймешь, какие  деревья.
                Денис спал в машине, мы втроем – в палатке.  Долго не могли заснуть из-за ветра, который нам казался дождем.  Но раз  небо  обсыпали звезды  – значит  не дождь это!
                Только задремали – какая-то зверушка стала толкаться  в стену  палатки… Ежик?  Кто там еще ночью не спит, но молчит? Точно: тихое хрюканье… Еж! Хоть одно приятное явление природы! Ведь даже звезды, когда я высунула голову из палатки, показались мне холодными  и  неуютными. А ежик – хрюкает словно поросенок. Живое  славное существо.
                Утром вылезли из палатки и удивились:  в каком, оказывается  живописном месте  мы приютились!  Рядом –  развалина хутора,  только труба торчит из  обрушенной  крыши.   Треноги для копен сена – знаки недавней жизни. Пустые…
                Невольно спрашиваешь себя, почему же эта усадьба погибла? Может, это все – останки войны?
                Как обычно – выехали  почти в полдень. Ну,  мы и копуши! Вернее – совы, которые  ЕЩЕ  дрыхнут, когда жаворонки УЖЕ  вовсю заливаются  –  славят наступивший день!  А мы поздно ложимся и поздно встаем, хотя до  сентября  осталось всего  три дня, и надо торопиться домой.
Слава Богу, солнечно светит, хоть  и  не греет, прохладно…
Почти до самого городка Вильянди – роскошный пейзаж вдоль дороги. Светлые березки на фоне величественных темно-зеленых елей выглядят нарядно и как-то беззащитно.
                Я в душе все-таки язычница: каждое деревце, кустик, цветок, травинка кажутся мне живыми и все понимающими. У каждого взрослого дерева мне чудится  свой характер и своя роль в природе. Мрачноватые ели мне  представляются охраной для таких вот нежных созданий, как березка. Охраной от бури, которая может «белую березку заломати» или от жадных рук человека, захотевшего пустить  бедняжке кровь, то бишь сок. Ну, выпьет он сок – и что? Добрее станет? Пусть попробует пробраться через колючие ветки ели, раскинувшиеся далеко,  пусть в паутине запутается! Ведь  что такое – выпить соку березового? Не все умеют делать  это,  не ранив дерева! Режут по живой коже, добираясь до плоти!
                Вильянди.  Судя по карте, это южная Эстония. Сейчас 12.20.               
                Сначала проехались по улицам.  Типично эстонская архитектура: черепичные крыши – чаще – красного цвета,  иногда перемежаются зеленым. На улицах  много елей,   они придают особую декоративность  одноэтажным   жилым  строениям.
                Разговаривают жители только на эстонском. Мы обращаемся, чтобы спросить, где  рынок, нам показывают, что не понимают русского. Неужели? Или придуриваются?
                Ладно, мы люди не гордые, объясняем на пальцах – дополнительно. Теперь вроде бы понимают. Но направляют нас  на  вещевую ярмарку, а не на  продуктовый  рынок.
                О,  это то, что там нужно! Меховая ярмарка! Похоже, сюда съехалась вся Эстония! Не протолкнешься.   Оказывается, это знаменитая  ярмарка,   по субботам  сюда действительно съезжается вся республика.
Я купила шапку из песца –  за 150 рублей.  А еще  – три шкурки, тоже   песцовые – на воротник. По 7.50 каждая. Цену я специально записала – для будущего сравнения. А еще я приобрела домашнюю  пряжу, овечью. Здесь она куда  дешевле, чем у нас в магазинах, да и качеством повыше.  Я же заядлая вязальщица!
                И Ната купила себе  норковый мех на воротник и шапку. Только не совсем понятно, откуда в Эстонии песец и норка взялись?
                Вот странно:  так мечтали увидеть Прибалтику, а сейчас тянет домой! Или это с непривычки к туристическому образу жизни – в палатке,  да вдали от людей?
                – Ната, смотри на карту и ищи, как нам сократить путь! – говорит наш командир.
                Ната смотрит, отыскивает какую-то дорогу покороче, и мы съезжаем с основной трассы. Будем срезать углы. Вопреки украинской поговорке: «Хто  ходыть  навпростець, той дома не ночуе». «Навпростець»  –  то есть, напрямик.
                И мы – заблудились, ха-ха-ха!
                Пришлось возвращаться назад – в точку,  откуда сворачивали  . Время потеряно, поговорка оправдана.
                И вот пограничный район с Латвией – Валга-Валка.  Город перерезан речкой, два противоположных берега которой называются по-разному, как  и городок. Валка – это уже латвийская сторона.
                На ночлег устроились рано – около  девяти часов. Широкая поляна,  словно для нас приготовленная, окружена  высоченными соснами и елями.   Под ногами сухая хвоя с проплешинами   реденькой травки.
                Только  поужинали и легли спать, как поднялся ветер. Всю ночь я лежала с открытыми глазами, слушая, как  что-то живое стучит и возится за палаткой.
                – Наверное, ежик балуется термосом. Я его  забыла  на столике, – шепчу я Вите.
                – Спи, не выдумывай, – откликается тот недовольно. Он только-только  стал погружаться в сон.
                Зато Наточка, как обычно, дрыхла  под моим боком весьма  крепко. Ну, сестричка у меня! В любой обстановке сохраняет  спокойствие! Это понятно: во-первых, в командировках она жила в условиях полевых, когда   проектировала подстанции. Во-вторых, в молодости была яхтсменкой, и  знает, что такое  болтанка во время непогоды и всякие  неудобства. А у меня это первый опыт  походной жизни.  Я  и в теплой постели  сплю плохо…
               Под утро все мы жутко замерзли. А когда вылезли из палатки, обнаружили  источник  загадочных звуков. Оказывается, это  сосна возле палатки трещала от старости и ветра!
               Позавтракали яичницей с колбасой, кофейным напитком со сгущенкой.
               И опять мы в попытке сократить путь домой, все время сбиваемся с дороги.
                Останавливаемся, чтобы разглядеть поближе  эстонскую  усадьбу.  Крупных сел мы почти не видели. Хутора-усадьбы  – живописные, как картинки из детских сказок.  Каждое подворье  – в виде  замкнутого квадрата.   В нем размещается жилой дом –  под яркой и высокой черепичной крышей. Стены   его –  непременно из камня,  сбоку  приземистое строение амбара, больше похожего на добротный жилой дом дом, настолько он  солиден,  аккуратен  и тоже  под высокой крышей.  Хлев   – прямо картинка. Под навесом сложенные дрова. Непременный  закрытый  колодец .   Сад за домом, цветник – перед ним. И потрясающая чистота вокруг!
                Такие же чистые  пятнистые коровки пасутся  на лугах. Масса овец, и они  тоже словно выкупаны  чистоплотной  хозяйкой прежде чем выходить на лдужок.
                Почти возле каждой усадьбы пасека…
                Что еще потрясло – так это участок двора, где стоят мини-трактора и даже мини-комбайны. Все выкрашено в яркие цвета и  скорее похожи на выставку-продажу, чем на  работающие  в земле машины. Получается, что их  моют каждый день?
                Вот это и есть Европа!
                Одно только   обидно: нет грибов! Нигде и никаких!  Даже поганок не видели. А ведь были и дожди…
                Вот и сейчас едем под дождем...
               

Продолжение  http://www.proza.ru/2014/04/02/1683