Валерия. Отрывок из книги об отце

Галина Вохоровская
........................................
Картина «Валерия» - это единственное полотно, имеющее реальный исторический сюжет. Когда-то поразивший отца подвиг молодой санитарки не выходил у него из головы и хотя на очереди стояло другое  более философское произведение –«Посеявшие ветер», но отец все же приступил к «Валерии». Поза девушки была внезапно изменена, думаю, что Серафим Александрович продумывал очень тщательно этот вопрос. Для 20-летней девочки бросить тяжелую связку гранат –  непростое дело, размахнуться из лежачего положения возможно только в той позиции, в которой и изобразил ее художник. Вместе с тем, композиционно картина также получилась безупречной.
Как эквилибрист находит единственное положение равновесия в своих трюках, которые поражают нас сложностью и мастерством, так и художник должен найти ту золотую середину, связывающую композицию, манеру исполнения, колорит и идею произведения, создавая шедевры, заставляющие нас наслаждаться искусством, и пробуждающие в нас мысли и чувства.
 Идея создания этой картины возникла также очень давно, еще в 70-х годах он  сделал несколько небольших эскизов, его поразила прочитанная история о девушке-санитарке, погибшей в танковом сражении, не побоявшейся вступить в поединок с этой ужасной машиной. Валерии Гнаровской - так звали героиню, было 20 лет. Ее подвиг не был столь известен, и в прессе промелькнул только однажды, и, тем не менее, это не умаляет его значимости и величия. Она погибла 23 сентября 1943 года, на первых эскизах к картине мы видим осень, однако в последний момент отец меняет пейзаж, и пишет ее в ромашковом поле.. В теплый период бабьего лета на глинистых островках взрыхленных полей иногда буйно расцветают ромашки, словно возвращаясь в весну. Художник  подметил эту особенность природы и перенес ее на свое полотно. Ромашковое поле - олицетворение чистоты, весны, юности, жизни и молодая девушка-девочка на цветочной поляне за мгновение до смерти.  Страшное уродливое чудовище, очертания которого едва видны сквозь дым. Его тяжелые огромные гусеницы уже  давят цветы и ее раненых. Но в этой неравной схватке победила она, ее вера,  ее правда, ее молодость.
 
........................................
"Валерия", 1970-2005 гг., холст, масло.Ле;нино-Снегирёвский вое;нно-истори;ческий музе;й