Трансвааль, Трансвааль страна моя.. ч. 2

Николай Бичехвост
               

  СУРОВЫ И ХМУРЫ С ВИНТОВКАМИ БУРЫ…



           В Европе с восторгом встречали отчаянного ученого и газетчика чеха Э. Голуба, давно похороненного научным миром в дебрях дикой Африки. Но он  взял и внезапно объявился с молоденькой женой спустя четыре года после  экспедиции на фронт бурской войны! Безвестно пропадая, ни слуха, ни духа  не подавая, выжил-таки!  Это был фурор!

          - Гордые буры не сдаются!- заявил он.- Хотя самое ценное в их Трансваале, золотые и бриллиантовые копи, уже захвачены загребущими англичанами. У буров, не осталось ничего, кроме степных пустошей, голых скал   и упряжек худосочных волов.

        Тут к «воскресшему» Голубу прорвался за «свежатиной!», аж роняя на ходы запонки,  журналист «Московских ведомостей»  некий Хозарский.
   Озираюсь среди диковинных копей, оскаленных чучел зверей, косматых львиных грив и тарабарских амулетов - репортер в два уха слушал исповедь исследователя Голуба.

        О мирных бурах-землепашцах, идущих за плугом с винтовкой на спине,   их малых сыновьях, стерегущих стада скота с взведенными курками от внезапных набегов коварных и смелых негров, о женах в беленьких чепцах, готовых в любой момент вскочить на коня и мчаться с маузером на помощь родным…

       - Господи,- да ведь это же наши казаки на окраине дикого поля, - вырвалось у журналиста. И он взахлеб поведал ученому Голубу о казаках,  издавна осваивавших с оружием в жилистых руках и кровью своей бескрайние донские, волжские и сибирские просторы…

     Голуб, поперхнувшись пивом на череп обезьяны, аж подскочил в кресле!
     - А я представлял ваших казаков наподобие краснокожих индейцев, которые отличаются от апачей и ирокезов тем, что обращены в лоно святой Церкви и глушат водку вместе с английскими миссионерами. До чего же мы мало знаем великий мир! - и покачал седой головой.

          Слушая о сходстве отважных бойцов-буров и казаков, он истово перекрестился.
    – О, и Буры тоже очень религиозны, как казаки. Они смотрят на врага, как на испытание, посланное свыше, а на войну, как на священный долг защиты вверенной ему Богом семьи и родины. Когда генерала поздравляют с победой, он просто отвечает: «На то была воля Божья».

Обыватели на улицах расхватывали последние выпуски газет «Донская речь», «Новое время», «Тифлисский вестник» и жадно поглощали вести о пекле боев под Ледисмитом, Кимберли, Питермарицбургом.

 Зачитывались о метких бурах-стрелках, прирожденных наездниках, о лечении сотен  израненных русско-голландским отрядом и российским Красным Крестом.
 О   кровавых боях добровольцев Европейского легиона, посылаемого бурскими генералами   в самое пекло боев,   где  нещадно гибли русские и немецкие волонтеры, французские, итальянские, шведские. Ибо буры очень берегли своих земляков, таких же буров-родичей…

Однако как в бьющейся Африке обойтись без лихих казаков?

 О сформированной «сотне русских казаков» пылко докладывал главнокомандующему армиями буров Жуберу самодовольный поручик Ганецкий - и направился со своим отрядом в Наталь.
Нет, бурское начальство не принимало за чистую монету  хвалебные заявления и мифические амбиции летевших на блеск  золота и алмазов военных дельцов, авантюристов и искателей приключений из разных стран.
       Но то, что русские добровольцы покрыли  в англо-бурской войне себя неувядаемой  славой, - это историческая правда. Однако этих героев в Африке  вспоминают, увы, чаще, чем на благословенной матушке-России...      

  В составе двух сотен эскадронов отважно сражались  россияне, казаки, как подъесаул Кубанского казачьего войска А. Гучков с братом, сотник того же войска Гаврилов, поручик Щульженко и другие. Они  дрались плечом к плечу, стремя к стремени с бурами за их свободу и независимость! Но это было только начало!