Основной инстинкт

Валентина Куршина
В этой  тихой деревне на берегу живописной речки Велесы  я появилась совсем случайно  шесть  лет назад. Однажды разговорилась с коллегой по кафедре, что мечтаю месяц провести в глуши, наслаждаясь тихими красотами средней полосы.
-  Тогда тебе просто необходимо поехать в Лазаревку. Это не очень далеко, в Тверской области. У меня там тётка живёт. Она тебя обязательно к кому-нибудь пристроит.

Так я познакомилась с душевным человеком, Дарьей Степановной.  Деревянный  уютный дом  хозяйки  находился на самом краю деревни, и большой огород  спускался к  прохладной  воде. Хозяйка моя была уже в летах и никакой живности, кроме кур с петухом, собачки Найды и кошки Маруси, не держала.

Серая пушистая Маруся жила в доме особняком,  и при любой моей попытке как-то сблизиться с ней демонстративно удалялась, всем своим видом давая понять, что я – это я, а она – это она. Короче, типичная кошка, гуляющая сама по себе.

А вот с  ласковой дворняжкой Найдой я подружилась сразу. Маленькая, с аккуратной красивой мордочкой и дивными карими глазами она была очень деликатной и  смышленой.  Если я уходила на прогулку, Найда скромно стояла возле калитки, ждала приглашения. И только после него весело бежала впереди, как бы показывая дорогу к местным достопримечательностям.  Но больше всего собачка  любила лежать у меня в ногах, когда я с книгой сидела  в тени  душистых  яблонь. Я читала, а она, положив голову на лапы, внимательно на меня смотрела. Иногда я перехватывала её взгляд, тогда Найда смущенно отводила глаза в сторону, смешно сморщив свои брови.

Когда же  я уезжала домой, Найда   бежала вслед за машиной до самой высокой точки дороги, после чего та резко устремлялась вниз.  Обычно  в этом месте  я оглядывалась и видела маленькую белую с черными пятнами на спине собачку, которая сидела на обочине и смотрела мне вслед. Она сидела до тех пор, пока дорога ни делала резкий поворот вправо, после чего Найды  уже не было видно.

В тот мой приезд сразу бросилось в глаза, что Найда не выбежала встречать машину. Обычно она со звонким лаем крутилась у калитки, всем своим видом показывая  большую  симпатию ко мне.

- А где Найда? – Спросила я вместо приветствия. Свернувшись калачиком, собака лежала в траве за сараем. На моё призывное: «Найда! Найда», - даже не повернула голову.

Дарья Степановна рассказала, что этой весной  народились у собаки четверо щенков.
-  Я подумала, ну куда их столько. Оставила одного. Я даже подумать не могла, что она так будет тосковать, так  искать своих деток. У меня чуть инфаркт не  случился от всех переживаний. А через  три месяца  и тот, оставленный, почему-то умер. У нас же в деревне ветеринара  нет. Не дай бог, что с человеком случится, так и тому помочь некому. Вот неделя прошла, как щеночка схоронили. Ничего не ест, бедная, только воду пьёт. Боюсь, что тоже помрёт.

Разместив в своей комнате вещи, я опять подошла к Найде.  Она лежала на том же месте, но на этот раз подняла голову и посмотрела на меня. И столько боли было в этом взгляде, что у меня глаза наполнились слезами.
-  Не переживай, Найдочка. Так бывает, - что ещё я могла ей сказать.

Вечером я работала у себя с ноутбуком, как вдруг тихонько скрипнула дверь. Медленно бочком в комнату протиснулась моя подружка.
-  Заходи, Найдочка. Я тебя сейчас чем-нибудь вкусным угощу, - собака прошла несколько шагов и остановилась у комода.

Я взяла мисочку и положила в неё гречневую кашу  с тушенкой, которую  готовила себе на ужин. На мой зов Найда вежливо  притронулась к еде, а затем так же бочком  вышла из комнаты. Почти вся  каша осталась в тарелке. Я тяжело вздохнула, мне было искренне жаль собачку.
На рассвете я проснулась и  сразу увидела в комнате  Найду. Через чуть приоткрытые веки я незаметно следила за ней. Собака подошла к миске и стала есть вчерашнее угощение. Я вздохнула с облегчением, повернулась на другой бок и крепко уснула.
Как всегда,  мы много гуляли, ходили на речку, в лес,  и Найдочка  постепенно забывала своё горе.  Незаметно пролетел мой отпуск, и опять, обернувшись, я увидела милую собачку, провожавшую меня, как обычно.

В следующий раз я приехала в Лазаревку через год. Подъезжая  к знакомому дому,  сразу почувствовала, что что-то случилось. По двору  ходила какая-то чужая  женщина  с длинной русой косой. Увидев меня, она подошла к калитке:

-  Вы, наверное, Лариса? Мне о вас тётя говорила. А я её племянница. Меня Раей зовут. Так вы ничего не знаете? Умерла тётя Даша, как раз на Пасху похороны были. Вы заходите в дом, оставайтесь, как всегда. Я завтра в город уезжаю, а вы живите, сколько надо. Здесь всё, как было при жизни тёти. А надумаете уехать, так дом закроете и ключи соседке Анне Николаевне отдадите. Она  за хозяйством присмотрит, - говоря это, племянница Дарьи Степановны  подхватила мои сумки и проворно занесла их в дом.

-  А я  не знала ничего. Примите мои соболезнования, - мне не верилось, что больше никогда  не увижу милую добрую хозяйку этого дома. – А где Найда?

-  Ещё при тёте куда-то убежала. Никто её уже давно не видел. Кур я Анне Николаевне отдала. Договорюсь с ней,  будете брать свежие яйца, не стесняйтесь. А Марусю  я  с собой в город увезу, здесь она зимой пропадёт, - женщина  улыбнулась. – Располагайтесь и отдохните с дороги.

Мне было как-то не по себе, и я решила, что останусь максимум на неделю. Схожу на кладбище, поброжу по таким любимым  за многие годы местам. И уеду, одной здесь будет   слишком тоскливо.

Прошло три дня. Я как обычно сидела под раскидистой яблоней,  вдруг на дорожке, ведущей к дому,  я увидела Найду. В первый момент  даже не поверила своим глазам.
-   Найда!

Собака подбежала и стала тыкаться мордочкой мне в ноги. Её пушистый белый хвостик крутился пропеллером. Я обхватила  милую Найду и прижала к себе, но та всё время порывалась выскользнуть  из моих объятий. Наконец она громко залаяла и повернула голову в сторону тропинки. И тут из-за кустов один за другим появились три щеночка. Смешно переваливаясь на коротких лапках, они спешили к Найде. Как же они были похожи на свою маму, такие же беленькие,  с черными пятнышками на шкурке. Найда радостно прыгала,  то приближаясь к ним, то возвращаясь ко мне. Она всем своим видом как бы говорила: «Познакомьтесь, пожалуйста, это мои дети. Они очень милые и воспитанные»

Так вот в чем дело, вот разгадка исчезновения собаки – она просто спасала своё потомство. И только сейчас, когда щенки достаточно подросли и окрепли, Найда посчитала возможным привести их в дом.

-  Ах, Найда! Какая же ты умница, - я была очень рада нашей встрече. Теперь мне не надо было спешить уезжать домой.
Отныне мы ходили гулять по нашим заветным местам всей честной компанией – впереди Найда, за ней я, а за мной катились  три пушистых беленьких,  с черными точками, комочка. И если по пути следования какой-нибудь шарик терялся или сворачивал не туда, Найда быстро восстанавливала нужный порядок.

 За четыре недели щенки подросли, окрепли и уже не так нуждались в  своей маме. Одного щенка, самую маленькую девочку Дольку (Долли),  я  решила забрать с собой.  На два других тоже нашлись желающие, так что за будущее Найдиных детишек можно было не опасаться. Сама Найда первое время как бы искала свою старую хозяйку, но той нигде не было. Как же она останется здесь одна зимой? Эта мысль не давала  покоя. Но меня успокоила Анна Николаевна, пообещав забрать Найдочку к себе.
 
И вот наступил день расставания. Найда, казалось, всё понимала и  не отходила от малышки.

-  Не волнуйся, - я зарылась лицом в её шелковистую длинную шерстку, - я буду заботиться о Дольке и любить её.
Найда в ответ лизнули мою щеку влажным  шершавым  языком. Машина тронулась с места, и я боялась, что собачка будет безостановочно за нами бежать. Я посмотрела в зеркало заднего вида. Найда  остановилась на своём обычном месте, и пока дорога резко не повернула, я видела её маленький белый силуэт.