Донской проезд народная пьеса действие 3

Валерий Баталов
ДЕЙСТВИЕ 3

Действующие лица – те же,  дополнительно – Аркадий, сын Евдокии Ивановны  (описание см. на стр.1).

Сцена 1

Вечерние сумерки. На кухне Фёдоровна, пришедшая с работы. Суетится возле плиты и стола. Садится есть. На столе её огромная сковорода и пр. Оглядывается – нет ли кого – точным движением достаёт из стола водку. В этот момент из бабушкиной комнаты выходит в армейских кальсонах Аркадий. Фёдоровна тут же прячет бутылку в стол.

Аркадий (входит на кухню; весело). Привет, лапочка наша! Кушаешь?..

Молчание.

Сердится, труженица наша…

Берёт с плиты чайник, доливает в него воды.

Фёдоровна (сердито). Что ты доливаешь?  Я же только вскипятила!
Аркадий (немного замешкавшись).  Лапочка, что ты так много кушаешь?
Фёдоровна.   А что мне делать?!
Аркадий. Надо поменьше кушать, раз в пять… Оттого ты такая толстая!
Фёдоровна (зло).   А что! Значит, я не должна ни есть, ни пить… Мальчики меня не любят… Что же я, значит, не должна даже пожрать в своё удовольствие?!

Аркадий смеётся-гогочет.

Фёдоровна (переходит на крик). Фикушки вам! Вы здесь грязь разводите.
Ты каждый день новых баб приводишь – е… ёлки-палки с ними,  душ.. Я за вами убираю, мою, вытираю… И ты запрещаешь мне жрать...  Хамло! – вот ты кто!..  Для чего же жить, если даже в своё удовольствие  не жрать!..
Аркадий (весело прерывает её).   Для светлого бущего, лапочка!
Фёдоровна (кричит). Фикушки вам, фикушки!!!

Вставляет пальцы в рот, неумело свистит, потом, декламируя, кричит:

-  Вышла новая программа – жрать не больше килограмма…

Аркадий (со смехом). Э-э, Фёдоровна, а что же дальше не говоришь – забыла, что ли?
Фёдоровна. Нет, не забыла… А поешь-то двести грамм…(останавливается).
Ну, и дурак же ты, Аркадий, и хам!.. Не буду дальше.

Аркадий в восторге гогочет и носится в кухне в своих кальсонах. Шум у входной двери. На кухню входит Евдокия Ивановна в пальто с сумками. Все оборачиваются к ней.

Евдокия Ивановна (обращаясь к зрителям). Слава Богу! Лампочку разбили в подъезде – не будет теперь гореть зря!.. А то жгут, гады, а мы – плати.

Снимая пальто, направляется в свою комнату. Аркадий смеётся. Фёдоровна, продолжая  есть, крутит пальцем у виска:

-  Совсем свихнулась твоя бабка!
Аркадий (обнимает её). Да ладно, лапочка. Расскажи лучше – новости какие у вас тут?
Фёдоровна (отстраняя его). Садись тогда… Не маячь перед глазами.
Аркадий (садится за бабушкин стол). Ну, лапочка, рассказывай…    
Фёдоровна.   Знаешь, Аркаша, вчера была у своей подруги. Сын у неё, Володя, замуж, значит, что я мелю…  женился.
Аркадий. …Невеста ничего?
Фёдоровна.    Красавица! Круглая, как булка.  Косы – во! (показывает руками до пола). Чёрные!. А зовут – Светлана.
Аркадий (смеётся, дурачась).  У дураков всё наоборот…Познакомь с ней…
Фёдоровна (укоризненно). Ну, что ты, Аркаша?..
Аркадий. А жених – как?
Фёдоровна. Ничего… 22 года всего. Только лысый… От армии, должно быть,  от радиации …
Аркадий. Хрен с ним!  Дальше-то что было?
Фёдоровна (вздыхает и продолжает). Ну вот, Тонька, его мать, напилась, значит, и…закатила скандал!
Аркадий (начинает разыгрывать). Да?.. А почему? Из-за тебя, конечно?!
Фёдоровна (сокрушённо, с доверием). Да…из-за меня, Аркаша... Он, Володя, сын её, подошёл ко мне вот так (показывает) и давай меня обнимать… Он любил меня, как сын (плачет).
Аркадий. А она?
Фёдоровна (продолжает плакать). А она смотрит на нас и ползёт…
Аркадий. Кто?..
Фёдоровна. Ну, мать его пьяная.
Аркадий (нарочно). Какая ещё мать!
Фёдоровна (злится). Аркаша, ты дурак, что ли?  Тонька – его мать!
Аркадий. А сын где?
Фёдоровна.   А сын – на груди моей – обнимает меня вот так.
Аркадий. А мать?
Фёдоровна.   А мать ползёт.
Аркадий. Как ползёт… по дереву?
Фёдоровна.   По полу!.. Ну, и дурак ты – откуда там дерево?
Аркадий (гогочет). А дальше что было?
Фёдоровна. Ползёт и орёт: «Ах ты гадёныш! – Она, значит, твоя полюбовница!.. Я давно догадывалась… Вином  поила эту проститутку! Отец, подлец, бросил – одна растила тебя…»
Аркадий. А ты что?..
Фёдоровна. А мне так обидно стало. Сижу и реву…
Аркадий. А сын?
Фёдоровна. Он  кричит: «Мамочка, мамочка! Зачем ты так? Не надо! Она же мне, как мать родная…»
Аркадий. А мать?
Фёдоровна. «А я, значит, не родная! – кричит. – Гадина, гадина!..» – ругает меня почём зря…такими словами – ужас!
Аркадий. А ты?
Фёдоровна. Обидно мне…слёзы душат! Его обнимаю, «Золотой ты мой», – говорю. Тут он кричит своей матери: «Мамочка, мамочка, не надо её обижать!»
Аркадий (глумливо). Лапочка… а у него эта штучка – ничего?
Фёдоровна. Какая штучка?
Аркадий (гогочет; показывает на ширинку кальсон). Вот эта…
Фёдоровна (задыхаясь от возмущения). Х-хам ты! Хамло!!!  …Ему как человеку, а он скотина, хуже скотины!  …Каким был до армии, таким и остался…
Аркадий (смеётся).  Постой, лапочка, не сердись. Расскажи, что дальше-то было?
Фёдоровна (кричит, наскакивает на него, размахивая кулаками).
Хамло, хамло! Скотина!!!
Аркадий (гогочет). Ха-ха-ха!!!  Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Уходит в свою комнату. Фёдоровна садится за свой стол, плачет:
 
Фёдоровна (причитая).   Всё испохабили… Душу заплевали!.. Он же мне, как сын был, Володенька мой.  …О-о-о, мамочка моя! Совсем я сирота!.. Одна – некому пожалеть…


Действие 3
  Сцена 2

Вечер. Все дома. Комната Геннадия. Он что-то пишет за столом. Звонок у входной двери. Бежит открывать дверь. В дверях Надя. Ахи, охи… Поднимает её на руки, кружит.

Геннадий (радостно). Ты сегодня, Надюша, вовремя!
Надя (взахлёб). Да вот спешила…

Целуются. Геннадий опускает её на пол.

Геннадий. Давай  – как жирафы.

Трутся шеями, – заливаются смехом. Уходят в комнату Геннадия. Из своей комнаты  выходит Евдокия Ивановна.

Евдокия Ивановна. Чую – Надя пришла…

Подходит к двери Геннадия. Хочет постучать, но останавливается и уходит обратно в свою комнату. На кухню топает Фёдоровна.

Фёдоровна. Поем, пока никого…

Ставит чайник. Достаёт сковороду и др. На кухню выскакивает Аркадий.

Аркадий. Опять кушаешь, лапочка наша?
Фёдоровна. А тебе что?!
Аркадий. Да ничего… Кто к нашему академику пришёл?
Фёдоровна. Надя наверно, девушка его.
Аркадий. Красивая?
Фёдоровна. Кровь с молоком! Моложе его лет на десять.
Аркадий. А прикидывается тихоней… Ну, ничего. Я её у него отобью.
Фёдоровна. Тебе что, своих мало? Каждый вечер новых таскаешь… И как они к тебе идут – ты же не красавец?!
Аркадий (смеётся). Цацку покажешь – любую закажешь!.. Больше наглеть и денег не жалеть. Ещё им всем замуж выйти за москвича и прописка в Москве нужна. Вот я и обещаю…
Фёдоровна. Ну и подлец ты, Аркаша!.. А где же ты их находишь?
Аркадий. А где хочешь! На улице, в метро… если понравится. Одна из пяти-десяти соглашается.
Фёдоровна. А как же бабка?
Аркадий. Бабулечку-сморкулечку я загородил шкафом пока… А потом вытурю этого чистюлю. Надоел он мне!

Из комнаты выходит Геннадий, за ним Надя (прячется за спиной Геннадия).

Аркадий (громко). Ага! Девушек водишь?.. Ну-ка, покажи кадр!
Геннадий (Наде). Познакомься, Надя, - это сын Евдокии Ивановны – Аркадий.
Аркадий (подбегает к Наде и протягивает руку).   Какая девушка! Лапочка!!!
Надя (смущается). Вы скажете такое…
Геннадий. Ой, забыл, Надя… (Отлучается на минуту в свою комнату.)
Аркадий (тут же обнимет и целует Надю; страстно). Я в Вас сразу влюбился!.. Такая девушка!!!

Возвращается Геннадий с портфелем. Аркадий отскакивает от Нади; стоит как ни в чём не бывало. Надя молчит в смущении.

Геннадий. Мы уходим, Надя? Ты хотела домой.
Надя. …Да, да. Меня мама ждёт…

Прощаются. Уходят. Аркадий следует за ними.

Аркадий (вслед им).   Приходите, лапочка, ещё!..
Фёдоровна (немного погодя, когда на кухне они одни с Аркадием). Ну и нахалюга ты, Аркадий!
Аркадий (смеётся). «Смелость города берёт», пончик мой! (обнимает её). Я вот прошлым летом отпуск проводил в Ялте…
Фёдоровна. Это когда ты к матери всего на один день заехал переночевать?
Аркадий. Да, Фёдоровна… Так вот, смотрю, на пляже артисточки из Москвы отдыхают. Одна – со своим ребёнком, маленькой девочкой. Я девочке –  виноград, играю с ней… Мамаше, конечно, нравится. Тогда я её вечером в ресторан, а ночью она уже моя… Потом переключился на других.
Фёдоровна. Где же столько денег взял?
Аркадий (смеётся). Деньги надо уметь добывать, лапочка. Люди делятся на две половины: одна зарабатывает деньги, копит их, складывает; другая – их тратит! Вот так-то…
Фёдоровна. Значит, ты их тратишь?
Аркадий. Да, я трачу (уходит в свою комнату).
Фёдоровна (качает головой).   Чтобы тратить, надо заработать сначала. Я сорок лет работаю – не могу ни на юг поехать, ни шубу себе купить.

Звонок у входной двери. На кухню входит Геннадий.

Фёдоровна. Проводил?
Геннадий. Проводил.
Фёдоровна (после паузы). Смотри, Аркаша у тебя Надю отобьёт!..
Геннадий. Не отобьёт…
Фёдоровна. Он хитрый и подлый… Ты против него слабак.
Геннадий (твёрдо). Ну, это мы ещё посмотрим.

Звонок у входной двери. Геннадий идёт открывать. Слышен женский, почти детский голос:

 Аркадий Глотов здесь живёт?

Геннадий. Здесь. (Аркадию в дверь.) Аркадий, к тебе пришли!
Аркадий (выскакивает из комнаты). А… лапушка моя пришла! Проходи, проходи…

В коридоре мелькает девушка, худенькая – почти девочка. Аркадий, обнимая, ведёт её в свою комнату.

Фёдоровна (Геннадию). Вот, видишь!
Геннадий. Да… Ну, а зачем ему тогда Надя?
Фёдоровна. Затем!.. Не понимаешь ты, учёный, ничего. Козёл он и есть козел!.. И ещё – он тебя не любит.
Геннадий. …Я и сам думаю уйти отсюда, что-нибудь другое найти.
Фёдоровна. Что – уйдёшь от нас?
Геннадий. Да… Надо.
Фёдоровна. Не уходи! Кто мне ещё так споёт… Есенина? Но скажу тебе не кривя душой: надо тебе уходить, надо… Эх! (поёт):

 Хас-Булат удалой, бедна сакля твоя!..

. Геннадий, послушав её немного, задумчиво уходит в свою комнату.


Действие 3
 Сцена 3

Утро. На кухне Евдокия Ивановна и Аркадий. Она занята своим носом, он – суетится, собираясь на службу.

Евдокия Ивановна. Это невыносимо!
Аркадий. Что такое?
Евдокия Ивановна. На улице холод, минус пять градусов, а они не топят!.. А летом топят – к сушителям этим…полотенцев – нельзя прикоснуться!
Аркадий (смеётся). А ты бы им, в ЖЭКе, сказала.
Евдокия Ивановна. Ходила летом… Говорят, что 60 градусов должно быть там.
Аркадий. Ха-ха-ха! Вот тупость!.. В Германии как? На улице холодно – топят, жара – не топят! Всё регулируется автоматически. Экономят и не издеваются над людьми.
Евдокия Ивановна. Летом – 60, а сейчас холодные, а плату берут…
Аркадий. Вот, вот… Один напишет, другие – выполняют, не думая, – Россия!
Евдокия Ивановна. Да каждому дураку понятно: холодно – топи, жарко – не топи!
Аркадий. Дураку понятно, а чиновнику – нет. Ему всё до фени, кроме своего кармана и личного спокойствия.

На кухню входит Геннадий в трико, с полотенцем (из ванной).

Геннадий. Аркадий, как вы всё правильно говорите о чиновниках!
Аркадий. А у нас в армии то же самое. Генералу главное – спокойная жизнь!  (Матери.) Шла бы ты, сморкулечка, к себе в комнату. Дай нам поесть и поговорить.
Геннадий. Зачем вы так…матери?
Аркадий (вслед уходящей недовольной матери). Пусть уходит... Ты, умный, лучше загадку про полковника отгадай (смеётся):
-  У кого прямые сапоги?
Геннадий. …У полковника.
Аркадий. А гармошкой?
Геннадий (немного подумав). У лейтенанта…
Аркадий. Правильно!.. А что у них – наоборот?
Геннадий. Мозги!..
Аркадий (смеётся). Правильно…но ответ не точен, подумай ещё.
 Геннадий. А…

Оба смеются, особенно Аркадий. По ходу  едят, пьют.

Геннадий. На чём вы играете?
Аркадий. На валторне… Слушай, обращайся ко мне на «ты», чтоб меня не напрягать.
Геннадий. Хорошо… Трудно на ней играть?
Аркадий (смеётся). Настоящий музыкант играет на скрипке, а медведь – на альте, валторне…

(Показывая пальцем на бутерброд, который ест Геннадий.)

Знаешь, квартирант, с чем лучше есть бутерброд?
Геннадий. С икрой, наверно.
Аркадий. Нет…
Геннадий. А с чем?
Аркадий (смеётся). У нас в оркестре есть один трубач. У него четверо детей… Так вот, ест он как-то бутерброд… Я смотрю и не могу понять, с чем он у него? А он мне говорит: «Хочешь?» – и берёт нож, отрезает половинку и даёт мне... – Смотрю – а это жареные макароны на хлебе!.. Чуть дурно не стало. А он мне: «Ешь – вкуснее ничего нет! Жена всегда мне на обед варганит». И всё это он на полном серьёзе говорит… Я ему бутерброд назад: ешь сам, говорю, свои макароны… Он обиделся – враг теперь мой.
Геннадий. Ну и зря обидели. Я тоже всё с хлебом ем – дома приучили с детства, – даже если на гарнир – макароны.
Аркадий. Это от нищеты… А я стараюсь, как немцы, хлеб не есть. Вот курочку, свининку – другое дело!..  Ну, ладно… Ты, академик, лучше скажи мне, когда ты съедешь, освободишь мне комнату?
Геннадий (оторопело). Но Евдокия Ивановна мне об этом ничего не говорила.
Аркадий. Я тебе говорю… Теперь я тут хозяин – понял?..  И я хочу жить, а не прозябать, как ты. Три дня тебе даю. А если не найдёшь, то поменяемся: ты к сморкулечке, а я в твою комнату.

Раздаётся звонок у входной двери. Аркадий идёт открывать. Слышны радостные возгласы. В кухню в сопровождении Аркадия входят мужчина и женщина. Из своей комнаты выглядывает Евдокия Ивановна.

Аркадий ( обращаясь к Геннадию). Это мои друзья – Володя и Галя! Приехали из Берлина, оттуда, где я служил… И тебе уже сегодня придётся потесниться. Будут ночевать в твоей комнате.
Геннадий. Хорошо… (уходит в свою комнату.)

На кухне остаются Аркадий, гости, которые передают ему какие-то вещи. Гости ведут себя как-то стесненно. К ним выходит Евдокия Ивановна.

 Галя (бросается к ней). Здравствуйте, бабушка Дуня! Вы нас помните?
Евдокия Ивановна. А как же! Помню, конечно… Вы же у нас были…
Аркадий (бабушке). Ты, бабка, шла бы лучше в свою комнату сморкаться. Мы тут посидим, горло промочим…
Владимир (поспешно). Нет, нет, Аркадий! Нам сидеть некогда. И Галя плохо себя чувствует, не может…
Галя. Да-да  …Аркадий. Я очень устала, да и поздно уже, а нам завтра ехать…
Аркадий (удивлённо). Что же, и не выпьем?
Галя и Владимир (вместе). Нет, нет! Нам бы выспаться…
Аркадий (обиженно). Как сговорились, дружно выступаете… Ну что ж, как знаете… Комната и диван для вас есть. Бабка, принеси им что-нибудь постелить.
Галя (поспешно). Не надо ничего. У нас всё свое есть –  вон  в чемодане.
Аркадий (обиженно). Ну... как знаете, гости дорогие…

Уходит молча в свою комнату.  Уходят и гости в комнату Геннадия.

 Евдокия Ивановна (недоумённо разводит руками).   Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!  (покашливая, уходит в свою комнату).


 Действие 3
 Сцена 4

Утро следующего дня. Аркадий и Фёдоровна уже ушли на работу. Бабушка в комнате лечится. На кухне гости Аркадия – Владимир и Галя пьют чай. Входит Геннадий.

Геннадий. А где Аркадий?
Владимир. Ушёл на службу… Мы вот допьём чай и тоже будем собираться – поезд в 12 часов.
Геннадий. Куда вы едете?.. Вчера даже не поговорили.
Галя. Так, вы же уже спали!.. А нам – в Курск, там мои родители  и дети.
Геннадий. Сколько их у вас?
Галя. Двое – Толик и Катя.
Геннадий. Большие?
Галя. В школу ходят… Толик – в 3-ий, а Катенька – в 1-ый класс.
Владимир (встревает). Да погоди ты… Мы вот что должны вам сказать… Вы  ведь вчера не стали возражать, чтобы мы в вашей комнате переночевали…
Геннадий. Да что вы! У меня же там, ещё диван. – Жалко что ли! Надо помогать людям.
Владимир. Так вот, короче. Вам надо уходить отсюда, от Аркадия.
Геннадий. Почему? Вы же вот приехали к нему?
Владимир. Нам деваться некуда было – надо было ему кое-что передать по службе. И сегодня же уезжаем.
Геннадий. Но почему же?
Владимир (молчит; потом решительно). Он вор!
Геннадий (растерянно). У меня воровать нечего…
Галя (горячо). У нас украл десять тысяч рублей!
Владимир (Гале). Подожди – не волнуйся… (Геннадию.) Да, больше некому было. Он у нас ночевал тогда…
Геннадий (приходя в себя). Так вы бы заявили!
Владимир. Доказательств нет… И потом – мы поздно спохватились. Он мой товарищ… В одном оркестре играли.
Галя (возбуждённо). Он, он! Больше некому… Зачем было ехать к нему?
Владимир. А куда? Все гостиницы забиты, и передать ему нужно было…
И потом – я хотел…заглянуть ему в глаза. И теперь убедился. (Геннадию твёрдо.)  Вам надо  уходить отсюда… Он опасный человек!

Голос из коридора:

 -  Молодой человек, а когда это деньги у вас пропали?..

Все оборачиваются. В дверях  кухни стоит Евдокия Ивановна. Все в замешательстве.
     
Владимир (после паузы). Прошлым летом, бабушка.
Евдокия Ивановна (покрутив нос). Похоже, вы правду говорите…
Галя (горячо). Но мы пропажу обнаружили только осенью. Деньги были спрятаны…
Евдокия Ивановна. Да, хитрый какой... И подлец – как его отец!.. Один из детей  пошёл в него... Он и у меня уже выманил все деньги со сберкнижки. Говорил: ему на операцию нужно, а сам их на шлюх тратит.
Галя (со смехом). Он бабник ещё тот. Ни одной не пропустит!
Евдокия Ивановна. Вот-вот… Сами виноваты – пустили козла в огород. Как доказывать теперь будете?
Владимир. А мы ничего доказывать не будем. Нет их, доказательств! И время ушло. (Встаёт; Гале.) Пора, Галя,  уходить – поезд. Пусть у Аркадия на совести останется…
Геннадий. Совесть у людей разная – у некоторых её совсем нет.
Галя (горячо). Бог все равно есть! И он его накажет!
Евдокия Ивановна. Так он его уже наказал… раз сдал сатане. Он у меня маленьким менингитом болел… Думала – не выживет. Жалела, не наказывала его… Выжил… Лучше бы…
Галя (возбуждённо). Что вы такое говорите, Евдокия Ивановна? Он же ваш сын!
Евдокия Ивановна. Да… Я во всём виновата. Я его родила (закрывает лицо платком – плачет).
Галя (бросается к ней). Ну что вы, бабушка,  разве вы виноваты? У вас, кроме Аркадия, ещё двое детей. И они  хорошие! И внуки!
Геннадий и Владимир (вразнобой). Да-да… Евдокия Ивановна, успокойтесь, успокойтесь… Вы не виноваты!
Евдокия Ивановна (сквозь слёзы). Двое – хорошие, а третьего, самого маленького, не уберегла…

Пауза, во время которой Владимир и Галя начинают собираться в дорогу. Геннадий утешает Евдокию Ивановну.

Владимир. Ну, прощайте, бабушка…и вы, Геннадий.  Помните, что я вам сказал…
Галя (обнимает, целует Евдокию Ивановну). До свидания, до свидания…(все идут к входной двери).
Евдокия Ивановна (крестит их на дорогу). Господь с вами…

Евдокия Ивановна и Геннадий возвращаются на кухню.

Евдокия Ивановна. Вот люди хорошие… А Аркадий-поганец – руку к ним запустил?..  Да, конечно, он! А то на какие же деньги он прошлым летом в Ялте гулял? Хвастал, что там московские артистки за ним бегали… И меня объегорил сейчас.
Геннадий. Отдаст, если попросите.
Евдокия Ивановна. Нет. Не отдаст. Я знаю… Да и на что они мне? Похоронят дети как-нибудь… Ты же, сынок, его не бойся. – Что, гонит из комнаты?
Геннадий. Да, говорил…
Евдокия Ивановна. Вот поганец-мерзавец! Даром, что сын родной мне… А ты  переходи ко мне. Будешь платить меньше… Мне, Геннадий Александрович, с вами будет покойно и хорошо.
Геннадий. Спасибо, Евдокия Ивановна! Мне тоже с вами хорошо. Поживу с вами, но буду искать отдельное жилье.
Евдокия Ивановна. Вот и хорошо.  Живите – сколько пожелаете. Пока не же;нитесь на Наденьке!.. – Скоро?
Геннадий. Боюсь, свадьбы не будет.
Евдокия Ивановна. Как так?
Геннадий. Мама её против. Говорит, что я «лимита»… А ехать из Москвы Надя сама не хочет.
Евдокия Ивановна (выразительно). Какая глупая женщина её мама! (Хватается за нос и спешит в свою комнату.) У, нечистая сила! Не даёт поговорить с милым человеком… 
Геннадий (задумчиво). Странно как-то… Старая. Сморкается всё время. Одета чёрте как… А мне почему-то с ней легко. Понимаем друг друга… Даже уезжать от неё не хочется.

Занавес

  Продолжение - др. действия см. http://proza.ru/avtor/valery6