Колесо сансары

Гелена Труфанова 2
      - Ты здесь,Ананда? - он тяжело поднимается с камня,годы берут свое.Вернее уже взяли что ни говори. -Я здесь,мой господин! - от привычки называть его господином я не избавился за все годы странствий. "Ох,Ананда,сколько раз уже повторять тебе не называть меня господином". Да,он перестал быть господином с тех пор ,как душа его умерла после страшной чумы,отнявшей всех,кого он любил. Умерла,чтобы возродиться для новой жизни. И я,Ананда,бывший хранитель покоев принца Гаутамы,а ныне его первый ученик,шел вместе с ним по его новому пути.
      Он не был легким этот путь.Поначалу я шел с оружием,но принц настоял ,чтобы я оставил его:"Друг мой ,разве твоя острая сабля могла остановить чуму,разве стрелы воспрпятствуют смерти и старости?".Я возражал ему тогда:"Чуму может и нет,но вот после чумы здесь наверняка полно разбойников - мародеров,а уж они-то сабли боятся больше чумы". И господин мой печально улыбнулся:"А кто такие эти разбойники? такие же несчастные как и мы. Они так же потеряли все и отчаялись.Но надежда должна остаться в их сердцах".
      Я привык мыслить практично и надежда на сердца разбойников меня мало вдохновила.Но мой принц был прав. Когда мы и в самом деле встретили каких-то жутких оборванцев,Гаутама заговорил с ними почтительно и любезно,чем поставил их в тупик:"Кто ты такой,что говоришь с нами как с брахманами?" Ответ ошеломил не только их.но и меня:"Я не называю брахманом человека только за его рождение,я называю брахманом того.кто свободен от привязанностей и лишен благ,кто говорит правдивую речь,никого не обижая".
        Не знаю,были ли разбойниками эти нищеброды,но ушли они пораженные. Еще бы,с ними впервые в жизни говорили по человечески. 60 лет прошло с тех пор. Были у него ученики и противники,его слушали и гнали,его восхваляли и проклинали.Ибо он противился как жизни в мирских наслаждениях так и строгой аскезе. Он выбрал срединный путь,путь равновесия и духовного совершенствования.А я был рядом,помощником и спутником.
    Теперь мы шли в гости к сельскомк кузнецу Чунде,который пригласил учителя заночевать у него.Друг мой шел медленно,опираясь на посох:80 лет не шутка,но он всегда ходил пешком."Ананда,ты слышал новости о нашем княжестве?"  "Да мой господин. Говорят оно вошло в царство Магадха. Может зря вы покинули свой престол?" Нет,Ананда,царь Магадхи Бимбисара мудрый и зоркий правитель. Шакьям,нашему народу будет хорошо под его рукой.Знаешь,он сам ходит с караванами по свету,отмечая врагов и друзей". "Мудро ли это господин? так можно погибнуть,оставив народ без царя". "Ну Ананда,ты прекрасно знаешь,что погибнуть можно и сидя на троне".
     Старый я дурень,так разбудить воспоминания! Но вот и домик кузнеца,который встречает нас со всем многочисленным семейством. Учитель беспокойно понюхал воздух:"Ананда.когда сядем обедать,ты положишь мне все мясо,понятно?" "Но что случилось?" " оно испорчено,я же чувствую.его нельзя есть всем".
     Я пораженно уставился на него:"Господин мой,да я немедленно выброшу эту погань". Он печально усмехнулся:"Ты столько проходил со мной и не понял главного - нельзя обижать людей недоверием".
      Мы съели это мясо вдвоем,я Ананда,бывший хранитель царских покоев,бывший ученик Гаутамы - Будды,ныне умираю рядом со своим другом. Колесо сансары завершило свой круг. Я надеюсь на это.