Стирка белья и Теория Относительности

Арарат Пашаян
 Кто в возрасте двадцати двух лет покидал отчий дом и оказывался в новом (чужом) и очень большом городе, меня поймет и представит, какие ощущения и тревоги мне приходилось преодолевать ежечасно, пока постепенно и медленно вживался, а потом всецело окунулся в эту бурлящую жизнь, и казалось, что я всегда жил в Москве.
В самый разгар процветания развитого социализма, когда советские люди стирали бельё вручную, сфера услуг общественного обслуживания полностью отсутствовала, а привыкший и немного уставший от всех невзгод и неудобств Советский народ, время от времени, для забавы, задумываясь о будущем, с юмором задавался вопросом, а вдруг действительно построим коммунизм?
В разрыве от существующих реалий, дети (хоть и условия для их ухода, поддержки здоровья и воспитания были скотскими), продолжали рождаться, ходить в школу, поступать в вузы и в аспирантуру…
С первого сентября 1973 года я был зачислен в целевую аспирантуру в один из престижных НИИ Москвы.
Нет смысла углубляться в дебри обсуждения особенностей и деталей процесса преобразования юноши - армянина с армянским образованием в молодого ученого - участника и победителя множества конкурсов и смотров.
Тут уместна поговорка: не я первый и не я последний. Как все, так и я.
Однако, каждый из нас проживал свою жизнь со своим специфическим юмором, приобретениями, потерями, восторгом и разочарованиями…
К нам в НИИ приехали по направлению из Ереванского госуниверситета дипломники, физики - теоретики, для выполнения дипломной работы.
Я с ними сразу сблизился и для них стал старшим «братом».
Я тогда был уже «стариком» будучи «на выходе на защиту», и они очень ценили наши взаимоотношения. Хотя иногда и злоупотребляли моей добротой.
К факту их чрезмерного частого посещения  в знаменитое в те времена кафе «Метелица», откуда они возвращались в общежитие поздно, слегка пьяными и очень голодными, я относился с определенным снисхождением, хотя сам  не люблю бесцельно прыгать на танцевальной площадке и завязывать мимолетные знакомства с незнакомками.
Я не буду рассуждать на тему, как можно прожить в Москве, имея источник «доходов» в размере моей «роскошной» аспирантской стипендии в 72 рубля в месяц. Однако, после появления этих ребят из Еревана, я почувствовал, что мои брюки спадают с пояса, так как они практически кормились у меня и никогда не задавались вопросом, а есть ли у меня на это возможности?
Тем не менее, я никогда на них не сердился и оценивал все это отсутствием должного семейного воспитания.
Мне казалось, что они привыкли к тому, что везде имеется некий очаг, где тебя должны кормить и никогда не требовать за это ничего, как в доме у родителей…
Несмотря на некоторую раздражённость по отношению к этим бесцеремонным молодчикам, мне нравилось беседовать с ними, а иногда полемизировать и пофилософствовать. Надо признаться, что они имели весьма своеобразное мышление.
Однажды, во время разговоров ни о чём, я решил то ли похвастаться, то ли преподать «мастер класс» из области «техника хозяйствования» и прочитал им маленькую лекцию на тему «Как осуществить качественную и бесконтактную стирку белья, в частности рубашек».
Суть моего нововведения (сейчас бы обозвали «инновационного проекта») заключалось в следующем. Вечером, перед сном берём чистый тазик, насыпаем на дно немного стирального порошка (тогда в магазинах продавались шедевры советской легкой промышленности – стиральные порошки «Лотос» или «Новость») и сверху открываем сильную струю горячей воды. Раствор сильно перемешивается, в результате чего образуется обильная пена. На воздушную гриву этой пены бросается грязная рубашка, которая под действием гравитационных сил постепенно мокнет и опускается, а под конец полностью покрывается пенной водой. Даём отстояться на ночь.
Утром сливаем воду темного цвета и снова повторяем процедуру пенообразования с мокрой рубашкой на дне. Эту процедуру повторяем три-четыре раза, пока смывающаяся вода перестанет пениться и окажется прозрачной.
Деревянной палкой поднимаем мокрую рубашку и надеваем на вешалку, которую вешаем на горизонтальной перекладине над ванной.
При такой «бесконтактной» технологии стирки руки можно вообще не мочить, кроме этого, при такой сушке рубашка не нуждается в глажке, так как она вся выпрямляется во время сушки.
Рассказав так подробно и, как мне показалось, увлекательно и столь же убедительно, я ожидал бурной реакции и достойной оценки моих знаний и навыков со стороны слушателей - молодых дипломников. Однако, вопреки моим ожиданиям, один из них, смачно вдохнув воздух, без признаков какой-либо робости, спокойно сказал:
- Твои методы устарели. Я давно пользуюсь новыми, более современными приемами. При этом «стирка» обходится вообще без воды.
- Как это так, - несколько сконфуженно и растерянно, попробовал возражать я.
- Мою теорию можно назвать «Теорией относительной стирки».
- Ну, раскрой свои секреты! Не томи! Как ты это делаешь?
Наш изобретатель сделал театральную паузу, убедился, что ему удалось заинтриговать слушателей и с загадочной улыбкой стал излагать свою «теорию».
- Заходишь в магазин и для разнообразия покупаешь три рубашки разных цветов. Распаковываешь первую рубашку и непрерывно и долго носишь ее. Когда чувствуешь, что она уже не пригодная для ношения, снимаешь ее и вешаешь в гардеробе, на вешалке, рядом с теми двумя чистыми.
Одеваешь вторую рубашку и носишь ее чуть дольше, чем первую, и вешаешь ее рядом с первой.
Одеваешь третью рубашку и ходишь в ней, пока она отвердеет от грязи. И когда ты подходишь к гардеробу и вешаешь эту, окаменевшую третью рубашку, то первая на ее фоне кажется белоснежной…
Таким образом, ты утром выходишь гордо и идешь на работу, так как на тебе белоснежная и «чистая» рубашка…
Настала тишина. Я мог бы многое сказать, возразить, переубедить или доказать ему, что его теория «работает» только для изолированных систем. А для открытых систем, в которых обитают люди - его коллеги, знакомые, друзья, случайные прохожие и пассажиры метро и электричек, необходимо рассматривать и их ощущения или реакцию.
Рассказчик настолько был увлечен рассказом и безупречностью своей инновации, что я решил оставить его в своих иллюзиях.
Я невеликий специалист и знаток теории относительности Эйнштейна. Но когда я в молодости изучал её (теорию), мне казалось, что она содержит много философских тайн и загадок, что впрочем, впоследствии было доказано.
Но о том, что найдутся «теоретики», которые способны так странно ее трактовать, не подозревал.
Не зря в изречении Екклесиаста говорится:

Во многой мудрости
Много печали,
Кто умножает познание
Умножает скорбь….

Да уж точно, такая трактовка и нагнетает печаль и скорбь. И это все со специфическим запахом…
А я, несмотря на широкое внедрение в быту полуавтоматических методов стирки, с применением стиральных машинах, до сих пор пользуюсь своим бесконтактным способом стирки белья, так как на практике убедился, что он (способ) не потерял свою актуальность.

26.03. 2014
г. Брянск.