Размышления

Валерий Захаров 39
Однажды, когда я стоял на крутом  берегу реки, любуясь открывающейся панорамой,  мимо меня пробежал человек, и бросился в воду. Он был в костюме, в очках, и с портфелем, словом, в таком виде, в каком ходят чиновники  в своих офисах.   И, тем не менее, этот человек  оказался в реке. Он мне явно кого-то напоминал, однако разглядеть его я не успел, поскольку  пробежал он очень быстро, да и зрение у меня оставляет желать лучшего….
 Моя рука потянулась развязывать галстук, но замерла на полпути. Кто же  этот чудак?  Как он здесь оказался? Я не слышал шума проезжающей машины, места тут безлюдные…  Я  подбежал к краю обрыва, но замер в последний миг.  Зачем я это сделал? Хотел броситься в воду, чтобы спасти его? Но ведь я сам едва могу плавать, и плещусь вместе с детьми у берега. Интересно, бросил он портфель, или продолжает держать его? Что в этом портфеле? Папки с докладами морскому царю, или кирпич, чтобы быстрее уйти на дно?
Человек молча боролся за свою жизнь, в то время как меня одолевали сонмы мыслей:
Что хотел этот человек? Утонуть? Но почему у меня на глазах, ведь я мог попытаться его спасти! А может это провокация, и поддайся я на неё, он сам утопил бы  меня?
 Человек продолжал исступленно  бить руками по воде. Почему он не зовёт на помощь? Возможно, он немой? А может, это какой-то социальный эксперимент, и где-то поблизости затаился оператор с видеокамерой?
Движения человека становились всё медленнее, его голова стала чаще скрываться под водой. 
   Похоже, он действительно  хотел утопиться. Если я его спасу, то  обреку его в бездну несчастий,  которых он пытался избежать столь радикальным способом.  А вдруг, это инопланетянин, который изучает человеческую природу? 
Тонущий продолжал бороться за свою жизнь, однако по всему было видно, что он обречён. Дурак,  –  подумал я,  – надо было выпить, как следует, набить карманы камнями, связать вместе шнурки ботинок, и тогда мучения прекратились бы гораздо быстрее, да и мне он не причинил бы столько моральных страданий.  Есть же такие люди, которые желают досадить другим. Шёл он мимо, видит, стоит на берегу человек, любуется природой. Дай, думает, испорчу ему день, утоплюсь на его глазах. 
А может, всё совсем не так?  Заела жена, достали дети, загрызла тёща,  надоела работа,  бросила любовница? Или, например, родился третий ребенок,  банк описал за долги квартиру, оговорил приятель, завели уголовное дело…. Да мало ли чего!
Интересно, бросился бы он спасать меня?  Вряд ли, если он сам себя утопить решил. Кого же он мне  всё-таки напоминает? Жаль,  очки остались в машине.  Кстати,  по японским правилам, тот, кто спас, отвечает за спасённого. И придётся мне  отчитываться за этого психа всю жизнь! Мне от собственных детей покою нет, то туда, то сюда вызывают!  Нет уж, господа – товарищи, вольному  - воля, спасенному – рай! Я взглянул туда, где последний раз показалась голова тонущего. –  Прощай, брат! Испортил ты мне весь день!
Я повернулся, и пошел к джипу,  где дремал мой товарищ; однако его в машине не оказалось. Не было ни его, ни  портфеля с моей диссертацией, остался только запах дорогих сигарет, да серая фетровая шляпа. Напрасно я звал его, бродя по берегу. Куда он мог запропаститься, я так и не понял.  Ключи зажигания, он, видимо, забрал с собой,  поэтому мне пришлось добираться домой на попутке.