Ч. 3 Удача на войне переменчива

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/03/28/1810

Командование решилось, наконец, выводить подводные лодки в море. Самой надёжной в техническом отношении подводной лодке «Акула» разрешили вести самостоятельный поиск неприятельских кораблей. В темноте она едва не столкнулась с германским крейсером, а учитывая, что для погружения ей требовалось три минуты, большое счастье, что тот её не протаранил.

Потом она наткнулась на двух германских миноносцев, и с трудом от них ушла, отпугнув выпущенной торпедой. Но оба миноносца, как гончие зайца принялись её преследовать.

Лодка меняла курс, но ничего не помогало, те шли за ней, как привязанные. Так продолжалось, пока в чью-то светлую голову не пришла догадка. Откачивая воду из трюма, лодка оставляла за собой масляный след из-за того, что в воду попадало масло, вытекавшее из подшипников.

Терять было нечего, поэтому, рискуя подмочить электродвигатель, потерять плавучесть и уйти на дно, перестали откачивать воду. Изменили курс, и только так смогли уйти от своих настырных преследователей.

 После семи часов пребывания под водой аккумуляторные батареи полностью разрядились. Поэтому всплыли и пошли под дизелями, заряжая аккумуляторные батареи.

Докладывая о результатах похода, командир «Акулы» капитан 2 ранга Сергей Николаевич  Власьев, отметил, что торпеда, которой он атаковал германский эсминец, не взорвалась. Назначили для расследования комиссию, которая, основываясь на проведенном эксперименте, пришла к выводу, что командир подлодки прав, торпеды негодные. Пришлось дорабатывать все торпеды.

Когда читаешь о деятельности русских подводных лодок на Балтике в 1914 году, то видно, что, в основном, они занимались ремонтом. Каждый выход в море оканчивался какими-нибудь поломками.

 Иначе обстояли дела у немцев. В начале октября чудом совершенно случайно увернулся от торпед германской подводной лодки крейсер «Адмирал Макаров». На следующий день, 11 октября германская подводная лодка U-26 под командой капитан-лейтенанта графа Игевольфа Беркхайма потопила в устье Финского залива броненосный крейсер «Паллада»,

Ни один человек из экипажа крейсера в составе 597 человек не спасся. Единственное тело, которое удалось обнаружить, было старшего артиллериста «Паллады» лейтенанта Леонида Александровича Гаврилова, которое прибили волны к финскому берегу. Лейтенант сумел привязаться к какому-то дереву, скинул сапоги, но, судя по всему, погиб от переохлаждения.

Судьбе экипажа германской лодки завидовать тоже не приходится. После потопления «Паллады» подводная лодка потопила три парохода: «Фрак», «Печора» и «Земля», а в мае 1915 года – минный заградитель «Енисей».

 В августе 1915 года подводная лодка не вернулась из патрулирования. Считается, что она погибла у финских берегов, подорвавшись на русской мине. Погибли все 29 человек экипажа, включая и графа фон Беркхайма.


Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/31/1715

На фотографии: капитан-лейтенант Беркхайм, потопивший крейсер "Паллада".