Народный театр сыграет в Большом

Юрий Хозяинов
 
За более чем девяностолетнюю историю Тюменскому народному театру не раз выпадала честь представлять свое искусство на профессиональной сцене. Однако в новейшей его истории еще не было возможности выступать в «Большом» театре.

31 марта на малой сцене Тюменского драматического театра любители покажут премьеру водевиля «Вот что значит влюбиться в актрису» по пьесе русского классика Николая Некрасова.

– Считается, что водевиль – «легкий» жанр, но играть его сложно, – говорит режиссер-постановщик спектакля Владимир Шмаков.

Судите сами. На сцене комната – гримерка парижской звезды театра Дюмениль. Её крестница, служанка Луиза (Татьяна Шумейко), мечтающая о дебюте на сцене, готовит платья своей госпожи к вечерней премьере, одновременно прикидывая её роли на себя: «Ах, как мило, ах, как чудно, быть актрисой, всех пленять! Быть то королевой, то принцессой, то герцогиней – и так каждый вечер!».

Вдруг в гримерку, с трудом передвигая ноги, входит Дюмениль «Болезненным очам свет тягостен земной, и подгибаются колена подо мной» Нет, она не умирает – она репетирует. Актриса Светлана Роженас, играющая ее, – одна из самых опытных в народном театре. Но у нее не было ранее роли, в которой чуть более чем за час предстоит показать самопародию, лирические, драматические, комические и патетические сцены и даже фрагмент классической греческой трагедии. То есть весь диапазон современного театра, и он должен быть сценически оправдан, сыгран не «понарошку», а в полную силу. Ведь ей, Дюмениль, беззаветно влюбленной в театр, предстоит предстать перед пришедшим к ней юношей Адрианом циничной и расчетливой дамой, у которой все посвящено добыванию денег. Роль Дюмениль – центральная, но, как говорил классик, короля играет свита. Эта «свита» в постановке небольшая – всего три человека. Но тем и интересен, тем и сложен именно этот спектакль, что в одиночку его не вытянуть. Он получится таким, каким его хотел видеть автор, и добивался от нас, актеров, режиссер если все будут играть "на всю катушку". Слабая игра одного разрушит впечатление от легкого и занимательного водевиля.

Роль провинциального стряпчего Пьера-Антуана Дюрваля досталась автору этих строк. По сравнению с Дюмениль, она второго плана, занимает немного сценического времени, но и за это время мне необходимо будет показать диапазон его отношения к Дюмениль от «комедиантка, олицетворенный дьявол!» до «она и меня обворожит!». Работая над ней, я долго не мог решить для себя, кто в сцене знакомства Дюрваля и Дюмениль главный. Кто играет, как говорят «первую скрипку», а кто просто подыгрывает. Если исходить из количества произносимых слов, то в этой сцене главный Дюрваль. Но почему его настроение за несколько минут резко меняется? И вместо учтивых слов «сударыня», «прекрасная женщина» из уст Дюрваля вырывается грубость? Он готов эту актрису разорвать голыми руками. Почему? Что произошло? Автор никак не помогает актрисе: реплики её спокойны, я бы даже сказал, нейтральны, их очень немного. Конечно, сказать можно что угодно. Но, я уверен, эти контрасты настроения Дюрваля должны на что-то опираться – и эта опора в игре партнерши. Актриса Роженас должна отыграть эту сцену так, чтобы для зрителей, сочувствующих Дюрвалю, его поведение стало оправданным и единственно верным для любящего отца. «Мы поступили бы точно так же», – сказали бы они после спектакля.

Роль молодого поэта Адриана Дюрваля досталась дебютанту нашего театра Алексею Шешукову. Сыграть наивного молодого провинциала, еще не отличающего правду жизни от театральных условностей, такому же молодому человеку только кажется, что просто.

Адриан, возможно, впервые попав в театр, так обворожен его волшебством, его чистыми и светлыми чувствами, что буквально опьянен им. Дюмениль, приняв его за одного из своих многочисленных и назойливых поклонников, выполняя просьбу отца юноши, берется излечить парня от любви к театру. Но все кончается несколько по-другому. Шешуков настолько естественен и органичен в этой роли, что после первого показа ко мне подходили зрители и спрашивали: «Алексей и вправду ваш сын?».

Кажется, что наиболее простая роль досталась Татьяне Шумейко, но именно она – главная в свите Дюмениль. Ей необходимо не только сказать, что актрисой быть приятно, но и своей игрой доказать это. Она рассказывает о многочисленных поклонниках актрисы, обнаруживает их записки – всем этим доказывая, что Дюмениль – звезда.

Безусловно, водевилю положен счастливый конец. Каков конец этой истории, вы узнаете, когда 31 марта придете в Тюменский драмтеатр. Мы вас ждем! Начало в 19 часов.