Час зверя

Олег Демченко 2
Оборотни — кто они такие?  Есть ли они на самом деле или нет?
В  народе о них рассказывают издавна, будто  колдуны и ведьмы умеют вселяться в  животных, зверей или птиц.  То есть тело его лежит, как мертвоё, а душа  в образе птицы или зверя рыщет в стороне и, если его  тело  в это время перенести в другое место,  душа  не сможет вернуться назад, и он до конца своих дней останется в облике зверя...
В Непале некоторые племена используют древнейшую магическую практику превращения человека  в зверя для зверской кровной мести. Кровник убивает тигрицу,  берет одного её тигренка с собой, выкармливает его, общаясь с ним по правилам особой практической магии.  В определенный час, в полнолуние, совершается то, ради чего это делалось  -тигр, в которого вселилась душа мстящего человека, разрывает  своих кровных врагов на куски.
Если же этот тигр будет ранен, он старается, во что бы то ни стало, добраться до той хижины, откуда вышел, чтобы душа человек смогла вернуться в свое тело. Если же он будет убит, все селяне  идут хоронить  мертвое тело колдуна.
Способность переселяться в животных и в наши дни хорошо известна народам, сохранившим тайную практику магии и колдовства. И все-таки  это существо всего лишь  представляет собой странный симбиоз человека и зверя. Настоящий оборотень  не используй тело животного: он сам весь целиком, оборачивается в другую сущность - как бы вывора¬чивается иной гранью, которая выглядит как зверь, птица, куст и т.д.
Например, из древности к нам пришло понятие «волкодлак» – от слов «волк» и «длак» - шерсть.  Волкодлак — это человек,  который принимает облик волка в одном и том же теле. Рана, нанесенная  такому оборотню, остаётся на теле колдуна или ведьмы.
Оборотни использовали разные приемы для перехода из одного состояния в другое  - "Удариться об землю", "вокруг себя обернуться", через какой-нибудь предмет "перекинуться".
В одном из сел Смоленской губернии, - рассказывается в древнем поверье, - жил мужик, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно — и пропадет.  Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и  вынули его. С тех пор мужик  пропадал три года без вести. Один знахарь посоветовал его родственникам  воткнуть нож на прежнее место. Те так и сделали. Вскоре  пропавший мужик пришел в свою избу. Но весь обросший волчьей шерстью. Истопили баню, положили оборотня на полок и стали парить веником — волчья шерсть с него сходила с него клоками. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, как он обращался в волка. Перекинувшись обратно, становился человеком.
Будучи в образе зверя он сохранял мысли и чувства  человеческие, даже не мог есть сырой нечистой пищи. А, когда этот оборотень подходил к воде там отражался не волк, а человеческий образ.               
И вот нож убрали. Век бы ему бегать волком, если бы не воткнули нож обратно.
В одном из племён Дагомеи существует и такой способ трансформации человека в животного.
«Наконец барабаны стали бить тише, - пишет очевидец, - на сре¬дину вышли три жреца фетиша, держа в руках цыплят и козленка – ритуальные жертвы, заменявшие прежде обязательнее человеческие…
Главный жрец фетиша начал петь еще громче, чем  раньше. Барабан снова начал бить громко и быстрей вдруг мне показалось, что глаза у меня сейчас вылезут из орбит: сразу  за девушкой, на границе мерцающего света, я увидел тень животного, я не успел выразить своего удивления, как передо мной появился взрослый, сильный леопард …
 Еще два леопарда появились позади девушки. Они величественно прошли через площадку, и все трое исчезли в тени деревьев. Больше всего меня поразило то, что я отчётливо видел в зубах одного из леопардов цыплёнка».
Иногда люди становились оборотнями против своей воли. Бытовало поверье, что если оборотень искусает человека, то жертва тоже становится оборотнем.
Учёные утверждают, что под влиянием тотемизма, анемизма   и употребления наркотических веществ в питании, в средние века возникла некая, повергающая, в ужас, болезнь – ликантропия.
Вспышки её чаще всего наблюдались в полнолуние.
Пораженный ликантропией быстро изменяется внешне. Один за другим следуют этапы страшного  при¬ступа: озноб, лихорадка, головная боль, жуткая жажда, руки распухают и удлиняются, кожа, как у прокажённых, грубеет и  затвердевает; тело зарастает волосом, дыхание затрудняется.  Больной рвет на себе одежду, рассудок его помутняется, и им всецело овладевает жажда крови… 
Превратясь в волка и удовлетворив свою кровожадность, ликантроп  падает в лесу замертво на землю и  просыпается , превратившись снова в человека, только  к утру.
Если верить преданиям, зыряне людей оборачивали в волка или медведя. По старинным рассказам  жителей Вятской  губернии у них водились такие колдуны, что целые свадьбы могли оборачивать в волков. «Едет свадьба под венец, или из-под венца, - и всю свадьбу сделают волками; навсегда так и бегают».
Но и этим родом оборотней не исчерпываются виды их превращений – в лите¬ратуре художественной, в фольклоре,  в  живых свидетельствах, а сегодня и в телесообщениях эта тема занимает  огромное место.
Ещё в «Слове о походе Игоревом» говорилось:


«Князь  Всеслав  людей судил,
князьям города дарил,
а сам серым волком рыскал в ночи -
из Киева в Тмуторакань
поспевал до рассвета,
великому Хорсу путь перейдя.
Ему в Полоцке позвонили
к  заутрене ранней
в колокола святой Софии,
а он в  Киеве слушает звон.
В дерзком теле душа колдовская жила,
а напастей она избежать не смогла
и  страдал он…
И об этом Боян
спел припевку  ему:
«Ни мудрому, ни лукавому,
ни колдуну вертлявому
                суда Божьего не миновать»!

                (Перевод О. Демченко)

А помните стихотворение Василия Федорова «Русские сказки», ставшее   песней:

До жалости, до огорчения
меня волнует с детских дней
таинственное обращение
людей в животных и зверей.
Мороз по коже, дыбом волосы,
Когда, уставя умный взгляд,
они в беде заговорят
тоскливым человечьим голосом…

А вспомните: «Не пей, Иванушка, водицы из козлиного копытца — козленочком ста¬нешь!». Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк…

Опубликовано "Чудеса и приключения" 2014  "Зов луны"