М... к это торговая марка

Юрий Комболин
Торговая марка – это, в моём понимании, и некий графический символ фирмы, которая стоит между производителем товара и его потребителем, и то, что можно считать её авторитетом у этих двух сторон: понятия взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Уверяю вас, много пришлось потрудиться братьям Елисеевым, чтобы их фамилия стала нарицательной, обозначавшей продовольственные магазины, которые и по ассортименту, и по обслуживанию, и по качеству товаров заметно выделялись в дореволюционной России. И редчайший случай в мировой торговой практике: даже после смены хозяев эти магазины, по крайней мере в Москве и Ленинграде, остались недосягаемы для других торговых предприятий Союза по отмеченным нами показателям - так велики были сила и обаяние традиции, или, как бы сейчас сказали, торговой марки. Ею, само собой, была помечена продукция, выпускавшаяся на предприятиях Елисеевых, скажем, их фирменное шампанское, и ею незримо отмечен был любой товар, попадавший на прилавки елисеевских магазинов.
Воистину, славно надо потрудиться, чтобы торговая марка состоялась. Потому что её невозможно просто заявить, её надо заработать. Каждая улыбка, каждый жест продавца, обязательность и исполнительность курьера, точный вес приобретаемого, высокое качество товара, его внешний вид, его подача – всё это и многое другое, явное и неуловимое для клиента, создаёт торговую марку, делает её весомой, вызывающей доверие людей, которые ещё и покупатели.
В Европе есть такие марки и сейчас. Они так звучны и за ними столько надёжности, что их выносят на видное место реализуемой продукции. Например, гамбургская фирма M...H, производящая компьютеры и другую электронную продукцию, выносит марку на лицевую панель своего товара. И это гарантия качества. И хотя фирма торгует не только тем, что производит, клиенты относятся с доверием ко всей аппаратуре, которая идёт с её прилавков: собственной, имеющей на панели торговую марку, и чужой, такой марки не имеющей – таков авторитет у M...H.
В Петербурге эта фирма уже три года работает своим дочерним отделением М...к, обслуживают которое только российские специалисты, своей главной задачей считающие оснащение офисов молодого российского предпринимательства добротной электронной аппаратурой.
К тому времени, когда петербуржцы оформили свои отношения с этой гамбургской фирмой, они уже три года были коллективом, сработавшимся на торговле товарами, поставлявшимися в нашу страну одной из западных фирм. И, надо сказать, это партнёрство сыграло не последнюю роль в контактах с деловым Гамбургом: немцы, как оказалось, всё это время присматривались к будущим российским коллегам. И только когда убедились, что им можно доверить свою торговую марку, что она с помощью этих людей не только обретёт известность, но и закрепится на российском рынке, пошли на контакты и доверили ведение дел дочернего предприятия, созданного специально под этот коллектив.
Не прошли даром три года предварительной работы и для россиян: наработаны контакты и связи, освоены европейские приёмы обслуживания клиентов (а может, восстановлены забытые было дореволюционные), приобретён опыт, необходимый для самостоятельной деятельности в рамках солидной западной фирмы. И всё это реализовано в полной мере в сотрудничестве с гамбургскими предпринимателями.
Сейчас М...к в Петербурге – это цены ниже, чем у основных конкурентов, это товар только самых последних модификаций, включая десятки видов компьютеров, модемы, матричные, струйные лазерные принтеры, факсимильные аппараты, сканеры, копировальные машины, машинки для счёта купюр, мини АТС, сейфы и полный набор расходных материалов, и гордость фирмы – устройства бесперебойного питания, продажу которых в России, Великобритании и США доверили только М...к. Разумеется, всё перечисленное имеется на складе и может быть поставлено клиенту по первому требованию. Для этого имеется солидный собственный автопарк и обширные складские площади. Конечно же, есть и своя ремонтная служба, обеспечивающая безусловное соблюдение двенадцатимесячной гарантии практически по всей реализуемой фирмой технике.
Качество и современность техники, её адаптированность и цена, гарантия обслуживания и доставка, а также стиль работы коллектива, ставящего превыше всего интересы клиентов, и привлекает их в М...к: только устройством бесперебойного питания оснастили свои службы практически все банки Петербурга, мэрия, многие издательства, газеты. И особенно их оценили частные медицинские учреждения. Кстати, приобретая такой блок, они попадали в неплохую компанию – устройствами бесперебойного питания, в частности, американской фирмы Exide Electroniks, оснащены такие гиганты науки, обороны и бизнеса, как NASA, дальняя авиация США, ВВС США, ЦРУ, IBM, Digital, Llog,s и другие. Именно продукцией этой фирмы, причём. Всеми четырьмя наисовременнейшими разработками её, и торгует М...к.
Нет, лежалый товар здесь не подсунут клиенту. И чтобы он об этом знал, фирма стала ежеквартально выпускать каталог товаров. От многих каталогов он отличается тем, что здесь даны не только технические параметры каждой модели каждого вида имеющегося в продаже аппарата, но и опубликованы короткие до жёсткости, способной растрогать и удовлетворить и начинающего любителя и крутого профессионала, статьи о стандартах, особенностях предлагаемой техники, принципиальном отличии дорогих моделей от дешёвых, опубликованы графики и схемы, позволяющие оценить тот или иной тип нужного аппарата. И всё это наглядно, в сравнении с подобными, без утайки недостатков и преимуществ, которые носят название особенностей, а перечень последних позволяет любому выбрать именно то, что требуется каждому клиенту.
И каждая строчка этого каталога работает на престиж М...к, потому что она безупречно честна: этим сброшюрованным двум десяткам страниц великолепной мелованной бумаги место на книжной полке для справочной литературы самого требовательного профессионала-электронщика. Но и я, не будучи таковым, нашёл место каталогу от М...к среди своих словарей и справочников. Кстати, кроме всего прочего, владелец каталога имеет право на 15-процентную скидку при покупке в магазине фирмы.
Этот сюрприз – часть традиционной предновогодней кампании, называемой в странах Европы великой рождественской распродажей, которая захватывает. Как зажигательный танец, самого холодного скептика, заставляя, да-да, буквально заставляя, в эти два последние месяца года приобретать кучу всякого добра. А как же иначе? Ведь всё предлагается с такой огромной скидкой, особенно ощутимой, если берёшь крупную вещь, вроде компьютера.
Организация рождественской распродажи своих товаров в Петербурге для М...к – это приобщение горожан к великому таинству цивилизованного бизнеса, который, будучи удачным весь год, в последние месяцы делится частью своих доходов с окружающими.
И это тоже делает авторитет торговой марки  фирмы. Приобщая своим товаром российских предпринимателей к самым современным разработкам электронной техники, без которой цивилизованный бизнес уже немыслим, сотрудники М...к делают многое, чтобы свидание нашего делового человека с этой самой техникой состоялось и прошло, как говорят у дипломатов, в духе взаимопонимания.
С 30 ноября по 3 декабря М...к покажет себя в Минске на международном салоне «Современный офис и банк – 93». По-сути, для фирмы это будет презентация минского филиала, который, откроем секрет, уже работает. А до этого только в 1993 году были ещё три крупнейшие международные выставки с участием М...к и ещё одна будет.
Когда есть, что показать, почему бы и не показать. Вот только мне думается, что, быть может, стоило бы организовать величайшую выставку торговых марок – этих скромных знаков, за которыми так много кропотливого труда. Уверен, марка М...к там бы не потерялась.

Телефон М...к:
Журнал All information,№ 31, 6 декабря 1993 г.