4. Аргонавты - это диагноз

Олег Юдин
Самое смешное, что в подвале было ни капельки не страшно.
Подвал как подвал, подумалось Ванечке, хотя это был, кажется, первый подвал, который Ваня обследовал. Впрочем, неважно. Ничего необычного Ваня не встретил ни на лестнице, спускающейся вниз, ни в подвальном коридоре, тянущемся вдоль всего подвального пространства и пять раз пересеченном перпендикулярно проходами в обе стороны. Коридор заканчивался не очень высокой, в Мамин рост, металлической дверью тёмно-зелёного цвета. Дверь была заперта. Ваня был слегка разочарован: разве ради этого коридора стоило так волноваться, придумывать трюк с получением разрешения от дяди Буди, экипироваться по последнему слову дедушки? Разве нужно было делать бандхан?
А Изя? Где в этом безобидном коридоре можно так изувечить свои запястья?
Ваня озадаченно почесал затылок, вытер нос, который вместе с глазами начал предательски намокать от разочарования.
Дааа… Придётся возвращаться: делать нечего в этом подвале.
- Однако, как настоящий исследователь, как сын научных работников и потомственных военных, я обязан собрать полную информацию даже из столь скудных источников, – приободрил себя Иванушка и принялся методично проверять коридоры. Но все двери были заперты.
- Ничего! – оптимистично повторял Ваня, дергая ручку очередной двери.
Непроверенных дверей становилось всё меньше и меньше. Оптимизм постепенно покидал мальчика. И вот, когда малыш проверил последнюю оставшуюся, по его мнению, дверь, он понял, что не остаётся ничего другого, как бесславно возвратиться восвояси – и на этом приключения закончились!

Сначала Ваня чуточку расстроился и даже сказал:
- Уважаемый подвал, моя Мама говорила о тебе много приятных вещей. Я пришёл познакомиться и поиграть с тобой, а ты или спишь, или занят своими важными делами. Видимо, я пришёл не вовремя. Хорошо, я ухожу, а потом вернусь с Мамой, когда у тебя появится минутка для общения со мной. До свидания, подвал!
Вежливо попрощавшись с подвалом, Ваня пошёл к выходу. Он шёл долго, сделал много поворотов, устал – и понял, что заблудился. Тогда он обратился к подвалу:
- Значит, ты всё-таки не хочешь отпускать меня? Ты хочешь пообщаться со мной? Я очень рад и благодарен тебе, милый подвал!
Из-за ближайшего поворота неторопливо, словно нехотя, прилетел звук шагов. Вернее, частый топот маленького пони. Или ёжика.
Короче, по коридору, быстро перебирая ногами, кто-то двигался.
Через несколько секунд из-за поворота появилась большая крыса серого цвета. Конечно, она была меньше, чем Ваня, но не настолько меньше, чем, например, Мама или Изя. Хотя, это совершенно понятно.

Увидев Ваню, крыса остановилась и села на задние лапы. За спиной серой обитательницы подвала виднелась та часть хвоста, которая уже прибыла из-за поворота.
- Ну, вот, – подумалось Ване, когда он узрел пришедшее с неопознанной пока что целью животное. – Это – дракон. Сейчас он меня съест.
- Да шо вы в самом деле, я вас умоляю! – возникла в голове Вани фраза и стала развиваться: – Или вы не наблюдаете, шо я – самая вульгарная подвальная крыса и порой даже своей фамилии наследственной не помню, хотя она на моей исторической родине, уверяю вас, самая популярная?
- Вы умеете разговаривать? – вслух спросил Ваня.
- Ах, не напрягайте так ваши голосовые связки, молодой человек. Я и без того прекрасно читаю все ваши мысли.
- Я тоже могу читать, – обрадовался Иванушка, – у меня много книжек. По-русски уже очень хорошо – там ведь всего 33 буквы, а на санскрите я только разговариваю.
- Со словарём? – осведомилась крыса и пристально посмотрела на Ивана генетически печальными большущими глазами.
- Взгляд как у Изи, – пронеслось в голове Вани.
- Заметьте, вы сами это сказали, – пожалуй, чересчур поспешно заявила крыса-телепатка.
- Вы кто? – вежливо спросил Ваня, и чтобы крыса не посчитала его нахалом, тут же представился: – Я – маленький русский бог из семьи Саваоф, а зовут меня Иваном Кришновичем, – и добавил: – по батюшке.
- Очень, конечно, приятно, уважаемый юноша, – осторожно ответила крыса. – Однако, позвольте мне моё настоящее имя пока что не называть. Видите ли, весь опыт предыдущей моей жизни показывает, что представителям моей национальности лучше менять имена, делая их созвучными именам тех, на чьей земле мы обитаем.
- Как же вас величать прикажете? – уточнил Ваня.
- Крыс, просто Крыс. Так пока и зовите, если вас это не затруднит.
- Нисколько не затруднит, – улыбнулся и обрадовался вежливой деликатности собеседника мальчик.
- Позвольте осведомиться, молодой человек, как правильно произносить Вашу уважаемую фамилию: Саваоф или же Savva-off?
- Не вижу разницы, – честно признался Ваня.
- Действительно, – согласился Крыс, – разница лишь в написании, а писать я по жизни не умею.
- Не парься, друг, – вспомнил формулировку папы Иванушка, – зови меня просто Ваней.
- Тогда, молодой человек, позвольте задать вам последний вопрос.
- Позволяю, – кивнул Ваня.

- Как это может быть, что вы – русский, братец ваш старшенький – еврей, батюшка, как вы изволили выразиться, – индус; дядя Будда, похоже, – непалец, дедушка Рома и супруга его Света – вообще неизвестной нации?
- Если честно, я и сам не знаю, – не стал разводить философию, а честно признался Ваня. – Слышал только, как дедушка часто песню поёт. А слова в ней такие:
Молодость моя,
Белоруссия.
Песни партизан,
Сосны да туман…
А бабушка подпевает. Душевно у них получается. Видимо, секрет нашей многонациональности Мама знает. При случае спрошу у Неё – и обязательно передам вам Её объяснения, коль скоро таковые последуют.
- В таком разе приятно с вами познакомиться, – ответил удовлетворённый сообщёнными Ваней сведениями и озвученными им же заверениями Крыс и, поклонившись, как мог, продолжил: – Чем могу быть полезен подрастающему богу славной русской нации?
- Понимаешь, друг, – взял быка за рога Ваня – и всё, как есть, простая душа, Крысу выложил. Всё, без утайки.

Выслушав рассказ Ивана, Крыс несколько минут осмысливал услышанное. Потом он произнёс:
- Как я понял, Ваня, – ты позволишь-таки тебя так называть? – оптимальный выход в создавшейся ситуации – твоё скорейшее возвращение домой, верно?
- Я именно к этому и стремлюсь теперь! – горячо согласился Ваня.
- Честно признаюсь: показать тебе дорогу домой я не могу. Если бы я знал дорогу наверх, я бы не жил в этом подвале, а сбежал бы в верхний мир. О! Это – мечта многих живущих в подземелье!
- В подземелье? – удивился Иванушка.
Крыс осёкся, посмотрел на Ваню огромными печальными глазами и произнёс:
- Ой! Кажется, я сболтнул лишнее… – потом он застонал и заплакал, при этом не вслух, а телепатически – в голове мальчика. Именно акустическая невыразимость стонов заставила сердце Вани затрепетать от жалости. Крыс вопил:
- Горе мне, несчастному животному, не сумевшему сохранить секрет моей благодетельницы, которая по случайному совпадению является одновременно Матерью моего юного друга! Вечные мне презрение и поношение! Если бы у меня была голова, я бы незамедлительно и обильно посыпал её пеплом!..
- А где бы ты взял пепел? – спросил малыш.
- Действительно, где? – заинтересованно переспросил Крыс и тут же растерянно умолк.
Ваня подумал, что в столь непростой момент биографии надо как-то приободрить друга – и произнёс жизнерадостным голосом:
- Знаешь, Крыс. Ты, пожалуйста, не обижайся, но я тебе одну умную мысль скажу.
Крыс с интересом повернулся к Ване, а Ваня, воодушевлённый его вниманием, продолжил:
- Где пепел я не знаю, а голова у тебя – на месте. И она у тебя – в полном порядке!
Сказал – и ободряюще улыбнулся.
- Спасибо, ты – настоящий друг! – Крыс в благодарном восторге совершил немыслимый пируэт, напоминающий не то кульбит, не то сальто-мортале.
- В таком разе, приятно с вами познакомиться! – произнёс Ваня – и друзья весело засмеялись.

Насмеявшись от души, они сели на пол друг против друга. Ваня вытащил из кармана два маленьких сухарика с фруктовым запахом и один протянул Крысу. Грызя аккуратно, так, что на пол не упало ни единой крошки, Крыс ухитрился рассказать Ване всё, что знал про место, в котором они на данном этапе жизни оказались.
Подвал, созданный по проекту Ваниной Мамы, имел несколько особенностей, одной из которых была невозможность войти в помещения без знания паролей, которые Крыс назвал странным словом «заклинания». Пароли можно было узнать только у Мамы, и то, если у Неё об этом попросить и если Она согласится их дать просящему.
Чтобы проникнуть в какое-нибудь помещение, надо встать лицом к двери, ведущей туда и произнести соответствующий пароль.
- Кстати, сама твоя Мама заклинания называет мантрами. Звучат они как обычная тарабарщина, но – что удивительно! – работают безотказно, – сказал Крыс. – Как-то я захотел подслушать, как хозяйка произносит мантры – я ведь – телепат! – но получил такую фибрилляцию полушарий, что чуть голова не взорвалась. У твоей Мамы – очень сильный бандхан. Он умеет не только отражать атаки, но и сам атакует непонятным образом.
Ваня поблагодарил Крыса за комплимент Маме. Крыс продолжал:
- Впрочем, хозяйка сообщила мне одну мантру – и я всегда могу вернуться в ту дверь, из которой попал сюда.
- Вот здорово! – обрадовался Иванушка. – Значит, я не зря встретился с тобой – и мы немедленно отправимся в комнату, из которой ты пришёл?
- Там не совсем комната, мальчик, – вздохнув, произнёс Крыс. – Понимаешь, подвал устроен по-другому, не так, как ваш дом, а в подземелье вашего дома такое творится…
- Какое-какое-какое??? – в нетерпении затараторил Ванечка. – Теперь я очень-очень хочу попасть туда и не успокоюсь, пока не увижу, что там творится!
- Боюсь, молодой бог, вам в подземелье не слишком понравится, а может быть даже слишком не понравится, – Крыс вздохнул, выдержал паузу, доел свой «твикс», приняв из рук Вани второй сухарик, и сказал максимально доверительно:
- В то место, откуда я пришёл, мне меньше всего хочется возвращаться.
- Почему? – удивился Ваня.
- Я вряд ли проживу там даже день. Они меня тотчас же убьют!
- Мы дедушке Роме скажем – и он защитит тебя.
- Эх, Ванечка! – тяжко вздохнул Крыс. – Маленький ты ещё, многого не знаешь.
- Чего, например?
- Например, того, что меня даже твой брат Изя не смог спасти, а он покруче твоих дедушки и папы вместе взятых будет.
- Изя круче дедушки?! – так сильно Ваня ещё никогда не удивлялся. Подумать только! Смиренный и увлечённый систематизацией какой-то там информации Изя – круче самого супергиперметамегамахагениалиссимуса кавалера всего, что есть, чего нет, чего никогда не было и никогда не будет личного Ваниного дедушки Ромы и папы вместе взятых?!?!:(

Ваня долго молчал, потрясённый услышанным. Минуты две молчал, не меньше.
- Это ещё что! – продолжал откровенничать Крыс. – Если взять Изю, твоего дядю Будю и всё остальное мужское население твоей семьи, они всё равно не смогут тягаться с твоей Мамой. Вот где крутизна, понимаешь?!
- Ну, об этом-то я и без тебя знаю, – разочаровал друга Ванечка, – Она же – Мама!
- Хорошо, если это – любовь, а не культ личности, – сухо заметил Крыс.
Ваня не слышал раньше двух последних слов, но на всякий случай сказал:
- Для Мамы и культа личности не жалко.
И сделал бандхан.
В подвале погас свет. Ваня сидел в темноте и слушал мысли Крыса:
- В принципе, старый, много повидавший на своём веку Крыс привык к мраку, а вот молодой бог, наверное, испытывает дискомфорт. Проблема, мой друг Иван, ещё и в том, что само место, где можно подняться из подвала в дом, известно только твоей Маме. Я могу попытаться найти для тебя подушку и одеяло, но для осуществления поиска мне необходимо будет совершить вылазку туда, откуда я сюда прибыл.
- Если честно, дорогой Крыс, мне совершенно не хочется спать. К тому же, я захватил с собой одну интересную штучку, и мы можем сейчас кое-что посмотреть. Кажется, наступило самое подходящее время для этого.
- И что за штучка, если не секрет? – оживился Крыс.
- Хроники дедушкиных подвигов. У дедушки Ромы был ординарец Петька, который снял все его похождения на видео.

Ванечка извлёк из кармана дедушкин плейер и нажал кнопку с надписью «ом». Экран засветился в темноте.
- Забирайся ко мне на колено, – предложил Крысу сидящий в позе лотоса Ваня, – тебе будет удобней смотреть.
- А ты меня случайно не прихлопнешь? – проснулась генетическая осторожность Крыса.
- Друга?! Никогда! – от души заверил Ванечка.
- Вообще-то, боги не врут, – продолжил выпрашивать гарантии осмотрительный Крыс.
- Ладно тебе, – уже шёпотом произнёс Иванушка, – хватит выпендриваться, давай смотреть кино!
Крыс осторожно забрался на правое колено мальчика – и они увлеченно погрузились в события, развернувшиеся на экране.