О царстве Божием и церкви

Сергей Рыжков
«За дорогой кольцевой, как привет из прошлого,
Повстречался нам с тобой уголок заброшенный.
Опустевший старый дом, без вины покинутый,
И колодец под окном с небом опрокинутым.

Колодец, колодец, дай воды напиться,
Колодец, колодец, дай неба глоток.
Быть может, быть может, ещё возвратится
Счастливое время и в наш уголок».

Однажды живая вода была дана. «Если бы ты знала, кто говорит тебе «Дай мне пить», то ты сама просила бы у него, и он дал бы тебе воду живую». «Господин, дай и мне этой воды». «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Читающие этот отрывок Евангелия от Иоанна увлекаются происходящим действием и читают дальше, словно не замечая, что живая вода уже дана. Иисус исполнил обещание, данное им женщине – которое никто не мог отменить, включая его самого – и сделал это сразу же. «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Всё содержится в этом. Позови, твоего, и приди. С ним, или позвав его, назвав его себе перед этим, приди, к Богу. И только позвав его, приди. До этого ещё рано исполнять своё предназначение. «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё», - говорит после женщина Иисусу. Кто-то возвестит нам всё - этого она ожидала, и этот же смысл вложил Иисус в свои слова «Если бы ты знала, кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у него». Просила бы то самое «всё», ожидаемое ей. «У меня нет мужа», - говорит женщина Иисусу. У неё нет мужа, поэтому и «всё» у неё отсутствует. Она ещё не сделала ни шагу, не позвала никого, она лишь констатирует факт. «Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», - говорит ей Иисус. Но всё же вода дана, она не изменилась от того, муж или не муж тот человек, которого эта женщина «имеет». Христианская церковь, трактуя этот отрывок, делает акцент на «провидении» Иисуса, на том, как точно он «угадал», сколько «мужей» было у этой женщины. Это не имеет никакого значения, и ничего не подтверждает. Он лишь согласился, что она заблудилась в этой жизни. Но в вечности она осталась той же, как и её муж, которого ей предстоит позвать. Этот отрывок перекликается с другим, когда Иисус, отвечая саддукеям на вопрос, чьей женой будет в воскресении та, которую «имели женою» последовательно семеро братьев, говорит им, что в воскресении не женятся и не выходят замуж, но пребывают. А иначе говоря, были, есть и будут такими - по воле Бога.

«Вода, которую я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную», - говорит Иисус. Она даст ответ на главный вопрос человека. Она – это то, что каждый просил бы сам. Она сделает его счастливым. И Царство Божие – это человечество, состоящее из счастливых людей. Насаждение этого дерева есть принятие в себе Царства Божия, которое открывает человеку живая вода – истина. «Я на то родился и пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине», – говорит Иисус.

Основа христианской церкви иная. Её выразил апостол Павел в словах «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём». И снова мы встречаем «всё». В исполнении своего предназначения, в семье – в этом будьте послушны. «Я, как мудрый строитель, по данной от Бога мне благодати положил основание», - говорит Павел. «Которое есть Иисус Христос». Павел называет «Иисус Христос» то, что выражено им как «дети, будьте послушны родителям вашим во всём».

В то же время с утверждением Ницше, что вся христианская «истина» есть сплошной и подлый обман согласиться нельзя. Ницше неверно оценил церковь и попытался увидеть её слабость там, где она наиболее сильна. Эта её сила явственно проступает в притче о блудном сыне, которую приводит только евангелист Лука, бывший, как известно, сподвижником апостола Павла. Блудный сын, уйдя от отца, становится мёртв, а вернувшись, оживает. Мёртв тот, кто уходит от родителей, от их воли. Потому что он уходит в блуд, за которым, по мере расточения того, что есть, следует рабство у совершенно посторонних людей. Он уходит от родителей не исполнять своё предназначение, он не зовёт жену, она не зовёт мужа, они не идут к Богу. Девушка идёт на танцы, туда где есть «мальчики», считая себя для этого уже достаточно «взрослой», а в какой-то момент понимает, что ей как-то нужно выживать в этой жизни, хотя бы физически. Родители для сына прочат карьеру военного, а он хочет стать адвокатом. Ни то, ни другое не его, но в первом случае родители всегда будут рядом, они помогут и поддержат. Остаться с родителями лучше, чем уйти не своим путём. В этом факте, в том, что церковь опирается на него, её сила. Апостол Павел говорит прямо, что «ожидаемое», «желаемое» для церкви – это «телесное», которое она пожнёт у людей в обмен на посеянное ею в них «духовное». И что «если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?». То есть что цель церкви – материальные блага и власть. Не скрывая и даже подчёркивая, потому что отвергнуть чужую власть и не принимать «духовного семени» совершенно недостаточно для освобождения. Для этого нужна истина, а без неё, и пока человек не принял Царства Божия в себе, он уйдёт в блуд, за которым неизбежно, после растраты следует рабство. Пока истина неизвестна, церковь непобедима, и, следует признать, что отчасти её учение верно.

Монашки внутри свободнее, чем гулящие женщины и потому свысока смотрят на гулящих - если понимают, что те не знают своего пути и не идут им. Гулящие же свободнее, чем так называемые «замужние», которые вынуждены вести определённый образ жизни и привыкли к нему. Блуд выше рабства. Церковь же предлагает нечто более высокое, чем блуд – одиночество. «Не христианство уже сидело в Риме, но жизнь!», - восклицает Ницше, говоря об эпохе Возрождения и обвиняя Лютера в том, что тот искусственно продлил тогда существование христианства. Это была не жизнь, а лишь блуд, что заметил Лютер и подхватил оказавшееся ничьим знамя высших иерархов церкви, отступивших временно от её принципов.

Одиночество – это не Царство Божие, не «всё», и принявший его жаждет. А принятая женщиной у колодца живая вода достаточна для того, чтобы она не жаждала больше. Она может уйти от родителей и не попасть в блуд, а пойти в жизни своей дорогой. Ей не нужно «духовное семя», защищающее от блуда, поэтому нет оснований пожать у неё «телесное». Другие не имеют у неё власти, то есть родители, и следовательно церковь. Поэтому христианская церковь, имеющая не только ложную основу, но и определённую цель, становящуюся недостижимой по открытии истины, является естественным врагом истины, и врагом учения Иисуса Христа. И её наибольшая слабость проявляется там, где ей приходится иметь дело с основными положениями учения Иисуса Христа. В понятии «ближнего». «Они уже не двое», - говорит Иисус - «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Вы красивые, но пустые – так говорит Маленький Принц у Экзюпери другим розам, не его. Ближний – это слово выражает лучше всего место одного человека для другого.  Но не должно быть двоих, а одинокому человеку пусть все будут одинаково близки. И вот «хорошо человеку не касаться женщины … желаю, чтобы все люди были, как и я», - говорит апостол Павел. И вслед за ним, вторя ему «если кто приходит ко Мне и не возненавидит жены и детей, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» - единственный из евангелистов вкладывает подобные слова в уста Иисуса сподвижник Павла Лука. Христианская церковь – естественный враг семьи, и в этих словах нашла отражение не только ненависть церкви и её основателей к семье, но и страх перед ней. Ведь откроется истина, и очевидным станет беззаконие, и «тогда откроется беззаконник», как пишет апостол Павел.

«Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» - говорит женщина Иисусу, всё там же, у колодца. – Где моя настоящая жизнь? Отцы говорят, что на этой горе, и вот я пришла сюда. Ты говоришь, что всякий возжаждет опять, ты знаешь, что мне нужна другая, живая вода. В Иерусалиме? Нет, отвечает Иисус. «Не на горе сей, и не в Иерусалиме». «В духе и в истине. Бог есть дух». Не на этой горе и не в Иерусалиме. Не на этой горе – это не значит на другой. Не в Иерусалиме – не значит в другом городе. И не там, где перемешаны Иерусалим с горой.

««Представьте, что вам нужен совет врача». – спросил Сократ. – «К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?» Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным».

Счастливым – отвечают собеседники Сократа. Счастливым прежде всего. Он должен найти своё счастье. Только тогда он сможет относиться к нам по-доброму. А если он его ещё не нашёл, то ему ещё не до исполнения своего предназначения, и не до нас, он для нас как крот для Дюймовочки.

«Любящий другого исполнил закон» – говорит апостол Павел. Пока ты не любишь ближнего своего как самого себя, ты ещё не можешь любить другого – это то, что он не сказал. «Как самого себя» - это значит, что ближний – это и есть ты сам, в нём заключается твоя настоящая жизнь. Без него ты ещё «не сам». Позови и приди, возлюби Бога и ближнего – тогда ты следуешь заповедям, на которых покоится весь закон. Тогда ты будешь добр к остальным, и будешь нести им самого себя. Никакой другой любви им от тебя не надо. Так дерево, растущее в вечности, взрастает и в этой жизни.