Старухи. Сборник

Нина Набиева
  Энергичная
 В салон красоты вползла-впорхнула бабулька. Её ноги просто не успевали за  движениями её души! Глаза сияли, волосы развевались, руки летали, голос звенел. Многочисленные морщины излучали нешуточное счастье...
 - Я сегодня записана на маникюр, педикюр, стрижку, покраску и химию! С чего лучше начать?
 - Бабуля, а простите за нескромный вопрос, сколько вам лет?
 - Восемьдесят девять!!!!!!!
 - Да вы никак замуж собрались?
 - Правнучку замуж отдаем! Пусть сваты видят, какая она через семьдесят лет будет!


 Божий одуванчик
 На трамвайной остановке стояла бабулечка,  к которой иное определение не подходило вовсе. Абсолютно белые волосы под белейшим накрахмаленным платочком. Старенькое , но  излучающее свет белое платье в выцветший зелёный горошек, тоже накрахмалено и тщательно выглажено. И на плече небольшая аккуратненькая заплаточка, из того же материала, только горошинка ярко-зелёная, выделяется как звезда на погонах. Явно сохраненный в шкатулке лоскутик, который подшивают к изнаночному шву. Клюшка, на которую она опиралась и та белая! Она стояла скромненько в сторонке и когда подошел её маршрут, подняла свои изумрудно зелёные, не выцветшие глаза и неожиданно красивым грудным голосом обратилась к двум отвязного вида тинейджерам лет 15-16, которые не обращая ни на кого внимания матерились между собой.
 - Сыночки, вы уж помогите мне по лестнице подняться!
 У парней на лице вместо зверских рож появилось человеческое выражение.
 - Пожалуйста, бабуль, без проблем!


  Собственница
 Шла мимо церкви, на душе скреблись кошки, душа потянула в храм. Купила свечку, подошла к иконе Божьей Матери, укрепила её в подсвечнике и  прочитала пару молитв, которые помнила. Потом просто стояла и своими словами шепотом изливала Богородице свои печали. И уже начинало отпускать, как вдруг меня грубо оттолкнули. Между мной и иконой прошмыгнула одна из тех старух, которые вечно тусуются в храме. Отодвинула меня плечом,  постаралась наступить на ногу. Протерла стекло и,не оборачиваясь ко мне лицом, прошипела:
 - Ходют тут всякие! Чего надо? Твоя что ли икона? Поставила свечу и уходи! А то стоит и стоит!

 Деловая
 Среди яркой и шумной толчеи базара бросилась в глаза бабка. В руках она держала старый-престарый, выцветший до неопределимо серо-буро-малинового цвета пиджак. И когда я проходила мимо схватила меня за руку.
 - Купи пиджак!
 - Зачем он мне?
 - Тебе может и незачем, а мне  хлеб будет!
 - Ладно, вот тебе на хлеб! (вытащила из кошелька 20 рублей).
 - Бери пиджак!
 - Да не нужен он мне, я тебе так дала.
 - Я тебе что, нищенка! Купила, так бери, а за так твоих денег брать не буду!


 Актриса
 Спешу по своим делам, а возле аптеки мне наперерез хромает старушка. Одета очень бедно, одни лохмотья, в одной руке палка, в другой полиэтиленовый пакет - потертый, помятый -  почти такой же старый как она сама. Но на а бомжиху не похожа. На лице страдание, большие бледно-голубые глаза полны слёз.
 - Доченька, болею, а на лекарство 50 рублей не хватает.
 - Ух ты, я столько не дам, но вот на тебе - всю мелочь из кошелька (рублей 20-25 наверно).
 Она тянула за просимой суммой руку с клюшкой, а горсть мелочи туда никак не вмещается! Тогда она протянула мне пакет:
 - Кидай!
 Непроизвольно заглядываю в пакет, а там!!!! Куча пятидесятирублёвок...
 - Бабушка, обманывать нехорошо!
 Маска страдания мгновенно  исчезла, голубой глаз заискрился юмором и задорно подмигнул мне:
 - Жить-то надо!


  Любопытная
 На побережье мускулистые и загорелые парни катают желающих на параплане, прицепленном к катеру. К ним подходит старушенция, в огромном допотопном купальнике. Интересуется - сколько стоит один раз прокатиться.
 - Бабушка, а не поздно ли вам уже, всё-таки возраст у вас почтенный?
 - А мне интересно, что я увижу! После...


  Полиглотка
    1992 год. Самый разгар антироссийской  истерии в Узбекистане. На заборах надписи метровыми буквами :"РУССКИЕ УБИРАЙТЕСЬ В РОССИЮ!".  Единственно кто говорит с тобой на русском - торговцы на базаре, им безразлично как ты говоришь, только купи их товар.
 В магазинах две очереди, узбеков обслуживают в первую очередь, если ты "сибирячка" - то ждешь, когда продавец освободится, да и то  - если подойдёт коренной житель, тебя перестают обслуживать, вырвав товар из рук. Спрашиваешь цену - берут калькулятор и набирают цифры. При мне националисты чуть не прибили кондуктора, паренька узбека который обратился к русской пассажирке на русском языке.
    Все мы усиленно учим узбекский, стараемся даже между собой не говорить по русски.
    И вот во время этого шабаша еду в пригород, с несколькими пересадками. На последнем перегоне слышу только узбекскую речь, рядом со мной кондовая узбекская старуха, которая брезгливо отодвигается от меня. А я уже не ориентируюсь , когда выходить, надо спросить и я начинаю старательно строить узбекскую фразу.
  - Канче...бикаттан... Тахтапуль бикаты...булады?
   Бабка не сразу разбирает мой чудовищный выговор, но поняв, гордо вскидывает голову:
   - Через тири остановка!
   На душе сразу потеплело! Ещё не всё потеряно... И мысли о том, что может быть в этой повальной нелюбви узбеков к нам мы сами виноваты? Если эта кишлачная бабушка говорит на двух языках, а я с высшим образованием - сижу "монолингв".( Кстати, в Европе это слова вежливый аналог понятия "тупица".) Некоторые из нас хвалятся тем, что живут в Ташкенте уже третье-четвертое поколение, а не потрудились выучить местный язык. Кого же тогда винить в наших бедах!!!!!!!!!!!


  Статуя
     Многие вернувшиеся из поездок в Европу, рассказывают о так называемых живых статуях. Люди изображая какой-либо исторический или литературный персонаж часами стоят в местах , где много туристов, и собирают себе на пропитание. Могу поспорить, что европейцы не сами до этого додумались. Одно из моих детских воспоминаний именно о такой живой статуе.
     Бабушка с иконописным лицом, в большой шали, напоминавшей о покрове Богородицы, часами не шевелясь и даже не моргая, стояла в переходе между магазинами.Застывший взгляд был зафиксирован на высоте приблизительно 140 см от земли и приходился на уровне груди проходящих мимо. Она не просила, не смотрела на проходящих, не молилась. Возле ступней стояла маленькая консервная банка и если  кто-то кидал монетку , то и благодарности он тоже не получал. Уходила она когда жестянка наполнялась мелочью и  многие годы и была чем-то вроде местной достопримечательности

   

  Шумахер
 В соседнее кресле парикмахера садится ДАМА лет семидесяти. "Прическа что надо, и сумка что надо, крамольного цвета губная помада". Огромные стильные очки - как у Софи Лорен. Диссонанс - обута в теннисные  туфли.
  - Леночка (парикмахеру), уже начали дудеть, надо отросшие корни восстановить!
  - Кто - дудеть?
  - Другие водители! Как только разгонюсь больше сотни, сразу начинают жать на клаксон и  у виска крутить.  И как они седые волосы умудряются разглядеть на такой скорости, не понимаю!
  - А без седых корней не гудят?
  - Нет!
  - А может не стоит разгоняться до сотни?
  - Что вы, последняя радость в жизни!