Cборник Mузыкальные Mиниатюры

Григорий Сухман
1.           Бериславская коммуна и её славные обитатели

     Знал я человека с очень плутарховским именем - Ликург, первый законник в древней Спарте. Возможно, начитанные родители хотели, чтобы их отпрыск вырос в какого мудреца? Наверняка мне известно лишь, что, работая в горбольнице Белгорода анестезиологом, будучи немного бабником и врачём средней руки, он об этом не задумывался. А вот тот человек, о котором и будет моё повествование, Гектор, тоже имя с греческим уклоном, родился в казацком Бериславе, как и его отец, и дед. Сейчас ему за восемьдесят, и нет близких, кому он хотел бы поведать свою историю на фоне своей малой родины. Занимаясь историографией родных мест, он впадает в такие дали и детали, что дивишься: почему ты об этом нигде не читал? Журналисты, прослышав о нём, пытаются выведать детали его знакомства с Эдуардом Фальц-Фейном, бароном, племянником основавателя заповедника в Аскания Нова, а Гектор там налаживал в своё время ирригацию и много чего может поведать потомкам... Его дед вспоминал деда Владимира Маяковского, чей отец в городской управе был секретарём, переведённым служить на Кавказ (с женой казачкой), знаком был с поэтом Бурлюком (другом поэта Маяковского - оба литератора в начале 20 века встречались в этом городке на правом берегу Днепра, что прямо напротив Каховки). А как он любит Днепр с его плавнями(и помнит его до возведения самого нижнего на Днепре каховского водохранилища, затопившего Великие Луга с 90 деревнями и колоссальныe виноградники его родственников!)
  Когда советская власть на Украине доживала последние годы, с женой Леной Гектор организовывал экскурсии по родным местам, желающих  - отбоя не было. Во время длительных переездов он развлекал пассажиров автобуса чудными историями.
- Маловероятно, что кто-то из вас вспомнит названия всех столицы, бывших на Украине. Сколько Ну, кто может их назвать, сколько их было,а?
Обычно все вспоминали "первую столицу", Харьков, где было украинское правительство до 1934 года, на этом знания туристов заканчивались...
- Должен всех разочаровать, широко улыбался Гектор, кроме Киева и Харькова было ещё аж восемь... Например, Батурин и Глухов, Гадяч и Чигирин, Трахтемиров с Галичем и Бахчисарай. А 100 лет подряд "командовал парадом" Львов - знаете? До тех пор, пока шляхтичи не разогнали оттуда украинских воевод, и не стал Львов польским городом. Он вкратце останавливался на каждом, особо отмечая столицу Крыма, Бажчисарай. Как разрушили его, Екатерина11 запретила и место обозначать! До того на месте Берислава как раз была крепость крымчаков и турок Кизикермен, взятая  гетманом Мазепой в 1695 - турками против казацких набегов как раз и была сооружена!
 А про Харьков - верно, аж в 1917 дали ему большевики первенство над Киевом, а в 1919 официально утвердили столицей. Почему не Киев? Так там в те годы была власть неправильная, именно из Харькова красные двинулись Украину освобождать от врагов советской власти. Там и первый советский небоскрёб построили - вручную!-, Госпром называется, и самую большую площать в Европе организовали, шутка ли - 20 гектаров. Но я вам сейчас расскажу нечто семейное, что мне ближе - история не только правдивая, но и душещипательная...Слухайте сюда, людыны!
Как Советы провозгласили коммуну главным инструментом построения бесклассового общества, коммунизма, весь мир всколыхнулся. Даже в Америке, за океаном начали их создавать... Но буржуи смекнули что к чему - да и перехитрили тамошних коммунаров: нате вам, господа коммунары, пароход с тракторами-сеялками и плывите вы в советскую Россию - обустраивайтесь, покажите нам пример - как что ладное получится - мы к вам и присоединимся. Желающих было - хоть отбавляй! Знаменитый Лев Троцкий тоже из Америки приплыл революцию в Россию доделывать, но раньше! Короче, вся эта коммуна, переплыв Атлантику с её заливами, Средиземным и Чёрным морями, поднялась вверх по Днепру, причалила как раз под Бериславом, разгрузилась и начала пахать да сеять\веять. Надо сказать, там, на пароходе-то, вовсе не пацаны какие-то плыли, напротив, люди убеждённые в правоте дела рабочих и крестьян - точно по Марксу. Или, если кому удобнее, по Ленину. Пароход был не один, не все с тракторами ехали, много было "перманентщиков",- заделать буржуям козу в сарафане "по самое не хочу"... Полно было с "аглицкими фамилиями"- евреи в большинстве!- часть этих героев потом будет  похоронена в кремлёвской стене на Красной площади, некоторые бросятся выполнять секретные параграфы Бресткого мира, например, "семья Николая второго в обмен на западные земли Российской империи", но это - отдельная захватывающая история (http://www.proza.ru/2016/02/18/2057), всяк волен ознакомиться - там всё к документам привязано, однако...

  Гражданская война тем временем закончилась, нАчало что-то хорошее у тамошних коммунаров прорисовываться. Понятное дело, сплошная почти молодёжь, переженились все, детишек нарожали... Впрочем, были среди молодёжи люди даже за тридцатник, об этом чуть позже. Местные казаки не больно-то их поддерживали, но не мешали. И тут одна из коммунарок... влюбилась без памяти, вручает первенца мужу - и едет в Николаев строить - надо же!- новую жизнь со свежим возлюбленным...

  Бедный Давид, муж брошенный! Младенца кормить, в коммуне работать, за девушками бегать - всё вместе в одно и то же время! Тут-то его Тамара, медсестра из местных, "зацепила", попалась на глаза - и зажили они втроём, потихоньку, но дружно. Нелёгкие были годы! Коллективизация началась, пароход с тракторами-плугами большевики прикарманили и загнали всех в колхоз - мол та же коммуна, только от имени советской власти трудящихся, а кому это не понравилось - известно что было, сослали, а чтоб добить инициативу - голодомор организовали. И инициативы не стало! А ведь среди коммунаров-то были и венгры, соратники Белы Куна недобитые, и немцы из не согласных с Карлом Либкнехтом, и просто большевики\меньшевики из лагеря Троцкого... Можно не сомневаться, что в скором будущем вся эта публика попадёт в лагерь "иностранных агентов", да только они об этом тогда и не догадывались - идея, марксисткий "призрак коммунизма" высоко летал над ними, не разглядишь с земли. И сгинули почти все - за призрак.

   Но я не об этом, а про судьбу пацанёнка скажу, брошенного матерью. У него, Гриши, вскоре обнаружились способности феноменальные по музыкальной части. После установки радиоточек в почти всех селениях, прежде всего в школах и сельсоветах. мальца было не оторвать от них даже пряниками, если музыкальная классика - за уши силой не оттащищь! Но это пол беды - он эту музыку всю потом...пел! И все арии  всех опер наизусть знал, и все скрипичные или какие ни есть концерты насвистывал - заслушаешься!

    И на десятилетие потребовал себе в подарок...Скрипку! Хочу инструмент "скрыпочка"- хоть умри (тресни, окочурься - нужное подчеркнуть). Пришлось изловчиться да и купить. Бродячие доброхоты-цыгане да кое-кто из местных показали, как из неё звуки извлекаются - и началось! Всё, что он слышал, Гриша перекладывал на струны - выходило "лучше оригинала" - так о приёмном сыне Тамара рассказывала, впрочем, он её называл мамой без всяких кавычек. Так и закончил школу со скрипочкой под мышкой, там и повестка пришла ему в Красную Армию - и в аккурат перед началом войны с фашистами. Попал наш слухач феноменальный в музыкальный отряд, что бойцов и на передовой, и по госпиталям развлекал всю войну. В анкете у него родители не числились - что с сироты возьмёшь?- так и кантовался по дорогам войны. А что, сказать про отца, что он "американский коммунар"? - ну так прощай ансамбль, здравствуй Сибирь с 58-й статьёй: это он понимал и везде писал "сирота"- так оно спокойнее. Для всех...

    И что же отец? Да тоже научился понимать - обучила его советская, стало быть родная, власть с небольшими перегибами - "лес рубят - шепки летят", пусть они и коммунистические. С началом войны встал вопрос - куда деваться? На восток - так под каким видом? Американским шпионом стать - загремишь по статье, это в пятьдесят-то лет? И порешили коммунары, уже видавшие виды, заховаться, спрятаться. Давид был не одинок в своих сомнения, подумалось им, что лучше немцев пересидеть под "американским флагом". Так и случилось: он с соседом по двору, брадобреем, венгерским евреем, переговаривались исключительно по-английски на людях, а чинить технику тоже кому-то нужно - он пристроился механиком по починке всего на свете, а парикмахер Лайош - как стриг\брил сначала коммунаров, потом продолжил и немцев - всё под пристальным оком полицаев, в основном, украинцев. Немцы, надо сказать, составляли солидную часть населения южной Украины до войны, но не высовывались, и не все из двухсоттысячной их популяции юга Украины, "Новый порядок" гитлеровцев приветствовали... В конце-концов, этот немецкий порядок не сильно отличался от их, уже установленного - в том же Бериславе была отдельная немецкая улица, чистая, с добротными домами и палисадниками, с уважительным отношением к своим работящим соседям - украинцам, евреям, русским.

    Понятно, что фашисты назначили главой оккупированного Бериславля человека из "фольксдойче", как бы своих. И посыпались к нему доносы: тот - еврей, этот - коммунист, а эти две девицы - из комсомольской ячейки. Но не все доносчики владели немецким, так что рапорта наверх о выявленных "злодеях" писал сам бургомистр со товарищи, и выходило, что как раз... заявители и выходили врагами нового порядка! И наказание им одно на всех - вешать. И висели в острастку прочим холуям - пример "как Не Надо себя вести". Помогало! Сколько жизней спас этот "фашист"! В частных беседах он простыми словами объяснял гражданам, что нехорошо доносить на ни в чём не повинного человека, вернётся прежняя власть - как в глаза соседу будешь смотреть? И это доводил до сознания населения Немец, не коммунист упаси господи, а просто верующий в Бога человек, лютеранин. И эти слова люди запомнили! Когда Советы вернулись и арестовали этого бургомистра(по доносу спасённых им же человечков верноподданных!), весь посёлок вышел на площадь - воспрепятствовать аресту достойнейшего из них! Не помогло. Зато несколько человек исчезло из поля зрения односельчан за короткий промежуток времени... По слухам, они нашли своё прибежище в мешках с грузилами, которые скидывали в Днепр ночью втихаря - старинный казацкий способ казни врагов. Некоторые из жителей Бериславля ушли с немцами на запад - от греха подальше - неровен час кто донесёт, как он брил оккупантов, и ни единой глотки им не перерезал при этом. Казаки о таких вот и побеспокоились.

А что же наш скрипач Ягодкин из ансамбля? Он сильно продвинулся - и совсем не по струнной линии. Однажды на гастролях ангина прихватила солиста большого театра, где он к концу войны уже подвизался. Провал! Скандал! Кто арию петь-то будет? Где за сутки до заявленного концерта солиста найдёшь на гастролях в провинции-то? И тут Ягодкин наш и проявился: знаю эту партию как свои пять пальцев. И спел! На бис! Довольно быстро он освоился в ГАБТе уже в основном составе - на зависть кое-кому. И квартиру получил в Москве, и женился, и двух дочек родил, и подкопаться никто не может. Жил себе припеваючи, что сыр в масле катался. А на дворе стояли крещенские морозы сталинского террора, печатают статью Фадеева о бесклассовой позиции некоторых псевдописателей, вроде А.Ахматовой, вот уже дело врачей на передовицах газет - евреям грозит отправка в лагеря "для спасения от праведного гнева толпы"- ничем не лучше фашистких лозунгов. Тут-то товарищу Сталину товарищ Берия и помог умереть... Обвинения с политических снимут за отсутствием состава преступления, пройдёт 20 съезд КПСС, заклеймивший режим  сталинский как террор против народа(и сделает это Хрущёв, безобидный правительственный паяц в бытность "пахана", на лысину которого Сталин пепел из трубки своей, постукивая, вытряхивал!)   

Вернувшийся домой в Берислав Ласло приехал, продолжая работать цирюльником на благо односельчан, опять оказавшись соседом Ягодкина-отца. Однажды, будучи в Москве, он проходил возле ГАБТа и увидел на афише фамилию "Ягодкин". Зашёл в кассы, осведомился - откуда он. Откуда-то с юга Украины. И его осенило: он попросил - и получил!- телефон гримёрной... День выступления был известен, и Ласло с соседом ошарашенным бросились на почту - именно оттуда можно было заказать междугородный телефонный разговор. И он состоялся! Ягодкин-младший нехотя, в гриме, подошёл к телефону и нет, не упал в обморок - после минуты разговора он... расплакался! Сомнений не было: он узнал голос родного отца(не мудрено при абсолютом слухе). Почему не искали друг друга после войны? Да боялись! Один запрос мог погубить и "сына врага народа", и "американского шпиона". Такое было время! Зато выдержка спасла обоих... Потом уже сын пригласил телеграммой отца, говорил по телефону из московской своей квартиры, не боясь даже доносов и обвинений  в непатриотизме...

   На лето он привёз к дедушке всю семью - и жену, и дочек, критически выслушав рассказ о спасении семьи на фоне истории несостоявшейся бериславской коммуны. Оттуда съездил в Николаев с подарками, нашёл там биологическую мать, простил её - муж второй к тому времени у неё погиб, других детей у неё не было. А дочки его потом весь год вспоминами свои каникулы на Днепре и всё спрашивали, когда же ещё их повезут к родному дедушке в гости, на речку.

....История эта от начала до конца истинная, и пришлось лишь изменить имена - рассказчик очень не хотел, чтобы его "вычислили"- всё это разворачивалась у него на глазах, он сам был в оккупации, видел повешенных предателей, а его отец жил бок о бок в Бериславе с обоими бывшими коммунарами - он во время войны был пленён, попал в американскую зону оккупации и вернулся домой, уцелев... Ему было о чём поговорить потом с бывшими "американскими коммунарами", соседями по родному Бериславу...

Автобус прослушал рассказ экскурсовода не пикнув, и в конце разразился овациями.
24.9.2016   
               
  Старость как радость

   Старость - не радость: все знают. Вот толкнул внучек нечаянно дедушку в погоне за сестрой - тот заохал, схватился за поясницу, глядит с укоризной на "обидчика".
- Что случилось, дед, что ты так на меня смотришь, не по-доброму?- вопрос внука.
- Вот доживёшь до моих лет - узнаешь!- бурчит дед и со вздохом отворачивается...
 
Но мы тут не о всяких физических недугах, связанных с возрастными изменениями костно-мышечной системы, собрались поведать, а, скорее о весёлых последствиях этих самых недугов, которые самим носителям не вредят, а вот фурор произвести могут вполне. И пусть я околею на месте, если хоть слово тут будет сказано не о том или не так!..

   Знал я одного струнника, игравшего на скрипочке в одном очень уважаемом оркестре Израиля. Попал он туда очень давно, а в Израиль - ещё раньше, будучи уже умевшим пиликать на инструменте. Сразу после "хрустальной ночи" в ноябре 1938 его родители не стали ждать светлого будущего и очередного погрома в родной Германии и смогли уехать в подмандатную Палестину, заняв подходящие должности по квалификации на новой земле, что дало возможность не только прилично жить, но и обучать ребёнка игре на струнных. Менахем, так звали нашего героя, закончил академию музыки (её аналог в СССР назывался"консерватория") и прочно осел на стуле в оркестре, уверенно управляясь с любой альтовой партией. Играл он отлично, претензий к нему не было, как не было и возможности от него избавиться - он давным-давно получил статус "незаменимого", и поток отличных музыкантов из развалившегося СССР, жадно искавших работы, никак его прочное положение в оркестре не менял, хотя коренных жителей Израиля в том оркестре скоро осталось не более четверти. Да и чего менять, если даже поговорку люди придумали "от добра добра не ищут". В общении он был замечателен, всегда старался помочь новым репатриантам хотя бы словом - все трудовые законы он знал назубок и очень любил шутить.

   Со временем стали замечать не то чтобы халтуру в его игре - ноты он брал чётко и все интервалы соблюдал безукоризненно - а отставание от прочих. В оркестре это звучит некоторым диссонансом, если кто-то вступает с опозданием. Особенно это раздражало музыкантов, сидевших рядом (и, разумеется, переворачивавших нотные листы). С каждым годом это отставание усиливалось, на все замечания (потом, после игры!), он вежливо кланялся, соглашаясь и обещая к следующему концерту все поставить на место, но это для порядка, ибо на самом деле Менахем не очень понимал, что от него хотели - все аудиции он проходил "на ура"- придраться было не к чему, ни к звукоизвлечению, ни к технике. На длинных паузах он просто засыпал, кладя смычок на бёдра, дабы не искать в случае чего. Успевал ли он выспаться - это другой вопрос, зато догонять ему приходилось всегда - и никакая сила сдвинуть его не могла, до пенсии ему оставалось "допердеть", как выражались оркестранты-коллеги, несколько месяцев.

На одном из концертов, где было немало возможностей положить смычёк, освободив руки для удобной позы соснуть, держась за гриф, Менахем превзошёл самого себя: начисто отключился! И когда его сосед ласково пихнул его по ноге, он встрепенулся и рьяно продолжил свою партию(Он всегда помнил, где остановился!), но беда состояла в другом: он отстал на... целый такт. Вся альтовая группа выполняла уже "пиццикато"*, а он допиливал "Стаккато"**, что вызвало не просто диссонанс в игре всего оркестра, а и смех в зале: зрители заметили его старание! Здесь совершенно необходимо вставить ремарку: на симфонические концерты в Израиле ходят люди подготовленные, отнюдь не случайные, и билеты совсем не бесплатные. Таким образом Менахем обратил на себя пристальное внимание всего зала - даже несколько хлопков произвели, что вообще было нонсенсом, как и то, что смычёк он держал за "неправильный конец", наоборот то есть. Но за такое "мастерство" невозможно ветерана с работы гнать, ей богу...

   Ох и повеселил же он всех - об этом оркестранты до сих пор вспоминают с хихиканьем и вздохами, разводя руками. А что Менахем? Да ему давно всё равно. Тем более на пенсии.
* - извлечение звука из струны щипком пальцев
**- извлечение звука движением смычка вверх-вниз
18.2.2017

2.                Гастроли от супервайзера

    Вирджиния была потрясающим антрепренёром. Таких просто свет не видал! То, что удавалось ей произвести небольшим повышением голоса с одновремённо внятным произношением слов родного английского, не удалось бы и самому господу Богу - и при этом никто не чувствовал себя обиженным или ущемлённым в законных правах. Впрочем, у самих музыкантов мнение это не совпадает с моим. Не будем о грустном.
    Среди них, кстати, ходила весьма обоснованная хохмочка, смысл которой состоял в том, что слегка елозя смычком по струнам, можно прыгать с континента на континент. Про годы обучения владениею этим самым смычком в хохмочке не было ни слова, ибо выглядело бы странно спросить, скажем, врача, учился ли он вообще в школе. В давние совковые времена это был один из немногих способов посмотреть цветной мир собственными глазами, а не через экран чёрнобелого телеприёмника: зарубежные гастроли советскими музыкантами воспринимались как манна небесная, благодать неописуемая и даже источник небольшого дохода на фарцовке ширпотребом.
Боже мой, как же давно это было! И если было - отнюдь не для всех желающих! За такое место надо было бороться, клятвы писать верноподданические, и не только клятвы. Рассказываешь внукам - не понимают. Даже языка, что особенно грустно...
    Четверть века спустя те, кому удалось укатить за границы советской империи, ощущали себя, устроившись в "западном" оркестре, чем-то вроде избранников, которым положены заграничные гастроли с просмотром по ходу пьесы тамошних, иноземных красот по статусу. Воистину, всё познаётся только в сравнении...
    Итак, струнный ансамбль из Иерусалима имевший звучную вывеску "Струны царя Давида" рванул осваивать южноамериканские просторы с джунглями, сельвой, горами и, вы не поверите, современными городами, где существовали не только коммунисты, но и обычные люди, чьи уши просто жаждали услышать живую культуру в виде звуков библейских скрипочек, извлекаемых потомками тех же кровей, что и сам Царь Давид. По правде говоря, эти обычные люди не составляли большинство жителей стран латинской Америки, зато они могли позволить себе отдельные школы с магазинами, огромные, частные латифундии с охраной, где смог бы поиграть для них знаменитый ансамбль скрипачей - ограждались они, почему-то не без оснований,  от демократического быдла, представители которого норовили заскочить в гости, "играя в бомбы как в мячики", но чаще - с мачете и автоматами.
    Итак, Вирджиния везла в какой-то южноамериканский Мухосранск, по согласованному заранее турне, струны царя. Да-да, знаменитый ансамбль заезжал в такие, бывало, дыры, где гонорара не хватало на предоставление ночлега музыкантам, и тогда антрепренёр доплачивала из кровных - контракт есть обязательство быть там-то, тогда-то, и дать такой-то концерт с тем, чтобы на утро вылететь в столицу Уругвая, Монтевидео. Фокус состоял в том, что самолёт в Мухосранск никак не хотел прилетать из-за непогоды, разразившейся над западной Атлантикой, а самолёт, на котором музыканты прибыли в пункт пересадки, стоял в ожидании лётной погоды, готовясь взмыть по команде от диспетчера прямиком в...Монтевидео! Час сидим. Два сидим... Тут самого мододого из ансамбля, Виталика, осенило: а на хрена нам ждать самолёт в эту дыру, коли денег за концерт не хватит там и ночлег оплатить, а потом добираться сюда же, с тем, чтобы вылететь из аэропорта, где мы сидим, в Монтевиде?. А не лучше ли нам сию секунду опять в тот же самолёт , привёзший нас сюда, перепрыгнуть - и прямиком в столицу Уругвая? Заодно и отдохнём перед концертом. С тим предложением он и обратился к Вирджинии. Она мигом просекла ситуацию и, как когда-то Гагарин, воскликнула: Поехали! Тут же вызвонила неведомыми струнникам путями супервайзера
...Проявился средних лет, судя по голосу, мужчина. Антрепренёрша строго и нежно осведомилась в свойственной ей манере,супервайзер ли он.
- Нет мэм, я мистер Коррибара, заместитель супервайзера.
- Но Вы же хотите быть старшим супервайзером, не так ли?
- Разумеется, мэм, но ведь контракт необходимо соблюдать, не так ли?
- Да, но бывают исключения. Слушайте меня внимательно, и я помогу Вам стать тем, кем вы желаете. Рейс к вам многократно откладывался из-за погоды. Мои музыканты из святого Иерусалима, весь ансамбль "Скрипки царя Давида", не могут бесконечно ждать у моря погоды, они очень устали, голодны и нуждаются в незамедлительном отдыхе, продолжение наших гастролей под вопросом. Вы же католик, уважаемый?
- Разумеется, мэм, я верующий человек.
- Так вот. Из-за неприбытия самолёта в оговорённое время гастроли "Скрипок царя Давида" от-ме ня-ет-ся! На вас возлагается от имени знаменитого ансамбля разрешить все возникшие непредвиденные недоразумения на месте, включая двусторонние финансовые обязательства. Вы улаживаете неприятности, я помогаю Вам в карьере!
- Конечно, конечно мэм, я Всё понял...
Ещё быстрее Вирджиния разобралась с администрацией аэропорта.
- Если этот самолёт вылетает в Монтевидео, верните музыкантов знаменитого ансамбля на их места - вот билеты на  рейс. Помогите незамедлительно нам успеть!
    К ужасу прикимаривших пассажиров ждущего вылета самолёта, те самые люди с большими скрипками в футлярах, покинувшие лайнер три часа назад, весело заняли те же места, где недавно сидели. Распогодилось, и через пару часов рейс благополучно закончился в столице Уругвая - Сан Фелипе и Сантьяго де Монтевидео.
    Члены ансамбля не только отоспались в отеле, но и совершили неспешную прогулку по городу с таким длинным названием. Кроме кафедрального собора с фонтаном, весьма похожего на другие, что они уже видели, и очень симпатичной церкви Саградо Фамилиа, на центральной площади они впечатлились от самого высокого здания в южной Америки(100 метров высоты на момент постройки в 1928), предназначенного первоначально для отеля. Нет-нет, их отель был куда скромнее - за этим проследил мужик с памятника на коне возле небоскрёба, Хосе Артигас. Между прочим, когда зажигают огни на крыше этого паласио Сальво (братья, на свои 650 тысяч песо построившие здание), то они видны в столице Аргентины, Буэнос Айресе, разделённого водами залива Ла Платы в более чем 200километров от Монтевидео.
3.9.2016

3.         Сиротский дом и японская конституция

   Российская империя выплеснула из-за черты осёдлости в океан культуры известное только богу количество музыкантов экстра класса, их прилив поднял настоящее цунами в мире исполнительского мастерства, затопившего не только Европу с Америкой, но и...Японию. Фамилии? Пожалуйста! Скрипачи Егуда Менухин с Яшей Хейфецом и Давидом Ойстрахом, пианисты Владимир Горовиц с Артуром Рубинштейном и Лео Сиротой. Вот о последнем и пойдёт речь...
Родившись в 1885 в Каменец-Подольске, Лео начал учиться игре на фортепиано в возрасте пяти лет. В возрасте девяти лет он уже давал концерты,а когда ему было одиннадцать, уже давал уроки ученикам старше себя и ездил в концертные турне, чем привлёк внимание композитора Игнация Падеревского (будущего премьер-министра Польши!), который пригласил мальчика учиться у него. Родители Лео, однако, чувствовали, что сын талантлив, но слишком молод, поэтому он продолжил образование в консерваториях Киева у Григория Ходоровского, а затем и Санкт-Петербурге  в классе Александра Глазунова.
    В 1904 году он поехал в Вену, чтобы учиться у Ферруччо Бузони, который поспособствовал дебюту молодого пианиста в Вене, где они вместе исполнили Сонату D-dur, написанную Моцартом для двух фортепиано. В Берлине Сирота начал концертную поездку по странам Европы с оркестром Сергея Кусевицкого. В 1921-1924 годах Лео Сирота уже вел мастер-классы во Львовской консерватории. 1923 года в Вене у него и жены Августины Горенштейн, сестры известного венского дирижера Яши Горенштейна, родилась дочь Беата. Во время гастролей в Москве Лео Сирота получил приглашение от правительства Маньчжурии. На его выступлении в Харбине побывал ведущий японский композитор того времени Косаку Ямада. Он сразу же пригласил пианиста выступить в Токио.
    Так 1928 Лео Сирота впервые попал в Японию, где дал 16 концертов (он приехал туда после гастролей во Владивостоке и Харбине), а в следующем году, уже с женой и единственной дочерью, поселился в Японии, где возглавил фортепианный отдел Токийской императорской академии Уэно. Вместо запланированных шести месяцев пианист прожил в Японии 17 лет. Его дочка училась вместе с детьми дипломатов и специалистов из Европы, где она освоила, кроме уже родных русского с немецким, также французский с испанским, не говоря о японском! Ах, как все эти языки вскоре, во время войны, пригодятся ей в США, куда она приедет с родителями учиться в 1939!.. Лео предлагали квартиру, работу, надвигалась война и ухудшение отношений между Америкой и Японией, но он заявил:"В консерватории ждут меня ученики. Я должен к ним вернуться”.Сирота любил жизнь в Японии, любовался ее природой. Он часто посещал летний курорт Каруидзава и горячиуе источники в Хаконэ.
   С 1931 Лео Сирота стал преподавать игру на рояле в Токийской консерватории. То, что такой яркий представитель русско-европейской школы фортепьянной музыки  жил и работал в Японии в период после Первой мировой войны вплоть до 1946 года, является удивительным и почти невероятным фактом в истории искусства современной Японии! Блестящий пианист-виртуоз Лео Сирота также доказал свою выдающуюся способность музыкального педагога, при нём технический и музыкальный уровень студентов фортепьянного отделения консерватории существенно повысился за короткое время. Профессор продолжал частные уроки в своем токийском доме, кроме того, он часто ездил в город Асия в западной Японии, где в те времена проживало много деловых европейцев и богатых японских бизмесменов. Там он давал концерты и частные уроки. Среди тогдашних учеников Сироты можно найти имена тех, которые в последствии стали известными концертными пианистами и знаменитыми педагогами. Среди них выделяется Такахиро Сонода, ставший в 50-х годах самым известным пианистом японского происхождения, игравшим в странах Европы. Одни из них учились у Сироты в консерватории, а другие брали у него уроки частным бразом. К нему на занятия ходили и дети иностранных дипломатов, наведывались студенты даже из стран Азии. Известна история с Анатолием Ведерниковым, гражданином СССР, проживавшим тогда в Маньчжоу-го. Он приезжал в Японию, чтобы учиться у профессора Лео. (В дальнейшем Ведерников сам станет профессором Московской консерватории.) Сирота заметил большие способности своих японских учеников  и предсказал, что когда-нибудь Япония станет одним из мировых центров фортепьянной музыки. Это были очень смелые слова, если учесть тогдашнюю общую экономическую и культурную отсталость страны, но прогноз оправдался!
В ноябре 1941 года из-за своего еврейского происхождения он был лишон гражданства Германии. И всю Вторую мировую войну, когда дочь Беата училась в США, вместе с женой  Лео бедствовал в горном селе под домашним арестом, как и все интернированные иностранцы.( То же самое сделали с японцами и американцы,  когда потребовались абсолютно лояльные граждане США, владеющие японским, сыскалось таких аж...66 человек во всех штатах вместе). Однажды его посетил местный крестьянин с ...афишей концерта маэстро! Где он её раскопал, неизвестно, зато, удостоверившись, что это "тот самый", хорошо помог ему с продуктами и дровами, к огромному удивлению музыканта. В 1946 супруги переехали в США. Сирота устроился на работу в Институте музыки в Сент-Луисе, местные радиостанции охотно пользовались музыкой в его исполнении.
    А что же любимая и единственная дочь, Беата? Собственно, именно её смерть (от рака поджелудочной железы в канун 2013 года, о чём поведала "Нью Йорк Таймс") подтолкнула меня написать эту статью.
 Беата провела в Японии в общей сложности 10 лет. В 1939 году родители отправили ее учиться в США, а сами остались в Токио. После Перл-Харбора всякая связь с Японией прекратилась. Девушка осталась без связи с родителелями и без денег. Помогло то, что недостатка в переводческой работе для человека, знающего английский, японский, немецкий, французский, испанский и русский, в США не было. Беата занималась мониторингом японского радиовещания для американского правительства и в 1945 году получила гражданство США. Чтобы попасть в капитулировавшую Японию, где она надеялась найти родителей, Беата устроилась работать переводчиком при миссии генерала Дугласа Макартура, фактически военного коменданта побеждённой страны восходящего солнца. В Токио она оказалась только под Рождество.
...От дома, в котором семья жила до войны, осталась одна обгоревшая колонна. Тем не менее, родителей – удаленных из столицы и находившихся на грани голодной смерти – ей найти удалось: надо полагать, уровень её японского сыграл в этом определённую роль. В феврале миссия генерала Макартура, начальника оккупационных сил США, приступила к работе над послевоенной конституцией Японии. Беата оказалась единственной женщиной среди двадцати с лишним человек, писавших ее текст и обсуждавших его с японскими властями. Она настояла, что в основной закон должна быть внесены две статьи, гарантирующие равноправие женщин. О том, что до войны японские женщины находились в полной зависимости от мужей или их отцов, не имели имущественных прав и права на развод, во время прогулок всегда шли на шаг сзади своих мужей, она знала по опыту жизни в этой стране. Именно с её подачи одна из статей новой конституции утверждала равенство всех перед законом, вне зависимости от пола, расы, веры, социального и семейного положения, а другая прямым текстом гарантировала женщинам имущественные права, право выбора супруга и право на развод и детей. Фокус состоял в том, что на представление проекта конституции Макартур предоставил сотрудникам соответствующего отдела... ровно неделю. За это время Беата проштудировала 10(!) основных законов разных стран и выбрала в них такие параграфы, что её начальник в миссии, генерал-лётчик и юрист Уитни Кортнер, возмутился:"Да у нас в Америке у женщин таких прав-то нет!" В ответ Беата расплакалась...В конце концов, автору этих продвинутых статей было только 22 года.
   В 1947 году утверждённая парламентом и Императором Конституция Японии вступила в силу. Как бы голосовали за неё японские депутаты, зная что автор -девчонка? Вопрос...Большой вопрос, зная их воспитание и средневековые нравы!
    Беата Сирота вышла замуж за главу переводческой службы американской разведки в Японии и уехала в Штаты. С начала пятидесятых она занималась организаций гастролей и записей азиатских музыкантов в США. Обязанная хранить  тайну О своей роли в деле освобождения японских женщин, мисс Гордон-Сирота поведала прессе о ней  в самом конце жизни. Как именно она приложила руку к тому, что вот уже две трети века женщины Японии пользуются правами,  которые их бабушкам и не снились,Беата написала в книге «Единственная женщина в комнате», вышедшей в 1995 по-японски, а через 2 года - и по-английски.
 И даже дала интервью "Голосу Америки" на эту тему в 2007. По-русски!
январь 2013


4.                Или правда, или ничего

Скрипачём он был - настоящим. И не потому, что он жил музыкой, и не потому, что учителем его был знаменитый питерский профессор Ауэр,, а потому, что так считали его "братья по классу", то есть сами скрипачи, коротых, надо отдать должное советской власти, было изрядное количество. И секрет этого был прост и нагляден, как свежий огурчик: только так можно было заработать место под солнцем, включая пусть подконтрольные, зато совершенно заграничные командировки – демонстрировать лицо народной власти с её культурными достижениями. Конечно, были среди той плеяды ученики знаменитого одессита Соляртинского, успевшего прогреметь до 1917 года, но присваивать чужие достижения никто и никогда не стеснялся. А вот фамилии его я называть не буду! Чтоб заинтриговать, разумеется, зато доподлинно известно, что лауреатом конкурса им. П.Чайковского он таки был – здесь подделки не проскочат, тут вам надо не просто играть, а играть здорово, лучше всех в мире!
   И тут встаёт второй вопрос, для некоторых даже главный – на чём играть, точнее, на скрипке какого мастера свой уровень-то показывать, ведь не секрет, что при прочих равных условиях и технике звукоизвлечения, скрипка Амати прозвучит лучше рядовой, с конвейера, на которых в музыкальных школах, при всём уважении к ним, пиликают будущие работники струны.. И на международных конкурсах, вроде вышеупомянутого, только на таких, фирменных инструментах лауреаты играли, и брали их"напрокат" в известных посвящённым хранилищах, а то и у частных лиц – были такие обладатели при советской власти, которая прекратила в какой-то момент грабить всех подряд, поддержав, таким образом, лозунг собственный:"Землю тем, кто её обрабатывает". И стоили такие инструменты немыслимые деньги! Иначе говоря, имевший "достояние" владел Состоянием…
   Незаметно мы подкрались к этому самому победителю конкурса, вёдшему богемный образ жизни, не чуравшемуся засветиться в разных злачных местах столицы в любое время суток с дамой полутени и собачкой, или с двумя дамами, но без собачки, что по статусу его было одно и то же. Разумеется, он уже преподавал скрипичную игру то ли в консерватории, то ли в гнесинке, возможно и в обоих местах, но на красивую жизнь этого мизера не должно было хватать по любому раскладу. Правда, ползали слухи, что он подвизался то ли экспертом старинных инстументов, то ли посредником в этом непростом, ибо очень тонком деле – фактом было то, что ему что-то перепадало, причём с обеих сторон: он точно мог определить истинность инструмента для важного коллекционера из безоблачной заграницы, а значит, определённый процент от комиссии ему перепадал, а бывало, он умышленно занижал цену- да кто ж её настоящую знает!- выкупал у владельца товар и продавал с наваром, серьёзным наваром. И даже делился с кем надо, ибо вывезти такое сокровище за границу, что на замке со времён Дзержинского, было немыслимо – нет советской власти без контроля и учёта! Однако завистники и конкуренты сложа руки не сидели, и докладывали в определённое ведомство о его скрипичных махинациях, точнее, около скрипичных. Ох уж эта богемная, брезгливая, умненькая публика со связями и умением завидовать более успешным!
   Большинству читателей не очень понятно, о чём речь-то идёт, а вот музыканты при выговаривании некоторых фамилий начинают нервничать: ах, как бы я хотел поиграть на скрипочке Гварнери (Страдивари, Амати). Об обладании подобным инструментом и не заикаются – это всё равно, что признать себя миллионером с весьма неоднозначными для них последствиями!..Впрочем, кроме этих прославленных итальянских имён работали мастера и в других странах и делали инструменты не хуже. И никому особо не интересно, что старик Амати был учителем не только земляков из Кремоны Гварнери и Страдивари, но и австрийца Штайнера, или поляк Марцин Дроблич постигал тонкости искусства у прославленного Гаспаро да Сало, и совсем уж поведённые знатоки расскажут, что Николо Паганини играл исключительно на скрипочке Гварнери. Это всё "преданья старины глубокой", чаще всего перекупщиков и коллекционеров интересовали эти странного вида вещицы не как источник чарующих звуков, но лишь как средство сохранения капитала, цены на которое не падает со временем, да и украсить свой домик, похвалиться перед именитыми гостями – других и быть не могло!- не вредно. Кому-то это кажется суетой, а некоторым – смыслом жизни. И этих "некоторых" обманывали! То есть втюхивали подделку!
    Искусство подделывать вещи (характер, лицо, почерк, голос – что НЕ?)- тоже искусство, только вот за макияж вам не будет ничего, а за подделку, скажем, картины с целью обогащения – срок и конфискация. Посему обладатели крупных сумм обзаводились гарантиями – требовали подтверждение специалистов известных страховых агенств об истинности их сокровищ, сертификатов.А специалисты эти могли быть лишь очень известные музыканты, и если они кому-то чем-то не понравились, например, закону, то их выводили на чистую воду, то есть, попросту, сажали "за нарушения социалистической законности".
   По правде сказать, гарантии гарантиям рознь. Если алмаз от фианита легко высветить хотя бы по измеряемому углу преломления света, то скрипочку Маджини или Сториони от копии ни по виду, ни по звуку так просто не определишь. Даже эксперимент делали: просили известных скрипачей в тёмной комнате, с завязанными глазами, определить истинный инструмент от подделки – поиграть на них…И что же? Отгадывание фирменного инструмента мастера  от "конкурента" равнялось всего пятидесяти процентам! Конечно, это может говорить о качестве соперничающей продукции, но когда разница в цене тридцатикратная – есть о чём  подумать… Можно, разумеется, найти разумный компромисс. В 1828 году Жан Вийом в Париже основал мастерскую, имитировавшую скрипки Страдивари и Гварниери в невероятных количествах – три тысячи экземпляров успел за жизнь сделать! По всей Европе развезли его продукцию – и прославили. У каждой теперь цена – несколько  тысяч долларов! С сертификатом, разумеется. Попробуй его ещё получи! Попробуй достояние республики за границу насовсем вывезти! Что это только твоё – никакого значения не имеет. Закон запретит
   Был раз в Харькове случай. Одна неуклюжая барышня умудрилась в раздевалке нечаянно смахнуть , снимая шубку, дело зимой было, скрипочку пришедшего одновременно музыканта…Скрипочке тогда уже 160 лет стукнуло,и, когда она хряснулась струнами вниз, корпусу мало не показалось, хотя она и была в футляре: душка пробила верхнюю деку и сделала инструмент французского мастера, современника А.Пушкина, недееспособным… Ой, что было! Что было? А ничего не было: дама извинилась перед обморочным владельцем – и всё! Да и не нужны советской власти культурно-этнические конфликты: вредитель был коренной национальности, а обладатель сокровища –"простым семитом". Вот если бы наоборот, то…  Не будем гадать. Скрипку удалось привести в "рабочее состояние"- её разобрали по щепочкам, склеили, укрепили и собрали снова. Но! Она стала выездной, ибо уже "не представляла художественно-материальной ценности" для комиссии, выписывавшей эти разрешения на законный вывоз. Зато для владельца – представляет до сих пор, чем он и пользуется в корыстных целях, колеся по не широким, зато израильским просторам.
   Вот и сказке конец. Про эту скрипочку, но не про скрипача, с которого мы начали повествование! Ибо он, отсидев своё, эмигрировал, обиженный на всех. Зато не чудо, что его там, в благословенной загранице, нашли те, кому он то ли должен остался, то ли надул, то ли коллеги по бизнесу зуб на него заимели. Говорят, его тело однажды нашли в петле где-то на Аппенинском полуострове, и, якобы, сделал он это сам. Но не исключено, что доброжелатели помогли…Жалко человека! Да и залы концертные лишились отличного исполнителя скрипичной музыки. Он всё же был крупным музыкантом, а тёмные дела…Как рекомендовали древние " De mortius aut bene, aut nihil"*
* - (лат)о мёртвом или всё или ничего
31.8.2012

5.                Карен бен Мюнхаузен в трамвайном депо

                Марку Лоткину.
Ура! В святой город трамваи  перебросили,  целых 50 штук!.. Привезли - и поставили на прикол(ездить-то пока нет возможности,мало рельсов с добавками),зато есть депо,точнее, открытие его уже состоялось -с оркестром...Симфоническим!
   Я был вызван на струнных играть.Как бы обмывать в Иерусалиме открытие трамвайное. Не сам по себе, а в составе участников, руководимых кондуктором*- настоящим! По простому ежели,его кличут дирижёром. Мы прямо на рельсы причалили...Пончику негде упасть!Между трамваями нас положили и поставили.С инструментами, причём, нашими!Рельсов много,все как один холодные или железные, неуютно совершенно. Играть-то требуется по команде, а пока оная поступила,струны-то к пальцам почти примёрзли: зима,холод - собачий. Перестали пальцы гнуться по причине вышеуказанной, или смычок прилип к морозцу приближающемуся? Голова не помнит ни-че-го.
Нас эдак юпитерами осветили, чтобы для согрева прожарить, но, если честно, стаканчик коньяка внуть греет эффективнее. Игра, кстати,от этого несравненно улучшилась, и вовсе не оттого,что пальцы прижимают гриф-то в месте правильном, а просто они начали гнуться. Отчего-то. Пошла музыка,но - вместе с трамваем..!Он на меня просто поездом наползает,юпитерами размахивает и грозит жизнь потеплевшую оборвать...-Да что я ,Каренина какая, что ли? -
подумалось. Тут меня - бац!- ударила. Мысль в голову: я же Карен,
лучшая и передовая, значит, часть Карен-иной!(НЕ Толстому в уши).
Схватил я потеплевшей лапой себя за остатки шевелюры - ДЁРГ!- взлетел на эшафот...Э-э-э,постамент...Э-э-э,платформу - чёрт их знает,как в депо эту железобетонную конструкцию называют.Спасся, короче.Не зря же у меня фамилия элитная такая!А главное,видя сие чудесное спасение,поезд...э-э-э, трамвай, стал, как вкопанный! В недоумении: куда Каренина, блин, Карен-то пропал! Куда исчез-то без головы(без волос)? Секрет фирмы бен Мюнхаузена.Э-э,Не скажу.
  P.S.Чек успели на постаменте вручить!..Отсроченный на всякий случай.Про голову спросить не успели. Или не смогли. Не помню,
где она у меня, безволосая-то, осталась!Ой,а меня спрашивали?..
*- Konductor(с английского)- дирижёр
24.12.2008

6.                Книжная Закладка

Международная книжная ярмарка.Улыбчивые представители стран раздают сувениры,у немцев это были закладки.Невзрачные какие-то.
Займусь ка, думаю,физиогномикой,вдруг чего угадаю верно? Там простые мордашки изображены,народ ихний.Глянул на нижнюю - вылитый таксист,солидный такой,всё знает - на морде написано. Точно,из многодетной семьи,теперь отъелся. Пальцы пухлые, но их не видно,там ещё перстень, небось.Полному сходству мешает только отсутствие золотой цепи на фоне маечки.Видно, по случаю портрета одел чувак костюм...Глянул на верхнего - вылитый крестьянин,неудачно картошку сдал,или хрюшек:волосы дыбом.На морде сплошное сожаление с какими-то задними мыслями,вот-вот на зрителя плюнет.За плечом подсказывают,что оглох от работы...Ещё бы,трактор,козе понятно!А средний...Явно мужик финансами заправляет,уж больно ехидный.Или в карты режется,шулер - ну видно
же, что-то вычисляет,на роже написано,прямо сквозь меня смотрит,какой-то недобрый.Как пить дать.Ага,вот внизу про них что-то написано.Где мои очки?Гм...Странно!Написано,что все трое - музыканты,знаменитые и немецкие...Батюшки,Кошмар!Нижний - Бах,
верхний - Бетховен,а в середину затесался Моцарт! К чертям эту
физиогномику,то же мне,наука...
ноябрь 2008

7.                Ф. Й. Гайдн. Заметки к 200-летию Бессмертия

Первый вопрос - а кто это, чтобы - в бессмертие? Ах, композитор...Какие-то шлягеры писал? Ах, классику...Нынче, в эпоху рейтинга, трудно пробить дорогу к вниманию публики, если не раскручен, не писали о тебе по поводу и без, если ты не на слуху - не существуешь. Да и жил-то чёрт знает когда! - 250 лет назад. И не умер молодым, как Альбинони, не был глухим, как Бетховен, не писал музыку в детстве, как Моцарт, не было у него с десяток детей, как у Баха - просто не за что зацепиться. Ах, вот нашёл - туберкулёзом болел! Но и тут полно конкурентов из той же братии писателей и музыкантов: Шолом Алейхем и Барух Спиноза, Фредерик Шопен и Максим Горький, Леся Украинка и Антон Чехов - десятки страдальцев! Так что же с ним сегодня-то носятся? Ага,всё таки из многодетной семьи - у папаши 17 детей было от целых двух жён? Вот тебе и сельское хозяйство...Стоп-стоп: выжили только шесть,девочки и мальчики поровну,притом, все пацаны стали музыкантами? Остановимся на этом фактике!
       Родился он в периферийном, австрийском местечек Рорау, возле венгерской границы, в 1732 году, в самой что не на есть простой семье крестьянина,и подпевал отцу во время его певческих опытов. Его абсолютный слух привёл его не только в Хайнбург,где среди прочих наук и основам музыки учили,но даже в кафедральный собор Вены, Св.Стефана: проезжий композитор уважаемого везде собора обратил внимание на редкий дисконт мальчика ,и в восьмилетнем возрасте Йозеф распевал уже там - принятому полагалось как стол с обучением скрипке и фортепиано, так и кровать с хорами. Но после ломки голоса его оттуда выкинули,возможно из-за того,что прослыл изрядным шалуном: однажды от отрезал косичку у господина капельмейстера... Что ему за это было!Но - выгнали, факт, на улицу! Как жил? Да голодал, братец,изредка подрабатывая "подтанцовками" певческими известному тогда в Вене певцу Порпоре,а проще - был его слугой,продолжая самообразование и...сочиняя камерную музыку. Доучился до того, что стал хором руководить в 1759 при дворе графа Морцина - целых 2 года! Там он и написал свою первую симфонию. Именно у него он был услышан герцогом Павлом-Антоном Эстерхази,который переманил его в свой дворец, в Айзенштадт, положив жалованье в 2 раза больше,чем Морцин - 400 флоринов\год! Однако светлейшему герцогу  оставался всего 1год жизни!Но его сменил брат Николай,большой ценитель музыки - так Гайдн попал в его венгерский двор на целых 30 лет! Музыками заниматься.А это включало сочинительство исключительно для нужд двора,исполнение произведённого, ежедневное посещение дворца,присмотр за музыкантами оркестра...
        История - дама забывчивая, потому и записи ведёт. Кто наизусть скажет, при каком австрийском императоре это было? Молчок! Точно также редкий человек вспомнит, который Папа Римский давал работу Рафаэлю с Микельанджело. Вот и получается, что история сохраняет лишь произведения культуры да искусства, а уж именами прилагательными при творцах будут их покровители. Странно,но факт: могущественные люди остались в памяти потомков как работодатели деятелей культуры. Например, как я запомнил  английского Генриха Восьмого? Да его портрет Ганс Гольбейн младший нарисовал, как и тогдашнего канцлера короны, Томаса Мора - автора"Утопии" с золотыми унитазами, казнённого в 1535. Так точно и господин Эстергази попал под зонтик славы подопечного композитора,который его перед Клио не опозорил, а даже наоборот.
     Не шатко не валко тянулась жизнь Йозефа Гайдна,хотя он успел пережить целых два пожара,1768 и 1776,чего не скажешь о сгоревших рукописях сонат и концетов для фортепиано. Гайдна отказались принять в венское общество музыкантов,зато его партитуры были опубликованы в Германии, Франции, Англии, и он получил европейскую известность уже в 1770. Стареющий князь Эстерхази перестал "заказывать" Йозефу музыку, и придворный композитор на свой страх и риск начал писать "для себя"струнные квартеты и фортепьянные трио,не говоря о 104 симфониях(он был одним из основоположников этого жанра!), сочинённых между ссорами с женой и уроками музыки (а среди его учеников,изучавших композицию, можно отметить в 1792 и Бетховена),как и струнных квартетов(83 - на его счету), уже не говорю о 52 фортепьянных сонатах и 24 операх с ораториями ( на этом поприще его, кажется, лишь великий Верди переплюнул!) То есть человек просто жил, выдыхая музыку. И легко представить его ярость, когда, придя домой, он встречал сварливую и бездетную супругу, Марию Веллер, с волосами, намотанными на листы с ЕГО нотами."Во мне вскипала ненависть, я кидался на неё с кулаками...и почему -то всякий раз мы оказывались в постели". Впрочем, этот пикантный пассаж - дело житейское, поведанное рукой самого композитора. Тогда ещё просто не было бигудей (а скандалы - таки да, как и методика их гашения!)Его почитали во всей просвещённой Европе! Во время осады Вены Наполеоном в 1809г у его дома в Гомпендорфе был выставлен почётный караул,а газеты расточали суперлативы на исполнение его многочисленных произведений. За 20 лет до этого в доме венского врача Петера фон Генцигера Гайдн познакомился с Моцартом,между ними возникла атмосфера глубокой приязни, основанной на взаимном уважении и вкладе каждого в музыку.
      И при этой грустноватой, скажем прямо, жизни, менее 8% его симфоний написаны в миноре, оптимизм и юмор просто сочились из его музыки, выдавая подросшего Шалуна, вчера подстригшего капельмейстера, что и сделало его музыку интересной навсегда. Он почти не подражал голосам воды, птиц и воды, как современники, зато широко использовал эффект эха - повтор музыкальной фразы, дабы слушатели, услышав её, во второй раз подпели бы оркестру. А как зазвучали его менуэты? Очень странно, ибо он в трёхдольном ритме перенёс ударение с первой доли на третью, превращая знакомый танец - в другой! Или вдруг делал паузу в месте, где "должна быть" нота, ибо логика мелодии требовала звука. Так он шутил - и продолжает этим заниматься! Да что я пишу - о музыке-то. Её слушать надо. Бессмертную.
2.5.2009г