28. В. Агошков. Ефратово-Тросна. Верховские кн-ва2

Василий Иванович Агошков
28. В.Агошков. Ефратово-Тросна. Верховские кн-ва, часть 2


В 965г войсками Святослава Игоревича был разгромлен Хазар-ский каганат, и русские переселенцы начали заселять земли, ранее принадлежавшие хазарам. На Нижнем Дону возникает русское посе-ление Белая Вежа. К Руси отошли также земли ясов и касогов (осети-нов и черкесов), расположенные на Северном Кавказе. В 60-е годы Xв войско Святослава разгромило Булгарское и Буртасское государства. Русы, по словам арабского историка Ибн-Хаукаля, «отняли у них (бул-гар и буртасов. -О.Р.) все эти области и присвоили их себе».

Святослав победил также вятичей и наложил на них дань. Его сын Владимир совершил на вятичей два похода. Вероятно, не желая подчиняться киевским князьям, вятичи поднимали против них восста-ния. Вятичей покорили только после третьего крупного похода.

То есть получается, что если бы северяне подчинили себе вяти-чей, то в 884 году князь Олег, захватив северян, должен был, по идее, присоединить к себе и вятичей. Однако этого не произошло. И уже Святослав и его сын Владимир позже совершают несколько походов против вятичей. Поэтому если северяне и покорили вятичей, то только часть их, или такого покорения вообще не было. Владимир Мономах писал о покорении вятичей, как об особом подвиге, а тут всего- навсего северяне, которые сами поддаются киевскому князю.

В другом месте я читал о том, что северяне были более прогрес-сивными, чем вятичи, и в процессе освоения приокских земель несли культуру вятичам, создавая у них города. Думаю, что всё это следствие заблуждений: каждый народ и каждое племя по-своему талантливо и прогрессивно, сообразуясь с требованиями среды и условиями выживания. Учитывая, что каждый кулик своё болото хвалит, нужно смот-реть, а где родились те или иные авторы. Летописец киевлянин свысо-ка смотрит на северянина, а историк северянин – на вятича и др.

Владимир раздвинул пределы Руси и на западе. В 981г он за-хватил города Перемышль, Червень и другие. В 983г он победил ятвя-гов и «взя землю их». В следующем году он совершил поход на ради-мичей и также подчинил их своей власти, заставив платить дани и «во-зить повозы». В период княжения на Руси Владимира Святого Киев-ское государство территориально в основном сформировалось.
 
Ядром его была Полянская земля, а столицей стал Киев. Великие князья постепенно осваивали захваченные ими земли, лишая мест-ную знать земельных владений. Уже в конце Xв Владимир Святославич полностью распоряжался захваченными им самим и его предшест-венниками крупными областями.

Собственность киевских князей на земли выражалась в праве раздачи областей, волостей и городов ча-стным лицам для управления и кормления с них. И этим правом вели-кие князья пользовались в полной мере. В «Записке греческого топар-ха», датируемой 60-ми годами Xв, сообщается, что русский князь (Свя-тослав Игоревич?), завоевав Болгарскую землю, не только оставил за греческим топархом его бывшее владение город Климаты («дал мне опять всю власть над Климатами»), но и предоставил в пользование целую сатрапию, «а сверх того, подарил в своей земле достаточные до-ходы». По-видимому, князья при захвате чужих земель стремились подкупить и задобрить влиятельную местную знать, чтобы затем с её помощью прочнее обосноваться в завоёванных землях.

В своей книге «Кром» (1994г) я писал о князе-царе вятичей Хо-доте и его сыне. Поскольку вятичей крестил Кукша, то историки пред-положили, что Кукша и являлся сыном Ходоты, на которого и ходил войною Мономах. Впрочем, были ли во’йны Мономаха с вождём вяти-чей Ходотой, летописи не сообщают. Как бы то ни было, а исключать мирного диалога между Мономахом и Ходотой нельзя. Были «подписа-ны» договоры, согласно которым вятичи платят дань киевлянам.
 
Мономах оставил Ходоту вятическим царём, задобрил его и ме-стную знать. А чтобы Ходота не думал больше сопротивляться Киеву, забрал с собой его сына Кукшу, то ли в качестве дружественного акта, то ли в качестве заложника. Кукша станет послушником Киево- Печерской лавры, откуда он пойдёт просвещать вятичей. Было это 900 лет назад, в 1113 году. По легенде Кукша был убит во Мценском уезде. В прошлом году здесь прошли торжества по случаю 900-летия крещения вятичей.

Правда, настораживает то обстоятельство, что вятичи были покорены Киевом в конце 10 века, а крестить начали их в начале аж 12 века?! В конце 11 века в Муроме уже существала епархия…

При Владимире Святом была учреждена Черниговская епархия. В 1024 попала под власть Мстислава Храброго, брата Ярослава Мудрого, и стала фак-тически независимым от Киева княжеством. После его смерти в 1036 была вновь включена в великокняжеский домен. По завещанию Ярослава Мудрого Чернигов-ское княжество вместе с Муромо-Рязанской землей перешло к его сыну Свято-славу (1054–1073), ставшему родоначальником местной княжеской династии Святославичей; им, однако, удалось утвердиться в Чернигове только к концу 11в.

В 1073 Святославичи утратили княжество, которое оказалось в руках Все-волода Ярославича, а с 1078 – его сына Владимира Мономаха (до 1094). Попытки самого активного из Святославичей Олега «Гориславича» вернуть контроль над княжеством в 1078 (с помощью своего двоюродного брата Бориса Вячеславича) и в 1094–1096 (с помощью половцев) окончились провалом.

Тем не менее по ре-шению Любечского княжеского съезда 1097 Черниговская и Муромо-Рязанская земля были признаны вотчиной Святославичей; черниговским князем стал сын Святослава Давыд (1097–1123). После смерти Давыда княжеский стол занял его брат Ярослав Рязанский, который в 1127 был изгнан своим племянником Всеволодом, сыном Олега «Гориславича».


(С) В.И. Агошков.