Сонк

Борис Миловзоров
В субботу поздно вечером Черепанов ввалился в квартиру с мороза  красный и пьяный. В одной руке он держал необъятную сумку типа «баул», в другой початую бутылку виски. Валерий Иванович громко икнул и разжал руку, сумка лязгнула о потёртый паркет.
-  Серёга, привет! – он протянул бутылку. – На, спрячь до кухни.
- Это как? – удивился Сергей Савин, хозяин квартиры.
- Просто, щас объясню.
    В это время из подмышки рослого Черепанова пискнул требовательный голос с ярко выраженным акцентом.
- Дарагой, потом объяснишь, заплати, будь человеком.
    Черепанов обречённо кивнул и развёл руками.
- Серёж, заплати, а?
    Савин усмехнулся, платить за богатея Черепанова? Такого отродясь не было. Он протянул тысячную купюру, из-под руки Валерия Ивановича выскочила замусоленная ладонь таксиста, но тот её с невероятным проворством перехватил.
- Куда?! – зарычал он. – Сдачу давай.
    Рука нырнула обратно и тут же вернулась с пятисоткой. Таксист испарился, Черепанов вошёл и хлопнул дверью. В коридор выглянула встревоженная Ирина, жена Сергея, увидев незваного гостя, она потеряла дар речи. Черепанов опять икнул, виновато улыбнулся и приложил к губам палец.
- Боже мой! – сказала Ирина. – Немедленно на кухню, пить чай! И не смейте шуметь, девочки уже спят!
- Ты счастливый человек, Серёга, - сопел Черепанов, сидя на табурете, Савин стаскивал с него сапоги. – Вот спасибо! Ты извини, что вот так… а деньги я отдам… кончились все.
    Через полчаса доктор физико-математических наук пил горячий чай и его глаза смотрели в бокал осмысленно и виновато. На кухню в халатике заглянула Ирина.
- Валерий Иванович, есть хотите?
- Нет, Ирочка, спасибо, я уже накушался.
- Бутылку я спрятала, и постелила вам обоим в зале на диване, поместитесь как-нибудь. Спокойной ночи.
    Сергей Савин отпил чай из своей кружки.
- Валер, ты как?
- Уже нормально.
- А напился зачем?
- Не зачем, а почему!
- И почему?
- Мою ЛАСИЮ закрыли.
- Как закрыли?!
- А так! Взяли, и вычеркнули из штата «Лабораторию анализа и синтеза искусственного интеллекта». Им теперь окупаемые проекты подавай, такие, чтобы налоговая на кнопочки нажимала, а денежки в бюджет сами капали.
- Вот это да! И куда ж ты теперь?
- В штаты уезжаю, билет уже купил, там искусственным интеллектом больше интересуются, чем у нас. От тебя завтра в аэропорт сразу поеду.
- А Лена твоя, как же?
- А никак, она замуж вышла.
- Твоя жена замуж?!
- Ага, за главного врача стоматологии, зубы она там у него лечила…. Так что ничего меня здесь не держит. Пошли спать?
- Пошли.
    Черепанов проснулся рано, поплёлся в ванную, потом на кухню, через минуту там зашумел чайник. Савин поневоле проснулся. Посмотрел на часы, вздохнул, всё-таки воскресенье, и тоже встал.
- Доброе утро!
- Привет.
- Что, голова болит?
- Не, Серёжа, душа болит, - Черепанов выложил на стол сто долларов. – Серёжа, это за такси.
- Ты что, Валер, сдурел?! Это много!
- Да, у меня рублей и не осталось уже, - Черепанов задумался. – Серёжа, а ещё я тебе подарок принёс.
- Какой ещё подарок?
- Не знаю, как назвать…. Короче, оставляю тебе своё любимое детище, робота.
- Зачем мне робот, Валера?
- Ну, руки у тебя золотые, столько лет в опытно-экспериментальной мастерской работаешь, повозись, игрушку девчонкам своим сделай.
- Да как же я с роботом….
- Серёж, ну, некому мне его отдать! Этим уродам в институте?! Ни за что! На свалку не могу, он мне как сын родной стал.
- Валер, у тебя инструкция на него есть?
- Ты чего, какая инструкция?! Да, и зачем она тебе? Ну, напишу я тебе, что это адаптивное автономное мобильное вычислительно-программируемое устройство, построенное на основе многослойных персептронов с радиально базисной функцией, и что оно наделено кучей сенсорных датчиков для взаимодействия с внешней средой. Поможет это тебе?
    Савин с ужасом на лице замотал головой.
- Не, не поможет! Я и не понял ничего.
- Вот и не заморачивайся. Если надоест, выключи и в гараж снеси, только не выбрасывай, обещаешь?
- Обещаю, раз для тебя это так важно.
- Очень важно. Вдруг я ещё приеду?
- Конечно, приедешь, куда ты денешься? Валер, а чего робот этот умеет?
- А чёрт его знает! Я его только закончил, почти ничего внутрь закачать не успел. Так, основные команды знает, типа: идти, стоять, сидеть.  Да, ещё говорит, когда подзарядка требуется.
- Говорит?!
    Так в доме Савиных появился робот. Когда Ирина узнала, какой подарок оставил им Черепанов, хотела устроить мужу скандал, но увидев, с каким придыханием тот рассматривает новую игрушку, махнула рукой. Робот оказался похож на Буратино, только нос нормальный, человеческий, прямой с двумя аккуратными дырочками, по бокам уши смешные, глаза круглые, с большими веками, изредка моргали. Это Сергей выяснил, когда включил его. Сердитая Ирина с девочками гулять ушла, а он принялся робота изучать. Робот с мягким шорохом серверов и приводов по голосовой команде исправно вставал, садился, шёл, перед стенкой сам останавливался. Забавно, только как его, полутораметрового, похожего на скелет, девочкам предъявить? Савин выключил робота и убрал в кладовую, потом долго сидел в раздумьях, но так ничего и не решил. Когда дочерей уложили днём спать, Сергей предъявил жене нового члена семьи, та ужаснулась, всплеснула руками и завесила его своим старым халатом.
    Прошёл год. Про робота почти забыли, если не считать, что Сергей иногда, когда семьи не было дома, ставил его на подзарядку.  Неизвестно когда и почему он включил робота и потом не выключил, как неизвестно, сколько месяцев или дней робот простоял в тёмной кладовке, впитывая звуки внешнего мира, но однажды Савин по просьбе жены  пришёл с работы пораньше. Он привычно подошёл к двери детской комнаты, послушать, не ссорятся ли близнецы и, услышав их голоса, собирался отойти, но что-то его остановило. Он прислушался, в голосах девочках слышались непривычные строго-назидательные нотки. И кого они называют Сонком?
- Сонк, неправильно, не надо стоять!
- Надо стульчик обойти, вот так.
      Савин тихонечко приоткрыл дверь и замер в изумлении. Посредине комнаты перед детским стулом стоял робот в его старых шортах и пляжной рубашке жены. Робот моргал и, как показалось, Сергею, моргал чаще обычного, словно он был растерян. Перед роботом на коленках ползала Юля и, переставляла ноги робота, а Катя его поддерживала, чтобы он не упал, потеряв равновесие.
- Вот, Сонк, запоминай, - говорила Юля, - вот так поворачиваешь и обходишь.
- А потом идёшь к окошку и смотришь, когда мама придёт, - подхватили Катя. – Сонк, скажи, мама!
- Мама! – раздалось вдруг из недр робота.
- Ура! – закричала Катя. – Сонк сказал, мама!
    Юля вскочила на ноги.
- Сонк, скажи, как меня зовут?
- Юля, - отозвался робот.
    Савин не выдержал, вошёл в комнату.
- Девочки, - строго спросил он, что здесь происходит?
    Близнец растерянно посмотрели на отца, робот тоже повернул к нему свою голову.
- Кто это? – спросил он.
- Это папа! – ответила Юля.
- И он сейчас нам задаст, - добавила Катя.
    Но Сергею было не до воспитания. Он изумлённо смотрел на эту картину и не мог прийти в себя.
- Девочки, кто вам разрешил играть с роботом?
- Пап, ты не волнуйся, - рассудительно, тоном мамы, сказала Юля, - мы как-то в прятки играли.
- И я его в кладовой нашла, - широко улыбнулась Катя, она поняла, взбучки не будет.
- И давно это было?
    Близняшки переглянулись.
- Зимой, - ответила Юля.
    Савин озадаченно почесал затылок, с учётом того, что на дворе конец марта….
- Девочки, а мама знает?
- Знает, - сказала Катя.
- Она сказала, чтобы мы его не ломали и учили только хорошему.
    Сергей вышел из комнаты и вытер пот со лба. Он был простым механиком в мастерских института робототехники и технической кибернетики, а не физиком и математиком, но и его знаний хватало, чтобы понять, с подарком Черепанова произошло нечто неординарное, почти волшебное.  Он потряс головой.
- Этого не может быть!
    В коридоре хлопнула входная дверь, он бросился к жене.
- Ирина, что за заговор?!
- А, - улыбнулась она, снимая куртку, - увидел?
- Что значит, увидел?! Почему я ничего не знаю?!
- Ладно, Серёжа не кипятись. Что, собственно, произошло? Девочки играют, ведут себя хорошо, я уже месяц, как дышу спокойно. Пусть уж лучше с роботом занимаются, чем хулиганят или в дурацкие компьютерные игры играют.
- Ну, это, конечно, - проворчал Сергей, - но могла бы мне сказать.
- Извини, я всё собиралась, да думала, вдруг ты против будешь, а мне интересно.
- И что интересного?
- Так они Сонка уже читать пытаются обучать! Сами за книжками сидят, рисуют, пишут!
- Ужас!
- Почему, ужас? А я думаю, как раз наоборот, здорово, что они с ним играют.
- И ты, мама, разрешила девочкам играть с этой огромной механической куклой?!
- Куклой?! Вовсе нет! Сонк милый и безопасный.
- Да? А имя кто ему такое странное придумал?
- Катя. Я сказала девочкам, что теперь это их младший братик, и они должны любить его и воспитывать. Юля спрашивает, а кто он тебе, мама будет? Я и говорю, сынок. Тогда Катю и осенило: давай его Сонком звать.
    Савин оторопело смотрел на свою жену, такого он от неё не ожидал. Она улыбнулась, видимо, понимая его внутреннее изумление и поцеловала в щёку.
- Милый, давай просто понаблюдаем.
- Что ж, - Сергей пожал плечами, - так тому и быть!
    Они не стали мешать своим девочкам, лишь иногда присутствовали на «выступлениях». Так дочки называли показы новых достижений робота. Например, сначала они приучили его просить подзарядки словами: «Я есть хочу, пожалуйста». Потом, перед «едой» робот стал послушно понарошку мыть руки, вытирать их о полотенце. Чуть позже процесс подзарядки сопровождался новым ритуалом. После мытья рук робот садился за стол, одна из девочек ставила перед ним тарелку, и Сонк начинал добросовестно черпать ложкой несуществующую еду. Девочки любовались своим воспитанником и спрашивали: «Вкусно?», и он им отвечал, «Очень вкусно!». Самое интересное началось, когда по настоянию мамы, девочки начали заниматься в музыкальной школе. Сергей привёз от мамы Ирины старинное пианино и теперь дочки старательно изучали вместе с Сонком сольфеджио и гаммы. Петь Сонк не пытался, а подбирать мелодии по нотам научился быстрее девочек. Они были уязвлены, тянулись за ним, старались показать, что тот играет «без чувства», «механически». Видимо, это им говорили учителя, но Сонк воспринимал их критику без иронии и постоянно спрашивал, как надо играть «с чувством». Скоро к музыке добавилась школа. Из детской комнаты кроме гамм теперь постоянно слышалось: «один, два, три», «прибавить, отнять», «буква А и буква Ка, напрягись, прочти слегка»….
    Сергей и Ирина полюбили робота, как собственное дитя. Посовещавшись, они решили, что в Интернет запускать «ребёнка» пока не будут, пусть книги читает. И Сонк делал поразительные успехи, скоро домашней библиотеки ему стало мало. Теперь «родители» сами копались в недрах мировой паутины, выдёргивая из неё различные статьи и книги, Ирина больше по классике, культуре и истории, а Сергей – в основном по технике и науке. Впрочем, чрезмерности в обучении робота, как и своих девочек, они не допускали. «У детей должно быть детство! - любила повторять мама. - Пусть играют». Сначала Сонк жил вместе с девочками, а затем Сергей переоборудовал кладовку в его персональную комнату. Пришлось изрядно загрузить гараж всяким хламом, но зато у Сонка появилось личное пространство. Однажды вечером Савин заглянул в комнату робота и обнаружил, что тот закрыв глаза лежит на своей кровати, а на груди у него книга. Он попытался вытащить книгу, но Сонк тут же открыл глаза и спросил:
- Папа, ты зачем мне спать мешаешь?
- А ты разве спишь по-настоящему? – удивился Сергей.
- Да, - ответил робот.
- И сны видишь?!
- Вижу.
- И про что?
- Чаще всего во сне я вижу себя человеком.
    Савин пожелал спокойной ночи, выключил свет и задумчивый явился к жене на кухню.
- Ирина, мне так жалко Сонка.
- Почему же?
- Он видит себя во сне человеком.
- Да? – Ирина присела за стол. – Удивительно!
- Да, для науки это настоящее чудо, но я не хочу его никому показывать.
- А знаешь, напиши Черепанову!
- Я Сонка ему не отдам!
- Серёжа, я уверена, Валерий Иванович и сам не возьмёт, зато подскажет, что надо делать дальше.
- Только сначала надо с Сонком поговорить
- Да, - согласилась жена, - это правильно.
    Черепанов прилетел через месяц. За прошедшие годы он мало изменился, разве что поседел и стал стройнее, что весьма удивило Ирину. Черепанов рассмеялся и сказал, что банально занимается спортом. У него теперь жена американка, потомок выходцев с Украины, приходится держать себя в тонусе.
- Так, дорогие мои, - начал он, закончив официальную часть и раздачу подарков, - я тут получил странное письмо.
- Что ж там странного, Валерий Иванович?
- Вы написали, что мой подарок хорошо себя чувствует и желает встретиться со своим создателем. Что значит, желает?
- Пусть он тебе сам скажет.
- Кто?! – Черепанов привстал со стула, растерянно рассматривая взрослых и непривычно чопорных девочек.
- Кто, кто? – засмеялась Ирина. – Детище твоё, вот кто!
    Она подошла к комнате робота и постучала.
- Сонк, выходи!
    Отворилась дверь и несколько застенчиво из-за неё показался робот, в брюках и рубашке, с модной бейсболкой на большой голове. Он слегка поклонился и сказал: «Здравствуйте, Валерий Иванович». Если бы здесь прошлась говорящая коза, она бы произвела меньший эффект на Черепанова, тот буквально раскрыл рот от изумления, его глаза округлились. Девочки на диване тихо прыснули, но под строгим маминым взглядом, вновь приняли серьёзное выражение.
- Что это? – прохрипел Черепанов, ослабляя галстук на шее.
- Это наш сынок, - сказал твёрдо Савин. – Мы позвали тебя, чтобы посоветоваться, как сделать его человеком.
    Валерий Иванович после долгих бесед с роботом, который как, оказалось, помнил его, и разговоров с семьёй Савиных, категорически оценил своё создание, как чудо, потому что повторить подобный результат современная наука была не в состоянии. Поздно вечером, сидя на кухне за накрытым столом, Черепанов ершил свои седые волосы и то и дело причитал:
- Нет, Сонка из вашей семьи выдёргивать невозможно! Его замучают бесполезными исследованиями. Да и вас, - Черепанов взглянул на Сергея и Ирину, - достанут.
- Валера, что же делать?
- Серёжа, я об этом только и думаю!
    Ирина скоро ушла спать, а мужчины ещё долго разговаривали, попивая американское виски. Уже ночью Савин поднялся и заявил, что идёт спать. Черепанов махнул рукой.
- Серёж, ты иди, а я посижу ещё. Как думаешь, если я с Сонком ещё поговорю….
- Валер, не выдумывай, ребёнок спит!
- Спит?! – Черепанов налил себе виски. – Обалдеть!
    Рано утром пьяный Черепанов вытащил Савина из постели. Тот, ворча и шаркая шлёпанцами, зашёл на кухню.
- Валера, у тебя совесть есть?
- Совесть? Нет, в смысле да, - Черепанов кивнул на стул. – Серёга, ты садись!
- Что, придумал что-нибудь?
- Ага! Тест Тьюринга! – Черепанов сказал это торжественно и победно, а Савин недоумённо уставился на него. – Ты не понимаешь?
- Не понимаю, особенно, когда меня будят ночью.
- Да, утро уже, видишь, светает. Серёж, чайку поставь.
- Или кофе?
- Или кофе.
- Ладно, говори, что умного придумал на пьяную голову.
- Короче, англичанин ещё в 1950 году придумал тест для определения наличия искусственного интеллекта у машин.
- В 1950 году?!
- Да, подожди, не мешай. Суть в том, что машина беседует с разными людьми и должна притворяться человеком.
- Притворяться?
- Не обязательно, можно просто думать, как человек. С девяностых годов этот тест опять стал проводиться. По его условиям, если машина сможет обмануть проверяющих в ответах на тридцать процентов заданных вопросов, то у неё есть искусственный интеллект.
- Ну, хорошо, допустим, а нам-то что с этого?
- А то, что до сих пор тридцать процентов ещё ни одна машина не перескочила, близко подбирались, можно сказать, вплотную….
- Валер, я понял, а Сонк тут при чём?!
- Серёжа, друг ты мой, в этом тесте не задана верхняя граница!
    Савин налил кофе в чашки и сел, на его лице читалось недоуменнее.
- Не понимаешь?
- Не-а.
- Я вернусь в штаты и поставлю вопрос ребром: дополнить тест новым условием: машину, которая обманет сто процентов собеседников, придётся считать человеком!
- Так, кажется, я начинаю врубаться. То есть, если Сонк победит, его официально признают человеком?!
- Ну, вроде того. Тут, конечно казус получится, но он уже будет логический! О, я уверен, мои американские коллеги будут надо мной смеяться, но ради продолжения шутки, примут это условие, - Черепанов схватил Савина за руку. – Только Серёжа, умоляю, до моего сигнала Сонка никуда не выпускай! Ты понял?! Его нет!
- Понял, я понял, будь спокоен, мы с Ириной всё обеспечим!
- А девочки твои?
- Я им всё объясню, они крепче нас тайну хранить будут.
- Ну, давай хряпнем за мою мудрую идею?!
- Давай, чёрт с тобой. Отпрошусь на сегодня.
    Черепанов подрагивающей рукой разлил виски по рюмкам.
- Ох, я представляю их изумлённые ханжеские физиономии! Подождите, вы от меня получите пилюлю!

Иллюстрация из Интернета